СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная культура барокко. МХК. 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опера как ведущий жанр  музыки  барокко. Взволнованный стиль» барокко  в итальянской опере.

Русская музыка барокко, её отличительные черты.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная культура барокко. МХК. 11 класс»

Музыкальная  культура  барокко  11 класс Автор: Салимова Мадина Ганиятулловна,  учитель МБОУ гимназии г.Сафонова Смоленской области

Музыкальная культура барокко 11 класс

Автор: Салимова Мадина Ганиятулловна,

учитель МБОУ гимназии г.Сафонова Смоленской области

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере.   Опера - лат. сочинение ,произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария); одно из главных достижений музыкального искусства барокко . В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы. Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека. Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения. Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко.

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере.

Опера -

  • лат. сочинение ,произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария);
  • одно из главных достижений музыкального искусства барокко .
  • В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы.
  • Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека.
  • Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения.
  • Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко.
Опера как ведущий жанр музыки барокко К.Монтеверди – первый композитор барокко. Обращение к мифологическим и  историческим сюжетам и образам. Оперное творчество Д.Фрескобальди,    А.Скарлатти и Д.Перголези.

Опера как ведущий жанр музыки барокко

  • К.Монтеверди – первый композитор барокко.
  • Обращение к мифологическим и

историческим сюжетам и образам.

  • Оперное творчество Д.Фрескобальди,

А.Скарлатти и Д.Перголези.

   Клаудио Монтеверди  –  блестящий реформатор жанра оперы      Углубил содержательный смысл оперы.  Сюжеты его опер включали интриги,  заговоры, измены, покушения.  Расширил выразительные средств и  формы вокальных и оркестровых партий. Ввёл в неё увертюру и дуэт. Создал «Взволнованный стиль»,  передающий драматизм и напряжённость  действия, глубину страстных чувств и переживаний. Заложил традиции оперной венецианской школы. Создал новый тип арии - «жалобную песнь».   1567 - 1643

Клаудио Монтеверди – блестящий реформатор жанра оперы

  • Углубил содержательный смысл оперы.
  • Сюжеты его опер включали интриги,

заговоры, измены, покушения.

  • Расширил выразительные средств и

формы вокальных и оркестровых партий.

  • Ввёл в неё увертюру и дуэт.
  • Создал «Взволнованный стиль»,

передающий драматизм и напряжённость

действия, глубину страстных чувств и переживаний.

  • Заложил традиции оперной венецианской школы.
  • Создал новый тип арии - «жалобную песнь».

1567 - 1643

  К.Монтеверди –  первый композитор барокко     Воспринял опыт Флорентийской  Камераты (содружество музыкантов, поэтов и философов, сложившееся в 1570-х гг. во Флоренции). С деятельностью флорентийской  камераты связано возникновение оперы. Ввёл детальную разработку оркестровки и новые технические приёмы. Использовал ансамбль инструментов : в 1-й опере – 7, в последней – 70. 1567 - 1643

К.Монтеверди – первый композитор барокко

  • Воспринял опыт Флорентийской

Камераты (содружество

музыкантов, поэтов и философов,

сложившееся в 1570-х гг. во Флоренции).

  • С деятельностью флорентийской

камераты связано возникновение оперы.

  • Ввёл детальную разработку оркестровки и новые технические приёмы.
  • Использовал ансамбль инструментов : в 1-й опере – 7, в последней – 70.

1567 - 1643

  Наследие  К.Монтеверди      Разнообразие его творческой  деятельности: 8 сборников светских мадригалов,  духовные сочинения, оперы. «Взволнованный стиль» опер «Орфей»,  «Коронация Поппеи», «Ариадна».

Наследие К.Монтеверди

  • Разнообразие его творческой

деятельности:

  • 8 сборников светских мадригалов,
  • духовные сочинения,
  • оперы.
  • «Взволнованный стиль» опер
  • «Орфей»,
  • «Коронация Поппеи»,
  • «Ариадна».

Джованни Баттиста Перголези  - итальянский композитор, представитель неаполитанской школы Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения  Перголези . «Служанка-  госпожа»  - первый  известный  образец  оперы-буффа. (1710 – 1736)

Джованни Баттиста Перголези - итальянский композитор, представитель неаполитанской школы

  • Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения

Перголези .

  • «Служанка-

госпожа»

- первый

известный

образец

оперы-буффа.

(1710 – 1736)

Алессандро Скарлатти Джироламо Фрескобальди (1660 - 1725) (1583 – 1643) итальянский композитор, родоначальник неаполитанской оперной школы. Свыше 100 опер-сериа. Кантаты, оратории, инструментальные сочинения. - итальянский композитор, органист, клавесинист, виртуоз-импровизатор .

Алессандро

Скарлатти

Джироламо Фрескобальди

(1660 - 1725)

(1583 – 1643)

  • итальянский композитор,
  • родоначальник неаполитанской оперной школы.
  • Свыше 100 опер-сериа.
  • Кантаты, оратории, инструментальные сочинения.
  • - итальянский композитор,
  • органист,
  • клавесинист,
  • виртуоз-импровизатор .
 Музыкальная культура барокко А.Вивальди Г.Ф.Гендель И.С.Бах

Музыкальная

культура барокко

А.Вивальди

Г.Ф.Гендель

И.С.Бах

Антонио Вивальди  — итальянский композитор,  скрипач, педагог, дирижёр.  Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие ) 18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан.  (1678-1741)

Антонио Вивальди — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.

  • Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди.
  • Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие )
  • 18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан.

(1678-1741)

«Времена года»  (1725)    — цикл из 4 скрипичных концертов ,ранний образец программной симфонической музыки.  А.Вивальди сумел  мастерски передать весеннее радостное обновление природы, жаркий летний зной,  пышное осеннее  увядание природы  и зимнюю стужу.

«Времена года» (1725)

цикл из 4 скрипичных концертов ,ранний образец программной симфонической музыки.

А.Вивальди сумел

мастерски передать

  • весеннее радостное обновление природы,
  • жаркий летний зной,
  • пышное осеннее

увядание природы

  • и зимнюю стужу.

 Георг Фридрих Гендель  – композитор  барокко    – создатель  классического типа ораторий: стройность их композиции и разнообразие ритмов. Обращение к библейским, мифологическим и светским сюжетам. Особая роль хора : народ как главное действующее лицо, как выразитель исторической миссии . Оперы-серии в творчестве Генделя . (1685 – 1759)

Георг Фридрих Гендель – композитор барокко

  • – создатель

классического типа ораторий: стройность их композиции и разнообразие ритмов.

  • Обращение к библейским, мифологическим и светским сюжетам.
  • Особая роль хора : народ как главное действующее лицо, как выразитель исторической миссии .
  • Оперы-серии в творчестве Генделя .

(1685 – 1759)

Иоганн Себастьян Бах  — немецкий композитор барокко, органист   Один из наиболее  известных композиторов мира. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы;  Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко (1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор барокко, органист

  • Один из наиболее

известных композиторов мира.

  • За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.
  • В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы;
  • Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко

(1685-1750)

Оркестровая музыка Баха. Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик. Сборник фуг и прелюдий. «Хорошо темперированный клавир» – образец полифонической клавирной музыки. Светская вокально-инструментальная музыка Баха. «Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, оригинальность их музыкального решения.

Оркестровая музыка Баха.

  • Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик.
  • Сборник фуг и прелюдий.
  • «Хорошо темперированный клавир»

– образец полифонической клавирной музыки.

  • Светская вокально-инструментальная музыка Баха.
  • «Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, оригинальность их музыкального решения.
Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого мира бытия. «Страсти по Матфею» – грандиозное органное произведение, наполненное новым гуманистическим содержанием. Высокая месса (Месса си минор), барочный стиль музыки. Полифоническое искусство Баха (фуги)

Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки.

  • Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого мира бытия.
  • «Страсти по Матфею» – грандиозное органное произведение, наполненное новым гуманистическим содержанием.
  • Высокая месса (Месса си минор), барочный стиль музыки.
  • Полифоническое искусство Баха (фуги)
Многогранность и многообразие творческого наследия И.С.Баха . «Страсти по Матфею» (1729), Высокая месса (Месса си минор) (1747 – 1749), Бранденбургские концерты (1711 – 1720), «Хорошо темперированный  клавир» (1722, 1744),Французские и Английские сюиты, «Крестьянская кантата» (1742), «Кофейная кантата» (1732), Около 30 кантат

Многогранность и многообразие творческого наследия И.С.Баха .

  • «Страсти по Матфею» (1729),
  • Высокая месса (Месса си минор) (1747 – 1749),
  • Бранденбургские концерты (1711 – 1720),
  • «Хорошо темперированный

клавир» (1722, 1744),Французские и Английские сюиты,

  • «Крестьянская кантата» (1742),
  • «Кофейная кантата» (1732),
  • Около 30 кантат
28.07.1750 г. в Лейпциге умер И.С.Бах  После смерти Баха  его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону , её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. .

28.07.1750 г. в Лейпциге умер И.С.Бах

После смерти Баха

его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону , её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке.

.

Русская  музыка барокко .  Отличительные черты.    Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты XVII - начала XVIII в. ( partes – лат. голоса , т.е. многоголосное пение) Популярность песенных жанров (канты и псалмы). Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей

Русская музыка барокко . Отличительные черты.

  • Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций.
  • Партесные концерты XVII - начала XVIII в. ( partes – лат. голоса , т.е. многоголосное пение)
  • Популярность песенных жанров (канты и псалмы).
  • Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей
Начало развития русской композиторской школы Н.П.Дилецкий как теоретик партесного стиля пения («Мусикийская грамматика»).  Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М.С.Березовского.  Д.С.Бортнянский – признанный мастер духовного хорового концерта.

Начало развития русской композиторской школы

  • Н.П.Дилецкий как теоретик партесного стиля пения («Мусикийская грамматика»).

  • Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М.С.Березовского.

  • Д.С.Бортнянский – признанный мастер духовного хорового концерта.
Дилецкий  Николай Павлови ч    родился в Киеве ок. 1630г. автор сочинений по теории музыки, переводчик с польского языка,  регент царского певческого  хора в Москве. - главный теоретик  партесного стиля пения, Автор «Мусикийской грамматики» (1681). Создал композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов. Главное требование – передача человеческой души. (1630 – 1680)

Дилецкий Николай Павлови ч

  • родился в Киеве ок. 1630г.
  • автор сочинений по теории музыки,
  • переводчик с польского языка,
  • регент царского певческого
  • хора в Москве.
  • - главный теоретик

партесного стиля пения,

  • Автор «Мусикийской грамматики» (1681).
  • Создал композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов.
  • Главное требование – передача человеческой души.

(1630 – 1680)

Березовский   Максим Созонтович  (1745—1777)     - русский композитор,  певец (бас),  один из основоположников рус. хоровой классики.  Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии.  Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге.  В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье.  В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу. Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством 2.IV.1777 в Петербурге).

Березовский Максим Созонтович (1745—1777)

  • - русский композитор,
  • певец (бас),
  • один из основоположников рус. хоровой классики.
  • Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии.
  • Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге.
  • В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье.
  • В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу.
  • Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством 2.IV.1777 в Петербурге).
Березовский  Максим Созонтович Березовский  Максим Созонтович В его произведениях заметно сильное  итальянское влияние. Музыкальное образование получил в придворной капелле у капельмейстера Цопписа.  Затем у знаменитого итальянского теоретика Мартини, к которому был командирован для усовершенствования. Достиг звания члена Болонской академии и поставил в Ливорно свою оперу

Березовский

Максим Созонтович

  • Березовский Максим Созонтович
  • В его произведениях заметно сильное

итальянское влияние.

  • Музыкальное образование получил в придворной капелле у капельмейстера Цопписа.
  • Затем у знаменитого итальянского теоретика Мартини, к которому был командирован для усовершенствования.
  • Достиг звания члена Болонской академии и поставил в Ливорно свою оперу "Демофонт«.
  • Достиг звания члена Болонской академии и поставил в Ливорно свою оперу "Демофонт«.
  • Из произведений Березовского издано несколько композиций церковной музыки.
  • Лит.: Лебедев, H. A., Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения, СПб, 1882.
Дмитрий Степанович Бортнянский  Признанный мастер духовного хорового концерта.  Автор 35 хоровых духовных композиций для 4-хголосного хора, 10 концертов для 2 хоров. Создал оперы и сочинения для клавира. (1751 – 1825 )

Дмитрий Степанович Бортнянский

Признанный мастер духовного хорового концерта.

Автор 35 хоровых духовных композиций для 4-хголосного хора, 10 концертов для 2 хоров.

Создал оперы и сочинения для клавира.

(1751 – 1825 )

Концерт №32  «Скажи ми, Господи, кончину мою…» Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…» на слова 38-го псалма Давида: Скажи ми, Господи,  кончину мою и число дней моих, дабы я знал, какой век мой… Услышь, Господи, молитву мою, не будь безмолвен к слезам моим…

Концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…»

Одним из лучших сочинений Бортнянского был концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…» на слова 38-го псалма Давида:

Скажи ми, Господи,

кончину мою и число дней моих,

дабы я знал, какой век мой…

Услышь, Господи, молитву мою,

не будь безмолвен к слезам моим…

 Бортнянскому принадлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане русских воинов»  на слова В. А. Жуковского.    П е в е ц Святому братству сей фиал  От верных братий круга! Блажен, кому создатель дал  Усладу жизни, друга; С ним счастье вдвое; в скорбный час  Он сердцу утешенье; Он наша совесть; он для нас  Второе провиденье. О! будь же, други, святость уз  Закон наш под шатрами; Написан кровью наш союз:  И жить и пасть друзьями.  В. А. Жуковский

Бортнянскому принадлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского.

П е в е ц

Святому братству сей фиал

От верных братий круга!

Блажен, кому создатель дал

Усладу жизни, друга;

С ним счастье вдвое; в скорбный час

Он сердцу утешенье;

Он наша совесть; он для нас

Второе провиденье.

О! будь же, други, святость уз

Закон наш под шатрами;

Написан кровью наш союз:

И жить и пасть друзьями.

В. А. Жуковский

Чайковский о Бортнянском  П.И.Чайковский, редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим.

Чайковский о Бортнянском

П.И.Чайковский,

редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим.

Ресурсы http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/Claudio_Monteverdi.jpg/220px-Claudio_Monteverdi.jpg http://www.belcanto.ru/media/images/persons/thumbnail430_fresco.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Alessandro-Scarlatti.jpg/200px-Alessandro-Scarlatti.jpg http://dic.academic.ru/pictures/enc_music/pergolezi_d_b.jpg http://belcanto.ru/media/images/uploaded/vivaldi.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/George_Frideric_Handel_by_Balthasar_Denner.jpg/220px-George_Frideric_Handel_by_Balthasar_Denner.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/JSBach.jpg/250px-JSBach.jpg http://schreider.ru/images/stories/012/image012.jpg http://www.kkovalev.ru/Jacob_fon_Shtelin.jpg http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=125585419-55-72&n=21

Ресурсы

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/44/Claudio_Monteverdi.jpg/220px-Claudio_Monteverdi.jpg
  • http://www.belcanto.ru/media/images/persons/thumbnail430_fresco.jpg
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Alessandro-Scarlatti.jpg/200px-Alessandro-Scarlatti.jpg
  • http://dic.academic.ru/pictures/enc_music/pergolezi_d_b.jpg
  • http://belcanto.ru/media/images/uploaded/vivaldi.jpg
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/George_Frideric_Handel_by_Balthasar_Denner.jpg/220px-George_Frideric_Handel_by_Balthasar_Denner.jpg
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/JSBach.jpg/250px-JSBach.jpg
  • http://schreider.ru/images/stories/012/image012.jpg
  • http://www.kkovalev.ru/Jacob_fon_Shtelin.jpg
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=125585419-55-72&n=21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!