СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка «Не ручей – море ему имя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Не ручей – море ему имя».

Цель: создать условия для ознакомления учеников 4 «Б» класса с жизнью и  творчеством великогокомпозитора Иоганна Себастьяна Баха.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Иоганна Себастьяна Баха;
  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 «А» класса через постижение красоты звучания музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха;
  3. Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

Образовательные:

  1. Формирование знаний о жизни и  творчестве великого композитора Иоганна Себастьяна Баха;
  2. Формирование умения воспринимать музыку композитора  и выражать своё отношение к музыкальным произведениям Иоганна Себастьяна Баха

Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление детей;
  2. Развивать интерес к исполнительской деятельности;
  3. Развивать музыкальные и  творческие способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Музыка «Не ручей – море ему имя».»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент

Место: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Участники (класс): 4 «А» класс

Целевой компонент урока

Тема урока: «Не ручей – море ему имя».

Цель: создать условия для ознакомления учеников 4 «Б» класса с жизнью и творчеством великогокомпозитора Иоганна Себастьяна Баха.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Иоганна Себастьяна Баха;

  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 «А» класса через постижение красоты звучания музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха;

  3. Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

Образовательные:

  1. Формирование знаний о жизни и творчестве великого композитора Иоганна Себастьяна Баха;

  2. Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к музыкальным произведениям Иоганна Себастьяна Баха

Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление детей;

  2. Развивать интерес к исполнительской деятельности;

  3. Развивать музыкальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

Формирование Универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

Ученик научится:

  1. Проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Иоганна Себастьяна Баха;

  2. Проявлять личностное отношение при восприятии музыки Иоганна Себастьяна Баха;

  3. Проявлять интерес к творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Метапредметныерезультаты:

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  1. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

  2. Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

  3. Овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

  4. Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  1. Сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового;

  2. Продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  3. Слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  1. Определять и формулировать тему и проблему урока;

  2. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Иоганна Себастьяна Баха;

  3. В процессе рефлексии проводить самооценку.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь):«Классическая начальная школа». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак. Рабочая тетрадь: В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.

Основные образовательные ресурсы (Оборудование и оформление:)

Учебник: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Классическая начальная школа»).

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Музыкальный материал:

  1. «Токката фуга ре минор» - Иоганн Себастьян Бахх фрагмент mp3.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская: слушание произведенияИ.Баха «Токката фуга ре минор»;

Творчество: письмо Иоганну Себастьяну Баху.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ

  1. Знакомство с учебно-методическим комплексом«Классическая начальная школа»;

  2. Определение темы урока, постановка цели и задач;

  3. Определение структуры урока;

  4. Составление конспекта урока;

  5. Подготовка музыкальных произведений в mp3 формате, видеоматериалов;

  6. Оформление доски;

  7. Подготовка учебника:Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Классическая начальная школа»);

  8. Подготовка рабочей тетради: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак, 4 класс;

  9. Проверка мультимедиа аппаратуры.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока: 3 мин

    1. Приветствие: 1 мин

    2. Проверка готовности: 1 мин.

    3. Мотивация к учебной деятельности:1 мин.

  1. Актуализация знаний: 2 мин.

  2. Открытие новых знаний:28 мин.

  1. Слушание:11 мин.

  2. Беседа по слушанию:8 мин.

  3. Музыкально-исполнительская: 2 мин.

  4. Творческое задание:5 мин.

  1. Рефлексия: 3 мин.

  2. Итог урока:1 мин.

  3. Домашнее задание:1 мин.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1.Приветствие:

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Карина Васильевна. Работа нам предстоит очень интересная. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

2.Проверка готовности:

У: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое  для урока лежит  у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.

3.Мотивация к учебной деятельности:

У: Итак, ребята, начнём наш сегодняшний урок со стихотворения о музыке под названием «Музыка Баха».

Ложится грусть на клавиши органа,
А сердца стук пронзает тишину...
Священный звук из фуги Иоганна
Минуя слух, стремится в глубину.

Смятенье чувств... изгнание из рая...
Потоки слёз... заплакала Душа...
Взлетаю ввысь... рождаюсь умирая...
И падаю в забвенье чуть дыша!

Кружит минор под куполами храма...
На стенах "па"... танцует полумрак...
Последний взмах... и завершилась драма...
Задув свечу, она снимает фрак!

Бесценный дар святого Себастьяна
Укажет путь... для сердца и ума...
Излечит страх... он исцелит все раны...
Пока есть музыка... я знаю, что ЖИВА!

У: Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

Д: Да.

У: Замечательно!

II. Актуализация знаний:

У: Что вы запомнили из предыдущего урока?

Д: Мы запомнили композиторов.

У: Какого композитора вы узнали на прошлом уроке?

Д:Бетховена.

У: Как назывались произведения, которые вы слушали на прошлом уроке?

Д:«Патетическая» соната.

У:Какие моменты жизни Бетховена вы запомнили?

Д:Из-за врожденного отсутствия слуха у поэта он,несмотря ни на что,смог стать великим композитором.

У: Ребята, а что означает слово контраст?

Д: Контраст –это противоположность .

У: Молодцы! Правильно!

III. Открытие новых знаний.

У: Посмотрите на доску и скажите: Вам знаком портрет этого композитора?

Д: Да! Нет!

У: Что вы знаете об этом композиторе?

Д:Он известен на весь мир.

У: Замечательно! Молодцы! Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Тема нашего сегодняшнего урока: «Не ручей – море ему имя».

У: Ребята, а как вы думаете, почему тема нашего урока называется именно так?

Д:Мы не знаем.

У: Фамилия «Бах» в переводе с немецкого обозначает слово «ручей», а тема наша называется «не ручей – море ему имя», так как столь великого композитора нельзя назвать ручьём, потому что он сотворил огромное множество музыкальных произведений, в которых можно утонуть, словно в море.

1. Вступительное слово учителя

У: И.С.Бах являлся гениальным композитором и органистом . Родился он 21 марта 1685 г. в Эйзенахе. Его перу принадлежит свыше 1000 произведений, написанных жанрах.

В роду Бахов было множество музыкантов. Были и флейтисты, руководители хором, органисты, словом, целый оркестр. Но самым знаменитым из них суждено было стать И.С.Баху.

У: Ребята вы знаете что такое орган ?

Д: нет.

У: Орган – самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.(фото органа)

У: Оперу Бах «обошел стороной». Это легко объяснить: большая часть жизни композитора была связана с церковью. А как нам известно, строгое церковное искусство не допускает никакой театральной развлекательности . Многие поражались тому, «как он мог так особенно и так быстро переплетать пальцы рук и ноги, допуская ни единого фальшивого звука». Сам Бах об этом говорил: «Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно, что всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам!».Бах часто импровизировал , то есть сочинял музыку в момент исполнения .Его органные импровизации отличаются мощью, огромной драматической силой. Ребята, а вы знаете что означает слово импровизация ,импровизировать?

Д: Импровизировать – это придумывать что-то новое,интересное, необычное.

У:Молодцы, ребята! Импровизация - это сочинение на ходу, следовательно, импровизировать –то сочинять на ходу что–то необычное, интересное.

Работа с учебником.

У: Откройте учебник на странице 62.Внимательно рассмотрите на портрет И. С.Баха.

У: Ребята, как вы думаете, каким человеком он был?

Д:Творческим человеком, обладающим эстетическим вкусом.

У: Молодцы!

Обратите внимание на то, как необычно одевались музыканты тех времен. На его голове парик с буклями. Одет он в темный кафтан, на его шее повязан белый платок. Композитор глядит на нас через 3 века. Его взгляд серьезен, губы сомкнуты, словно он предвидит все испытания, которые выпадут на его долю, но он готов к превратностям судьбы.


У:Портрет какого композитора вы видите?

Д:Иоганна Себастьяна Баха.

У: Сейчас я вам буду читать текст, а вы должны не только следить, но и запомнить то, что я прочитала. После прочтение мною текста я буду задавать вопросы!

У: Сколько прожилИ .С.Бах?

Д:65 лет.

У:В какой семье воспитывался И.С. Бах?

Д: В церковной.

У: Какие наиболее известные произведения вы узнали?

Д:Токката «Фуга ре минор» .

У: Почему Бах обошел «оперу стороной»?

Д:Потому что жизнь композитора была связана с церковью .

У:Ребята ,скажите вы знаете что такое «токката фуга ре минор»?

Д:это произведение написанное И.С.Бахом .

У:Правильно , молодцы !

У:Среди органных сочинений Баха ре-минорная токката и фуга выделяются беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит их с образами оперно-ораториальной музыки. За токкатой закрепилось положение наиболее виртуозного из подобных жанров.

  1. Слушание:«Токката и фуга ре минор»И.С .Бах.

  2. Беседа после слушания:

У: Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?

Д: Чувство печали, грусти,злости .

У: Какие моменты понравились вам больше всего?

Д:когда темп увеличивается.

У: Какие воспоминания из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?

Д:Поход в церковь с мамой.

У: Молодцы, ребята!

У:Ребята а скажите ,есть ли в этом произведении контрасты ?

Д: Есть .

У: Какие ?

Д: Переход от громкого взволнованного , к более тихому спокойному.

У:Верно!

У:Какие инструменты вы услышали в данном произведение?

Д:Орган.

У:Молодцы.

У:Какой темп у этого музыкального произведения?

Д:Быстрый ,но с протяжением всего музыкального произведения он меняется .

У: Молодцы!



  1. Повторное слушание : «Токката и фуга ре минор» И.С .Бах.

У: Итак, ребята, понравилось ли вам данное произведение?

Д: Да.

У:Какие эмоции вызвало данное произведение?

Д:Переживание, тревогу, но в тоже время восторг.

У: У кого какие образы возникли у вас в процессе прослушивания пьесы?

Д:Ветер, который то стихает, то набирает новую силу.

У: Что тебе хотелось сделать, прослушав эту музыку?

Д: Подумать о жизни .

У: Молодцы, ребята!

6.Творчество

У: А сейчас вы попробуйте в рисунке передать образ прослушанной музыки , что вы представляете слушая И.С.Баха «Токката и фуга ре минор».

У: На это задание вам дается 6 минут.

(Рисуют)

У: Время закончилось.

У: Анализ рисунков.

3.Музыкально-исполнительская:Песня «Учительница первая моя»


Я снова открываю двери в класс 
И вспоминаю лучшие мгновенья, 
Когда впервые вы узнали нас, 
Забавными мы были без сомненья. 
Нам правила твердили у доски. 
И белый мел в руках держали. 
Мы были ваши все ученики - 
Смешные, озорные малыши. 

Припев: 
Учительница первая моя. 
Признанье выражаем вам сегодня. 
От всей души спасибо говорим 
И искренне за всё благодарим. 
За сказку, за улыбку, за мечту, 
За искреннюю сердца доброту. 
Дорогой верной к знаниям вели. 
Уроки жизни нам дарили Вы. 

Я вспоминаю первый свой урок, 
От слова вашего мы чуда ждали. 
Весёлым перезвоном пел звонок, 
А мы в тетрадках палочки писали. 
До боли огорчали вас по час, 
Но радости бывало больше. 
Вы забывали и жалели нас. 
Простите за ошибки, просим Вас. 

Припев: 
Учительница первая моя. 
Признанье выражаем вам сегодня. 
От всей души спасибо говорим 
И искренне за всё благодарим. 
За сказку, за улыбку, за мечту, 
За искреннюю сердца доброту. 
Дорогой верной к знаниям вели. 
Уроки жизни нам дарили Вы 

На проигрыше речитатив: 

Мы помним всех вас поимённо. 
И вы навсегда поселились в наших сердцах. 
И именно поэтому мы всегда будем говорить вам: 'Спасибо!' 

:За сказку, за улыбку, за мечту, 
За искреннюю сердца доброту. 
Дорогой верной к знаниям вели. 
Уроки жизни нам дарили Вы: 
Уроки жизни нам дарили Вы.


Песня :Уходит детство

 Мы скоро станем большими.

Уходит детство, а жаль.

Игрушки наши смешные

Теперь узнали печаль.

Уходит детство, уходит,

И вновь оно не приходит,

Но не грусти, не грусти!        

Припев: Прощай, а взрослым

Ты вспомнишь просто.

А детство наше так далеко.

Прощай с улыбкой, а все ошибки

Нам наше детство простит легко.

2 раза

2.   Сегодня мы расстаемся,

Пусть детство наше прошло.

К нему не раз мы вернемся,

Где волшебство и тепло.

Мы взрослый мир начинаем,

Что впереди мы не знаем,

Из детства луч нам свети!

Припев: Прощай, а взрослым

Ты вспомнишь просто.

А детство наше так далеко.

Прощай с улыбкой, а все ошибки

Нам наше детство простит легко.

2 раза

(Мелодия)

Мы взрослый мир начинаем

Что впереди мы не знаем

Из детства луч нам свети!

Припев: Прощай, а взрослым

Ты вспомнишь просто.

А детство наше так далеко.

Прощай с улыбкой, а все ошибки

Нам наше детство простит легко.

2 раза

Прощай с улыбкой, а все ошибки

Нам наше детство простит легко.

V.Рефлексия

У: Ребята, как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

Д: «Не ручей – море ему имя»

У: С каким композитором мы сегодня познакомились?

Д: С Иоганном Себастьяном Бахом.

У: С какими произведениями Иоганна Себастьяна Баха вы познакомились?

Д: «Токката и фуга ре минор ».

У:Какое впечатление на вас произвело прослушанное произведение ?

Д: «Порыв»

У: Почему?

Д: Оно более эмоционально окрашено и разнообразно.

У:Вам понравилась тема, и урок?

Д: Да!

VI.Итог урока: (вывод по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

VII.Домашнее задание:

У: Ваше домашнее задание будет творческое.

У:Дома вы напишете письмо Иоганну Себастьяну Баху .

У: Урок окончен. До свидания!

Используемая литература:

1. УМК «Классическая начальная школа»: учебник, рабочая тетрадь: В.В.Алеев и Т.Н.Кичак.

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»

Приложение:

  1. План-конспект урока музыки;

  2. И.С.Бах «Токката и фуга ре минор ;

  3. «Учительница первая моя»;

  4. «Уходит детство»

  5. Дидактический материал: чистые листы .

  6. Презентация .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!