Экзаменационные вопросы по дисциплине
МДК.04.01 Выполнение работ по профессии «Матрос»
для студентов специальности 180403 судовождение
1. Набор корпуса, назначение. Конструкция носовой, кормовой оконечности судна.
2. Правила безопасности на воде.
3. Понятие о судне, мореходные качества судна.
4. Швартовые устройства, назначение, составные части.
5. Якорь-цепь, назначение. Соединительные звенья.
6. Якорное устройство, типы и конструкция якорей.
7.Такелажное снаряжение судна
8. Стальные тросы, применение и хранение. Уход за тросами.
9. Растительные тросы, их применение, хранение и уход за ними..
10. Рангоут и стоячий такелаж парусного судна
11. Коллективные спасательные средства.
12. Индивидуальные спасательные средства. .
13. Техника безопасности при производстве покрасочных работ.
14. Первичные средства тушения пожара
15 Причины повреждения корпуса судна. Средства удаления воды из затопленных отсеков.
16. Назначение и устройство рангоута парусного судна.
17. Бегучий и стоячий такелаж.
18. Морские узлы и их применение.
19. Доврачебная помощь. (помощь при кровотечениях, ушибах, переломах, ожогах, поражении электрическим током. Переноска пострадавших.)
20.Тросы растительные (пеньковые, манильские, сезальские).
21. Выделка растительных тросов.
22.Лини (шкимушгара) Такелажные цепи, их применение.
23. Разрывное усилие и рабочее напряжение лаглинь, фалинь).
24.Тросы стальные.
25. Краски для надводного борта и подводной части корпуса судна.
26. Краски для наружных надстроек.
27. Краски для служебных и жилых помещений.
28. Кисти (плоские, круглые, флейцы), их назначение.
29. Устройство и применение электрических и пневматических инструментов для очистки и покраски корпуса судна.
30.Причины несчастных случаев при обслуживании лебедок, талей, барабанов и других механизмов, применяемых на судне.
31. Обязанности матроса
32.Какими физико-механическими характеристиками тросов руководствуются при выборе их для работы в различных условиях?
33. Каковы основные преимущества синтетических тросов перед растительными и какие особенности тросов надо учитывать при работе с ними?
34. Как классифицируют стальные тросы по конструкции, способу свивки проволок в многорядной пряди н направлению свивки?
35. В чем заключается уход за растительными, синтетическими и стальными тросами на судне?
36.С какой целью применяются на судне гордени, обыкновенные и механические тали?
37. В чем заключается подготовка к окраске стальных, алюминиевых и деревянных поверхностей?
38. Как подготовить краску к употреблению н составить требуемый колер?
39. Какую функцию выполняют грунты и как наносятся грунтовки на подготовленные к окраске поверхности?
40. Какова технология выполнения окрасочных работ малярными- кистями, валиками и краскораспылителями?
41. Как подготовить деревянные поверхности к лакировке?
42. Какие правила безопасности труда необходимо соблюдать при очистке поверхностей от ржавчины и старой краски, работе с химическими красками и красками, содержащими в своем составе свинец, ртуть и другие вредные вещества?
43. Какие основные мероприятия проводят члены экипажа по уходу за корпусом судна
Преподаватель МДК на рабочую профессию «Матрос» В.П. Изместьев
ОСНОВНЫЕ НАЗВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА СУДНА
Ахтерпик − крайний кормовой отсек судна
Ахтерштевень – открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через ахтерштевень проходят баллер руля и гребной вал.
Бак − носовая надстройка. Высокий бак защищает носовую палубу от заливаемости при ходе на волнении, улучшает всхожесть судна на волну.
Балка набора корпуса судна − жесткий элемент набора корпуса суд на, предназначенный для восприятия продольных и поперечных нагрузок.
Бимс − поперечная балка палубы (рис. 1.2, 1.3). На бимсах лежит настил.
Бортовой стрингер − продольная рамная балка борта
Бракета − листовая деталь прямоугольной или более сложной формы, предназначенная для соединения набора корпуса судна и присоединения его к обшивке или настилу
Бракетный флор – флор двойного дна с поперечной системой набора, состоящий из бракет, соединённых поперечными рёбрами жёсткости. Это разновидность так называемого открытого флора – более лёгкого по сравнению со сплошным флором. Бракетные флоры ставятся между сплошными.
Они обеспечивают меньшую массу перекрытия, большую технологичность и ремонтопригодность.
Брештук − треугольный или трапециевидный горизонтальный лист соединяющий форштевень или ахтерштевень с бортовым набором, палубой и наружной обшивкой корпуса судна.
Бульб – каплевидное обтекаемое утолщение корпуса в носовой подводной оконечности судна, снижающее волновое сопротивления при движении на тихой воде.
Вертикальный киль − рамная балка днища, проходящая в диаметральной плоскости (ДП)
Верхняя палуба судна − непрерывная по всей длине самая верхняя палуба корпуса судна.
Выкружка наружной обшивки корпуса судна − изогнутый лист наружной обшивки корпуса судна в районе выхода гребного вала.
Вымбовка- — деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную
Горизонтальный киль – средний утолщённый пояс обшивки днища судна.
Днищевой стрингер − продольная рамная балка днища
Заделка корпуса судна − листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в конструкциях корпуса судна, через которые проходит набор судна.
Карлингс − продольная рамная балка палубы
Квартердек − возвышающаяся уступом на неполномерную высоту междупалубного расстояния кормовая часть верхней палубы судна.
Кильсон судна − днищевой стрингер, − обычно термин «кильсон» используется для корпусов судов внутреннего плавания или судов с одинарным днищем − в этом случае кильсон представляет собой сварной тавр.
Кница - треугольная деталь, подкрепляющая концы балок.
Козырек судна − конструкция, являющаяся продолжением наружной обшивки судна над уровнем открытой верхней палубы или палубы бака в носовой оконечности для уменьшения заливания палубы водой.
Комингс − ораждение люка или полоса, окаймляющая вырез
Кормовой подзор судна − наклонная часть кормовой оконечности корпуса судна, выступающая за ахтерштевень.
Крайний междудонный лист− наклонный лист настила второго дна, примыкающий к скуловому листу
Кринолин – выступающий участок палубы в корме судна; конструкция за линией наружной обшивки корпуса судна для предохранения от повреждения винтов, рулей, подводных крыльев и других выступающих частей.
Кронштейн гребного вала судна − конструкция снаружи судна длясоздания опоры гребным валам, состоящая из ступицы, через которую проходит вал, и одной или двух лап, крепящихся к корпусу судна.
Кронштейн руля судна − конструкция в корме судна, предназначенная для опоры руля.
Лацпорт − закрывающиеся ворота в корпусе судна − для погрузкивыгрузки накатных грузов и колёсной техники.
Ледовая наделка судна − отливка или конструкция из листов с набором, устанавливаемая за рулем судна для защиты его от льда.
Ледовый пояс − утолщенный пояс обшивки борта в районе ватерлинии.
Леерное ограждение - лёгкое ограждение палубы у борта.
Набор корпуса судна − каркас из продольных или поперечных металлических балок и ребер, который придает корпусным конструкциям судна заданную форму и вместе с обшивкой к настилам обеспечивает им необходимую жесткость и прочность.
Накладной лист судна − лист, подкрепляющий другой лист, образующий какую-либо корпусную конструкцию судна и устанавливаемый на него всей своей плоскостью.
Настил корпуса судна – соединённые вместе листы, вместе с горизонтальными балками формирующие палубы, платформы и второе дно.
Обшивка судна − оболочка из металлических листов, вместе с набором формирующая днище, борта корпуса и внутренние переборки.
Паз − соединение листов обшивки по продольным кромкам
Палуба переборок судна - самая верхняя палуба судна, до которой доведены поперечные непроницаемые переборки, делящие корпус судна на отсеки.
Палубный стрингер − крайний пояс настила верхней палубы у борта.
Пандус судна − пологая наклонная плоскость между палубами суд на для проезда безрельсового транспорта.
Переборка − вертикальное внутреннее перекрытие корпуса судна.
Перекрытие судна − участок обшивки или настила корпуса судна,
подкрепленный набором корпуса и ограниченный опорным контуром, на который опирается набор.
Пиллерс − колонна, стойка, поддерживающая палубу.
Пилон судна − обтекаемая пространственная конструкция, являющаяся опорой для двигателей, редукторов, винтов и других механизмов судов на воздушной подушке.
Планширь − полоса, идущая по верху фальшборта.
Пластина − часть обшивки, ограниченная с четырех сторон балками набора.
Платформа судна − палуба судна, расположенная ниже верхней палубы и простирающаяся лишь на часть длины судна.
Подпалубная цистерна − цистерна под палубой навалочного судна.
Полубимс − бимс, проходящий не по всей ширине судна, а от борта до карлингса или до выреза в палубе.
Потеряй − район обшивки, где два пояса переходят в один
Пояс наружной обшивки судна − ряд листов наружной обшивки судна в продольном направлении, имеющих общие пазы.
Привальный брус судна − конструкция, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна, для предохранения бортового перекрытия от повреждения при швартовке.
Разносящий стрингер судна − стрингер судна уменьшенной высоты и небольшой протяженности, служащий для распределения локальных нагрузок, приложенных к корпусу судна.
Распорка корпуса судна − балка набора корпуса судна составного или катаного профиля, устанавливаемая преимущественно горизонтально, препятствующая сближению каких-либо частей корпуса судна.
Ребро жесткости корпуса судна − ребро в виде профильного элемента, подкрепляющее лист обшивки, настила или балку набора корпуса судна составного профиля и обеспечивающее местную жесткость.
Скуловая цистерна − цистерна навалочного судна в районе скулы, обычно треугольной формы.
Скуловой пояс − пояс, соединяющий обшивки днища и борта.
Слип судна − конструкция в кормовой оконечности судна, образованная наклонным участком палубы и ограничивающими вертикальными продольными переборками, для подъема из воды на палубу судна орудий для лова рыбы и небольших судов.
Спонсон − выступающий за линию борта участок верхней палубы судна с подкрепляющими его конструкциями.
Стационарная направляющая насадка судна − кольцеобразная наделка на корпусе судна, в которой помещается гребной винт.
Стойка − вертикальная балка переборки
Стрингер судна − усиленная продольная балка набора корпуса судна бортового или днищевого перекрытия.
Стык − соединение листов обшивки по поперечным кромкам
Съемный лист судна − лист с подкрепляющим набором или без него, который закрывает вырез в корпусе судна и крепится к нему при помощи разъемного соединения.
Съемный настил судна − настил из съемных сплошных плоских, рифленых или перфорированных листов, устанавливаемых поверх обрешетника корпуса судна, подкрепляемых при необходимости набором.
Твиндек − пространство между палубами.
Тоннельный киль − конструкция в ДП судна в виде тоннеля в двойном дне, ограниченного по сторонам днищевыми стрингерами.
Транец − плоский срез кормы судна.
Трюм − грузовое пространство между нижней палубой и днищем.
Фальшборт − жёсткое ограждение палубы у борта
Флор − поперечная рамная связь днища
Форпик − крайний носовой отсек судна
Форштевень − брус, образующий переднюю оконечность судна(продолжение киля в носовой части).
Цепная труба судна − непроницаемая труба в корпусе судна, соединяющая палубу судна с цепным ящиком, через которую проходит якорный канат.
Шельф − рамная горизонтальная балка переборки.
Ширстрек − верхний пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней непрерывной палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки борта с целью
увеличения общей прочности корпуса судна.
Шпангоут − поперечная балка борта
Шпангоутная рама судна − рама, расположенная по периметру в поперечном сечении корпуса судна и состоящая из последовательно соединенных друг с другом балок поперечного набора днища, шпангоутов,
бимсов.
Шпунтовый пояс − пояс обшивки, примыкающий к брусковому килю.
Ют – кормовая надстройка.
Якорная труба судна − непроницаемая труба в корпусе судна, соединяющая палубу судна с бортовым перекрытием, через которую пропускается якорный канат и в которую втягивается веретено якоря.