СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка. Тема урока: « Ударные инструменты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с многообразием ударных инструментов

Просмотр содержимого документа
«Музыка. Тема урока: « Ударные инструменты»»

Тема урока: « Ударные инструменты»

Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о составе симфонического оркестра.

  • Повторить с детьми типы музыки (песенный, танцевальный, маршевый).

  • Развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах, умение слушать и анализировать музыкальные произведения.

  • Развивать речь средствами театрализации.

  • Воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Предварительная работа:

  • Знакомство с составом симфонического оркестра.

  • Слушание и анализ классической музыки.

  • Разучивание инсценировки.

  • Разучивание песни "Дружат дети всей земли".

Музыкальный репертуар: фрагмент оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", П.И. Чайковский "Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик", Равель "Болеро", песня "Дружат дети всей земли".

Оборудование: Музыкальный центр, ударные инструменты, компьютер, приложение.

Ход занятия

Орг.момент.

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах, а о каких именно, вы узнаете чуть позже.

Давайте представим, что мы на концерте, где звучит великолепная музыка.

(Звучит фрагмент симфонического произведение на усмотрение учителя)

- Кто исполняет это произведение? (симфонический оркестр)

(Приложение слайд№1)

- Какие инструменты мы можем увидеть на сцене? (Приложение слайд№2)

В состав симфонического оркестра входит много разных инструментов. На некоторых из них играют с помощью смычка, ведя его по струне.

- Как называется эта группа инструментов? (Струнно - смычковые инструменты)

- Какие инструменты входят в её состав? (Скрипка, альт, виолончель, контрабас)

Физкультминутка

В другие инструменты нужно подуть, чтобы получился звук.

- Как называется эта группа? (Духовые)

- Назовите инструменты этой группы. (Флейта, кларнет, гобой, фагот, валторна, труба, тромбон.)

Ещё есть инструменты, у которых звук извлекается с помощью удара. О какой группе инструментов я говорю? (Ударные)

Именно с этой группой инструментов нам и предстоит познакомиться.

(Приложение слайд№3)

Ударные - самая многочисленная группа инструментов. Послушайте, я назову только некоторые из них: литавры, барабан, тарелки, тамтам, ксилофон, маримба, челеста, кастаньеты, бубен, треугольник, трещотки, бубенцы, гонг, чокало, маракасы и другие инструменты - русские, кавказские, среднеазиатские, китайские, американские и т.д. Одним словом, ударных инструментов столько. Что все их не перечислишь - целое государство, целая страна! Этой страны не найти ни на одной карте, но она находится в каждом уголке земного шара. Она была известна во все времена, и каждый, кто любит музыку, является её гражданином. Давайте же совершим небольшое путешествие в страну ударных инструментов, чтобы познакомиться хотя бы с некоторыми из них.

Физкультминутка

Как же появились ударные инструменты?

Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга - так появился первый ударный инструмент. Такое приспособление, которое ещё не может дать музыку, но оно уже может дать ритм, сохранилось у некоторых народов до наших дней. Например, у аборигенов Австралии два обыкновенных камня играют роль ударных инструментов.

Все современные музыкальные ударные инструменты можно разделить на две группы.

К первой группе относятся инструменты, на которых можно играть мелодию - инструменты с определённой высотой звука: ксилофон, металлофон, челеста.

Ко второй группе относятся инструменты, на которых можно простучать только ритм, мелодию на них не сыграть - инструменты с неопределённой высотой звука.

- Подумайте и назовите такие инструменты? (барабан, трещотки, бубен и т.д.)

Давайте познакомимся поближе с некоторыми инструментами.

(Приложение слайд№4)

- Как называется этот инструмент? (ксилофон)

"Ксилофон" можно перевести с греческого как "звучащее дерево". Этот инструмент оправдывает своё название, потому что он сделан из дерева клёна, ели, ореха. Состоит ксилофон из брусочков разной величины. Брусочки располагаются примерно в таком же порядке, как и клавиши у фортепиано и скрепляются между собой шнурами. Звук извлекается деревянными молоточками.

Я сыграю вам на ксилофоне, а вы определите, к чему он относится: к инструменту с определённой высотой звука или с неопределённой высотой звука.

(Педагог играет простую мелодию, дети объясняют свой выбор)

В симфоническом оркестре используется ксилофон большого размера.

(Приложение слайд№5)

А сейчас посмотрите на это инструмент - литавры. (Приложение слайд№6)

Литавры появились в симфоническом оркестре первыми из ударных. Это большие медные котлы, верх которых затянут кожей. Играют на литаврах палочками обтянутыми войлоком. Н литаврах можно исполнить только простую мелодию, состоящую из трёх - четырёх нот. Звучность литавр очень разнообразная - от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха. Послушай те, как звучат литавры в опере Н. А. Римского - Корсакова "Снегурочка".

(Звучит песня Леля)

- Что в этом произведении изображают литавры? (Ответы детей).

(Приложение слайд№7)

Физкульминутка

Обратите внимание на следующий инструмент, имеющий красивое название челеста.

- На какой инструмент похожа челеста? (На фортепиано).

У челесты не только красивое название, но очень необычный, красивый звук.

Мы послушаем, как звучит челеста в произведении П.И. Чайковского "Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик", но сначала я расскажу вам небольшую историю, связанную с этим произведением.

6 декабря 1892 года в первый раз был показан балет "Щелкунчик". На премьере был сам П. Чайковский и множество зрителей. Всех зрителей ждал подарок: в балете должна была выступать приезжая знаменитость - итальянская балерина Дель - Эра. Отзвучала увертюра, поднимается занавес - начинается балет. Зрители знакомятся с девочкой Кларой, с её добрым дядюшкой, со Щелкунчиком, со страшным королём мышей.

Вот уже Щелкунчик превратился в прекрасного принца и ведёт свою храбрую спасительницу Клару в сказочный город, где живут игрушки и сладости, которые с удовольствием танцуют перед восхищённой девочкой.

Нетерпение зрителей возрастает. Им хочется скорее увидеть, как танцует танец Феи Драже приезжая балерина. Пётр Ильич и его друзья тоже ждут итальянку, но совсем по другой причине - с появлением Феи Драже раскроется секрет, хранимый ими больше года. Гремят аплодисменты, на сцене Дель - Эра, сказочная фея начинает свой танец.

(Звучат первые звуки "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик", главную партию исполняет челеста)

Но что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошины падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и исчезают. Поистине волшебная музыка!

В зале лёгкий шум. Знатоки оркестра удивлённо переглядываются: что за инструмент рождает эти поющие хрустальные капельки? Насколько известно, в симфоническом оркестре нет инструмента с таким звучанием.

Действительно, этого инструмента не было, но теперь он существует и вот как это случилось. П. И. Чайковский много путешествовал и за год до первого исполнения балета "Щелкунчик" он побывал в Париже и там случайно наткнулся на необыкновенный инструмент, который изобрёл французский мастер Огюст Мустель. Этот мастер и придумал название инструменту - челеста, что значит "небесная". Этот инструмент был всеми позабыт, но Пётр Ильич выписал его из Парижа и привёз в Россию. Никто ничего не знал об этом инструменте до тех пор, пока челеста не зазвучала в балете и с того времени челеста появилась в составе ударных инструментов симфонического оркестра.

(Продолжить слушание "Танец феи Драже")

- Какой тип музыки?

- Какой характер?

- Понравилось вам звучание челесты?

Следующий житель страны "Ударных инструментов" вам хорошо известен, это - тарелки.

(Приложение слайд№8)

Не каждый оркестр может похвастаться тем, что имеет настоящие турецкие тарелки с неповторимым особым звучанием. Способ изготовления этих тарелок держится в секрете вот уже 350 лет. Тайна выделки этих тарелок передаётся из поколения в поколение только в одной турецкой семье и за пределы её не выходит. Этот инструмент очень нужен в симфоническом оркестре.

- Как называется этот инструмент? (Приложение слайд №9)

- К какой группе ударных он относится?

Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения французского композитора Равеля "Болеро". После прослушивание ответьте на вопросы:

- Какой тип музыки? Какой характер?

- Какой инструмент был солистом?

(Слушание музыкального фрагмента Равель "Болеро", ответы детей на поставленные вопросы)

Это произведение пример того, что не только такие инструменты как рояль, скрипка, виолончель могут быть солистами, ударные инструменты так же с достоинством могут справиться с этой ролью.

Мы поговорили о некоторых ударных инструментах, надеюсь, вы узнали о них много интересного. А теперь давай послушаем разговор этих инструментов, ведь они тоже, в некотором смысле "живые" и иногда любят поговорить, рассказать о себе и даже поспорить.

Итог: О чем мы говорили на нашем занятии?

- Перечислите инструменты, с которыми вы познакомились?

- Как они появились? На какие группы делятся?

Давайте исполним песню, а помогут нам в этом ударные инструменты.

(Исполнение песни "Дружат дети всей земли" с использованием различных ударных инструментов)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!