Тема: Морфологический разбор причастия. 7 класс 8.11.2021
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас, ребята, присутствуют гости. Давайте успокоимся, не волнуйтесь. Тема нашего урока «Морфологический разбор причастия».
II . Сообщение темы и цели урока. ( Чтение наизусть строк:)
-Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков).
- О какой части речи эта загадка? ( О причастии).
-Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться со схемой морфологического разбора причастия. Давайте запишем число, классная работа и тему урока в тетради.
III. Минутки чистописания. Кованый, солнце, грипп.
IV. Актуализация знаний учащихся.
1. Словарный диктант по теме «Причастие». (Один ученик пишет на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия)
(Прибывший, увядший, гирлянда, паром, акваланг, калитка, аквариум, береста, силуэт, претензия, читаемый, приведённый, морозный, жёваный, кованый.)
-Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы?
2. Объяснение значения новых слов.
Акваланг- устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот. ( Аквалангист - спортсмен, использующий акваланг для подводного плавания.
Аквариум- искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.
Силуэт- очертание предмета, подобное его тени.
Претензия- жалоба, выражение неудовольствия
Береста- наружная часть коры березы. Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д.
-Ребята, давайте вспомним какая часть речи называется причастием?
-Что такое причастный оборот?
-На какие группы делятся причастия?
-С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?
-С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?
-Что такое причастный оборот?
3. Задание: повторить правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. ( Один ученик пишет на листочке, пока остальные работают в тетради).
Цель работы: проверка степени усвоения умения писать н или нн в прилагательных и причастиях.
Поляна освеще…а моче..ое яблоко
Фигуры изображе..ы завершё..ый рассказ
Рассея…ый мальчик краше…ые стены
Книга прочита…а лома…ые прутья
Исправле…ая работа получе…ое задание
Кожа…ый портфель дорога дли…а
Трава посея…а здание построе…о
4. Задание: повторить о причастном обороте, провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.)
5. Задание: Прочитайте, расставляя знаки препинания. Определите действительное или страдательное причастие.
Замёрзшие за ночь цветы оживали.
Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новой темой. (Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней, воспитательный момент)
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Закончилось веселое лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках.
(Стр. 46.) Морфологический разбор причастия.
План разбора причастия
I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:
1 разряд причастия (действительное, страдательное);
2 признаки глагола: вид, возвратность, время;
3 признаки прилагательного:
а только для страдательных причастий – полная / краткая форма;
б для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).
III Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).
Наступает золотая осень , приносящая дожди.
Приносящая (осень)- причастие.
I. Осень (какая?) - приносящая, нач. ф.- приносящий.
II. Пост. признаки: действит., наст. вр., несов. в., невозвр.;
Непост. признаки: ед. ч., им. п., ж. р.
III. Осень (какая?)- приносящая, определение.
2.Закрепление. (Под диктовку записываем предложение, один ученик работает у доски).
Упражнение 131. (Прочитать, выписать причастие с зависимым словом, сделать морфологический разбор причастия)Надвигающей грозы…
V.Домашнее задание. (упр. 93) выучить порядок морфологического разбора причастия.
На пожелтевшей траве лежат опавшие листья. (Разбор пожелтевшей, опавшие…)
VI.Итоги урока.
VII. Оценивание.