СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мотивация учащихся на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

1

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство обучающихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности ученика.

Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи преподавателя познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учеников).

Просмотр содержимого документа
««Мотивация учащихся на уроках истории и обществознания»»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

при исправительном учреждении























Доклад для педагогического совета по теме:

«Мотивация учащихся на уроках истории и обществознания»


Выполнила учитель истории и обществознания Овсянникова И.А.

Декабрь 2021 г.














Мотивация учащихся на уроках обществознания и истории


Тема формирования мотивации обучения традиционно вызывает повышенный интерес ученых, психологов, педагогов. Ее можно отнести к «нестареющим» темам, не теряющим свою актуальность. Достаточно просмотреть педагогические периодические издания, журналы, газеты, интернет-ресурсы последних лет, чтобы убедиться в этом.

Интерес к теме объясняется, в первую очередь, ролью мотивации в учебной деятельности. Как отмечает А.Н.Иоффе: «Мотивация - это искра, которая зажигает факел познания». Несомненно, работа с мотивированным учеником продуктивнее, он добивается лучших результатов. Повышение мотивации является одним из факторов, способствующих росту результативности, качества обучения. Но сегодня исследователи обращаются к этой теме больше из-за того, что мотивация учащихся стала серьезной проблемой современной школы. Большинство учеников учатся без интереса, им скучно на уроках, они пассивны, эмоционально равнодушны к результатам учебной деятельности, и как предупреждал Л.С. Выготский «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому поиск технологий, методик, приемов и средств, направленных на пробуждение интереса обучающихся к учебной деятельности, повышающих мотивацию является важной задачей теории и практики дидактики.

Начнем с определения содержания мотивации. Ее используют в нескольких значениях. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий. Ее также рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Чаще всего мотивация проводится в начале урока с целью заинтересовать обучающихся, пробудить желание изучить тему, создать положительную эмоциональную атмосферу. Однако мотивация не эпиграф к занятию, а важнейший составляющий элемент его. К мотивации необходимо возвращаться в ходе занятия, на этапе объяснения материала, рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание.


1Основные составляющие мотивационного блока

  1. Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.); они обращены к обучающимся и формулируются от их лица. В результате проведения занятия ученики затрагивают не только компоненты знаний, но также области умений, ценностей, отношений.

  2. Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать обучающихся изучаемой темой, который сохраняется на протяжении всего занятия.

  3. Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы педагогом.


2 Формы и приемы мотивации

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство обучающихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности ученика.

Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи преподавателя познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учеников).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у обучающихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию обучающихсяможно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обучения. В этом случае мы можем говорить о формировании у учеников таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

3 Основные этапы занятия и методика формирования мотивации

Мотивировать учеников надо не только вначале занятия, к мотивации необходимо возвращаться в ходе занятия, на этапе объяснения материала, рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание.

Рассмотрим основные этапы занятия и методику формирования мотивации на занятиях обществознания и истории

В начале занятия необходимо мотивировать учеников, для этого можно использовать различные формы и приемы, например. При изучении темы «Политическая система» пишу на доске ряд терминов: власть, монархия, республика, государство. Что объединяет данные понятия? К какой сфере общественной жизни они относятся? Можно использовать отрывки их художественных произведений или притчи, например, изучая тему: «Трудовые отношения» зачитываю притчу о труде.

Притча о труде:

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!

А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

преподаватель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?

Ученики: предполагаемый ответ (Это тема нашего сегодняшнего урока.)

На втором этапе: подкрепление и усиление возникшей мотивации.

На этом этапе используется чередование разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих обучающихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

Например, ситуативная методика: в ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы обучающиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но должны быть основаны на реальных фактахи значимы для учеников (затрагивать их интересы):

Когда студент Соколов возвращался из института, на него напали несколько человек и избили его. Тот побежал звать на помощь друзей, через полчаса они нашли обидчиков и нанесли им повреждения средней тяжести.

Можно ли их действия назвать необходимой обороной?


Развивая мыслительную деятельность: анализ, синтез, сравнение, можно использовать такие приемы, как заполнение таблицы на сравнение

Формы государственного правления

Основные черты

монархия


республика



Или составление логических схем по опорным понятиям занятия: формы правления: монархия, республика, парламентская, президентская, смешанная, абсолютная, ограниченная, парламентская.

Важную роль на данном этапе мотивации отводится групповой работе учеников, например при изучении правового статуса гражданина РФ, ученикам дается задание по группам : на основе текста Конституции РФ выделить первой группе- политические права, второй группе –экономические права, третьей- личные права и четвертой- культурные права гражданина, и затем в ходе беседы выясняем результат совместной работы.

Можно использовать и проблемно - поисковые задания:

Карточка1

Руководитель администрации города Н.отказался платить налоги в федеральный бюджет, мотивируя это тем, что налоги слишком велики.

Правительство настаивает на их выплате и отстраняет его от должности.

Как разрешить данный конфликт в соответствии с Конституцией?

Карточка 2

Большинство жителей одного из регионов России выдвигают требование об отмене преподавания на русском языке и введения на родном языке.

Конституционно ли это требование?

Карточка 3

Популярный политик создает партию и предлагает предоставить неограниченные права его партии в случае ее победы на выборах в Государственную думу.

Являются ли эти требования конституционными?

Карточка 4

Два субъекта Российской Федерации имеют взаимные территориальные

претензии.

Разрешим ли этот конфликт конституционным путем?


Важную роль в сохранении мотивации при закреплении изученного материала отводится использованию игровых приемов, например, часто использую при закреплении игру «Правовой квадрат» или задание: найди ошибку, или синквейн.

Игра «Правовой квадрат»

Квадрат состоит из 16 секторов, каждый цвет соответствует вопросам одной темы: красный цвет- вопросы конституции, зеленый цвет- личные права граждан, синий цвет- социально-экономические права желтый цвет- политические права.

Играют четыре команды

1.Задание блиц-опрос

Объяснить понятие:

а) Конституция

б) парламент

в)нормативно- правовой акт

г) демократия

2.Задание особенности Конституции:

А)Как переводится слово Конституция?

Б)Почему Конституция имеет высшую юридическую силу?

В)Что означает прямое действие Конституции?

Г)Когда была принята первая Конституция ССССР?

3.Вопросы красного сектора:

1.Как называется парламент России?

2.К какой ветви власти относится госдума?

3.Что означает -Россия- демократическое государство?

4.Что означает –Россия- правовое государство?

Вопросы зеленого сектора:

1.Основное личное право граждан РФ?

2.Что означает право на свободу совести?

3.Почему Конституция впервые гарантирует право на свободу передвижения?

4.Что означает неприкосновенность личности?


Вопросы синего сектора:

1Почему государство заботится об отдыхе граждан РФ?

2.Как вы понимаете право на свободный труд?

3.Почему забота родителей о детях является правом и обязанностью?

4.Почему государство охраняет право на интеллектуальную собственность?

Вопросы желтого сектора:

1.Что означает право избирать и быть избранным?

2.Что означает тайное голосование?

3.Что такое референдум?

4.Что означает прямое голосование?

Можно применять нетрадиционные игры:

1 «Социальная зарядка»-педагог называет термины, студенты называют определения

2. «Интеллектуальная перестрелка»-Кто больше назовет терминов по теме

3 игра « Вопрос- ответ» по группам


На заключительном этапе занятия мотивирую учеников на выполнение домашнего задания..

Виды домашнего задания:

Индивидуальные включают тренировочные и творческие задания повышенной сложности

Дифференцированные задания- репродуктивного и творческого уровня

Групповые –Пересказы, ответы на вопросы, решение задач

Творческие- составление схем., кроссвордов, эссе, защита проектов.



4 Познавательный интерес и мотивация

Итак, главным мотивом учебной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средства, обеспечивающие успешные усвоения программного материала, но и цель обучении.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний.

Развитие познавательного интереса достигается в результате применения на уроках обществознания и истории творческих работ.

Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностные качества, и среда, создающая условия для самореализации.

При разработке заданий преподаватель учитывает:

  • общий уровень развития ученического коллектив;

  • возрастные особенности формирования креативной среды;

  • личностные особенности обучающихся;

  • специфические черты и особенности учебного предмета.


Цели творческих заданий:

    • повысить интерес обучающихся к предмету;

    • дать возможность проявиться творческим способностям обучающихся;

    • развивать навыки публичного выступления, умение отстаивать собственное мнение.


Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами, обучающимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

1В составлении кроссворда по теме, использование его для контроля знаний других обучающихся.

2.В составлении логических схем

3.В написании эссе по теме

4.Составлении проектов и другое.

Например, после изучения темы: «Страны мира» даю задание ученикам по группам представить свой проект и защитить его по данной схеме:

1. Политическое развитие государства

2.Экономическое развитие государства

3. Основные направления внешне политики

4.Культура государства

Ученики защищают проекты в форме презентаций

Все рассмотренные методы обучения будут реально приносить плоды только в том случае, если педагог будет выполнять свою работу с любовью и уважением к ученикам, поддерживать и развивать в них тягу к знаниям и творческие возможности


Таким образом, мотивация вызывает активность личности, определяет ее направленность побуждает ученика к совершению определенных действий, развивает познавательный интерес и творческие способности.



Список литературы:


  1. Е.А.Смирнов Пути повышения качества знаний на истории и обществознании

  2. Н.А.Мельниченко Мотивация на уроках истории и обществознания

  3. О.А. Володарская Формирование мотивации на уроках обществознания

  4. Ю.Б. Сельцова Мотивация на обществознании

  5. А.Г. Важенин обществознание М. «Академия» 2014г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!