СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная культура русского народа.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная культура русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная культура русского народа.»

Музыкальная культура русского народа.


Цель урока: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен, танцев и игр.


Задачи:

  • воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

  • развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкального слуха;

  • пробудить желание научиться играть на русских народных шумовых музыкальных инструментах;

  • учить слушать музыку;

  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

  • Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств: любознательность, познавательный интерес к изучению истории, культуры нашего края, к традициям и истокам народной мудрости.

  • продолжить накопление сведений о музыке профессиональной и народной: познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек.

Тип урока: Углубление в тему.


Музыкальный материал: инструментальные обработки русских народных песен: “Светит месяц”, М.И. Глинка «Камаринская»”, П.И. Чайковский – Фрагмент Симфонии № 4, русские народные песни “Во поле береза стояла”, «Камаринская», частушки (музыка народная, слова В. Викторова).


Оборудование: проигрыватель, фонограммы, музыкальные инструменты ложки, шумовые музыкальные инструменты, атласные ленты (для девочек), пояса (для мальчиков).


Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.











Ход урока.

Учитель: сегодня мы поговорим об истоках народного творчества, которые восходят к глубокой древности. Эпиграфом к нашему уроку я взяла исторические строчки: "Нет хлеба - песни пой". У народа можно отнять хлеб, богатство, жизнь, но отнять песню нельзя. На фоне русской народной песни в инструментальном сопровождении (приглушённо) учитель читает размышления собирательницы фольклора М.Медведевой:

1. Что для меня значит русский фольклор?

Вспоминается сразу усеянное васильками ржаное поле, колышущееся на ветру, в котором, как в зеркале, отражается голубизна неба. Идёт по тропе меж высоких колосьев человек и поёт. Песня его далеко слышна, высокий голос льётся плавно. И слышны в этой песне и радость жизни, и мудрость старости, и веселье молодости. Слушая её, невольно представляешь прочные стены древних соборов и крепостей, ажурные Кижи и золочёные купола Владимира. Недаром сотворённой за века на Руси красотой до сих пор восхищается весь мир. А красота эта не броская, строгая как берёзовая роща. И русская песня - с виду не яркая, а как прислушаешься, то и завидуешь: неужели так красиво можно петь!

Учитель: Народная песня – это часть жизни человека и момент её исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. На протяжении многих веков русский народ сочинял песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.

Учитель: Давайте вспомним с вами, что же такое фольклор?

Ответы детей.

Учитель: А что относится к музыкальному фольклору?

Ответы детей: Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа.

Учитель: Музыка, проверенная веками, временами написанная неизвестными авторами, продолжает удивлять нас и радовать. Как слагались песни?

Ответы детей: Сюжеты брались из жизни и передавались из “уст в уста”.

Учитель: Песни русских людей были частью их жизни. Все значительные события сопровождались песнями. А песни бывают разные по жанру. Назовите жанры песен, которые вы знаете.

Ответы детей:

  • Плясовые,

  • Солдатские,

  • Частушки,

  • Лирические,

  • Протяжные,

  • Трудовые,

  • Исторические,

  • Обрядовые

  • Календарные,

  • Колыбельные,

  • Детские

  • Хороводные


Учитель: А что такое жанр?

Ответы детей: Слово жанр – французское слово и буквально означает род, порода.

Учитель: “С доброй песней и жизнь хороша”- говорит пословица.

Со времен глубокой древности произведения народного музыкально искусства передавались в процессе живого исполнения от одного певца к другому, из одного поколения в другое. В те далекие времена еще отсутствовала письменность и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было.


Отгадайте, к какому жанру можно отнести эту песню?


Баю бай, баю бай,
Ты собачка не лай.
Бело лапа не скули,
Мою детку не буди.


Ответы детей.

Учитель: - Как вы определили, что речь пойдёт о колыбельной?

Ответы детей. Такую песенку я слышал, когда был совсем маленький.

Учитель: - Как звучат колыбельные?

Ответы детей: ласково, нежно, звучат тихо и неторопливо.

Учитель: поют колыбельные песни во всём мире. Но что интересно? Раньше на Руси о плохом человеке говорили так: "Ему мама в детстве не пела колыбельные песни". И не случайно в каждой русской избе к потолку приделывали железный крюк, к которому приделывали колыбель. Колыбель на Руси называли по-разному - люлька, качка, зыбка.

Учитель: когда же исполнялись колыбельные?

Ответы детей: перед сном.

-Учитель: А для чего поют колыбельные песни?

Ответы детей: чтобы успокоить и убаюкать малыша.

Иногда колыбельные называли - байками. Их пела мама, бабушка.


Слушание колыбельной.

(Исполняет учитель - "из уст в уста", потом повторяют дети):

Котя-серенький коток.

Котя – беленький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Мово Ваню покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам я мяса кусок,

Молока туесок.

Баю-баю-баю-бай,

Ты, Ванятка, засыпай!

Учитель: С какими еще народными песнями вы уже познакомились на уроках?

Ответы детей.


III. Работа по теме.

Учитель: Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни. В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья, а в хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни.

Представление песни “Во поле береза стояла”

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните, с какой русской народной песней вы познакомились в первом классе на уроках музыки.

Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен,
Поется в народе о ней.

Ответ детей. Береза.

Учитель: что же это за песня?

Ответ детей: “Во поле береза стояла”

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: о какой березе поется в песне?

Ответы детей: кудрявой, белой, нежной, простой.

Учитель: Какой характер у этой песни?

Ответы детей.

Учитель: Песня "Во поле березонька стояла" по жанру хороводная. Эта песня-хоровод исполнялась девушками и парнями на празднике Троица. В Троицу символом праздника является белоснежная березка, которую, как и елочку на Рождество, наряжают. Только наряд березки – это яркие ленты.

Как мы должны исполнить эту песню-хоровод?

Ответы детей.


Исполнение песни со словами в хороводе.

Учитель: Композиторы всех времен всегда черпали свое вдохновение в народной песне и всем нам хорошо знакомый Петр Ильич Чайковский тоже включил мелодию песни «Во поле береза стояла» в свою «Четвертую симфонию». Давайте послушаем, что произошло с этой песней.


Слушание музыки (Четвертая часть симфонии № 4 П.И.Чайковского)


Учитель: изменился ли характер этой песни? Как она стала звучать?

Ответы детей.

Учитель: Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями.

Скажите, пожалуйста, а эту песню к какому жанру можно отнести?


Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”.


Ответы детей: жанр – плясовая.

Учитель: Ребята, обратите внимание на то, какие инструменты исполняют эту песню

Ответы детей: инструменты русского народного оркестра.

Учитель: А что такое оркестр?

Ответы детей.

Учитель: А почему вы решили, что эта песня плясовая?

Ответы детей: Эта песня веселая, задорная, быстрая, яркая. Ноги сами в пляс идут.

Учитель: Какие средства выразительности используются в песне, чтобы создать жанр плясовой?

Ответы детей: Песня звучит весело, громко и быстро. То есть средства выразительности в музыке – это характер мелодии, темп, динамика, голоса музыкальных инструментов.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а откуда русские люди брали музыкальные инструменты?

Ответы детей.

Учитель: а из чего их делали?

Ответы детей.

Учитель: да, издавна на Руси не только сочиняли прекрасные песни, но и еще своими руками делали русские народные инструменты и играли на них. Какие же русские народные инструменты вы знаете? Давайте ответим при помощи загадок.




Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)


Они легко, легко звенят,
Всех собою веселят
Динь-дон, динь-дон

Раздается всюду звон.…

Купи, денег не жалей

С нами ехать веселей.

(Бубенцы)


Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком… (аккордеон).

Приложил к губам я трубку,
понеслась по лесу трель,
инструмент тот очень хрупкий,
называется …(свирель).

Как Садко на них играл
И душевно напевал,
Перебрал он много струн,
Вышел из моря Нептун (гусли)

Кожей я обтянут, но хвастать не хочу:

В меня ударишь – я звучу,
Меня положишь - я молчу! (бубен)

Ой! Звенит она звенит.
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша… (балалайка).

В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт, словно жалуется.
Как называется? (жалейка)

У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается (гармонь)

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете,
И сразу отгадаете (дудочка)

Народный музыкальный инструмент,
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье! (трещотка)

Деревянные подружки

Звонко бьются друг об дружку.

Расписные, как матрешки.

Угадали? Это… (ложки).


Учитель: дети, существуют не только звучащие инструменты, но и шумовые или ударные инструменты. Они служат для украшения пьесы, подчеркивают ее ритмический рисунок. Сейчас мы будем играть на шумовых инструментах. Какие вы знаете шумовые инструменты?

Ответы детей. К шумовым инструментам относятся: погремушки, ложки, бубен, бубенцы, копытца и др.

(Раздать детям шумовые инструменты). Объяснить ход игры: под музыку по руке дирижера встает и играет тот участник оркестра, на кого укажет дирижер. Встает только один ребенок, другие сидят и ждут, команды дирижера. Если обе руки подняты вверх, то встать и играть нужно всем. Руки вниз – все сели. Игра продолжается, пока не остановит дирижер.




Исполнение песни “Светит месяц”.

Учитель: мы сейчас, ребята, плохо себе представляем, как раньше жили крестьянские семьи. А ведь оказывается, как правило, детей в семьях было много – пять, шесть и больше. К сожалению, они часто умирали от разных болезней, ну, а те, кто выживал, были сильными и здоровыми. Большая сильная семья считалась основой крепости хозяйства. И отца, хозяина этой большой семьи, уважали. Дети воспитывались в полном послушании родителям. В каждой семье были свои правила и традиции, которых придерживалась вся семья. Все это прививалось через детские песни, игры, попевки, потешки, прибаутки и игрушки. Народные игрушки – это тоже фольклор. Старинные игрушки дошли до наших дней и в них с удовольствием играют дети. (Показать игрушки).

Именно через фольклор дети постигали народные традиции.


Давайте и мы с вами поиграем в эти игры.


Исполнение детских песен-игр («Заинька», «Золотые ворота»)

Учитель: сегодня на уроке прозвучит ещё один жанр народных песен. Это частушки.

А кто знает, что такое частушка?

Ответы детей:

Учитель: частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли “частыми”.

Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши.

В разных областях России частушки и называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, матани, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки и т.д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

(От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов.) Частушки как жанр русского народного фольклора появились в прошлом веке. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, скоморошьи прибаутки.

По содержанию может быть различной. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть исполнена в сопровождении балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью. Каждая частушка представляет собой законченное по мысли рифмованное четверостишие. Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация па основе определенных ритмических и мелодических оборотов.

Попробуйте и вы сейчас придумать частушки. Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)


Знакомство с текстом.

Не смотрите так, девчонки,
Мы не заволнуемся,
Мы поучимся на славу
И посоревнуемся.

Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.

Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.

Мы веселые такие
Утром, вечером и днем,
Потому, что мы частушки
Развеселые поем

“Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться”.
Обещал второй наш класс
Целый год стараться.

Буквы в Вовиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Вове хвостиками машут.

Чемпионом прозванный
Антон кидает в цель -
Желтый неопознанный
Летающий портфель.

Мы частушки вам сегодня
Весело пропели.
Не судите слишком строго -
Спели, как сумели!



Подведение итогов урока.

Учитель: сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали?

Ответы детей: что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными шумовыми инструментами.

Заключительное слово учителя.

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.


Домашнее задание: 1. Отгадать кроссворд “Жанры песен” (Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия пяти жанров русских народных песен.) (“рис.1”)


Рис.1



2. Вставить пропущенные буквы, чтобы можно было прочитать название русского народного инструмента.


1.- - -Н


(баян)

2.- - -А

- - - - -.

(балалайка)

3. - -Р

- - -.

(варган)

4. – О

- - -.

(рожок)

5. Д

- - -

(домра)

6. - - - - Н


(бубен)

7. - - - - - -Ы


(кугиклы)

8. - - - -Й

- -

(жалейка)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!