СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная жизнь 30-х гг. С.Прокофьев. Д.Шостакович.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по творчеству Прокофьева и Шостаковича. 11 класс. Учебник Л.А. Рапацкой

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная жизнь 30-х гг. С.Прокофьев. Д.Шостакович.»

Урок 28. Музыкальная жизнь 30-х гг. С.Прокофьев. Д.Шостакович.



Цели:

Образовательные: - обобщить, систематизировать и упорядочить знания учащихся о жизненном и творческом пути С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича посредством методом сравнительного сопоставления.

Развивающие: - развитие аналитического мышления учащихся;

-развитие навыка размышления и рассказа о личности и творческом наследии композиторов.

Воспитательная: -закрепление “слухового багажа” учащихся по пройденным ранее произведениям С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича;

-воспитывать культуру музыкального творчества.

Ход урока.



«Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем…»

С. Прокофьев

Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта — нет творчества.

Д. Шостакович

Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.

В. Белинский


1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя.

Прокофьев и Шостакович. Два великих композитора, имена которых давно стали классикой ХХ века, творчество которых приковывало к ним постоянное внимание критиков, музыковедов, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки.

Прокофьев. Творец светлого, жизнелюбивого искусства. Музыка Прокофьева ворвалась как вихрь, как нечто неповторимое, новаторское в бурное время начала ХХ века. Композитор, всегда остававшийся самим собой.

Шостакович. В его творчестве отразилась сложная, противоречивая эпоха современности. Композитора справедливо называют летописцем истории нашей страны. “Его память, слух, точность мысли и быстрота соображения, умение сразу найти нужное, не тратя много времени на поиски, легкость и непринужденность творчества – во всех этих и многих других качествах он почти не имеет себе равных”, - так сказал о Шостаковиче известный пианист и педагог Генрих Нейгауз.

Сколь различны судьбы этих двух композиторов, сколь непохожи их творческие устремления! Но при этом их жизненные и творческие пути соприкасались, и неоднократно.

3. Биографии композиторов.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в семье агронома. Первой учительницей стала мать, Мария Григорьевна, которая полностью взяла на себя воспитание сына, занималась с ним музыкой, иностранными языками.

Сережу Прокофьева хорошо воспитывали, многому учили, не принуждали, но и не баловали; он рос среди природы, с ранних лет увлекаясь творчеством. Вероятнее всего, именно свободное и гармоничное детство стало драгоценной “прививкой”, защитившей творчество Прокофьева от трагедий времени. И не случайно много внимания композитор уделит впоследствии музыке для детей, да и сам некоторыми чертами своего поведения, привычками часто напоминал непосредственного, всеми любимого большого ребенка.

Самая первая пьеса Прокофьева – “Индийский галоп”. В девять лет, после поездки в Москву, и посещения Большого театра, в 1900 году сочинил оперу “Великан” на собственное либретто.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 году в Петербурге (Ленинграде). Музыкой начал заниматься с девяти лет.

В каком же возрасте появились первые композиторские опыты Прокофьева и Шостаковича и как они назывались?

Первые сочинения Шостаковича появились, когда ему было 12 лет.Они назывались “Траурный марш памяти жертв революции”, “Гимн свободе”.

Обратим внимание на названия первых сочинений Шостаковича.Их появление объясняет тот факт, что в свои 8-11 лет будущий композитор был свидетелем первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

В каком же возрасте появились первые композиторские опыты Прокофьева и Шостаковича и как они назывались?

В возрасте 13 лет и Прокофьев, и Шостакович поступили в Петербургскую консерваторию. Весной 1909 года Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 г. – по классу фортепиано. А Шостакович?

Шостакович также закончил консерваторию и как пианист, и как композитор. Его Первая симфония, написанная сразу по окончании консерватории, сразу же принесла 19-летнему музыканту широкую известность.

Когда же впервые пересеклись жизненные пути композиторов? Вероятнее всего, в 1927 году, когда Прокофьев ненадолго приезжает в СССР и, наряду с выступлениями в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, встречается с друзьями-музыкантами. Именно в этот приезд Прокофьев открыл для себя талантливых молодых композиторов и исполнителей, в числе которых был 20-летний Дмитрий Шостакович.

В 1932 году Прокофьев окончательно возвращается в СССР. В это время Шостакович завершает работу над очередным сочинением, назвать которое я предлагаю вам сейчас по данному фрагменту.

Прокофьев и Шостакович – сложившиеся, зрелые личности. Облик каждого неповторим и по-своему привлекателен. Изучая жизненный путь С.Прокофьева и Д.Шостаковича, сейчас я хочу проверить, насколько прочны наши знания. Я прочитаю описание личности одного из композиторов, а вы попробуйте определить, о ком идет речь:

“Необыкновенная внутренняя сдержанность и дисциплина кажутся мне главными чертами его характера…и теми качествами, что помогли ему…перенести тягчайшие для композитора испытания. Острота мысли, эмоциональная активность не оставляли его до конца жизни…».

Его утонченное лицо с печатью гения на нем, раз увидев, уже нельзя было забыть. Особенными были у него глаза – светло-серые, широко распахнутые, увеличенные стеклами очков и детская, часто беспомощная улыбка… Речь его никогда не была плавной и спокойной – всегда напряженной, отрывистой. Говорил он быстро, как бы торопясь высказать мысль, повторяя помногу раз слова или целые фразы, делая упор на них, если хотел, чтобы собеседник запомнил, обратил на них особое внимание.”

Итак, о ком же эти строки?

Это наблюдение о Шостаковиче принадлежит известной оперной певице Галине Павловне Вишневской.

4. Сравнение обликов композиторов.

Фигуры этих композиторов имеют сходство и в том, что в их творчестве представлены почти все жанры.

Взгляните на таблицу, в ней обозначены ведущие жанры творчества Прокофьева – это опера, балет, симфония; у Шостаковича – симфония и квартет.

Ведущие жанры творчества С. Прокофьева и Д. Шостаковича

Опера

симфония

Балет

квартет

Симфония

 


- Давайте вспомним, сколько опер было написано Прокофьевым?( Восемь.)

- Как они называются?

- Сколько балетов у Прокофьева?( Семь)

-Назвать наиболее известные из них (балет “Золушка”)

Прокофьевым было написано 7 симфоний (вписывает цифру в таблицу), а Шостаковичем? (Пятнадцать).

- Кстати, ровно столько же у него и квартетов. А как вы думаете, почему в творчестве Шостаковича всего 2 оперы и 3 балета?

- Мнения учащихся о резкой критике оперных замыслов композитора, повлекшей за собой отказ Шостаковича от сочинений в этом жанре.

Наступила Великая Отечественная война. Композиторы откликнулись на это важное событие в истории нашей страны произведениями в разных жанрах. Так, Прокофьев занят сочинением оперы “Война и мир” по роману Л.Н.Толстого.

Нужно отметить, что композиторы проявляли интерес к творчеству друг друга. Так, Шостакович отзывается о “Войне и мире” в журнале

“Советская музыка” следующим образом:

“…Будучи в Москве, я имел счастье познакомиться с “Войной и миром”. К сожалению, мое знакомство было довольно беглым и торопливым. Анализировать не берусь. Но мне кажется, что первые 4 картины поистине великолепны. Проигрывая их, я задыхался от восторга и некоторые моменты играл помногу раз, что и задержало полное знакомство: не хватило времени проиграть все”.

Безусловно, выдающимся произведением Шостаковича, которое являяется прямым откликом композитора на грозные события первых месяцев войны, является Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”, в 1 части которой звучит знаменитый “эпизод нашествия”…

Еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему. Тема простая, как бы приплясывающая. Ее сопровождает дробь малого барабана. Она, звуча сначала безобидно, разрасталась затем до огромной мощи, вырастая в огромный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что эпизод был написан раньше. Так что же хотел отобразить этим композитор: страшное нашествие фашизма по Европе или воплощение давления, насилия над личностью (тоталитаризм?) Мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом.

Итак, если учесть, что композитор предполагал дать названия частям симфонии: “Война”, “Воспоминания”, “Родные просторы”, “Победа”, то вполне можно предположить, что звучанием этого эпизода в симфонии отображается нашествие фашизма. При этом нетрудно представить эпизод в качестве самостоятельного произведения: огромная сила воздействия музыки, принцип неуклонного нарастания создают ощущение подавления, гнета человеческой личности.


5. Творчество в 1948-1952 годах.

…10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о борьбе с формализмом в музыке. В формализме, наряду с Шостаковичем, обвинялись С.Прокофьев, А.Хачатурян, Н.Мясковский, В.Шебалин.

Обвинению в «формализме» подвергались авторы и советские художники, писатели и музыканты, не показавшие достаточной преданности партийному руководству.

В сентябре 1948 года Шостаковича выгнали из Ленинградской и Московской консерваторий, где он вел классы композиции. С тех пор он Никогда больше не преподавал и лишь в 1961 году ненадолго вернулся в Ленинградскую консерваторию – занимался с аспирантами, потом сам ушел оттуда и уже навсегда.

Почти все сочинения Прокофьева и Шостаковича несколько лет были под запретом и не исполнялись. Таким образом, композиторы лишились самого главного, помимо средств к существованию, – свободы творить. Мы можем лишь вообразить, что пережили они в своей творческой невысказанности – эти два гения, загнанные в угол, как затравленные звери…

Ведь Шостакович был в самом расцвете своего могучего таланта, ему было всего 42 года. Но насколько силен был нанесенный удар, может сказать список его сочинений за 6 лет

Неизвестно, как реагировал Прокофьев на эту жестокую критику.

Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно,это не могло не отразиться на нем. Возможно, именно эти события окончательно подорвали его здоровье. Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году.


Перечень произведений Прокофьева и Шостаковича с 1948 по 1952 гг.

1948 – опера “Повесть о настоящем человеке”

1948 – музыка к к/ф “Молодая гвардия”

1948-1950 – балет “Сказ о каменном цветке”

1949 – музыка к к/ф “Мичурин”

1949 – сюита “Зимний костер”

1950 – музыка к к/ф “Падение Берлина”

1950 – оратория “На страже мира”

1951 – Десять поэм на слова революционных поэтов

1950 – Симфония-концерт для виолончели с фортепиано

1952 – Кантата “Над Родиной нашей солнце сияет”




Седьмая симфония задумывалась вначале как произведение для детей. В процессе работы родилась музыка, перешагнувшая рамки “детской симфонии”, но обращение к детским образам сыграло важную роль в процессе сочинения. В этом, по сути, “прощальном” произведении соединились спокойствие, умудренность жизни и светлая печаль воспоминаний, чисто детская любовь ко всему таинственному, чудесному. Эти образные сферы соответствуют главной, побочной и заключительной партиям. Определите, какая из тем звучит сейчас…

- Каков ее характер? (Это вдохновенная, романтически приподнятая тема…в ней выражается радость и красота жизни.)

Дмитрий Шостакович о Седьмой симфонии Прокофьева следующим образом: “Не верю, чтобы могли быть на свете люди, равнодушные к такой чудесной красоте…

А ведь сочинял эту музыку – нежную и веселую, как аромат цветов, как песенка ребенка, музыку, исполненную неисчерпаемого здоровья и жизненной силы, сочинял эту музыку 60-летний человек – жизнь великого артиста уже догорала в те дни. Седьмая симфония была ее закатом. Какая же могучая воля руководила сознанием художника!

С невольным преклонением я думаю об этом”.

…Кончина Прокофьева стала потрясением. Незадолго до этого впервые прозвучала Седьмая симфония Прокофьева, очень взволновавшая Шостаковича. Известно даже, что он написал автору восторженное письмо.

P.S. – “Горячо поздравляю вас с новой симфонией. Прослушал я ее вчера с огромным интересом и наслаждением от первой до последней ноты. Симфония получилась произведением высокого совершенства, глубокого таланта. Это подлинно мастерское произведение”.

Данью огромного уважения творчеству Прокофьева стал отказ Шостаковича баллотироваться на присуждение Ленинской премии, так как он считал, что первым этого высокого звания должен быть удостоен именно Прокофьев. Шостакович был удостоен Ленинской премии в апреле

1958 года за свою Одиннадцатую симфонию.



6. Итог урока.

1. Что, на ваш взгляд , отличает музыку С. С. Прокофьева? В каких жанрах им созданы выдающиеся произведения? В какой мере созданная им музыка раскрывает художественный мир литературных шедевров?

2. Какие произведений вам особенно близки и интересны? Почему? Что вам известно о творческой судьбе отдельных произведений композитора?

7. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!