ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Организационно - деятельностный компонент
Место: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
Участники (класс): 4 «А» класс
Целевой компонент урока
Тема урока: «Не ручей – море ему имя».
Цель: создать условия для ознакомления учеников 4 «Б» класса с жизнью и творчеством великогокомпозитора Иоганна Себастьяна Баха.
Задачи:
Воспитательные:
Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Иоганна Себастьяна Баха;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 «А» класса через постижение красоты звучания музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха;
Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
Образовательные:
Формирование знаний о жизни и творчестве великого композитора Иоганна Себастьяна Баха;
Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к музыкальным произведениям Иоганна Себастьяна Баха
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление детей;
Развивать интерес к исполнительской деятельности;
Развивать музыкальные и творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
Формирование Универсальных учебных действий:
Личностные результаты:
Ученик научится:
Проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Иоганна Себастьяна Баха;
Проявлять личностное отношение при восприятии музыки Иоганна Себастьяна Баха;
Проявлять интерес к творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Метапредметныерезультаты:
Познавательные УУД:
Ученик научится:
Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
Формирование умения анализировать музыкальное произведение;
Овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
Сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового;
Продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
Слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
Определять и формулировать тему и проблему урока;
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Иоганна Себастьяна Баха;
В процессе рефлексии проводить самооценку.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные.
УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь):«Классическая начальная школа». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак. Рабочая тетрадь: В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
Основные образовательные ресурсы (Оборудование и оформление:)
Учебник: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Классическая начальная школа»).
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.
Музыкальный материал:
«Токката фуга ре минор» - Иоганн Себастьян Бахх фрагмент mp3.
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально-слушательская: слушание произведенияИ.Баха «Токката фуга ре минор»;
Творчество: письмо Иоганну Себастьяну Баху.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Знакомство с учебно-методическим комплексом«Классическая начальная школа»;
Определение темы урока, постановка цели и задач;
Определение структуры урока;
Составление конспекта урока;
Подготовка музыкальных произведений в mp3 формате, видеоматериалов;
Оформление доски;
Подготовка учебника:Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Классическая начальная школа»);
Подготовка рабочей тетради: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак, 4 класс;
Проверка мультимедиа аппаратуры.
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала урока: 3 мин
Приветствие: 1 мин
Проверка готовности: 1 мин.
Мотивация к учебной деятельности:1 мин.
Актуализация знаний: 2 мин.
Открытие новых знаний:28 мин.
Слушание:11 мин.
Беседа по слушанию:8 мин.
Музыкально-исполнительская: 2 мин.
Творческое задание:5 мин.
Рефлексия: 3 мин.
Итог урока:1 мин.
Домашнее задание:1 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока:
1.Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Карина Васильевна. Работа нам предстоит очень интересная. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
2.Проверка готовности:
У: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.
3.Мотивация к учебной деятельности:
У: Итак, ребята, начнём наш сегодняшний урок со стихотворения о музыке под названием «Музыка Баха».
Ложится грусть на клавиши органа,
А сердца стук пронзает тишину...
Священный звук из фуги Иоганна
Минуя слух, стремится в глубину.
Смятенье чувств... изгнание из рая...
Потоки слёз... заплакала Душа...
Взлетаю ввысь... рождаюсь умирая...
И падаю в забвенье чуть дыша!
Кружит минор под куполами храма...
На стенах "па"... танцует полумрак...
Последний взмах... и завершилась драма...
Задув свечу, она снимает фрак!
Бесценный дар святого Себастьяна
Укажет путь... для сердца и ума...
Излечит страх... он исцелит все раны...
Пока есть музыка... я знаю, что ЖИВА!
У: Ребята, понравилось ли вам стихотворение?
Д: Да.
У: Замечательно!
II. Актуализация знаний:
У: Что вы запомнили из предыдущего урока?
Д: Мы запомнили композиторов.
У: Какого композитора вы узнали на прошлом уроке?
Д:Бетховена.
У: Как назывались произведения, которые вы слушали на прошлом уроке?
Д:«Патетическая» соната.
У:Какие моменты жизни Бетховена вы запомнили?
Д:Из-за врожденного отсутствия слуха у поэта он,несмотря ни на что,смог стать великим композитором.
У: Ребята, а что означает слово контраст?
Д: Контраст –это противоположность .
У: Молодцы! Правильно!
III. Открытие новых знаний.
У: Посмотрите на доску и скажите: Вам знаком портрет этого композитора?
Д: Да! Нет!
У: Что вы знаете об этом композиторе?
Д:Он известен на весь мир.
У: Замечательно! Молодцы! Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Тема нашего сегодняшнего урока: «Не ручей – море ему имя».
У: Ребята, а как вы думаете, почему тема нашего урока называется именно так?
Д:Мы не знаем.
У: Фамилия «Бах» в переводе с немецкого обозначает слово «ручей», а тема наша называется «не ручей – море ему имя», так как столь великого композитора нельзя назвать ручьём, потому что он сотворил огромное множество музыкальных произведений, в которых можно утонуть, словно в море.
1. Вступительное слово учителя
У: И.С.Бах являлся гениальным композитором и органистом . Родился он 21 марта 1685 г. в Эйзенахе. Его перу принадлежит свыше 1000 произведений, написанных жанрах.
В роду Бахов было множество музыкантов. Были и флейтисты, руководители хором, органисты, словом, целый оркестр. Но самым знаменитым из них суждено было стать И.С.Баху.
У: Ребята вы знаете что такое орган ?
Д: нет.
У: Орган – самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.(фото органа)
У: Оперу Бах «обошел стороной». Это легко объяснить: большая часть жизни композитора была связана с церковью. А как нам известно, строгое церковное искусство не допускает никакой театральной развлекательности . Многие поражались тому, «как он мог так особенно и так быстро переплетать пальцы рук и ноги, допуская ни единого фальшивого звука». Сам Бах об этом говорил: «Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно, что всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам!».Бах часто импровизировал , то есть сочинял музыку в момент исполнения .Его органные импровизации отличаются мощью, огромной драматической силой. Ребята, а вы знаете что означает слово импровизация ,импровизировать?
Д: Импровизировать – это придумывать что-то новое,интересное, необычное.
У:Молодцы, ребята! Импровизация - это сочинение на ходу, следовательно, импровизировать –то сочинять на ходу что–то необычное, интересное.
Работа с учебником.
У: Откройте учебник на странице 62.Внимательно рассмотрите на портрет И. С.Баха.
У: Ребята, как вы думаете, каким человеком он был?
Д:Творческим человеком, обладающим эстетическим вкусом.
У: Молодцы!
Обратите внимание на то, как необычно одевались музыканты тех времен. На его голове парик с буклями. Одет он в темный кафтан, на его шее повязан белый платок. Композитор глядит на нас через 3 века. Его взгляд серьезен, губы сомкнуты, словно он предвидит все испытания, которые выпадут на его долю, но он готов к превратностям судьбы.
У:Портрет какого композитора вы видите?
Д:Иоганна Себастьяна Баха.
У: Сейчас я вам буду читать текст, а вы должны не только следить, но и запомнить то, что я прочитала. После прочтение мною текста я буду задавать вопросы!
У: Сколько прожилИ .С.Бах?
Д:65 лет.
У:В какой семье воспитывался И.С. Бах?
Д: В церковной.
У: Какие наиболее известные произведения вы узнали?
Д:Токката «Фуга ре минор» .
У: Почему Бах обошел «оперу стороной»?
Д:Потому что жизнь композитора была связана с церковью .
У:Ребята ,скажите вы знаете что такое «токката фуга ре минор»?
Д:это произведение написанное И.С.Бахом .
У:Правильно , молодцы !
У:Среди органных сочинений Баха ре-минорная токката и фуга выделяются беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит их с образами оперно-ораториальной музыки. За токкатой закрепилось положение наиболее виртуозного из подобных жанров.
Слушание:«Токката и фуга ре минор»И.С .Бах.
Беседа после слушания:
У: Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?
Д: Чувство печали, грусти,злости .
У: Какие моменты понравились вам больше всего?
Д:когда темп увеличивается.
У: Какие воспоминания из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?
Д:Поход в церковь с мамой.
У: Молодцы, ребята!
У:Ребята а скажите ,есть ли в этом произведении контрасты ?
Д: Есть .
У: Какие ?
Д: Переход от громкого взволнованного , к более тихому спокойному.
У:Верно!
У:Какие инструменты вы услышали в данном произведение?
Д:Орган.
У:Молодцы.
У:Какой темп у этого музыкального произведения?
Д:Быстрый ,но с протяжением всего музыкального произведения он меняется .
У: Молодцы!
Повторное слушание : «Токката и фуга ре минор» И.С .Бах.
У: Итак, ребята, понравилось ли вам данное произведение?
Д: Да.
У:Какие эмоции вызвало данное произведение?
Д:Переживание, тревогу, но в тоже время восторг.
У: У кого какие образы возникли у вас в процессе прослушивания пьесы?
Д:Ветер, который то стихает, то набирает новую силу.
У: Что тебе хотелось сделать, прослушав эту музыку?
Д: Подумать о жизни .
У: Молодцы, ребята!
6.Творчество
У: А сейчас вы попробуйте в рисунке передать образ прослушанной музыки , что вы представляете слушая И.С.Баха «Токката и фуга ре минор».
У: На это задание вам дается 6 минут.
(Рисуют)
У: Время закончилось.
У: Анализ рисунков.
3.Музыкально-исполнительская:Песня «Учительница первая моя»
Я снова открываю двери в класс
И вспоминаю лучшие мгновенья,
Когда впервые вы узнали нас,
Забавными мы были без сомненья.
Нам правила твердили у доски.
И белый мел в руках держали.
Мы были ваши все ученики -
Смешные, озорные малыши.
Припев:
Учительница первая моя.
Признанье выражаем вам сегодня.
От всей души спасибо говорим
И искренне за всё благодарим.
За сказку, за улыбку, за мечту,
За искреннюю сердца доброту.
Дорогой верной к знаниям вели.
Уроки жизни нам дарили Вы.
Я вспоминаю первый свой урок,
От слова вашего мы чуда ждали.
Весёлым перезвоном пел звонок,
А мы в тетрадках палочки писали.
До боли огорчали вас по час,
Но радости бывало больше.
Вы забывали и жалели нас.
Простите за ошибки, просим Вас.
Припев:
Учительница первая моя.
Признанье выражаем вам сегодня.
От всей души спасибо говорим
И искренне за всё благодарим.
За сказку, за улыбку, за мечту,
За искреннюю сердца доброту.
Дорогой верной к знаниям вели.
Уроки жизни нам дарили Вы
На проигрыше речитатив:
Мы помним всех вас поимённо.
И вы навсегда поселились в наших сердцах.
И именно поэтому мы всегда будем говорить вам: 'Спасибо!'
:За сказку, за улыбку, за мечту,
За искреннюю сердца доброту.
Дорогой верной к знаниям вели.
Уроки жизни нам дарили Вы:
Уроки жизни нам дарили Вы.
Песня :Уходит детство
Мы скоро станем большими.
Уходит детство, а жаль.
Игрушки наши смешные
Теперь узнали печаль.
Уходит детство, уходит,
И вновь оно не приходит,
Но не грусти, не грусти!
Припев: Прощай, а взрослым
Ты вспомнишь просто.
А детство наше так далеко.
Прощай с улыбкой, а все ошибки
Нам наше детство простит легко.
2 раза
2. Сегодня мы расстаемся,
Пусть детство наше прошло.
К нему не раз мы вернемся,
Где волшебство и тепло.
Мы взрослый мир начинаем,
Что впереди мы не знаем,
Из детства луч нам свети!
Припев: Прощай, а взрослым
Ты вспомнишь просто.
А детство наше так далеко.
Прощай с улыбкой, а все ошибки
Нам наше детство простит легко.
2 раза
(Мелодия)
Мы взрослый мир начинаем
Что впереди мы не знаем
Из детства луч нам свети!
Припев: Прощай, а взрослым
Ты вспомнишь просто.
А детство наше так далеко.
Прощай с улыбкой, а все ошибки
Нам наше детство простит легко.
2 раза
Прощай с улыбкой, а все ошибки
Нам наше детство простит легко.
V.Рефлексия
У: Ребята, как называлась тема нашего сегодняшнего урока?
Д: «Не ручей – море ему имя»
У: С каким композитором мы сегодня познакомились?
Д: С Иоганном Себастьяном Бахом.
У: С какими произведениями Иоганна Себастьяна Баха вы познакомились?
Д: «Токката и фуга ре минор ».
У:Какое впечатление на вас произвело прослушанное произведение ?
Д: «Порыв»
У: Почему?
Д: Оно более эмоционально окрашено и разнообразно.
У:Вам понравилась тема, и урок?
Д: Да!
VI.Итог урока: (вывод по уроку и выставление оценок):
У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!
VII.Домашнее задание:
У: Ваше домашнее задание будет творческое.
У:Дома вы напишете письмо Иоганну Себастьяну Баху .
У: Урок окончен. До свидания!
Используемая литература:
1. УМК «Классическая начальная школа»: учебник, рабочая тетрадь: В.В.Алеев и Т.Н.Кичак.
2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»
Приложение:
План-конспект урока музыки;
И.С.Бах «Токката и фуга ре минор ;
«Учительница первая моя»;
«Уходит детство»
Дидактический материал: чистые листы .
Презентация .