СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация. Классификация мотивов. Психологические аспекты мотивации. Факторы, влияющие на мотивацию.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для выступления на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация. Классификация мотивов. Психологические аспекты мотивации. Факторы, влияющие на мотивацию.»

Мотивация. Классификация мотивов. Психологические аспекты мотивации. Факторы, влияющие на мотивацию.

Мотивация. Классификация мотивов. Психологические аспекты мотивации. Факторы, влияющие на мотивацию.

Мотивация  учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования   Пункт 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;……………. 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Пункт 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;…………….

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)   Пункт 5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)

Пункт 5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)   Пункт 10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ……..

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)

Пункт 10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ……..

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования   Пункт 5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Пункт 5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):

  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;…..
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Мотивация учения в педагогической психологии под мотивацией учения  подразумевают систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активными в учебной деятельности.

Мотивация учения

в педагогической психологии под мотивацией учения подразумевают систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активными в учебной деятельности.

структурные компоненты мотивации: удовольствия от самой деятельности; значимости для личности непосредственного ее результата; «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность; принуждающего давления на личность

структурные компоненты мотивации:

  • удовольствия от самой деятельности;
  • значимости для личности непосредственного ее результата;
  • «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность;
  • принуждающего давления на личность
Мотивы учебной деятельности

Мотивы учебной деятельности

Классификация мотивов А.К.Марковой

Классификация мотивов А.К.Марковой

Экстринсивная и интринсивная мотивация Экстринсивная  – обусловлена внешними условиями и обстоятельствами; Интринсивная – внутренняя, связанная с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями, при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта (Х.Хекхаузен)

Экстринсивная и интринсивная мотивация

  • Экстринсивная – обусловлена внешними условиями и обстоятельствами;
  • Интринсивная – внутренняя, связанная с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями, при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта (Х.Хекхаузен)
Мотивация учебной деятельности как психолого – педагогическая проблема
  • Мотивация учебной деятельности как психолого – педагогическая проблема
Контент – категории мотивации учения  (по Г.Розенфельду) Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету; Обучение без личных интересов и выгод; Обучение для социальной идентификации; Обучение ради успеха или из-за боязни неудач; Обучение по принуждению или под давлением; Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах; Обучение для достижения цели в обыденной жизни Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

Контент – категории мотивации учения (по Г.Розенфельду)

  • Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету;
  • Обучение без личных интересов и выгод;
  • Обучение для социальной идентификации;
  • Обучение ради успеха или из-за боязни неудач;
  • Обучение по принуждению или под давлением;
  • Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах;
  • Обучение для достижения цели в обыденной жизни
  • Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
«мотивационные типы» обучающихся  (по К.Вепсяляйнен)    1 тип обучающихся – хорошая успеваемость, сочетание чувства долга и ответственности с зависимостью от авторитетов; 2 тип обучающихся характеризуется принятием образования как значимого фактора (необходимость посещать школу); 3 тип характеризуется зависимостью от авторитетов, отсутствием чувства долга и ответственности; 4 тип обучающихся определяется стремлением к достижениям в школе, чувством долга и ответственности и отсутствием боязни неудач;  5 тип описан автором, как сочетающий стремление к успеху и боязнь неудачи с чувством долга и ответственности.

«мотивационные типы» обучающихся (по К.Вепсяляйнен)

1 тип обучающихся – хорошая успеваемость, сочетание чувства долга и ответственности с зависимостью от авторитетов;

2 тип обучающихся характеризуется принятием образования как значимого фактора (необходимость посещать школу);

3 тип характеризуется зависимостью от авторитетов, отсутствием чувства долга и ответственности;

4 тип обучающихся определяется стремлением к достижениям в школе, чувством долга и ответственности и отсутствием боязни неудач;

5 тип описан автором, как сочетающий стремление к успеху и боязнь неудачи с чувством долга и ответственности.

развитие мотива - цели

развитие мотива - цели

СПОсобы мотивации   (по Д.Г.Левитесу)

СПОсобы мотивации (по Д.Г.Левитесу)

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.  Ж. Руссо   Результат  Создание проблемной ситуации Проблема творческое владение знаниями, навыками, умениями; развитие мыслительных способностей; усвоение способов самостоятельной деятельности.  часто для решения проблемы требуется групповая работа; требует со стороны педагога постоянного контроля и управления деятельностью (дискуссией, мозговым штурмом), направления на правильное решение задачи

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. Ж. Руссо

  • Результат

Создание проблемной ситуации

  • Проблема
  • творческое владение знаниями, навыками, умениями;
  • развитие мыслительных способностей;
  • усвоение способов самостоятельной деятельности.

  • часто для решения проблемы требуется групповая работа;
  • требует со стороны педагога постоянного контроля и управления деятельностью (дискуссией, мозговым штурмом), направления на правильное решение задачи
«Знания – дети удивления и любопытства» Луи де Бройль Отказ от отметок Результат  (имеется ввиду «отмечивание» в баллах успехов и неудач школьников, но при этом сохраняется качественное оценивание результата) Прорблемы побуждает ученика, при грамотном использовании этого способа мотивации, к самооценке, к рефлексии своей учебной деятельности; расширение границ зоны развития; (использование различных методов оценивания)    требует определения четких критериев оценивания результатов; для достижения действительно хороших результатов этот способ требует системы

«Знания – дети удивления и любопытства» Луи де Бройль

Отказ

от отметок

  • Результат

(имеется ввиду «отмечивание» в баллах успехов и неудач школьников, но при этом сохраняется качественное оценивание результата)

  • Прорблемы
  • побуждает ученика, при грамотном использовании этого способа мотивации, к самооценке, к рефлексии своей учебной деятельности;
  • расширение границ зоны развития; (использование различных методов оценивания)

 

  • требует определения четких критериев оценивания результатов;
  • для достижения действительно хороших результатов этот способ требует системы
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.  В. Ключевский Привлечение учеников к оценочной деятельности Результат  Проблемы формирование учебных действий самооценки (если это в системе – то и к учебному действию самоконтроля); снижает стресс и напряжение при оценивании ответов.  требует выработки такого понятия, как «критерии оценивания» (договоренность с учениками, за что и какую отметку ставить); критерии оценивания могут быть разными при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе; важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности; чтобы не только констатировались недостатки, но и выявлялись их причины.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский

Привлечение

учеников к оценочной деятельности

  • Результат

  • Проблемы
  • формирование учебных действий самооценки (если это в системе – то и к учебному действию самоконтроля);
  • снижает стресс и напряжение при оценивании ответов.

  • требует выработки такого понятия, как «критерии оценивания» (договоренность с учениками, за что и какую отметку ставить);
  • критерии оценивания могут быть разными при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе;
  • важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности; чтобы не только констатировались недостатки, но и выявлялись их причины.
«Скука однажды родилась из однообразия»   Ла Мотт Удар Необычная форма обучения (нестандартная форма урока, метод, прием обучения) Результат  Проблемы вовлечение всех в учебную деятельность, т.е. осуществляется принцип активности в процессе обучения (это один из основных принципов дидактики); побуждает, стимулирует к учебной деятельности; пробуждает положительные эмоции и интерес к предмету; часто возникает реакция на новизну учебного материала, и в этой связи, говорят об эмоциогенном учебном материале.  требует четко поставленной цели, дабы за необычностью формы обучения не потерять педагогический результат; особенность пункта «часто возникает реакция...»: эмоциогенный учебный материал без вклю­чения в активную учебную деятельность ненадолго удерживает внимание школьника и не обеспечивает его внутреннюю мотивацию; необходимо учитывать потребности возраста в новизне, в самооценке, в рефлексии.

«Скука однажды родилась из однообразия»   Ла Мотт Удар

Необычная форма обучения (нестандартная форма урока, метод, прием обучения)

  • Результат

  • Проблемы
  • вовлечение всех в учебную деятельность, т.е. осуществляется принцип активности в процессе обучения (это один из основных принципов дидактики);
  • побуждает, стимулирует к учебной деятельности;
  • пробуждает положительные эмоции и интерес к предмету;
  • часто возникает реакция на новизну учебного материала, и в этой связи, говорят об эмоциогенном учебном материале.

  • требует четко поставленной цели, дабы за необычностью формы обучения не потерять педагогический результат;
  • особенность пункта «часто возникает реакция...»: эмоциогенный учебный материал без вклю­чения в активную учебную деятельность ненадолго удерживает внимание школьника и не обеспечивает его внутреннюю мотивацию;
  • необходимо учитывать потребности возраста в новизне, в самооценке, в рефлексии.
«Обороты речи – это своего рода одежда,  в которую облачены мысли»  Ф. Энгельс Культура общения (вербальные и невербальные способы общения) Результат  Проблемы удерживает внимание учащихся; пробуждает разного вида эмоции; освоение учениками диалектики общения.   требует умения чувствовать и понимать ученика, т.е. эмпатии.

«Обороты речи – это своего рода одежда, в которую облачены мысли» Ф. Энгельс

Культура общения (вербальные и невербальные способы общения)

  • Результат

  • Проблемы
  • удерживает внимание учащихся;
  • пробуждает разного вида эмоции;
  • освоение учениками диалектики общения.

  • требует умения чувствовать и понимать ученика, т.е. эмпатии.
«Шутка часто бывает полезна там, где серьезность вызвала сопротивление»  Платон Чувство юмора Результат  Проблемы часто разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает в тех случаях, когда никакие другие способы педагогического воздействия не помогают).  смеемся вместе, а не над кем-то.

«Шутка часто бывает полезна там, где серьезность вызвала сопротивление» Платон

Чувство юмора

  • Результат

  • Проблемы
  • часто разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает в тех случаях, когда никакие другие способы педагогического воздействия не помогают).

  • смеемся вместе, а не над кем-то.
«Где это только возможно,  обучение должно стать переживанием»  А. Эйнштейн Анализ жизненной ситуации, использование личного опыта ученика Результат  Проблемы усвоение знаний, умений, навыков по предмету через личный опыт; создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся; включение в обучение эмоциональной схемы; видение собственных знаний в «знакомом объекте»; использование опыта жизнедеятельности;  при усвоении материала школьники опираются на индивидуальный опыт личности, когда знаний не хватает, поэтому анализ жизненных ситуаций часто бывает ненаучным, искаженным.

«Где это только возможно, обучение должно стать переживанием» А. Эйнштейн

Анализ жизненной ситуации, использование личного опыта ученика

  • Результат

  • Проблемы
  • усвоение знаний, умений, навыков по предмету через личный опыт;
  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся;
  • включение в обучение эмоциональной схемы;
  • видение собственных знаний в «знакомом объекте»;
  • использование опыта жизнедеятельности;

  • при усвоении материала школьники опираются на индивидуальный опыт личности, когда знаний не хватает, поэтому анализ жизненных ситуаций часто бывает ненаучным, искаженным.
 Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:   1. Содержание учебного материала 2. Стиль общения учителя и учащегося 3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности 4. Оценка учебной деятельности. 5. Коллективные формы учебной деятельности.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

  • 1. Содержание учебного материала
  • 2. Стиль общения учителя и учащегося
  • 3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности
  • 4. Оценка учебной деятельности.
  • 5. Коллективные формы учебной деятельности.
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся. 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ Адекватная похвала. Метод поощрения и порицания. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, и т. п. Создание ярких наглядно-образных представлений Создание ситуации успеха Свободный выбор задания

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

  • 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
  • Адекватная похвала.
  • Метод поощрения и порицания.
  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, и т. п.
  • Создание ярких наглядно-образных представлений
  • Создание ситуации успеха
  • Свободный выбор задания
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся. 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Опора на жизненный опыт. Прогнозирование будущей деятельности. «Мозговая атака». Побуждение ребенка к поиску альтернативных решений». Выполнение творческих заданий Развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

  • 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
  • Опора на жизненный опыт.
  • Прогнозирование будущей деятельности.
  • «Мозговая атака».
  • Побуждение ребенка к поиску альтернативных решений».
  • Выполнение творческих заданий
  • Развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся. 3. ВОЛЕВЫЕ Предъявление учебных требований Информирование об обязательных результатах обучения Формирование ответственного отношения к учению Познавательные затруднения Самооценка деятельности и коррекции Рефлексия поведения Прогнозирование будущей деятельности

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

  • 3. ВОЛЕВЫЕ
  • Предъявление учебных требований
  • Информирование об обязательных результатах обучения
  • Формирование ответственного отношения к учению
  • Познавательные затруднения
  • Самооценка деятельности и коррекции
  • Рефлексия поведения
  • Прогнозирование будущей деятельности
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся. 4. СОЦИАЛЬНЫЕ Интерес к достижениям и делам учащегося. Формирует у него желание достигать успеха. Опора на авторитет учителя. Развитие желания быть полезным обществу Побуждение подражать сильной личности Создание ситуации взаимопомощи Поиск контактов и сотрудничества Заинтересованность в результатах коллективной работы Взаимопроверка

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

  • 4. СОЦИАЛЬНЫЕ
  • Интерес к достижениям и делам учащегося. Формирует у него желание достигать успеха.
  • Опора на авторитет учителя.
  • Развитие желания быть полезным обществу
  • Побуждение подражать сильной личности
  • Создание ситуации взаимопомощи
  • Поиск контактов и сотрудничества
  • Заинтересованность в результатах коллективной работы
  • Взаимопроверка
Система развития мотивации учения   Уровень Приемы мотивации Низкий Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе Критический Учитель объясняет необходимость выполнения заданий Удовлетворительный Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных факторов Хороший Использование творческой задачи с интересным содержанием Высокий Использование системы творческих заданий с интересным содержанием Оптимальный Организация поиска и решения исследовательской задачи

Система развития мотивации учения

Уровень

Приемы мотивации

Низкий

Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе

Критический

Учитель объясняет необходимость выполнения заданий

Удовлетворительный

Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных факторов

Хороший

Использование творческой задачи с интересным содержанием

Высокий

Использование системы творческих заданий с интересным содержанием

Оптимальный

Организация поиска и решения исследовательской задачи

 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!