СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мороз Ивановичи его действия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с произведением ,с выигрышем главных лиц сказки.

Просмотр содержимого документа
«Мороз Ивановичи его действия.»

Кл.рук :Михайлова Н.А 3 Д класс

Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»


Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий и др., 3 класс (изд-во Москва, «Просвещение» 2013 г.) УМК «Школа России»



Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»


Задачи урока:


Предметные:

Формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

Развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

Метапредметные:

а) познавательные УУД:


Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

Развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:


Развивать умение слушать и понимать речь других;

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

в) регулятивные УУД:


Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:


Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

Формировать умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: книги писателей, мультимедийный проектор, учебники, рабочие тетради, кружки зеленого, желтого и красного цветов, ведерки трех цветов.


Ι. Актуализация знаний.


Организационный момент.


Нетрадиционное начало урока (3 мин)


- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. Посмотрите, какие книги перед вами.


- Прочитайте названия произведений


(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)


- Знакомы ли вам эти книги?



- Что общего может быть у этих произведений?


(Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)


- На какие группы вы бы распределили эти сказки?


(На авторскую и народную)


- Чем авторская сказка отличается от народной?


(Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)


ΙΙ. Изучение нового материала.


1.Предположение детей (о чем будет произведение) (7 мин)


Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.


- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.


- Откройте учебники на с.196 и прочитайте название сказки.


- Кого вы сразу представили?


- Кто такой Мороз Иванович?


(Предположения детей)


– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?


(Предположения детей)



– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.


- Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?


Рассказ об авторе с опорой на презентацию


Владимир Федорович Одоевский.

Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.


Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».


С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.



- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.


Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».


– Что нам помогают понять эти слова?


(предположения детей)


– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?


(Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)


– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.


- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов


  • Рубить платки – подшивать платки

  • Студенец - колодец

  • Горница – парадная половина крестьянской избы

  • Почивать – лег спать

  • Окостенели - замерзли

  • Стрепня – еда

  • Затейница – выдумщица

  • Брильянты – драгоценные камни

  • Горемычная – жалкая, несчастная

  • Студеная – холодная

  • Понадулась – обиделась

  • Исстари – издавна


А сейчас проверьте правильность своих суждений.


Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зеленый кружок. Кто не смог определить значение 1 слова – желтый, 2 и более слов – красный.


- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.


2.Осмысление (чтение текста с остановками)


(23 мин)


Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.


Чтение и анализ первой части сказки


Вопросы после чтения 1-й части


– Говорят ли имена девочек об их делах?


(Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)


- Что означает слово рукодельница?


(Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)


- Давайте обратимся к толковому словарю


Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.


- Какие в нём два корня?


(рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)


– Есть ли зачин у сказки?


(Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)


– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?


(Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)


– Когда мы говорим считать мух?


(Когда бездельничают или ротозейничают.)


- В прямом или переносном смысле использует выражение автор?


(Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)


Чтение и анализ второй части сказки

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?


(Она уронила ведерко.)


– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?


(Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира)


– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?


(Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.)


– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока?


(ответы детей)


– С чего началась их встреча?


(ответ)


– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?


(Попросить об этом Мороза Ивановича)


– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?


(Предположения детей)


– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.


Физкультминутка


Чтение и анализ третьей части сказки

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?


(Нет. У нее очень замерзли руки)


- Какое слово вместо «замерзли» использует автор?


(окоченели)


– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)


– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?


(Взбила перину, приготовила обед)


– Как отблагодарил её дед?


(Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)


Чтение и анализ четвертой части сказки


После чтения 1–2-го абзацев:


– Что наказывала нянюшка Ленивице?


(Вернуться домой с деньгами)


– Справится ли она с работой? Почему?


(Предположения детей)


После чтения 4-й части.


– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?


(Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед)



Чтение и анализ пятой части сказки

После 1-го абзаца:


– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»?


(Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)


– Справится ли она с этой работой?


(Предположения детей)


– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?


(ответы детей)


После чтения 5-й части:


– Чем наградил Ленивицу старик?


(Он вместо пятачков дал ей лед)


Почему?


(Она была ленивая, ничего не хотела делать)


Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история?


(С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей)


– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?


– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?


(ответы детей)


Определение главной мысли сказки

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?


(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)


– Что же оценил Мороз Иванович?


(Ум, внимание, трудолюбие.)


3.Рефлексия (5 мин)


Работа в группах


– Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»?


«Мало хотеть – надо уметь»,


«Семь раз примерь, один раз отрежь».


«В большом деле и маленькая помощь дорога».


«Сделав худо, не жди добра»,


«Что испёк, то и кушай»,


«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».


Проверка правильности выполнения задания


- Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль «Какова твоя работа, такова тебе и награда».


– Какую близкую по значению пословицу вы знаете?


(Что посеешь, то и пожнёшь.)


– Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?


– Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой?


ΙΙI. Итог.


– Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.)


– Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский?


(Отношение к работе, желание прийти на помощь)


– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета.


ΙV. Домашнее задание.


1. Ответить на вопросы автора в конце сказки с. 207-208


2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.


3. Нарисовать иллюстрацию к сказке «Мороз Иванович».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!