Цели урока показать особенности развития музыки в произведениях Баха, Березовского, Чайковского, в народной и композиторской песнях.
Ход урока.
Здравствуйте. Давайте вспомним, что такое «музыкальная драматургия». Это развитие, взаимодействие нескольких образов внутри одного произведения.
- Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному, сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу, оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных образов основано на:
- повторении, - варьировании, - контрасте.
На прошлом уроке мы остановились на «повторении» как одной из основ музыкального развития. Все народные и композиторские песни построены так.
-Что делает повтор? Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые оттенки.
- Для создания более яркого образа композиторы применяют измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии №4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла».
v Информация о (1840-1893 гг.) Прокофьев Игорь
4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал мелодию р. н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.
- Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите, что меняется в мелодии русской народной песни. В музыке появляется праздничное гуляние, веселое настроение, прибавляется 4-я доля.
- Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.
-: Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте. На примере песни казачьей «Молодая-молода». Исполняют – Лиза Мирошникова, Вячеслав Исаков и Ивахненко Анастасия.
- Имитация (подражание, лат.) - повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. С имитацией мы встречаемся в многоголосных произведениях и .
v Информация о (1650-1725 гг.). Бороденко Ангелина.
Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и направлений.
- Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную музыку. Послушаем «Гавот» Баха в исполнении Гастищевой Полины. Это произведение относится к светской музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития использует композитор в этой пьесе? Повторение.
- А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке. У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в сопровождении органа. У православных – это литургия, всенощная, венчания, молебен, которые исполняют певчие церковного хора a’capella.
Фуга – форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине. Слушаем 1-ю часть «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха
v Информация о (1745-1777 гг.) Антоненко Анастасия.
. Учился в Киеве, Петербурге и Италии. Среди всех сочинений выделяется духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие способности. Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание академика в Болонье.
Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» Березовского мелодии этого концерта напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального развития использует композитор в этом произведении?
В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».
Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы, обменявшись соседом тетрадями
Композитор
Название
Способ развития музыки
Березовский
Не отвержи мене во время старости
Чайковский
Симфония №4
Бах
Высокая месса
Русская народная песня
Молодая-молода
Бах
Гавот
Л.Квинт
Здравствуй, мир
1 Кино идет –
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь –
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.
2. Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, -
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..
3. В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.
4. Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Припев.
Просмотр содержимого документа
««Музыкальная драматургия - развитие музыки. Светская и духовная музыка»»
Урок № 21 7кл _________________
«Музыкальная драматургия - развитие музыки. Светская и духовная музыка»
Цели урока показать особенности развития музыки в произведениях Баха, Березовского, Чайковского, в народной и композиторской песнях.
Ход урока.
Здравствуйте. Давайте вспомним, что такое «музыкальная драматургия». Это развитие, взаимодействие нескольких образов внутри одного произведения.
- Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному, сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу, оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных образов основано на:
- повторении, - варьировании, - контрасте.
На прошлом уроке мы остановились на «повторении» как одной из основ музыкального развития. Все народные и композиторские песни построены так.
-Что делает повтор? Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые оттенки.
- Для создания более яркого образа композиторы применяют измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии №4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла».
v Информация о (1840-1893 гг.) Прокофьев Игорь
4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал мелодию р. н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.
- Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите, что меняется в мелодии русской народной песни. В музыке появляется праздничное гуляние, веселое настроение, прибавляется 4-я доля.
- Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.
-: Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте. На примере песни казачьей «Молодая-молода». Исполняют – Лиза Мирошникова, Вячеслав Исаков и Ивахненко Анастасия.
- Имитация (подражание, лат.) - повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. С имитацией мы встречаемся в многоголосных произведениях и .
v Информация о (1650-1725 гг.). Бороденко Ангелина.
Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и направлений.
- Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную музыку. Послушаем «Гавот» Баха в исполнении Гастищевой Полины. Это произведение относится к светской музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития использует композитор в этой пьесе? Повторение.
- А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке. У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в сопровождении органа. У православных – это литургия, всенощная, венчания, молебен, которые исполняют певчие церковного хора a’capella.
Фуга – форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине. Слушаем 1-ю часть «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха
v Информация о (1745-1777 гг.) Антоненко Анастасия.
. Учился в Киеве, Петербурге и Италии. Среди всех сочинений выделяется духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие способности. Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание академика в Болонье.
Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» Березовского мелодии этого концерта напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального развития использует композитор в этом произведении?
В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».
Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы, обменявшись соседом тетрадями