Музыкальная культура русского народа.
Цель урока: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен, танцев и игр.
Задачи:
воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;
развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкального слуха;
пробудить желание научиться играть на русских народных шумовых музыкальных инструментах;
учить слушать музыку;
грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств: любознательность, познавательный интерес к изучению истории, культуры нашего края, к традициям и истокам народной мудрости.
продолжить накопление сведений о музыке профессиональной и народной: познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек.
Тип урока: Углубление в тему.
Музыкальный материал: инструментальные обработки русских народных песен: “Светит месяц”, М.И. Глинка «Камаринская»”, П.И. Чайковский – Фрагмент Симфонии № 4, русские народные песни “Во поле береза стояла”, «Камаринская», частушки (музыка народная, слова В. Викторова).
Оборудование: проигрыватель, фонограммы, музыкальные инструменты ложки, шумовые музыкальные инструменты, атласные ленты (для девочек), пояса (для мальчиков).
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока.
Учитель: сегодня мы поговорим об истоках народного творчества, которые восходят к глубокой древности. Эпиграфом к нашему уроку я взяла исторические строчки: "Нет хлеба - песни пой". У народа можно отнять хлеб, богатство, жизнь, но отнять песню нельзя. На фоне русской народной песни в инструментальном сопровождении (приглушённо) учитель читает размышления собирательницы фольклора М.Медведевой:
1. Что для меня значит русский фольклор?
Вспоминается сразу усеянное васильками ржаное поле, колышущееся на ветру, в котором, как в зеркале, отражается голубизна неба. Идёт по тропе меж высоких колосьев человек и поёт. Песня его далеко слышна, высокий голос льётся плавно. И слышны в этой песне и радость жизни, и мудрость старости, и веселье молодости. Слушая её, невольно представляешь прочные стены древних соборов и крепостей, ажурные Кижи и золочёные купола Владимира. Недаром сотворённой за века на Руси красотой до сих пор восхищается весь мир. А красота эта не броская, строгая как берёзовая роща. И русская песня - с виду не яркая, а как прислушаешься, то и завидуешь: неужели так красиво можно петь!
Учитель: Народная песня – это часть жизни человека и момент её исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. На протяжении многих веков русский народ сочинял песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.
Учитель: Давайте вспомним с вами, что же такое фольклор?
Ответы детей.
Учитель: А что относится к музыкальному фольклору?
Ответы детей: Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа.
Учитель: Музыка, проверенная веками, временами написанная неизвестными авторами, продолжает удивлять нас и радовать. Как слагались песни?
Ответы детей: Сюжеты брались из жизни и передавались из “уст в уста”.
Учитель: Песни русских людей были частью их жизни. Все значительные события сопровождались песнями. А песни бывают разные по жанру. Назовите жанры песен, которые вы знаете.
Ответы детей:
Плясовые,
Солдатские,
Частушки,
Лирические,
Протяжные,
Трудовые,
Исторические,
Обрядовые
Календарные,
Колыбельные,
Детские
Хороводные
Учитель: А что такое жанр?
Ответы детей: Слово жанр – французское слово и буквально означает род, порода.
Учитель: “С доброй песней и жизнь хороша”- говорит пословица.
Со времен глубокой древности произведения народного музыкально искусства передавались в процессе живого исполнения от одного певца к другому, из одного поколения в другое. В те далекие времена еще отсутствовала письменность и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было.
Отгадайте, к какому жанру можно отнести эту песню?
Баю бай, баю бай,
Ты собачка не лай.
Бело лапа не скули,
Мою детку не буди.
Ответы детей.
Учитель: - Как вы определили, что речь пойдёт о колыбельной?
Ответы детей. Такую песенку я слышал, когда был совсем маленький.
Учитель: - Как звучат колыбельные?
Ответы детей: ласково, нежно, звучат тихо и неторопливо.
Учитель: поют колыбельные песни во всём мире. Но что интересно? Раньше на Руси о плохом человеке говорили так: "Ему мама в детстве не пела колыбельные песни". И не случайно в каждой русской избе к потолку приделывали железный крюк, к которому приделывали колыбель. Колыбель на Руси называли по-разному - люлька, качка, зыбка.
Учитель: когда же исполнялись колыбельные?
Ответы детей: перед сном.
-Учитель: А для чего поют колыбельные песни?
Ответы детей: чтобы успокоить и убаюкать малыша.
Иногда колыбельные называли - байками. Их пела мама, бабушка.
Слушание колыбельной.
(Исполняет учитель - "из уст в уста", потом повторяют дети):
Котя-серенький коток.
Котя – беленький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Мово Ваню покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам я мяса кусок,
Молока туесок.
Баю-баю-баю-бай,
Ты, Ванятка, засыпай!
Учитель: С какими еще народными песнями вы уже познакомились на уроках?
Ответы детей.
III. Работа по теме.
Учитель: Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни. В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья, а в хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни.
Представление песни “Во поле береза стояла”
Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните, с какой русской народной песней вы познакомились в первом классе на уроках музыки.
Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен,
Поется в народе о ней.
Ответ детей. Береза.
Учитель: что же это за песня?
Ответ детей: “Во поле береза стояла”
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?
Ответы детей.
Учитель: о какой березе поется в песне?
Ответы детей: кудрявой, белой, нежной, простой.
Учитель: Какой характер у этой песни?
Ответы детей.
Учитель: Песня "Во поле березонька стояла" по жанру хороводная. Эта песня-хоровод исполнялась девушками и парнями на празднике Троица. В Троицу символом праздника является белоснежная березка, которую, как и елочку на Рождество, наряжают. Только наряд березки – это яркие ленты.
Как мы должны исполнить эту песню-хоровод?
Ответы детей.
Исполнение песни со словами в хороводе.
Учитель: Композиторы всех времен всегда черпали свое вдохновение в народной песне и всем нам хорошо знакомый Петр Ильич Чайковский тоже включил мелодию песни «Во поле береза стояла» в свою «Четвертую симфонию». Давайте послушаем, что произошло с этой песней.
Слушание музыки (Четвертая часть симфонии № 4 П.И.Чайковского)
Учитель: изменился ли характер этой песни? Как она стала звучать?
Ответы детей.
Учитель: Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями.
Скажите, пожалуйста, а эту песню к какому жанру можно отнести?
Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”.
Ответы детей: жанр – плясовая.
Учитель: Ребята, обратите внимание на то, какие инструменты исполняют эту песню
Ответы детей: инструменты русского народного оркестра.
Учитель: А что такое оркестр?
Ответы детей.
Учитель: А почему вы решили, что эта песня плясовая?
Ответы детей: Эта песня веселая, задорная, быстрая, яркая. Ноги сами в пляс идут.
Учитель: Какие средства выразительности используются в песне, чтобы создать жанр плясовой?
Ответы детей: Песня звучит весело, громко и быстро. То есть средства выразительности в музыке – это характер мелодии, темп, динамика, голоса музыкальных инструментов.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а откуда русские люди брали музыкальные инструменты?
Ответы детей.
Учитель: а из чего их делали?
Ответы детей.
Учитель: да, издавна на Руси не только сочиняли прекрасные песни, но и еще своими руками делали русские народные инструменты и играли на них. Какие же русские народные инструменты вы знаете? Давайте ответим при помощи загадок.
Загадки:
Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем Весельчак, но не буян Голосистый мой … (Баян) Они легко, легко звенят, Всех собою веселят Динь-дон, динь-дон Раздается всюду звон.… Купи, денег не жалей С нами ехать веселей. (Бубенцы) Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он. Я подсказывать не стану, Всем знаком… (аккордеон). Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется …(свирель). Как Садко на них играл И душевно напевал, Перебрал он много струн, Вышел из моря Нептун (гусли) Кожей я обтянут, но хвастать не хочу: В меня ударишь – я звучу, Меня положишь - я молчу! (бубен) | Ой! Звенит она звенит. Всех игрою веселит! А всего – то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая, отгадай-ка, Это наша… (балалайка). В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт, словно жалуется. Как называется? (жалейка) У неё вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть — не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается (гармонь) Очень весело поёт, Если дунете в неё, Вы все в неё играете, И сразу отгадаете (дудочка) Народный музыкальный инструмент, С сороками имеет связь его название. Владеть им может каждый человек, Имеющий хоть малое призванье! (трещотка) Деревянные подружки Звонко бьются друг об дружку. Расписные, как матрешки. Угадали? Это… (ложки). |
Учитель: дети, существуют не только звучащие инструменты, но и шумовые или ударные инструменты. Они служат для украшения пьесы, подчеркивают ее ритмический рисунок. Сейчас мы будем играть на шумовых инструментах. Какие вы знаете шумовые инструменты?
Ответы детей. К шумовым инструментам относятся: погремушки, ложки, бубен, бубенцы, копытца и др.
(Раздать детям шумовые инструменты). Объяснить ход игры: под музыку по руке дирижера встает и играет тот участник оркестра, на кого укажет дирижер. Встает только один ребенок, другие сидят и ждут, команды дирижера. Если обе руки подняты вверх, то встать и играть нужно всем. Руки вниз – все сели. Игра продолжается, пока не остановит дирижер.
Исполнение песни “Светит месяц”.
Учитель: мы сейчас, ребята, плохо себе представляем, как раньше жили крестьянские семьи. А ведь оказывается, как правило, детей в семьях было много – пять, шесть и больше. К сожалению, они часто умирали от разных болезней, ну, а те, кто выживал, были сильными и здоровыми. Большая сильная семья считалась основой крепости хозяйства. И отца, хозяина этой большой семьи, уважали. Дети воспитывались в полном послушании родителям. В каждой семье были свои правила и традиции, которых придерживалась вся семья. Все это прививалось через детские песни, игры, попевки, потешки, прибаутки и игрушки. Народные игрушки – это тоже фольклор. Старинные игрушки дошли до наших дней и в них с удовольствием играют дети. (Показать игрушки).
Именно через фольклор дети постигали народные традиции.
Давайте и мы с вами поиграем в эти игры.
Исполнение детских песен-игр («Заинька», «Золотые ворота»)
Учитель: сегодня на уроке прозвучит ещё один жанр народных песен. Это частушки.
А кто знает, что такое частушка?
Ответы детей:
Учитель: частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли “частыми”.
Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши.
В разных областях России частушки и называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, матани, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки и т.д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.
(От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов.) Частушки как жанр русского народного фольклора появились в прошлом веке. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, скоморошьи прибаутки.
По содержанию может быть различной. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть исполнена в сопровождении балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью. Каждая частушка представляет собой законченное по мысли рифмованное четверостишие. Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация па основе определенных ритмических и мелодических оборотов.
Попробуйте и вы сейчас придумать частушки. Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.
Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)
Знакомство с текстом.
Не смотрите так, девчонки, Мы не заволнуемся, Мы поучимся на славу И посоревнуемся. Мы, как видите, красавцы, И сердца у нас горят Да к тому же мастера мы Петь частушки для девчат. Я читаю очень быстро, В школе все гордятся мной Ни один мальчишка в классе Не угонится за мной. Я танцую и пою, И учусь отлично. Да к тому же, посмотрите. Очень симпатична. Ох, девчонки, не волнуйтесь Я ведь тоже не плохой, И в учебе все в порядке – Скоро буду я герой. Ах, как мне не погордиться Хороши мои дела, Все контрольные работы На пятерочки сдала. | Мы веселые такие Утром, вечером и днем, Потому, что мы частушки Развеселые поем “Двойкам в наши дневники Не дадим пробраться”. Обещал второй наш класс Целый год стараться. Буквы в Вовиной тетради Не стоят, как на параде. Буквы прыгают и пляшут, Вове хвостиками машут. Чемпионом прозванный Антон кидает в цель - Желтый неопознанный Летающий портфель. Мы частушки вам сегодня Весело пропели. Не судите слишком строго - Спели, как сумели! |
Подведение итогов урока.
Учитель: сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали?
Ответы детей: что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными шумовыми инструментами.
Заключительное слово учителя.
Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.
Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.
Домашнее задание: 1. Отгадать кроссворд “Жанры песен” (Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия пяти жанров русских народных песен.) (“рис.1”)
Рис.1
2. Вставить пропущенные буквы, чтобы можно было прочитать название русского народного инструмента.
1.- - -Н | | (баян) |
2.- - -А | - - - - -. | (балалайка) |
3. - -Р | - - -. | (варган) |
4. – О | - - -. | (рожок) |
5. Д | - - - | (домра) |
6. - - - - Н | | (бубен) |
7. - - - - - -Ы | | (кугиклы) |
8. - - - -Й | - - | (жалейка) |