СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальный этап регионального конкурса "Лучшая методическая разработка" в номинации №3 «Лучшая методическая разработка" Рабочая программа факультативного курса "Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии, 2019г. номинация №3 "Лучшая методическая разработка"  содержит аналитическую записку, пояснительную записку, содержание учебного курса, учебный-  тематический план, учебно - тематическое плпнирование.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальный этап регионального конкурса "Лучшая методическая разработка" в номинации №3 «Лучшая методическая разработка" Рабочая программа факультативного курса "Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии"»

















Рабочая программа факультативного курса

«Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии»


для обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений


Образовательная область: «Естествознание»













Автор разработки:

Харченко Оксана Ивановна,

учитель биологии

МКОУ «Илирская СОШ №2»

I квалификационной категории









п. Прибрежный, 2019 г.








Аналитическая записка


Муниципальное образование «Братский район»
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Илирская средняя общеобразовательная школа № 2»

Харченко Оксана Ивановна, учитель биологии


Номинация № 3 «Лучшая авторская разработка комплекта учебно­-

методических материалов /методических рекомендаций»

(Наименование номинации)

Методическая разработка: Рабочая программа факультативного курса

«Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии»

(Название методической разработки)



Актуальность

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Данная рабочая программа нацелена на подготовку к успешной сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА) по биологии, которая предстоит учащимся в конце учебного года. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к основному государственному экзамену.

Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменный, надорганизменный, изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, приведения в систему биологических знаний.

Эффективность

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии»

отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Кроме теоретических занятий, факультативный курс включает практических заданий, направленных на формирование умений, предусмотренных спецификацией (проект 2020 года). По окончании изучения каждого раздела предусмотрено проведение тренировочных тестовых работ для контроля за усвоением материала курса. По окончании изучения курса проводится итоговое тестирование. Гармоничное сочетание изучения теоретического материала и практической деятельности обучающихся лежит в основе комплексного подхода к процессу подготовки к государственной итоговой аттестации по биологии и значительно повышает его результативность.

Результативность

Пояснительная записка отражает цели и задачи рабочей программы факультативного курса, подлежащие реализации в процессе изучения материала.

В программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные результаты; метапредметные результаты; предметные.

Применяются следующие формы контроля:

  • Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса;

  • Тематический контроль осуществляется по завершении раздела, темы в форме тренировочных упражнений.

  • Практические задания на отработку умения: работать с текстом, включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных, определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания и др.

  • В завершении курса учащиеся выполняют тестирование в соответствии с требованиями к экзаменационной работе по биологии.

Оптимальность подбора дидактических средств

Преподавание факультативного курса «Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии»предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционных занятий, частично-поисковый метод, беседа, компьютерные технологии, работы с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), Интернет-ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. На занятиях используются индивидуальная, парная и групповая работа, обеспечивающая постоянное речевое взаимодействие учащихся.

В содержание рабочей программы программа факультативного курса «Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии» входит система практических работ, демонстрации, использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний, направленные на более глубокое усвоение понятийного аппарата факультативного курса и необходимых аспектов его содержания. В библиографическом спискеопределена рекомендуемая литература, использованы Internet – ресурсы, как источник дополнительной литературы.

Программа данного курса предусматривает:

  • использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

  • применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по биологии 2018-2020 гг. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ОГЭ;

  • дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обученности, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.

Предусмотрено использование компьютерной техники, как средства повышения информационной компетенции учащихся.

Воспроизводимость

Данная рабочая программа факультативного курса «Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии» может быть использованав общеобразовательных учреждениях. Изучение материала данного курса целенаправленно способствует подготовке школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического профиля.
















Пояснительная записка

Рабочая программа «Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного

государственного экзамена по биологии 2019 г., кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по биологии в 2019 г., спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по биологии.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к основному государственному экзамену.

Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменный, надорганизменный, изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, приведения в систему биологических знаний.

Цель программы учебного курса: подготовить учащихся 9 класса к успешной сдаче ОГЭ по биологии.

Задачи:

  • повторить, закрепить и углубить знания учащихся по основным разделам школьного

  • курса биологии;

  • сформировать умение обосновывать место и роль биологических знаний в

практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности впроцессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

  • обучить самоконтролю и самооценке знаний с помощью различных форм тестирования;

  • использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки

последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии»

отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Кроме теоретических занятий, курс включает практических заданий, направленных на формирование умений, предусмотренных спецификацией (проект 2020 года). По окончании изучения каждого раздела предусмотрено проведение тренировочных тестовых работ для контроля за усвоением материала курса. По окончании изучения курса проводится итоговое тестирование. Гармоничное сочетание изучения теоретического материала и практической деятельности обучающихся лежит в основе комплексного подхода к процессу подготовки к государственной итоговой аттестации по биологии и значительно повышает его результативность.

При проведении занятий особое внимание необходимо уделить повторению и закреплению наиболее значимых и слабо усваиваемых  школьниками тем: классификация органического мира, историческое развитие живых организмов, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросам экологии, селекции, клеточной и эволюционной теорий. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

В ходе занятий следует уделять внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников; сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Программа данного курса предусматривает:

  • использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

  • применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по биологии 2018-2019 гг. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ОГЭ;

  • дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обученности, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.

Формы контроля:

  • Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса;

  • Тематический контроль осуществляется по завершении раздела, темы в форме тренировочных упражнений.

  • Практические задания на отработку умения: работать с текстом, включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных, определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания и др.

  • В завершении курса учащиеся выполняют тестирование в соответствии с требованиями к экзаменационной работе по биологии.


Планируемые результаты освоения программы факультативного курса «Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии»

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:

 Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных   заданий   проблемного   и   эвристического   характера;   развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. 1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития   науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

3.   Осознанное,   уважительное   и   доброжелательное   отношение   к   другому   человеку,   его мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере,   гражданской   позиции.  

Готовность, пособность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

4.  Сформированность  ценности   здорового  и  безопасного  образа  жизни;   интериоризация правил   индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

5.   Сформированность   основ   экологической   культуры,   соответствующей   современному уровню   экологического   мышления,   наличие   опыта   экологически   ориентированной рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию  природы,  к  занятиям  сельскохозяйственным   трудом, к  художественно­ эстетическому  отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результататыРегулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать   последовательность   действий.   Учиться   работать   по   предложенному учителем   плану.   Учиться   отличать   верно,   выполненное   задание   от   неверного.   Учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 

Обучающийся сможет:

  • анализировать   существующие   и   планировать   будущие   образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать   учебные   задачи   как   шаги   достижения   поставленной   цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить,   в   том   числе   из   предложенных   вариантов,   условия   для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать   жизненные   планы   на   краткосрочное   будущее   (заявлять   целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять   план   решения   проблемы   (выполнения   проекта,   проведения исследования);

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией.

 Обучающийся сможет:

  • определять   совместно   с   педагогом   и   сверстниками   критерии   планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать   инструменты   для   оценивания   своей   деятельности,   осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации. Добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы.   Перерабатывать   полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  Умение   определять   понятия,   устанавливать   аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать

 основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-­следственные   связи, строить   логическое  рассуждение, создавать   обобщения, умозаключение   (индуктивное,

 дедуктивное, по аналогии)  и делать  выводы. 

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать   логическую   цепочку,   состоящую   из   ключевого   слова   и соподчиненных ему слов;

  • выделять   общий   признак   двух   или   нескольких   предметов   или   явлений   и объяснять их сходство;

  • объединять   предметы   и   явления   в   группы   по   определенным   признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять   обстоятельства,   которые   предшествовали   возникновению   связи между   явлениями,   из   этих   обстоятельств   выделять   определяющие,   способные   быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить   рассуждение   от   общих   закономерностей   к   частным   явлениям   и   от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Коммуникативные УУД:   Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной   и   письменной   речи   (на   уровне   одного   предложения   или   небольшого   текста). Слушать   и   понимать   речь   других.   Читать   и   пересказывать   текст.   Совместно договариваться   о   правилах   общения   и   поведения   в   школе   и   следовать   им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,  исполнителя, критика). Умение осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речь. Обучающийся сможет:

  • определять   задачу   коммуникации   и   в   соответствии   с   ней   отбирать   речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми 

(диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­ коммуникационных технологий (далее – ИКТ). 

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать   компьютерные   технологии   (включая   выбор   адекватных   задаче инструментальных   программно­-аппаратных   средств   и   сервисов)   для   решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   (вида,   экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; 

  • раскрывать   роль   биологии   в   практической   деятельности   людей;   роль биологических   объектов   в   природе   и   жизни   человека;   значение   биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять   общность   происхождения   и   эволюции   организмов   на   основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять   механизмы   наследственности   и   изменчивости,   возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; 

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; 

  • описывать   и   использовать   приемы   выращивания   и   размножения   культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • распознавать и описывать:на таблицах основные части и органоиды клетки,

органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов иклассов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растенияи домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить   информацию   по   вопросам   общей   биологии   в   научно-­популярной литературе,   специализированных   биологических   словарях,   справочниках,   Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   о   современных проблемах   в   области   биологии   и   охраны   окружающей   среды   на   основе   нескольких источников   информации,   сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими   и   практическими   проблемами   в   области   молекулярной   биологии, генетики,   экологии,   биотехнологии,   медицины   и   охраны   окружающей   среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание учебного курса

  1. Биология как наука. Методы биологии (1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Многообразие организмов. Выдающиеся учёные в области биологии и медицины, их основные заслуги. Основные систематические (таксономические) категории, их соподчиненность.

Тренировочное тестирование №1 по разделу: «Биология как наука. Методы биологии»

  1. Признаки живых организмов (5 часов)

Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы. Вирусы – неклеточные формы жизни.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы.

Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Минеральные и органические вещества клетки, взаимосвязь их строения и функций.

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Обмен веществ и превращение энергии в живых системах. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение. Биосинтез белков.

Генетическая информация в клетке. Гены и хромосомы. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз и мейоз, их биологическая роль.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Способы вегетативного размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Сравнение модификационной и мутационной изменчивости. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Генетические заболевания, особенности их профилактики.

Ткани, органы, системы органов растений и животных, взаимосвязь строения с выполняемыми функциями. Выявление изменчивости. Работа с готовыми микропрепаратами и рисунками тканей растений, тканей в организме человека.

Тренировочное тестирование №2 по разделу: «Признаки живых организмов»

  1. Система, многообразие и эволюция живой природы (8 часов)

Царство Бактерии.Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности.

Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Царство Растения. Строение, жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Особенности процессов жизнедеятельности растительного организма.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Особенности организации низших растений – водорослей. Особенности Зелёных, Красных и Бурых водорослей, их роль в природе и практическое значение.

Высшие споровые растения: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротникообразные. Сравнение их между собой и с водорослями, обоснование более сложной организации мхов по сравнению с водорослями.

Высшие семенные растения: Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые), особенности строения и жизнедеятельности, преимущества по сравнению со споровыми растениями, сравнение между собой.

Характерные признаки Однодольных и Двудольных растений, характеристики основных семейств.

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Агротехнические приёмы выращивания культурных растений и ухода за ними.

Царство Животные. Одноклеточные и многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности Одноклеточных, или Простейших.

Характеристика основных типов беспозвоночных: Губки, Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Иглокожие, Членистоногие. Классы Членистоногих: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

Хордовые животные. Характеристика основных классов: Ланцетники, Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Млекопитающие. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Разведение животных.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Тренировочное тестирование №3 по разделу: «Бактерии. Грибы. Растения»

Тренировочное тестирование №4 по разделу: «Животные. Эволюция живой природы»

  1. Организм человека и его здоровье (13 часов)

Сходство человека с животными и отличия от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение костей. Типы соединения костей. Основные отделы скелета человека. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия. Строение и работа мышц. Приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

Внутренняя среда организма человека. Кровь, её состав и функции. Групы крови. Переливание крови. Виды иммунитета. Вакцины и сыворотки.

Строение и функции сердечно-сосудистой системы. Строение и роль сердца. Круги кровообращения. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях.

Строение и функции дыхательной системы. Органы дыхания, взаимосвязь их строения с выполняемой функцией. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом; спасении утопающего.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Питание. Органы пищеварительной системы. Работы И.П.Павлова. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения, острые кишечные инфекции. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями.

Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции. Кожа, строение, барьерная роль. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой доврачебной помощи при ожогах, обморожениях.

Репродуктивная система человека. Индивидуальное развитие человека: эмбриональный и постэмбриональный периоды. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Эндокринная система, её роль в общей регуляции функций организма человека. Железы внутренней секреции. Гормоны.

Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.

Высшая нервная деятельность. Понятие рефлекса, виды рефлексов, рефлекторная дуга. Физиологическая сущность сна, природа сна и сновидений.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения

в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.

Тренировочное тестирование №5 по разделу: «Человек и его здоровье»

  1. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

Экосистемная организация живой природы. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Тренировочное тестирование № 6 по разделу: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».

  1. Работа с контрольно-измерительными материалами (2часа)

Работа с демонстрационной версией ОГЭ по биологии текущего года.

Тренировочные тестирования по материалам, построенным по принципу демоверсии текущего года.

Отработка сформированных умений:

  • интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме;

  • определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;

  • оценивать правильность биологических суждений;

  • проводить множественный выбор;

  • устанавливать соответствие;

  • определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов;

  • включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных;

  • соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму;

  • работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать);

  • работать со статистическими данными, представленными в табличной форме;

  • определять энергозатраты при различной физической нагрузке,составлять рационы питания;

  • обосновывать необходимость рационального и здорового питания.

Итоговый тест по курсу «Комплексная подготовка к ОГЭ по биологии. 9 класс» .




Учебно-тематический план

9 класс

Тема

Кол-во часов

1

Биология как наука. Методы биологии

1

2

Признаки живых организмов

5

    1. Клеточное строение организмов

2

    1. Признаки живых организмов.

2

3

Система, многообразие и эволюция живой природы

8

3.1 Царство Бактерии.

1

3.2 Царство Грибы.

1

3.3 Царство Растения

1

3.4. Царство Животные.

1

3.5 Учение об эволюции органического мира.

1

4

Организм человека и его здоровье

13

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1


4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

1

4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

1

4.4. Дыхание. Система дыхания.

1

4.5. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1

4.6. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1

4.7. Покровы тела и их функции.

1

4.8. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

4.9. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1

4.10. Органы чувств, их роль в жизни человека.

1

4.11. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

1

4.12. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

1


5

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

5.1.Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов

2

5.2.Экосистемная организация живой природы.

1

5.3.Учение о биосфере.

1

6

«Решение демонстрационных вариантов ГИА»

2



34ч


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

1

Решение тестовых заданий. Формирование умения включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных (на примере строения эукариотических клеток).

1

Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

1

Решение тестовых заданий. Формирование умения работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать). Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

1

Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

1

Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи».

1

Решение тестовых заданий. Формирование умения определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания.

1

Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

1

Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года

1

Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года.

1

Итого:

15


Учебно-тематическое планирование

п/п

Содержание

Кол-во часов

Тема 1. Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)

Биология как наука. Методы биологии

1

Тема 2. Признаки живых организмов (5ч)

2.1. Клеточное строение организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.


2

Нарушение в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни.

2.2. Признаки живых организмов

Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы.



2

Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

Практическое задание. Формирование умения включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных (на примере строения эукариотических клеток).

1

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (8 ч)

3.1. Царство Бактерии. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

1

3.2. Царство Грибы.

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.

1

3.3. Царство Растения.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.

1

Основные семейства цветковых растений. Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

1

3.4. Царство Животные.

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.

1

Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

1

3.5. Учение об эволюции органического мира Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Практическая работа № 3:«Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

1

Практические задания. Формирование умения работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать). Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

1

Тема 4 Человек и его здоровье (13 ч)

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»


4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание».

1

4.4. Дыхание. Система дыхания.

Дыхание. Система дыхания.

1

4.5. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1

4.6. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

1

4.7. Покровы тела и их функции.

Покровы тела и их функции.

1

4.8. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

Практическая работ № 7:«Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека».

1

4.9. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1

4.10. Органы чувств, их роль в жизни человека.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8:«Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

1

4.11. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

1

4.12. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Практическая работа № 9:«Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

1

Практическое задание. Формирование умения определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания.

1

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (3 ч)

5.1.Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов .

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

1

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

1

5.2.Экосистемная организация живой природы.

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителейорганических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

1

5.3.Учение о биосфере.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1


Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»


Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч)


Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года»

1

Анализ ошибок, допущенных прирешение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года. Практическая работа № 12: «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года».

1


Учебно-методическоеи материально-техническоеобеспечениеобразовательного процесса

Основные ресурсы:

  1. https://zakonbase.ru/content/part/429218 – стандарт основного общего образования по биологии.

  2. минобрнауки.рф/документы/938 – Федеральный государственный образовательный стандарт.

  3. www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).

Дополнительные ресурсы:

  1. Биология: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ/Г.И. Лернер.- Москва Издательство АСТ,2018г.

  2. Биология Наглядный школьный курс: удобно и понятно./О.Ч. Мазур , Т.В. Никитская .- Москва: Эксмо, 2018г..

  3. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.

  4. Батуев А.С. и др. Человек: основы физиологии и психологии-9; М.; Дрофа, 1998

  5. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие. М.; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002

  6. Шабанов Д.А., Кравченко М.А. ОГЭ. Универсальный справочник. - Издательство: Эксмо-Пресс, 2016 г. – 272 с. 

  7. Фросин, В.Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания / Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. – М.: Дрофа, 2010. – 187, [5]с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

  8. ОГЭ.-2020. Биология: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену . /Г.И.Лернер. Москва . Издательство: АСТ,2019г..

  9. Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека в таблицах и схемах / М.: Арт-диал, 2008.  – 208 с.

  10. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.

  11. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:

  12. Биология в таблицах и схемах / Сост. Онищенко А.В. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.  – 128 с.

  13. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.

  14. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное пособие / Шустанова Т. А. – М.: Феникс, 2018. – 447 с.


Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. http://www.fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  3. podpiska@1september.ru – издательский дом «1 сентября»

  4. http://www.ru.wikipedia.org – он-лайн энциклопедия.

  5. http://macroevolution.narod.ru – посвящён вопросам эволюции.

  6. http://medbookaide.ru – путеводитель в мире медицинской литературы.

  7. http://www.fipi.ru/-Федеральный институт педагогических измерений.

  8.  https://bio-oge.sdamgia.ru-РешуОГЭ

  9. https://neznaika.pro-Незнайка.про.  

  10. http://www. anatomia.com – информация о строении и функционировании органов человека.

  11. http:// www.breath.ru – информация об обмене веществ.

  12. http://www.vitamini.ru – всё о витаминах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!