СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыкальная драматургия - развитие музыки. Светская и духовная музыка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока показать особенности развития музыки в произведениях Баха, Березовского, Чайковского, в народной и композиторской песнях.

Ход  урока.

Здравствуйте. Давайте вспомним, что такое «музыкальная драматургия». Это развитие, взаимодействие нескольких образов внутри одного произведения.

- Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному, сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу, оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных образов основано на:

- повторении, - варьировании, - контрасте.

На прошлом уроке мы остановились на «повторении» как одной из основ музыкального развития. Все народные и композиторские песни построены так.

-Что делает повтор?  Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые оттенки.

- Для создания более яркого образа композиторы применяют измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии №4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла».

v  Информация о (1840-1893 гг.) Прокофьев Игорь

4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал мелодию р. н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.

- Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите, что меняется в мелодии русской народной песни. В музыке появляется праздничное гуляние, веселое настроение, прибавляется 4-я доля.

- Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.

-: Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте. На примере песни казачьей «Молодая-молода». Исполняют – Лиза Мирошникова, Вячеслав Исаков и Ивахненко Анастасия.

Имитация (подражание, лат.) - повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. С имитацией мы встречаемся в многоголосных произведениях и .

v  Информация о (1650-1725 гг.). Бороденко Ангелина.

Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и направлений.

- Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную музыку. Послушаем «Гавот» Баха в исполнении Гастищевой Полины. Это произведение относится к светской музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития использует композитор в этой пьесе? Повторение.

- А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке. У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в сопровождении органа. У православных – это литургия, всенощная, венчания, молебен, которые исполняют певчие церковного хора a’capella.

Фуга – форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине. Слушаем 1-ю часть «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха

v  Информация о (1745-1777 гг.) Антоненко Анастасия.

. Учился в Киеве, Петербурге и Италии. Среди всех сочинений выделяется духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие способности. Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание академика в Болонье.

Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» Березовского мелодии этого концерта напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального развития использует композитор в этом произведении?

В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».

Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы, обменявшись соседом тетрадями

Композитор

Название

Способ развития музыки

Березовский

Не отвержи мене во время старости

 

Чайковский

Симфония №4

 

Бах

Высокая месса

 

Русская народная песня

Молодая-молода

 

Бах

Гавот

 

Л.Квинт

Здравствуй, мир

 

 

1 Кино идет –

Воюет взвод.

Далекий год

На пленке старой.

Нелегкий путь –

Еще чуть-чуть

И догорят

Войны пожары.

2. Счастливый май!..

Любимый край,

Своих солдат

Встречай скорее!

От ран, обид

Земля дрожит.

Теплом души

Ее согреем!

Припев: И все о той весне

Увидел я во сне.

Пришел рассвет

и миру улыбнулся, -

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела

И прадед мой с войны

домой вернулся!..

3. В лихом бою

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых –

И рядовых,

И офицеров.

4. Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери.

Я помню свет

Далеких лет.

В свою страну

Я буду верить!

Припев.

Просмотр содержимого документа
««Музыкальная драматургия - развитие музыки. Светская и духовная музыка»»

Урок № 21 7кл _________________

«Музыкальная драматургия - развитие музыки. Светская и духовная музыка»

Цели урока показать особенности развития музыки в произведениях Баха, Березовского, Чайковского, в народной и композиторской песнях.

Ход урока.

Здравствуйте. Давайте вспомним, что такое «музыкальная драматургия». Это развитие, взаимодействие нескольких образов внутри одного произведения.

- Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному, сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу, оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных образов основано на:

- повторении, - варьировании, - контрасте.

На прошлом уроке мы остановились на «повторении» как одной из основ музыкального развития. Все народные и композиторские песни построены так.

-Что делает повтор? Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые оттенки.

- Для создания более яркого образа композиторы применяют измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии №4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла».

v  Информация о (1840-1893 гг.) Прокофьев Игорь

4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал мелодию р. н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.

- Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите, что меняется в мелодии русской народной песни. В музыке появляется праздничное гуляние, веселое настроение, прибавляется 4-я доля.

- Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.

-: Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте. На примере песни казачьей «Молодая-молода». Исполняют – Лиза Мирошникова, Вячеслав Исаков и Ивахненко Анастасия.

Имитация (подражание, лат.) - повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. С имитацией мы встречаемся в многоголосных произведениях и .

v  Информация о (1650-1725 гг.). Бороденко Ангелина.

Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и направлений.

- Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную музыку. Послушаем «Гавот» Баха в исполнении Гастищевой Полины. Это произведение относится к светской музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития использует композитор в этой пьесе? Повторение.

- А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке. У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в сопровождении органа. У православных – это литургия, всенощная, венчания, молебен, которые исполняют певчие церковного хора a’capella.

Фуга – форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине. Слушаем 1-ю часть «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха

v  Информация о (1745-1777 гг.) Антоненко Анастасия.

. Учился в Киеве, Петербурге и Италии. Среди всех сочинений выделяется духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие способности. Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание академика в Болонье.

Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» Березовского мелодии этого концерта напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального развития использует композитор в этом произведении?

В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».

Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы, обменявшись соседом тетрадями

Композитор

Название

Способ развития музыки

Березовский

Не отвержи мене во время старости


Чайковский

Симфония №4


Бах

Высокая месса


Русская народная песня

Молодая-молода


Бах

Гавот


Л.Квинт

Здравствуй, мир



1 Кино идет –

Воюет взвод.

Далекий год

На пленке старой.

Нелегкий путь –

Еще чуть-чуть

И догорят

Войны пожары.

2. Счастливый май!..

Любимый край,

Своих солдат

Встречай скорее!

От ран, обид

Земля дрожит.

Теплом души

Ее согреем!

Припев: И все о той весне

Увидел я во сне.

Пришел рассвет

и миру улыбнулся, -

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела

И прадед мой с войны

домой вернулся!..

3. В лихом бою

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых –

И рядовых,

И офицеров.

4. Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери.

Я помню свет

Далеких лет.

В свою страну

Я буду верить!

Припев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!