Музыкальная культура барокко 11 класс
Автор: Салимова Мадина Ганиятулловна,
учитель МБОУ гимназии г.Сафонова Смоленской области
«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере.
Опера -
- лат. сочинение ,произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария);
- одно из главных достижений музыкального искусства барокко .
- В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы.
- Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека.
- Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения.
- Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко.
Опера как ведущий жанр музыки барокко
- К.Монтеверди – первый композитор барокко.
- Обращение к мифологическим и
историческим сюжетам и образам.
- Оперное творчество Д.Фрескобальди,
А.Скарлатти и Д.Перголези.
Клаудио Монтеверди – блестящий реформатор жанра оперы
- Углубил содержательный смысл оперы.
- Сюжеты его опер включали интриги,
заговоры, измены, покушения.
- Расширил выразительные средств и
формы вокальных и оркестровых партий.
- Ввёл в неё увертюру и дуэт.
- Создал «Взволнованный стиль»,
передающий драматизм и напряжённость
действия, глубину страстных чувств и переживаний.
- Заложил традиции оперной венецианской школы.
- Создал новый тип арии - «жалобную песнь».
1567 - 1643
К.Монтеверди – первый композитор барокко
- Воспринял опыт Флорентийской
Камераты (содружество
музыкантов, поэтов и философов,
сложившееся в 1570-х гг. во Флоренции).
- С деятельностью флорентийской
камераты связано возникновение оперы.
- Ввёл детальную разработку оркестровки и новые технические приёмы.
- Использовал ансамбль инструментов : в 1-й опере – 7, в последней – 70.
1567 - 1643
Наследие К.Монтеверди
- Разнообразие его творческой
деятельности:
- 8 сборников светских мадригалов,
- духовные сочинения,
- оперы.
- «Взволнованный стиль» опер
- «Орфей»,
- «Коронация Поппеи»,
- «Ариадна».
Джованни Баттиста Перголези - итальянский композитор, представитель неаполитанской школы
- Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения
Перголези .
госпожа»
- первый
известный
образец
оперы-буффа.
(1710 – 1736)
Алессандро
Скарлатти
Джироламо Фрескобальди
(1660 - 1725)
(1583 – 1643)
- итальянский композитор,
- родоначальник неаполитанской оперной школы.
- Свыше 100 опер-сериа.
- Кантаты, оратории, инструментальные сочинения.
- - итальянский композитор,
- органист,
- клавесинист,
- виртуоз-импровизатор .
Музыкальная
культура барокко
А.Вивальди
Г.Ф.Гендель
И.С.Бах
Антонио Вивальди — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.
- Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди.
- Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие )
- 18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан.
(1678-1741)
«Времена года» (1725)
— цикл из 4 скрипичных концертов ,ранний образец программной симфонической музыки.
А.Вивальди сумел
мастерски передать
- весеннее радостное обновление природы,
- жаркий летний зной,
- пышное осеннее
увядание природы
Георг Фридрих Гендель – композитор барокко
классического типа ораторий: стройность их композиции и разнообразие ритмов.
- Обращение к библейским, мифологическим и светским сюжетам.
- Особая роль хора : народ как главное действующее лицо, как выразитель исторической миссии .
- Оперы-серии в творчестве Генделя .
(1685 – 1759)
Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор барокко, органист
известных композиторов мира.
- За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.
- В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы;
- Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко
(1685-1750)
Оркестровая музыка Баха.
- Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик.
- Сборник фуг и прелюдий.
- «Хорошо темперированный клавир»
– образец полифонической клавирной музыки.
- Светская вокально-инструментальная музыка Баха.
- «Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, оригинальность их музыкального решения.
Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки.
- Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого мира бытия.
- «Страсти по Матфею» – грандиозное органное произведение, наполненное новым гуманистическим содержанием.
- Высокая месса (Месса си минор), барочный стиль музыки.
- Полифоническое искусство Баха (фуги)
Многогранность и многообразие творческого наследия И.С.Баха .
- «Страсти по Матфею» (1729),
- Высокая месса (Месса си минор) (1747 – 1749),
- Бранденбургские концерты (1711 – 1720),
- «Хорошо темперированный
клавир» (1722, 1744),Французские и Английские сюиты,
- «Крестьянская кантата» (1742),
- «Кофейная кантата» (1732),
- Около 30 кантат
28.07.1750 г. в Лейпциге умер И.С.Бах
После смерти Баха
его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону , её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке.
.
Русская музыка барокко . Отличительные черты.
- Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций.
- Партесные концерты XVII - начала XVIII в. ( partes – лат. голоса , т.е. многоголосное пение)
- Популярность песенных жанров (канты и псалмы).
- Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей
Начало развития русской композиторской школы
- Н.П.Дилецкий как теоретик партесного стиля пения («Мусикийская грамматика»).
- Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М.С.Березовского.
- Д.С.Бортнянский – признанный мастер духовного хорового концерта.
Дилецкий Николай Павлови ч
- родился в Киеве ок. 1630г.
- автор сочинений по теории музыки,
- переводчик с польского языка,
- регент царского певческого
- хора в Москве.
партесного стиля пения,
- Автор «Мусикийской грамматики» (1681).
- Создал композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов.
- Главное требование – передача человеческой души.
(1630 – 1680)
Березовский Максим Созонтович (1745—1777)
- - русский композитор,
- певец (бас),
- один из основоположников рус. хоровой классики.
- Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии.
- Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге.
- В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье.
- В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу.
- Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством 2.IV.1777 в Петербурге).
Березовский
Максим Созонтович
- Березовский Максим Созонтович
- В его произведениях заметно сильное
итальянское влияние.
- Музыкальное образование получил в придворной капелле у капельмейстера Цопписа.
- Затем у знаменитого итальянского теоретика Мартини, к которому был командирован для усовершенствования.
- Достиг звания члена Болонской академии и поставил в Ливорно свою оперу "Демофонт«.
- Достиг звания члена Болонской академии и поставил в Ливорно свою оперу "Демофонт«.
- Из произведений Березовского издано несколько композиций церковной музыки.
- Лит.: Лебедев, H. A., Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения, СПб, 1882.
Дмитрий Степанович Бортнянский
Признанный мастер духовного хорового концерта.
Автор 35 хоровых духовных композиций для 4-хголосного хора, 10 концертов для 2 хоров.
Создал оперы и сочинения для клавира.
(1751 – 1825 )
Концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…»
Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…» на слова 38-го псалма Давида:
Скажи ми, Господи,
кончину мою и число дней моих,
дабы я знал, какой век мой…
Услышь, Господи, молитву мою,
не будь безмолвен к слезам моим…
Бортнянскому принадлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского.
П е в е ц
Святому братству сей фиал
От верных братий круга!
Блажен, кому создатель дал
Усладу жизни, друга;
С ним счастье вдвое; в скорбный час
Он сердцу утешенье;
Он наша совесть; он для нас
Второе провиденье.
О! будь же, други, святость уз
Закон наш под шатрами;
Написан кровью наш союз:
И жить и пасть друзьями.
В. А. Жуковский
Чайковский о Бортнянском
П.И.Чайковский,
редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим.
Ресурсы
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/Claudio_Monteverdi.jpg/220px-Claudio_Monteverdi.jpg
- http://www.belcanto.ru/media/images/persons/thumbnail430_fresco.jpg
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Alessandro-Scarlatti.jpg/200px-Alessandro-Scarlatti.jpg
- http://dic.academic.ru/pictures/enc_music/pergolezi_d_b.jpg
- http://belcanto.ru/media/images/uploaded/vivaldi.jpg
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/George_Frideric_Handel_by_Balthasar_Denner.jpg/220px-George_Frideric_Handel_by_Balthasar_Denner.jpg
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/JSBach.jpg/250px-JSBach.jpg
- http://schreider.ru/images/stories/012/image012.jpg
- http://www.kkovalev.ru/Jacob_fon_Shtelin.jpg
- http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=125585419-55-72&n=21