Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония - отражают
окружающую нас действительность – природу, мир
человеческих чувств, историю, будущее человечества.
В. Сухомлинский.
Просмотр содержимого документа
««Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников»»
Методическая разработка на тему: «Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников»
Разработала: Романова Н.В.
2017 г.
Содержание:
1. Характеристика ритмики, как вида исполнительской музыкальной деятельности.
2. Значение музыкально-ритмического воспитания для формирования личности ребенка, цели и задачи ритмики.
3. Виды музыкально-ритмических движений в детском саду, принципы отбора музыкального репертуара.
4. Принципы отбора музыкально-ритмических заданий, методы и приемы обучения.
1. Характеристика ритмики, как вида исполнительской музыкальной деятельности
Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония - отражают
окружающую нас действительность – природу, мир
человеческих чувств, историю, будущее человечества.
В. Сухомлинский.
Проблема взаимосвязи музыки и движения была и остается в центре исследований специалистов разных областей знаний – музыкантов, педагогов, психологов, балетмейстеров и т.д. Приобщение ребенка к движению под музыку восходит к глубокой древности: движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении.
Развитие чувства ритма – это развитие способности детей в области эмоционального восприятия и воспроизведения целостных музыкальных образов.
Педагогам, проводящим с детьми дополнительные занятия по ритмике, необходимо учитывать их желание и физические возможности. Занятия должны приносить детям радость, побуждать к общению с музыкой, развивать творческие способности.
2. Значение музыкально-ритмического воспитания для формирования личности ребенка, цели и задачи ритмики
В музыкально-ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Музыкально-ритмическое воспитание опирается на данные физиологии (исследования Сеченова, Павлова, Бахтерева, Виноградова); психологии (труды Болтона, Сишоре, Мак-Даугола и отечественных исследователей Теплова, Тарасовой).
Цель ритмики: сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи ритмики:
Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;
Развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности;
Учить определять музыкальные жанры, виды ритмики, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.)
Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении.
3. Виды музыкально - ритмических движений в детском саду, принципы отбора музыкального репертуара
Движения ритмики выполняются в физических упражнениях, в танце и сюжетно-образных линий.
Музыкально-ритмические упражнения бывают подготовительные и самостоятельные.
Танцы, пляски, хороводы:
Зафиксированные (те которые имеют авторскую композицию движений)
Свободные (движения придуманные детьми)
Характерные (танец Петрушек, Снежинок, Медвежат)
Сюжетные (форма рассказа, где в движении передается содержание)
Парные (строится на основе движений, ходьбы, бега)
Танцы с пением (помогают координировать пение с движением)
Музыкальные игры:
Принципы отборы музыкального репертуара
Художественность, динамичность, стройность, выражение музыкального образа
Мажорный характер музыкального сочинения, побуждающий к движению
Разнообразие тематики, жанров музыкальных произведений
Разнообразие движений
4. Принципы отбора музыкально-ритмических заданий
Индивидуализация (задача: улучшить враждебные способности и задатки)
Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
Сознательности и активности
Повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
Наглядность (показ и объяснение педагога)
Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям
Наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора)
Метод показа (разучивание новых движений)
Метод иллюстрированной наглядности
Музыкальное сопровождение (правильная выбранная музыка несет в себе те эмоции которые ребенок проявляет в танце)
Словесные методы (многократные повторения музыкально0ритмических движений)
Импровизационный метод
Игровой метод (подбор игры отвечающая задачам, содержанию занятий по возрасту)
Концентрический метод (педагог определяет танцевальные движения, вновь возвращается к пройденному)
Этапы обучения
Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений
Этапы углубленного разучивания – совершенствование детей техники
Закрепление и совершенствование –образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение.