1.Ребята, здравствуйте! Сегодня у вас очередной урок по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Запишите в ваших рабочих тетрадях число, слова «Классная работа» и тему нашего занятия:
Тема. Музыкальная культура народов России.
2.Музыка окружает нас с самого рождения. Напев мамы или бабушки перед сном, песни из мультфильмов и фильмов, музыкальные треки, композиции любимых групп, классическая музыка, музыка и песни, которые транслируют радио и телевидение, аудиофайлы Интернета и музыка природы: весенние песни птиц, журчание ручейка, шум дождя за окном…
Так что же такое музыка, эти загадочные семь нот и бесконечность их сочетаний?
Запишите в тетрадь определение:
Музыка — это один из видов искусства, который передаёт авторское настроение, ценности, мысли и чувства с помощью звуков.
3.Как и всякий вид искусства, музыкальное искусство делится на множество жанров. Можно, например, разделить музыкальные произведения, музыку на вокальную и инструментальную, электронную и танцевальную, классическую и камерную, традиционную и популярную, современную, духовную и светскую. А можно выделить в мелодиях, которые мы слышим, блюз, вокальную музыку, гранж, джаз, инструментальную музыку, кантри, классику, этническую музыку, рок, ска, техно, панк, фолк, хип-хоп, шансон, электронную музыку и другие современные музыкальные направления.
Но сегодня мы с вами рассмотрим примеры народной музыки, музыкального фольклора. Запишите определение:
Музыкальный фольклор — это вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа.
4.Фольклорная музыка – результат многовекового развития своеобразных музыкальных национальных традиций. Мы знаем, что Российская Федерация – многонациональное государство, в котором культура каждого народа, в том числе и музыкальная культура, бережно сохраняется и развивается. Поэтому фольклорная музыка у народов России различается, у каждого народа она уникальна и имеет богатую и древнюю историю.
5. Внимательно просмотрите и прослушайте по ссылке замечательное видео «Музыка народов России». Перед просмотром видео познакомьтесь с заданиями, которые вы должны выполнить. Во время просмотра видео ставьте, при необходимости, его на паузы и выполняйте задания, записавая развёрнутые ответы в тетрадь:
А). Перечислите жанры русской народной песни.
Б). Назовите, для какого народа России, упомянутого в видео, характерно горловое пение. Горловое пение – это своеобразная имитация звуков природы.
В). Перечислите народы России, о фольклорных музыкальных традициях которых рассказывает видео:
https://www.youtube.com/watch?v=5_e_zGpKFzI
Г). Есть ли в этом видео фольклорная музыка, звучание которой понравилось вам больше всего? Если такая музыка нашлась, назовите народ, которому она принадлежит.
6. И вот вам домашнее задание по теме нашего урока: звучание народной музыки часто сопровождается игрой на народных музыкальных инструментах. Используя доступные вам источники информации, назовите народные музыкальные инструменты трёх народов (по выбору), о которых упоминается в просмотренном вами видео. Запишите в тетрадь название этих инструментов и какому народу они принадлежат.
Успеха в выполнении заданий!