Тема урока "Музыкальный калейдоскоп" образовательная квест–игра.
Класс: 4 класс
Форма проведения: образовательная квест-игра.
Цель: глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, развитие творческого мышления и самовыражения через музыку, формирование любви к музыке через творчество композиторов, поэтов и художников.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями.
воспитательные: воспитывать общую культуру, воспитывать умение работать в команде, формирование музыкальной культуры подрастающего поколения.
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развитие знаний и умений в области музыкальной, в том числе, нотной грамоты; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять, анализировать: сопоставлять, сравнивать.
методы: игровой, словесный, беседы, звуковой и зрительной наглядности, моделирования художественно-творческого процесса, музыкального и танцевального общения.
форма работы: групповая
методическое оснащение: компьютер, проектор, экран.
Структура урока-квеста
1. Организационный момент.
2. Введение (сюжет).
3. Остановки квеста (вопросы, ролевые задания).
4. Подведение итогов игры (итоги, награды, эмоции).
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Только урок у нас сегодня не простой, а в виде увлекательной игры. Наш урок называется Музыкальный калейдоскоп. Сейчас вам предстоит увлекательное путешествие в удивительный мир Музыки.
На наших уроках мы с вами говорим о связи музыки и слова, изучаем музыкальные инструменты, узнаем о специфике музыки разных континентов, знакомимся с композиторами и их творчеством, знакомимся с музыкальными жанрами, учим ноты и их расположение на нотном стане, а так же много всего интересного. Все эти знания мы сегодня на нашем уроке-квесте закрепим.
В наш Музыкальный калейдоскоп можно увидеть много мест, посетив которые вам предстоит выполнить задания и получить за них вот такие ноты с буквами (показ) сложив которые в конце путешествия вы узнаете высказывание известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
Чтобы начать нашу игру вам нужно разделиться на 2 команды, выбрать капитана, который поведет вас за собой и придумать название команды.
Представление команд.
Учитель: И так. Команды готовы? Тогда в путь. Чтобы начать игру вы получаете маршрутные листы где указаны остановки вашего путешествия.
(учитель раздает две карты на руки ребятам). Ребята рассматривают остановки, начало и окончание маршрута.
Учитель: Итак, остановка №1 нашего квеста называется «Увлекательный звукоряд». Я буду задавать вопросы. Команда, которая будет давать правильные ответы, будет получать в награду нотки.
Вопросы:
-сколько всего в мире существует нот?(семь)
-как называются 5 линеечек, на которых пишутся ноты?(нотный стан или нотоносец)
-как называется знак, который всегда пишется в начале нотного стана? (скрипичный ключ)
А сейчас загадки:
Эта нота там, где дождик, Сладости и подорожник, С ней и радость, и задор, С ней добрее командор. | Нота-до |
Эта нота есть в гуляке, И в каляке, и в маляке, В землянике на полянке, А еще в стеклянной склянке. | Нота-ля |
Нота говорит: "Мерси!", Ездит только на такси, Обожает мокасины, Силачей и апельсины. | Нота-си |
Молодцы ребята, с вами очень интересно играть! Спасибо за правильные ответы.
Учитель: Сейчас мы должны с вами отправиться к остановке №2 нашего маршрута под названием «Всезнайка». Поехали!
Инструмент русского народного оркестра | А) валторна Б) гусли В) флейта |
Балет П.И. Чайковского на сюжет новогодней сказки | А) «Лебединое озеро» Б) «Спящая красавица» В) «Щелкунчик» |
Как называется большая группа людей, играющих на музыкальных инструментах? | А) балет Б) ансамбль В) оркестр |
Какой их этих инструментов не является духовым? | А) флейта Б) гобой В) кларнет Г) скрипка |
Кто из перечисленных людей не является композитором? | А)Бах Б) Пушкин В) Чайковский Г) Прокофьев |
За каждый правильный ответ получают ноту с буквой. Молодцы, ребята.
Остановка №3 нашего увлекательного урока называется «Прочитай-ка».
Учитель раздает два варианта стихотворений с зашифрованными нотами и ребятам нужно их разгадать.
Команда №1
Команда №2
За правильно угаданный текст получают ноту с буквой.
Учитель: Ребята, теперь нам предстоит посетить остановку №4 нашего урока-игры под названием «Мы-потомки героев»
Здесь, в историческом музее нашей гимназии мы поговорим о песнях, рожденных Великой отечественной войной, о тех, кто создавал эти песни, о том, как они создавались.
Война и песня: что может быть общего? Песни, родившиеся в годы Великой Отечественной войны, придавали бойцам и труженикам тыла чувства солидарности, сплоченности, веру и уверенность в победе. Возбуждая ненависть и презрение к фашистским захватчикам, они звали воинов в бой, вдохновляли на героические свершения. Многие из этих песен стали частью истории войны, ведь они неразрывно связаны с тем или иным событием, происходившим на фронте или в тылу. Каждая имеет свою собственную, подчас очень интересную историю.
Учитель включает песню «Катюша».
Команда, которая угадывает песню, получает нотку.
Учитель: Песня «Катюша» появилась за три года до начала войны. Это лирическая песня о верности пограничника и о любви к пограничнику. Ее с удовольствием пели до войны и молодые, и старые, пели дома и на демонстрациях, тихо и громко. В годы войны ее запели с глубоким и тревожным чувством. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Ее именем окрестили самое мощное оружие тех лет – гвардейские минометы. Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слова, которые помогут его вере в победу. Имя Катюша была таким словом. Даже военные люди, приученные к точности терминологии, стали называть свое орудие только « Катюшами». Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». Песня звучала как гимн и помогала воевать и побеждать! А в сердце народа до сих пор осталась тихой, нежной, лирической песней, которую мы с удовольствием поем в наши дни.
Учитель включает песню «Эх, дороги»
Команда, которая угадывает песню, получает нотку.
Учитель: эта песня родилась в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы. Задумались поэт и композитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему... Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выражение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось: «Эх, дороги...» Вскоре появились четыре коротенькие музыкальные строчки, и на них тут же легли стихи:
Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Спокойно, ровно течет мелодия, но спокойствие это кажущееся, за ним — трепет взволнованного воспоминаниями сердца. Воспоминаниями разными, и среди них немало горьких, страшных... Поэтому где бы ни звучали «Дороги», в какой бы стране их ни пели, даже там, где слова требуют перевода, — и без перевода песню слушают не шелохнувшись. В чем же такая ее сила? Наверное, в том, что побеждает в песне все-таки не горечь, а светлая романтика. И излучает ее мелодия, полная мужественной лирики.
Учитель включает песню «День Победы»
Команда, угадавшая название песни, получает нотку.
Учитель: эта песня стала известной после войны. «День Победы»- это тоже гимн храбрости, мужества, стойкости солдат и работников тыла. И это еще одна правда жизни. Главная "победная" песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня "День Победы" была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.
Учитель:
- Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?
Дети:
- Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.
Учитель:
- Какие песни прозвучали на нашем уроке? (ответы ребят).
Учитель:
-дети, а как называется главная песня страны?
Дети:
-гимн
(Учитель с ребятами исполняют гимн РФ).
Учитель: ребята на этом наша увлекательная игра-квест подошла к концу. Давайте определим команду-победителя. (ребята подсчитывают ноты). После определения команды победителя звучат бурные аплодисменты, и учитель вручает символ музыки в подарок-скрипичный ключ.
Учитель: С обратной стороны ваших подарочных нот зашифровано высказывание о музыке великого русского писателя. Дети разгадывают высказывание и зачитывают.
Дети: «Музыка-это разум, воплощенный в прекрасных звуках» Иван Сергеевич Тургенев.
Учитель: Мы посетили все остановки нашего маршрута «Музыкального калейдоскопа». Надеюсь, наше путешествие понравилось вам и надолго останется в памяти каждого из вас. Я очень благодарна вам за активное участие, за правильные ответы и за хорошее настроение.
В заключении предлагаю исполнить песню, которую мы с вами выучили.
Учитель вместе с ребятами поют песню «Родина моя» группа «Непоседы».