СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учебной деятельности обучающихся при изучении темы «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений» (8 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа дипломанта регионального конкурса "Педагог-исследователь"

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности обучающихся при изучении темы «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений» (8 класс)»


XVII межрегиональный конкурс педагогов,
родителей – организаторов и руководителей (менеджеров) исследовательских работ учащихся и студентов

«Педагог-исследователь»






Мотивация учебной деятельности обучающихся при изучении темы

«Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений» (8 класс)





Нурулина Юлия Владимировна

учитель химии,

Кировское областное государственное

общеобразовательное автономное

учреждение «Лицей естественных наук»








2023

В работе представлены материалы, обосновывающие необходимость изучения проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся на уровне практической деятельности учителя; предложена одна из моделей занятия по химии, где в качестве «мотиватора» учебной деятельности обучающихся используются комплекс инновационных приемов обучения.

























Актуальность выбранной темы работы связана с тем, что в последнее десятилетие в лицейском образовании наблюдается снижение степени мотивации учебной деятельности обучающихся в старших классах. Известно, что учебная мотивация - это процесс, который направляет обучающихся и поддерживает их усилия при выполнении учебной работы. Роль учебной мотивации школьников в построении эффективного учебного процесса хорошо изучена в психологии и педагогике [4]. Изучив публикации последних лет, мы пришли к выводу, что феномен падения внутренней учебной мотивации наблюдается не только в российской, но и в зарубежной школе. Одна из причин снижения мотивации учебной деятельности обучающихся, на которую указывают ученые - очень плотные и напряженные образовательные программы инновационного обучения, что влияет на уровень интенсивности учебной нагрузки, и как следствие на работоспособность каждого ученика [6]. Объем учебной нагрузки лидирует среди причин, влияющих на степень мотивации учебной деятельности школьников [2]. Увеличивается объем нагрузки за счет интенсификации учебной деятельности, как в классной работе, так и при выполнении домашнего задания. Доказано, что российские дети тратят на выполнение домашнего задания значительно больше времени, чем дети других стран [7].

Однако, известно, что школьники могут переносить значительные нагрузки, если они получает адекватную педагогическую поддержку [1]. Ученые считают, что педагогическая поддержка положительно влияет на эмоциональный фон в классе [5]. Особую роль в создании положительных эмоций и повышении степени мотивации учебной деятельности играют приемы активизации познавательной деятельности, и групповые формы учебной работы [12].

Педагоги, стимулируя деятельность школьников, часто используют внешнюю отрицательную мотивацию, «если не сделаешь, то будет плохо». В этом случае главным стимулом деятельности является страх наказания. Внутренняя положительная мотивация связана с развитием любопытства, интереса к предмету, гордости за себя, ощущением правильно выполненного дела, что достигается приемами развития познавательного интереса обучающихся. Поэтому одно из важнейших условий мотивации деятельности школьников – познавательный интерес. Ученые - педагоги последователи идей Г.И. Щукиной убедительно доказывают, что в современной педагогике использование приемов развития познавательного интереса как «мотиватора» деятельности школьника имеет большое значение в развитии инновационных процессов в образовании [9]. Познавательный интерес, обладая психологической основой, благоприятно влияет на мотивы обучения. Педагогически грамотное использование приемов мотивации деятельности школьников значительно повышает уровень их работоспособности [3]. Таким образом, исследователи проблемы мотивации учебной деятельности школьников в своих публикациях убедительно доказали, что в российском образовании сложилась негативная ситуация в связи со снижением внутренней мотивации к обучению, что отрицательно влияет на работоспособность обучающихся и их здоровье. В научной литературе предлагаются различные пути решения данной проблемы.

Цель работы – обосновать необходимость изучения проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся на уроке и предложить модели учебных занятий по химии, из опыта нашей работы, в которых применяются методические приемы мотивации учебной деятельности школьников с учетом их уровня познавательного интереса, где в качестве «мотиватора» деятельности используется комплекс инновационных приемов обучения.

Подготовка данной работы, как результата опытно-экспериментальной работы по теме «Мотивация учебной деятельности обучающихся» осуществлялась поэтапно.

На первом этапе (подготовительном) – изучалась литература, проводилось наблюдение за деятельностью обучающихся на уроке, изучались результаты их творческих работ, разрабатывались модели уроков для экспериментальной работы.

На втором этапе (основном) проводились апробация экспериментальных моделей уроков и диагностика результатов деятельности обучающихся с целью изучения динамики мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии [10].

На третьем этапе (заключительном) уточнялись результаты апробирования моделей уроков по химии, корректировалось их содержание, структура и приемы взаимодействия учителя и обучающихся. Проводилась математическая обработка результатов диагностики, оформлялись статьи для публикации. Результаты опытно-экспериментальной работы были представлены на объединенном заседании предметных кафедр учителей химии, биологии и географии КОГОАУ ЛЕН.

В ходе экспериментальной работы проводилась диагностика изучения уровня познавательного интереса обучающихся (по методике Ненаховой Е.В.) [10]. Диагностика проводилась обучающихся двух 8-х классов в начале изучения основного курса химии (сентябрь 2021 года) в виде теста для самооценки (приложение 1), в ноябре, в связи с реорганизацией образовательного процесса в дистанционный формат и в конце учебного года (апрель 2022г.) (приложение 2). Результаты диагностик приведены в приложении 3. Таким образом: если в начале экспериментальной работы у детей познавательный интерес преобладал на уровне познавательного любопытства и ситуативного интереса (ниже среднего уровня), то в конце учебного года повысился уровень устойчивого познавательного интереса и уровень познавательной потребности у обучающихся. Следовательно, применение методических приемов для повышения мотивации деятельности обучающихся оправдали себя. В качестве «мотиватора» деятельности мы использовали комплекс инновационных приемов организации учебной деятельности обучающихся.

В качестве примера приведем учебное занятие по теме «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений», воспитательная цель которого развитие учебной мотивации обучающихся.

Урок проводится в режиме дистанционного обучения с использованием электронных ресурсов: 1) платформ и сервисов дистанционного обучения Zoom и Pruffme 2) LearningApps – бесплатного онлайн-сервиса, позволяющего создавать интерактивные упражнения для проверки знаний 3) портала «Российская электронная школа»; 4) конструктора тестов «Online Test Pad».

«Мотиватором» учебной деятельности школьников на этапе мотивации и актуализации опыта деятельности являются приемы: игровое задание с использованием электронных ресурсов. На этапах информационно-образовательном и контрольно-диагностическом используется комплекс инновационных приемов развития мотивации учебной деятельности: 1) кейс-пакет (задания разного уровня сложности), 2) задания «Проверь себя», 3) проблемное обучение (эвристическая беседа), 4) электронные ресурсы (платформа Zoom, Pruffme, LearningApps, портал «Российская электронная школа», конструктор тестов «Online Test Pad).

Дистанционный урок является авторским, поскольку система заданий для самостоятельной работы и контроля уровня достижений школьников по результатам изучения нового материала, а также дидактические материалы разработаны учителем, отбор бесплатных электронных ресурсов осуществляется на основе логики урока, выстроенной в соответствии с новой технологией, требованиями ФГОС и УМК под редакцией В.В. Лунина.

В ходе урока обучающиеся работают с кейсом, который учитель заранее готовит для обучающихся. Обязательным условием работы с кейс-пакетом является предварительная фронтальная консультация учителя с целью объяснения приемов работы, которые должны использовать обучающиеся в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы. Важно, что задания конструируются как на репродуктивном, так и на творческом уровне, поскольку учителю важно включить в познавательный процесс всех учеников в классе, учитывая их реальный уровень готовности к самостоятельной работе в процессе изучения материала по химии. Важно, что кейс-технология является эффективным средством развития функциональной грамотности обучающихся, о чем свидетельствуют многочисленные публикации ученых педагогов и педагогов- практиков. Известно, что функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Кейс-пакет включает в себя: 1) инструкцию для выполнения работы 2) описание учебной ситуации (учебная задача) 3) задания для самостоятельной работы 4) аппарат для определения уровня достижения планируемых результатов (ответы на слайдах и критерии оценки). Презентация (сопровождающие урок слайды) расположена в облачном хранилище (https://cloud.mail.ru/public/PmZ4/5BmWMzLsX)

Рассмотрим особенности взаимодействия учителя и обучающихся в процессе использования кейс-пакета «Генетическая связь неорганических соединений» на этапе изучения блока новой учебной информации (информационно-образовательный блок). Взаимодействие учителя и обучающих строится в логике выполнения заданий кейс-пакета «Генетическая связь неорганических соединений».

1. Инструкция для выполнения работы: 1) Внимательно изучите информацию листа кейса, необходимую для поиска вариантов решения учебной задачи. 2) Отбирайте необходимую информацию. 3) Оформляйте результаты работы согласно требованиям заданий. 4) Не забывайте сверять свои ответы с эталонами и суммировать заработанные баллы.

2. Учебная задача урока

Наука «Химия» решает глобальные задачи по созданию новых материалов — получению веществ с заданными свойствами (на это направлена производственная деятельность человека), выявлению способов управления свойствами вещества (на реализацию этого направлена познавательная, теоретическая деятельность человека). Но… В жизни, в производственных условиях (например, на ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов») необходимо понимание взаимосвязи химических процессов. Как из одного вещества получить другое? Сколько промежуточных реакций будет включать процесс? Как осуществить превращение более рациональным способом в две стадии?

3. Задания и источники информации для выполнения самостоятельной работы. Важно, что по ходу урока по результатам выполнения каждого задания ученик получает информацию для самопроверки (верные решения выполняемых заданий предоставляются учащимся на слайдах) и возможности коррекции результатов своей деятельности. Презентация (сопровождающие урок слайды) расположена в облачном хранилище (https://cloud.mail.ru/public/PmZ4/5BmWMzLsX)

Задание 1. «Соберите пазл» по теме «Представители классов неорганических веществ», используя https://learningapps.org/view1083047

Задание 2. Ответьте на вопросы, используя текст учебной статьи, смотрите § 38 учебник Химия 8 класс с. 151-152. Ответы запишите в тетрадь.

Вопросы: 1) Какие вещества представляют собой «отдельные» классы сложных неорганических соединений? (Выпишите названия и химические формулы этих веществ) 2) В чем сходство этих соединений с оксидами? 3) С каким классом неорганических соединений «отдельные» представители будут сходны по составу и свойствам?

Задание 3. Составьте конспект в тетради в логике ответов на вопросы. Используйте видеофрагмент по новой теме и схемы превращений веществ, демонстрируемые в видеофрагменте. Рекомендация: в момент просмотра видеофрагмента и составления конспекта пользуйтесь опцией «пауза»! https://resh.edu.ru/subject/lesson/2440/main/

Вопросы и задания для записи конспекта:

1. Что такое генетический ряд химического элемента? (выпишите определение) 2. Какие виды генетических рядов существуют? 3) Выпишите примеры генетических рядов. 4. Что необходимо учитывать при составлении генетических рядов химических соединений?

Задание 4. Установите генетическую связь между классами неорганических соединений для химического элемента типичного неметалла, используйте ссылку на задание. Выполните задание на сайте и запишите генетический ряд химических соединений элемента неметалла в тетрадь. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2440/train/#194609

Задание 5. Установите генетическую связь между классами неорганических соединений для химического элемента типичного (активного) металла, используйте ссылку на задание. Выполните задание на сайте и запишите генетический ряд химических соединений элемента активного металла в тетрадь. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2440/train/#194611

Задание 6. Установите генетическую связь между классами неорганических соединений для химического элемента (неактивного) металла, используйте ссылку на задание. Выполните задание на сайте и запишите в тетрадь генетический ряд химических соединений элемента металла.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2440/train/#194613

Задание 7. Составьте и запишите в тетради уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду превращений химических соединений химического элемента никеля.

В ходе информационно-образовательного блока учитель предлагает не только задание кейс-пакета, но и аппарат «Проверь себя» к каждому заданию с целью определения учащимися результатов своей деятельности и коррекции деятельности, что очень важно именно на этапе изучения нового материала.

Задание 1. Проверь себя! (ответ смотри на слайде). Критерии оценки: ошибок нет или допущена одна неточность - «5»; были допущены две и более ошибок - «4».

Задание 2. Проверь себя! (ответ смотри на слайде). Баллы: «5» - ответ соответствует эталону (см. таблица 2); баллы: «4» - сформулированы два ответа; баллы: «3» - сформулирован один ответ; баллы: 0 – ответов нет.

Задания 3, 4. 5. Проверь себя! (ответ смотри на слайде). Критерии оценки: баллы: «5» - ответ соответствует эталону, приведены ответы на все вопросы; баллы: «4» - сформулированы ответы на три вопроса; баллы: «3» - сформулированы два ответа на вопросы; баллы: 0 – ответов нет.

Задание 6 и 7. Проверь себя! (ответ смотри на слайде). Критерии оценивания: выполнено «+», невыполнено «-».

В завершении изучения блока новой учебной информации учитель проводит беседу с учениками (посредством чата или использования микрофона). Цель беседы - составить химические уравнения, раскрывающие понятие «генетического ряда химического элемента» и обобщение информации содержательной стороны урока. Вопросы беседы: 1) Как осуществить превращение металла в оксид? (Предполагаемый ответ: взаимодействием простых веществ с кислородом) 2) Каков характер оксида металла? Как осуществить превращение основного оксида в соль? (Предполагаемый ответ: основный. Основные оксиды взаимодействуют с кислотами). 3) Как осуществить превращение соли в основание? (Предполагаемый ответ: растворимые соли взаимодействуют со щелочами, при условии сопровождающего реакцию признака - осадка). 4) Как осуществить превращение основания в оксид? (Предполагаемый ответ: нерастворимые основания термически неустойчивы и разрушаются). 5) Как осуществить превращение основного оксида в простое вещество- металл? (Предполагаемый ответ: водород взаимодействует с оксидами малоактивных металлов, это свойство водорода применяется в металлургии). Рассмотрев новый теоретический материал, учитель предлагает вопросы проблемного содержания для эвристической беседы (обобщение новой учебной информации).

В ходе контрольно-диагностический блока урока школьники выполняют тестовое задание, используя электронный ресурс Test –pad (https://onlinetestpad.com/35tgu5ojtsnr2). Результаты теста в балловом значении высветятся индивидуально, необходимо использовать их для подведения итогов урока, как суммы всех заработанных баллов.

В ходе коммуникативно-консультационного блока проводится рефлексия с целью определения готовности школьников для решения главной задачи урока. Для этого суммируется количество баллов по результатам выполненных заданий (задания 1, 2, 3, 4+5, 8 (макс. - 25)).

В завершение описания модели урока необходимо отметить, что использование кейс-пакета создает благоприятные условия для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и позволяет каждому школьнику в ходе обратной связи проанализировать результаты своей деятельности и к концу урока успешно выполнить все задания для самостоятельной работы.

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы мы сформулировали следующие выводы:

1) подтверждено, что проблема мотивации учебной деятельности обучающихся решается учеными России и за рубежом;

2) определена позитивная динамика мотивации учебной деятельности лицеистов как следствие использования на уроках химии комплекса инновационных приемов развития мотивации учебной деятельности обучающихся: игровое задание с использованием электронного ресурса, кейс-пакет (задания разного уровня сложности), задания «Проверь себя», проблемное обучение (эвристическая беседа), 4) электронные ресурсы платформы Zoom, Pruffme, LearningApps, портал «Российская электронная школа», конструктор тестов «Online Test Pad;

3) доказано, что лицеисты, которые проявляют высокий уровень мотивации учебной деятельности к обучению являются мотивированными субъектами деятельности;

4) разработаны модели занятий в содержании которых реализуются приемы мотивации учебной деятельности обучающихся.

Итак, в работе мы обосновали необходимость изучения проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся на уровне практической деятельности учителя; предложили одну из моделей занятия по химии, где в качестве «мотиватора» деятельности используются комплекс инновационных приемов обучения. Результаты диагностики (приложение 3) доказали позитивную тенденцию изменения мотивации познавательной деятельности у школьников на уроках химии.

По результатам опытно-экспериментальной работы опубликованы: статья «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений (8 класс)» в электронном сборнике «Современный урок» [Текс]: Сборник материалов / сост. Русских Г.А., Соловьева М.Ф. – Киров, 2020.- 160с.; статья «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений (8 класс)» в методическом сборнике «Формирование и оценка функциональной грамотности лицеистов в урочной и внеурочной деятельности»: [Текс]: Сборник материалов: Авт.-сост. Г.А. Русских, И.И. Краева. Киров: Полиграфовна, 2022.-88с.; статья «Кейс-пакет «Генетическая связь неорганических соединений» как средство развития функциональной грамотности обучающихся» в научно-методическом журнале «Образование в Кировской области» №4 (64) / 2022.



Список использованных источников:

1) Алмазова, Е.Ю. Как предотвратить стрессы и профессиональное выгорание? / Е.Ю. Алмазова // Школа управления образовательным учреждением. – 2015. – № 8. – с. 34 – 35.

2) Баранчук П.А., Идрисова З. Комплексная оценка умственной работоспособности подростков, утомление и переутомление у детей школьного возраста // Образование в России и актуальные вопросы современной науки, сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. – 180 с.

3) Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006 – 528 с.

4) Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития https://www.dissercat.com /content/motivatsiya-uchebnoi-deyatelnosti-shkolnikov-i-studentov-struktura-mekhanizmy-usloviya-razvi

5) Гурьев А.В. Внутришкольная работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. – 2011. – № 5. – с. 61 – 66.

6) Зверев А.О. Столько, сколько у нас, детям не задают на дом нигде // Народное образование. – 2013. – № 2. – с. 206 – 212.

7) Кузнецов Л.М., Бородкина Г.В. Умственная работоспособность учащихся VIII-X классов в условиях разных объемов учебной нагрузки и режимов дифференциального обучения //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. – №1(5). – с. 120 – 124.

8) Лунин В.В. «Химия» 8-9: Химия. 8 класс: учебник / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин - М.: Дрофа, 2018

9) Научное наследие Г.И. Щукиной и современность: Сборник научных статей. – СПб.: Астерион, 2008. – 214с.

10) Ненахова Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы // Наука и школа. – 2014. – С. 207–211.

11) Русских Г.А. Методические основы дистанционного урока / Любить призвание свое: В.А. Сухомлинский: Сб. матер: Выпуск 2 / Ред. коллегия Н.В. Соколова и др. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. – с.77-80.

12) Сиратюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: учеб. пособие. – М.: Сфера, 2007. – 222 с.

13) Фролова В.О. Кейс – метод как инновационная технология обучения и контроля/ Энигма. 2020. № 17-2. с. 11-21







Приложение 1.

Тест. Диагностика уровня развития познавательного интереса у обучающихся старших классов методом самооценки (по Ненаховой Е.В.).

Выберите один вариант ответа, наиболее близкий вам.
1. Учиться в школе мне:
а) интересно;
б) скорее интересно, чем неинтересно;
в) скорее неинтересно, чем интересно;
г) совсем неинтересно.
2. Я стремлюсь хорошо учиться, потому что:
а) хочу быть образованным и содержательным человеком;
б) предмет актуален;
в) нужны хорошие оценки в аттестате;
г) я учусь не очень хорошо.
3. Если с первого раза не получился верный ответ при выполнении задания, то я:
а) выполню повторно, не получится – попрошу помощи;
б) сразу попрошу помощи;
в) спишу у одноклассников;
г) откажусь от выполнения.
4. На уроках я работаю активно, потому что:
а) хочу получить знания по предмету;
б) нужно усвоить материал, потому что может пригодиться в будущем;
в) заставляют родители, необходимо исправить оценку;
г) не работаю на уроке, жду его завершения.
5. Если существует возможность самостоятельного выбора степени сложности задания, то я:
а) буду решать сложное, есть возможность подумать;
б) попробую решить сложное задание, не будет получаться – заменю на задание средней трудности;
в) сразу выберу задание средней сложности;
г) выберу самое легкое задание.
6. При выполнении домашнего задания я:
а) всегда стараюсь выполнить самостоятельно;
б) выполняю самостоятельно, но не всегда;
в) списываю у одноклассников;
г) не выполняю.
7. Дополнительные, необязательные задания, которые предлагает учитель, я:
а) всегда выполняю;
б) обычно начинаю, но могу не довести до конца;

в) выполняю, если есть свободное время;
г) не выполняю.

8. Я обращаюсь к учителю с вопросами или за дополнительной консультацией:
а) да, часто;
б) да, если пропустил тему или что-то непонятно;
в) обычно перед самостоятельной работой;
г) не вижу в этом необходимости.
9. На уроке я обычно выполняю задания:
а) самостоятельно, с желанием;
б) все задания стараюсь выполнить, понимаю, что
это нужно;
в) выполняю задания выборочно;
г) жду, пока кто-нибудь выполнит и переписываю.
10. Полученные знания на уроках химии я применяю при выполнении заданий по другим предметам или в повседневной жизни:
а) да;
б) иногда;
в) нет, недостаточно знаний;
г) не знаю, как можно использовать знания и умения по химии в других областях.



Приложение 2.

Диагностика уровня познавательного интереса у старшеклассников на уроках химии (по Ненаховой Е.В.)

Высказывания

Оценки

0 (редко)

1 (иногда)

2 (часто)

1

Я жду урока химии




2

У меня на уроке преобладает хорошее настроение




3

Я выполняю домашнее задание самостоятельно




4

Мне нравится принимать участие в конкурсах, олимпиадах по химии




5

Я выполняю дополнительные задания по химии в классе или дома




6

Я внимательно слушаю учителя




7

Я стараюсь решать задания до конца, даже если оно требует однотипных длительных повторений




8

Я обращаюсь к учителю за консультацией




9

Я могу повторить содержание урока после его завершения




10

Я нахожу собственные способы выполнения заданий




11

На уроке я слушаю вопросы учителя и стараюсь отвечать на них




12

Я посещаю с удовольствием дополнительные занятия (мероприятия) по химии




13

Мне нравится выполнять творческие задания с использованием дополнительного материала




14

Мне нравится работать самостоятельно на уроке




15

Я бы хотел(а) изучать химию после окончания школы








Приложение 3.

Характеристика уровней познавательного интереса обучающихся старших классов.


Познавательное любопытство (ниже среднего). Обучающийся не сосредоточен, внимание рассеяно, часто отвлекается, учебный материал урока не запоминает, при затруднении бездействует. Обучающийся пассивен во время урока, отсутствует самостоятельность в выполнении заданий, проявляется эпизодический интерес к предмету, обусловленный внешней привлекательностью, необходимостью получения хорошей оценки или непосредственной связью с предметом его интереса. Неуравновешенное эмоциональное состояние обучающегося, безразличие может сменяться негативным выплеском эмоций, редкое проявление положительных эмоций.

Ситуативный познавательный интерес (средний уровень). Эпизодическая сосредоточенность внимания обучающегося, следит за основными этапами урока, может повторить главную мысль урока, при возникновении трудностей обращается за помощью. Активность обучающегося в урочное и внеурочное время зависит от степени его включения учителем в деятельность, самостоятельно выполняет задания по известным ему образцам, накопленные знания ограничиваются рамками школьной программы, использование достижений науки в интересующей предметной области. Эмоциональное состояние ровное, ситуативное проявление положительных эмоций.

Устойчивый познавательный интерес (выше среднего). Обучающийся сосредоточен, проявляет усилие, пытливость, стремится самостоятельно преодолеть трудности, запоминает основное содержание урока. Проявляет активность и самостоятельность как во время урока, так и во внеурочное время, стремление выйти за пределы учебной программы, установление закономерностей и причинно-следственных связей, поиск новых (индивидуальных) способов решения задач, способен переносить имеющиеся знания в незнакомую ситуацию, использование достижений науки в других предметных областях. Приподнятое настроение, яркое проявление положительных эмоций.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!