СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока составлен на основе программы и учебника Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, интерент- ресурсов nsportal.ru, kopilkaurokov.ru  и др. Урок  соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная живопись и живописная музыка.»


Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка

Цель: Показать тесную взаимосвязь средств выразительности музыки и живописи через анализ произведений живописи и музыки.

Образовательные задачи

Показать учащимся на примере муз. произведения С. Рахманинова

«Островок», Менуэта А. Ж. Экзоде обр.Ж. Б. Векерлена и картин Борисова – Муссатова взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разные состояния природы и передать определенные настроения и чувства человека,

которые могут быть созвучные этим картинам природы;

Углубить знания о средствах выразительности музыки и живописи.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого). Формирование согласованных действий, норм общения, регулировать своё поведение.

Познавательные:

Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.

Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

Предметные:

Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения;

Умение обучающихся входить в мир ценностей музыкального искусства.

Умение определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности.

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности

  • сравнение, анализ, обобщение

  • приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию).

Приёмы:

  • слушание;

  • исполнение.

Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, изобразительное искусство.


Тип: введение

Вид: урок постановки и решения задач

Оборудование:  компьютер, раздаточный материал.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка темы. Целеполагание.

- на прошлых уроках мы с вами говорили о том, музыка тесно связана с изобразительным искусством. Музыку также называют сестрой живописи. Как вы считаете, почему?

- Сейчас вы заполните ассоциограмму «Музыка + литература». ( работать в парах).


Музыка +литература






- Проверяем ! Кто больще?

( ставим оценки в лист самооценки)

- Мы составили эту ассоциограмму неслучайно. Ведь как мы уже говорили, музыка тесно связана не только с литературой , но и с живописью.

- Давайте, попробуем определеть тему нашего урока.

- Что мы сегодня узнаем?

2. Актуализация знаний учащихся.

1) введение нового материала;

Мы познакомимся с картинами художника 20 века Борисова - Мусатова. Я сейчас назову названия некоторых картин, а вы попытайтесь найти закономерность. Что вы можете сказать о этих названиях? «Осенний мотив», «Гармония», «Мотив без слов», «Осенняя песнь», «Реквием».

Д. Все они связаны с музыкой .

Сейчас мы познакомимся с некоторыми картинами, только названия картин забыли подписать. Распределите названия картин по своему мнению и обоснуйте свой выбор. Работа в группах.

Весенний этюд, Весна. Цветущие вишни, Мотив без слов, Осенняя песнь, Водоём, Дама в кресле.

- Проверка. Оценки.

-У. Мы посмотрели несколько картин. Какими словами можно передать настроения его живописных полотен?

-Д. покой, тишина, уравновешенность, созерцательность.

-У А сейчас мы более подробно познакомимся и проанализируем картину «Водоем».

У. Проанализируйте средства изобразительного языка и заполните таблицу кроме позиции ритм.

Средства изобразительности

Характеристика средств

Линии


Краски


Цветовая гамма


Ритм


Композиция: Что на первом плане


Композиция: Что на втором плане


Учитель выслушивает ответы, спрашивает, не хочет ли кто-то добавить. Все ли согласны с мнением предыдущего.

Обратите внимание на детали картины. Кто изображен на переднем плане?

-Д. Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся возле водоема.

-У. Верно. На картине изображены две дорогие художнику женщины – его невеста и сестра – в парке любимой им усадьбы.

Как вы думаете, какое у них настроение?

-Д. Они мечтают…

У. Опишите их позу.

-У. Действительно их изображения проникнуты светлой грустью. Кружевные накидки придают изящество их фигурам. Ощущается какая-то хрупкость.

Как вы считаете какие средства изобразительного языка помогают передать состояние задумчивости, созерцательности.

-Д. Плавные мягкие линии… Приглушенные краски…. Неподвижность фигур..

-У. Что еще изображено художником на картине?

-Д. Берег.. Пруд.. Отражение облаков и деревьев.

-У. Какой цвет преобладает на картине?

-Д. Голубой – вода, одежда. Зеленый – деревья, растения…Белый - облака.

-У. Преобладает конечно голубой цвет. Во взаимодействии с другим цветами он получает другие интонации от мечтательной грусти до возвышенной просветленности.

У . Я сейчас прохлопаю песню, а вы попытайтесь её определить. Что вам помогло, как это называется?

Обратите внимание, что в картине два плана: вертикальный - фигуры женщин…, второй-природа (берег, гладь водоема).

-У. Как вы думаете, что в картине главное - образы природы или женщин?

-Д…. Скорее всего, что очень все взаимосвязано, но если бы на картине не было женщин, то сложнее было бы определить настроение.

Главная идея картины состоит в том, что именно природа помогает человеку погрузиться в раздумья.

У. В каких видах искусств можно обратиться к образам человека и природы.

Д. Музыка, литература…

-У.А сейчас прозвучит два произведения С. Рахманинова: «Островок» и «Весенние воды». В раздаточном материале есть литературный текст этих произведений. Заполните таблицу. Скажите, какая музыка созвучна данной картине и почему?

Концептуальная таблица

Средства выразительности

В. Борисов-Мусатов

С.В. Рахманинов

К.Бальмонт

«Островок»

С.В.Рахманинов

Ф.Тютчев

«Весенние воды»

Мелодия

Линия

Дать варианты

Плавная,

восходящая,

нисходящая, волнообразная, неразвитая ( т. е стоящая на одном месте),

скачкообразная, зигзагообразная….

Плавная,

восходящая,

нисходящая, волнообразная, неразвитая ( т. е стоящая на одном месте), скачкообразная, зигзагообразная…


Ритм в музыке

Ритм в картине


Ровный,

Пунктирный (острый, пружинистый, активный)…..



Ровный,

Пунктирный (острый, пружинистый, активный)….



Динамика

Колорит


Громко,

не слишком громко,

не слишком тихо,

очень громко,

очень тихо,

постепенно усиливая громкость,

постепенно уменьшая громкость.

Громко,

не слишком громко,

не слишком тихо,

очень громко,

очень тихо,

постепенно усиливая громкость,

постепенно уменьшая громкость.

Настроение

Спокойное,

Весёлое,

Торжественное,

Печальное,

Грустное,

Шутливое,

Задумчивое…


Спокойное,

Весёлое,

Торжественное,

Печальное,

Грустное,

Шутливое,

Задумчивое…

Спокойное,

Весёлое,

Торжественное,

Печальное,

Грустное,

Шутливое,

Задумчивое…

-Д. Романс «Островок» (неторопливый темп, спокойная мечтательная мелодия, негромкое произнесение слов).  В романсе музыка изображает, что в природе все замерло и остановилось.

У. Произведение выдержано в прозрачных, акварельных тонах, проникнуто спокойным, созерцательным настроением и отличаются исключительной тонкостью и поэтичностью.

-У. Молодцы ребята.

3.Физминутка.

4. Вокально-хоровая работа.

- Дыхательная гимнастика.

- Певческая установка.

.

Вокально-хоровая работа над Менуэтом А. Ж. Экзоде обр.Ж. Б. Векерлена.

-У. Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки. Попытайтесь назвать эти слова.

линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство.

-У. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

-Д.Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.

Учитель: Верно.

Картины в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны. Музыка и живопись помогают друг другу открывать «тайный смысл».

В начале урока мы поставили цель ответить на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?» и «Можем ли мы услышать живопись?»

Рефлексия

(УУД личностные – выражают эмоциональное отношение отношение к теме урока)

Что интересного вы узнали?

Когда эти знания вам будут необходимы, где вы их сможете применить?

Какие задания на уроке вызвали у вас сложность?

Оцените свою работу на уроке. ( У вас в раздаточном материале есть три нотки разного цвета. Те, кому было интересно – выберите красную нотку, у кого менялся настрой - зелёную, кому было не интересно - синюю).

Д/З

1.Выучить слова песни.

2.Нарисовать дома рисунок и подобрать созвучную этому рисунку музыку (базовый уровень)

3.Выучит термины, которые употреблялись в течении урока.


ИТОГ

-У.Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе. Учитесь раскрывать её для красоты, смотреть на мир и видеть в удивительное. И тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. А наш урок подошёл к концу. До свидания, до новых встреч!



Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается основным психологическим содержанием или контрастирует ему. Некоторые из этих произведений выдержаны в праздничных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным характером, отличаются тонкостью и поэтичностью, например, «Островок» на стихи английского поэта-романтика П. Шелли в переводе К. Бальмонта.
В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» (сл. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостных чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты. Блестящая концертирующая партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль. Уже вступительная фраза фортепианной партии воссоздает атмосферу весны, рождая образ весенних потоков. Эта фраза развивается на протяжении почти всего романса.


























Список использованной литературы





























Дама в кресле. В. Борисов-Мусатов.



















































































































































К. Бальмонт

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Все дремлет, засыпает.


К. Бальмонт

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Все дремлет, засыпает.


К. Бальмонт

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Все дремлет, засыпает.


К. Бальмонт

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Все дремлет, засыпает.


К. Бальмонт

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Все дремлет, засыпает.


К. Бальмонт

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Все дремлет, засыпает.


К. Бальмонт

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Все дремлет, засыпает.


К. Бальмонт

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Все дремлет, засыпает.















Название картины

Под какой цифрой располажена

1

Дама в кресле.


2

Мотив без слов.


3

Осенняя песнь.


4

Водоем.


5

Весна. Цветущие вишни.






Название картины

Под какой цифрой располажена

Дама в кресле.


Мотив без слов.


Осенняя песнь.


Водоем.


Весна. Цветущие вишни.





Название картины

Под какой цифрой располажена

Дама в кресле.


Мотив без слов.


Осенняя песнь.


Водоем.


Весна. Цветущие вишни.





Название картины

Под какой цифрой располажена

Дама в кресле.


Мотив без слов.


Осенняя песнь.


Водоем.


Весна. Цветущие вишни.





Название картины

Под какой цифрой располажена

Дама в кресле.


Мотив без слов.


Осенняя песнь.


Водоем.


Весна. Цветущие вишни.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!