Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 134 Санкт-Петербурга им. С. Дудко Протокол от 27.05.2022 № 7/22 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____/ В.П. Кириллова/ 27.05.2022 | УТВЕРЖДЕНО Директор _____ / М.А. Никифорова/ Приказ от 27.05.2022 № 59/2 | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3 «А» класса
2022-2023 учебный год
срок реализации – 1 год
учитель-составитель:
Киреева Т.И.
Санкт-Петербург
2022
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Содержание учебного предмета | 7 |
3. | Тематическое планирование по учебному предмету | 8 |
| | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке (далее – рабочая программа) составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; (ред. от 11.12.2020);
Реестра примерных основных общеобразовательных программ;
Основной образовательной программы начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко;
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год;
Положения о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год.
В 3 классе на изучение учебного предмета «Музыка» отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Школа России» для 1-4 классов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 3 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение.
Образовательные электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Российское образование | http://www.edu.ru |
Российский образовательный портал | http://www.school.edu.ru |
ИКТ в образовании | http://www.ict.edu.ru |
Российский портал открытого образования | http://www.openet.edu.ru |
Российская электронная школа | https://resh.edu.ru/ |
Рабочая программа имеет целью:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся— наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения музыки на ступени начального общего образования:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
В результате освоения образовательной программы 3 класса обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Организация контроля
№ урока | Тема контроля |
13 | Самостоятельная работа по темам: «О России петь — что стремиться в храм» |
23 | Контрольная практическая работа по темам: «В музыкальном театре» , «В концертном зале» |
31 | Проверочная работ по теме: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
2. Содержание учебного предмета
Название темы (количество часов) Раздел 1. «Россия — Родина моя» (5часов)
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий» (4 часа)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4часа)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 часов)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале» (6 час)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 час)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Тематическое планирование по учебному предмету
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Сроки | Примечание |
План | Факт |
Россия-Родина моя (5 часов). |
1 | Мелодия - душа музыки | Выявляют настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Поют мелодии с ориентацией на нотную запись. Понимают триединство деятельности композитор-исполнитель-слушатель. | 1 неделя | | 6-7 |
2 | Природа и музыка | Выражают своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.) Выявляют настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | 2 неделя | | 8-11 |
3 | «Виват, Россия!» Наша слава Русская держава. Кант. Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» | Знают песни о героических событиях истории Отечества и исполняют их на уроках и школьных праздниках. Понимают триединство деятельности композитор-исполнитель-слушатель. | 3 неделя | | 12-15 |
4 | Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» | Овладевают навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; Представляют образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. | 4 неделя | | 16-17 |
5 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля | Эмоционально откликаются и выражают своё отношение к музыкальным образам оперы. Понимают триединство деятельности композитор - исполнитель-слушатель. Знают песни о героических событиях истории Отечества и исполняют их на уроках и школьных праздниках. Выявляют настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Поют мелодии с ориентацией на нотную запись. | 5 неделя | | 18-19 |
«День, полный событий» (4 часа) |
6 | Образы природы в музыке. Утро | Распознают и оценивают выразительные и изобрази-тельные особенности музыки в их взаимодействии. Выявляют ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. | 6 неделя | | 24-25 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | Находят (обнаруживают) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Выразительно, интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле хоре, оркестре. | 7 неделя | | 26-29 |
8 | В детской. Игры и игрушки | Участвуют в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Распознают и оценивают выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | 8 неделя | | 30-33 |
9 | На прогулке. Вечер | Понимают художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывают средства его воплощения. Находят (обнаруживают) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. | 9 неделя | | 34-37 |
«О России петь — что стремиться в храм» (4часа) |
10 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Обнаруживают сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). | 10 неделя | | 40-43 |
11 | Древнейшая песнь материнства | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Определяют образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». | 11 неделя | | 44-45 |
12 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | Интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей. Распознают и оценивают выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | 12 неделя | | 46-47 |
13 | Вербное воскресенье, вербочки. Святые земли русской Самостоятельная работа по темам: «О России петь — что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье Знакомятся с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями балладами на религиозные сюжеты. | 13 неделя | | 48-53 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) |
14 | «Настрою гусли на старинный лад...». Певцы русской старины | Рассуждают о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Выразительно, интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей | 14 неделя | | 56-59 |
15 | Былина о Садко и морском царе. Лель, мой Лель... | Выявляют общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества | 15 неделя | | 60-63 |
16 | Звучащие картины. Самостоятельная работа по темам: «О России петь — что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | Рассуждают о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Выполняют творческие задания из рабочей тетради | 16 неделя | | 64-65 |
17 | Прощание с масленицей | Принимают участие в традиционных праздниках народов России. Разыгрывают народные песни по ролям, участвуют в коллективных играх-драматизациях | 17 неделя | | 66-67 |
«В музыкальном театре» (6 часов) |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра | Рассуждают о значении дирижёра, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Рассуждают о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету | 18 неделя | | 70-75 |
19 | Опера К. Глюка «Орфей и Эври-дика» | Рассуждают о значении дирижёра, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Рассуждают о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. | 19 неделя | | 76-77 |
20 | Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В заповедном лесу | Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица) | 20 неделя | | 78-83 |
21 | Океан-море синее | Сравнивают образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, действующие лица). | 21 неделя | | 84-85 |
22 | Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» | Рассуждают о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Рассуждают о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкально спектакля. | 22 неделя | | 86-89 |
23 | В современных ритмах Контрольная практическая работа по темам: «В музыкальном театре». | Исполняют интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. Сравнивают образное содержание музыкальных тем по нотной записи | 23 неделя | | 90-91 |
В концертном зале (6 ч) |
24 | Музыкальное состязание. | Наблюдают за развитием музыки разных форм и жанров. Различают на слух старинную и современную музыку. Называют исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей | 24 неделя | | 94-95 |
25 | Музыкальные инструменты -флейта. Звучащие картины | Узнают тембры музыкальных инструментов. Различают на слух старинную и современную музыку. Узнают стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | 25 неделя | | 96-99 |
26 | Музыкальные инструменты -флейта – скрипка. Звучащие картины | Узнают тембры музыкальных инструментов. Различают на слух старинную и современную музыку. Узнают стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов | 26 неделя | | 100-101 |
27 | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Севера песня родная | Моделируют в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Узнают тембры музыкальных инструментов. | 27 неделя | | 102-105 |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии | Узнают тембры музыкальных инструментов. Понимают триединство деятельности композитор-исполнитель-слушатель. | 28 неделя | | 106-111 |
29 | Мир Бетховена | Узнают стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. | 29 неделя | | 112-113 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 часов) |
30 | Чудо-музыка. Острый ритм джаза | Определяют виды музыки, сопоставляют музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Выявляют изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Различают характерные черты языка современной музыки. | 30 неделя | | 116-119 |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Проверочная работа по теме: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | Определяют особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Определяют принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Интонационно осмысленно исполняют сочинения разных жанров и стилей. | 31 неделя | | 120- 121 |
32 | Мир Прокофьева | Определяют принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Импровизируют мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. | 32 неделя | | 122-123 |
33 | Певцы русской природы | Разбираются в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Выявляют изменения музыкальных образов. Озвученных различными инструментами. | 33 неделя | | 124-125 |
34 | Прославим радость на земле. Повторение по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | Инсценируют (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвуют в подготовке заключительного урока-концерта. | 34 неделя | | 126-128 |
2