Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка Цель: Показать тесную взаимосвязь средств выразительности музыки и живописи через анализ произведений живописи и музыки. Образовательные задачи Показать учащимся на примере муз. произведения С. Рахманинова «Островок», Менуэта А. Ж. Экзоде обр.Ж. Б. Векерлена и картин Борисова – Муссатова взаимосвязь музыки и изобразительного искусства; Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разные состояния природы и передать определенные настроения и чувства человека, которые могут быть созвучные этим картинам природы; Углубить знания о средствах выразительности музыки и живописи. Планируемые результаты: Личностные: - Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию. - Умение уважительно относиться к мнению окружающих. - Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся. Метапредметные: Регулятивные: Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого). Формирование согласованных действий, норм общения, регулировать своё поведение. Познавательные: Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей. Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства. Предметные: Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения; Умение обучающихся входить в мир ценностей музыкального искусства. Умение определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности. Методы: организации и осуществления учено-познавательной деятельности: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: ситуация занимательности сравнение, анализ, обобщение приём сопоставления со смежными видами искусств по источнику информации и характеру деятельности: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию). Приёмы: Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, изобразительное искусство. Тип: введение Вид: урок постановки и решения задач Оборудование: компьютер, раздаточный материал. Ход урока: 1.Организационный момент. Учитель: Здравствуйте ребята. Проверка готовности к уроку. 2. Постановка темы. Целеполагание. - на прошлых уроках мы с вами говорили о том, музыка тесно связана с изобразительным искусством. Музыку также называют сестрой живописи. Как вы считаете, почему? - Сейчас вы заполните ассоциограмму «Музыка + литература». ( работать в парах). Музыка +литература - Проверяем ! Кто больще? ( ставим оценки в лист самооценки) - Мы составили эту ассоциограмму неслучайно. Ведь как мы уже говорили, музыка тесно связана не только с литературой , но и с живописью. - Давайте, попробуем определеть тему нашего урока. - Что мы сегодня узнаем? 2. Актуализация знаний учащихся. 1) введение нового материала; Мы познакомимся с картинами художника 20 века Борисова - Мусатова. Я сейчас назову названия некоторых картин, а вы попытайтесь найти закономерность. Что вы можете сказать о этих названиях? «Осенний мотив», «Гармония», «Мотив без слов», «Осенняя песнь», «Реквием». Д. Все они связаны с музыкой . Сейчас мы познакомимся с некоторыми картинами, только названия картин забыли подписать. Распределите названия картин по своему мнению и обоснуйте свой выбор. Работа в группах. Весенний этюд, Весна. Цветущие вишни, Мотив без слов, Осенняя песнь, Водоём, Дама в кресле. - Проверка. Оценки. -У. Мы посмотрели несколько картин. Какими словами можно передать настроения его живописных полотен? -Д. покой, тишина, уравновешенность, созерцательность. -У А сейчас мы более подробно познакомимся и проанализируем картину «Водоем». У. Проанализируйте средства изобразительного языка и заполните таблицу кроме позиции ритм. Средства изобразительности | Характеристика средств | Линии | | Краски | | Цветовая гамма | | Ритм | | Композиция: Что на первом плане | | Композиция: Что на втором плане | | Учитель выслушивает ответы, спрашивает, не хочет ли кто-то добавить. Все ли согласны с мнением предыдущего. Обратите внимание на детали картины. Кто изображен на переднем плане? -Д. Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся возле водоема. -У. Верно. На картине изображены две дорогие художнику женщины – его невеста и сестра – в парке любимой им усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение? -Д. Они мечтают… У. Опишите их позу. -У. Действительно их изображения проникнуты светлой грустью. Кружевные накидки придают изящество их фигурам. Ощущается какая-то хрупкость. Как вы считаете какие средства изобразительного языка помогают передать состояние задумчивости, созерцательности. -Д. Плавные мягкие линии… Приглушенные краски…. Неподвижность фигур.. -У. Что еще изображено художником на картине? -Д. Берег.. Пруд.. Отражение облаков и деревьев. -У. Какой цвет преобладает на картине? -Д. Голубой – вода, одежда. Зеленый – деревья, растения…Белый - облака. -У. Преобладает конечно голубой цвет. Во взаимодействии с другим цветами он получает другие интонации от мечтательной грусти до возвышенной просветленности. У . Я сейчас прохлопаю песню, а вы попытайтесь её определить. Что вам помогло, как это называется? Обратите внимание, что в картине два плана: вертикальный - фигуры женщин…, второй-природа (берег, гладь водоема). -У. Как вы думаете, что в картине главное - образы природы или женщин? -Д…. Скорее всего, что очень все взаимосвязано, но если бы на картине не было женщин, то сложнее было бы определить настроение. Главная идея картины состоит в том, что именно природа помогает человеку погрузиться в раздумья. У. В каких видах искусств можно обратиться к образам человека и природы. Д. Музыка, литература… -У.А сейчас прозвучит два произведения С. Рахманинова: «Островок» и «Весенние воды». В раздаточном материале есть литературный текст этих произведений. Заполните таблицу. Скажите, какая музыка созвучна данной картине и почему? Концептуальная таблица Средства выразительности | В. Борисов-Мусатов | С.В. Рахманинов К.Бальмонт «Островок» | С.В.Рахманинов Ф.Тютчев «Весенние воды» | Мелодия Линия | Дать варианты | Плавная, восходящая, нисходящая, волнообразная, неразвитая ( т. е стоящая на одном месте), скачкообразная, зигзагообразная…. | Плавная, восходящая, нисходящая, волнообразная, неразвитая ( т. е стоящая на одном месте), скачкообразная, зигзагообразная… | Ритм в музыке Ритм в картине | | Ровный, Пунктирный (острый, пружинистый, активный)….. | Ровный, Пунктирный (острый, пружинистый, активный)…. | Динамика Колорит | | Громко, не слишком громко, не слишком тихо, очень громко, очень тихо, постепенно усиливая громкость, постепенно уменьшая громкость. | Громко, не слишком громко, не слишком тихо, очень громко, очень тихо, постепенно усиливая громкость, постепенно уменьшая громкость. | Настроение | Спокойное, Весёлое, Торжественное, Печальное, Грустное, Шутливое, Задумчивое… | Спокойное, Весёлое, Торжественное, Печальное, Грустное, Шутливое, Задумчивое… | Спокойное, Весёлое, Торжественное, Печальное, Грустное, Шутливое, Задумчивое… | -Д. Романс «Островок» (неторопливый темп, спокойная мечтательная мелодия, негромкое произнесение слов). В романсе музыка изображает, что в природе все замерло и остановилось. У. Произведение выдержано в прозрачных, акварельных тонах, проникнуто спокойным, созерцательным настроением и отличаются исключительной тонкостью и поэтичностью. -У. Молодцы ребята. 3.Физминутка. 4. Вокально-хоровая работа. - Дыхательная гимнастика. - Певческая установка. . Вокально-хоровая работа над Менуэтом А. Ж. Экзоде обр.Ж. Б. Векерлена. -У. Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки. Попытайтесь назвать эти слова. -Д линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. -У. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит? -Д.Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств. Учитель: Верно. Картины в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны. Музыка и живопись помогают друг другу открывать «тайный смысл». В начале урока мы поставили цель ответить на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?» и «Можем ли мы услышать живопись?» Рефлексия (УУД личностные – выражают эмоциональное отношение отношение к теме урока) Что интересного вы узнали? Когда эти знания вам будут необходимы, где вы их сможете применить? Какие задания на уроке вызвали у вас сложность? Оцените свою работу на уроке. ( У вас в раздаточном материале есть три нотки разного цвета. Те, кому было интересно – выберите красную нотку, у кого менялся настрой - зелёную, кому было не интересно - синюю). Д/З 1.Выучить слова песни. 2.Нарисовать дома рисунок и подобрать созвучную этому рисунку музыку (базовый уровень) 3.Выучит термины, которые употреблялись в течении урока. ИТОГ -У.Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе. Учитесь раскрывать её для красоты, смотреть на мир и видеть в удивительное. И тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. А наш урок подошёл к концу. До свидания, до новых встреч! Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается основным психологическим содержанием или контрастирует ему. Некоторые из этих произведений выдержаны в праздничных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным характером, отличаются тонкостью и поэтичностью, например, «Островок» на стихи английского поэта-романтика П. Шелли в переводе К. Бальмонта. В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» (сл. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостных чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты. Блестящая концертирующая партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль. Уже вступительная фраза фортепианной партии воссоздает атмосферу весны, рождая образ весенних потоков. Эта фраза развивается на протяжении почти всего романса. Список использованной литературы
|