СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Морфо-функциональные особенности скелета тела человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока в форме - конкурса КВН, по теме: «Морфофункциональные особенности скелета тела человека» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта. Данное занятие проводится для обучающихся первого курса медицинского техникума (колледжа), в рамках изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека», раздела «Опорно-двигательная система» (можно провести у учащихся 9-11 класса при изучении курса анатомии человека), с целью обобщения, систематизации и закрепления изученного материала. Данное мероприятие предусматривает самостоятельную работу обучающихся по подготовке. В ходе занятия преподаватель может проследить уровень знаний обучающихся, обобщить и систематизировать полученные знания, определить степень готовности каждого обучающегося.

Просмотр содержимого документа
««Морфо-функциональные особенности скелета тела человека»»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УСОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия



ДИСЦИПЛИНА: «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

I курс, специальность 31.02.01 «Лечебное дело»



РАЗДЕЛ: «Опорно-двигательная система»

Тема: «Морфо-функциональные особенности скелета тела человека»


















г.Усолье – Сибирское

2014 год





Аннотация

Методическая разработка открытого урока в форме - конкурса КВН, по теме: «Морфофункциональные особенности скелета тела человека» составлена на основании

Федерального государственного образовательного стандарта.

Данное занятие проводится для обучающихся первого курса медицинского техникума (колледжа), в рамках изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека», раздела «Опорно-двигательная система» (можно провести у учащихся 9-11 класса при изучении курса анатомии человека), с целью обобщения, систематизации и закрепления изученного материала.
Данное мероприятие предусматривает самостоятельную работу обучающихся по подготовке. В ходе занятия преподаватель может проследить уровень знаний обучающихся, обобщить и систематизировать полученные знания, определить степень готовности каждого обучающегося.


Подготовила: преподаватель анатомии и физиологии человека, высшей категории, ОГБОУ СПО «Усольский медицинский техникум», Милюшенко Марина Михайловна



































Содержание



  1. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта;

  2. Хронокарта занятия

  3. Ход занятия

  4. Учебно-методическая карта занятия;

  5. Дидактический материал семинарского занятия для преподавателя;

  6. Дидактический материал семинарского занятия для обучающихся;

  7. Сводные ведомости.

  8. Презентация

  9. Рецензии





























Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта

Цели  и  задачи учебной дисциплины: требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-анатомию и физиологию человека.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть:



Общими компетенциями:



ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество


ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность


ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.


ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.


ОК 11 - Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


Профессиональными компетенциями:



ПК 1.1 - Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.


ПК 1.2 - Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.


ПК 1.3 - Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.


ПК 2.1 - Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2 - Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.


ПК 2.3 - Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.


ПК 2.4 -Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.


ПК 2.5 - Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса


ПК 2.6 - Вести утвержденную медицинскую документацию.


ПК 2.7 - Осуществлять реабилитационные мероприятия


ПК 2.8 - Оказывать паллиативную помощь


ПК 3.1 - Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах


ПК 3.2 - Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях


ПК 3.3 - Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.






































ХРОНОКАРТА УРОКА


Элемент занятия

Время

(в минутах)

Приложение

1.

Организационный момент

2


2.

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

3


3.

Вводное слово преподавателя

Приветствие команд


5


4.


Семинарское занятие:

Актуализация знаний

75


1.Конкурс - разминка «Наш вопрос - Ваш ответ»

15

Приложение № 1

2.Конкурс - «Скорая помощь»

5

Приложение № 2

3.Конкурс - «Андрей Везалий»

15

Приложение № 3

4. Конкурс капитанов – «Эрудиты»


5

Приложение № 4

5. Конкурс – «Творческие загадки»

Приложение № 5

6. Конкурс – «Логические цепочки»

20

Приложение № 6

7. Конкурс – «Медицинский консилиум»

5

Приложение № 7

8. Конкурс – «Поэты»

10

Приложение № 8

5.

Резюме:

5


  1. Подведение итогов занятия



2. Ответы на вопросы студентов



3. Задание на дом




















ХОД ЗАНЯТИЯ


Этапы урока

Организационный момент


Мотивация и целеполагание


Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков

Рефлексия

Заключительный этап урока. Задание на дом

Дидактические

задачи


Подготовить обучающихся к работе на уроке

Организовать познавательную деятельность обучающихся

Установить правильность и осознанность выполнения задания самоподготовки обучающимися, устранить в ходе проверки пробелы в знаниях терминов и функциональных особенностей соединений костей, совершенствуя при этом знания, умения, навыки работы с понятийным аппаратом раздела «Опорно-двигательный аппарат». Выявить уровень овладения обучающимися комплексом знаний и умений по теме, усвоение материала на основе проблемных заданий, умение аргументировано доказывать своё мнение, правильно строить речь, делать выводы, самостоятельно приобретать знания, общаться в группе; формировать глубокую личную заинтересованность учащихся в изучаемых вопросах и проблемах, тем самым активизировать их мысли и чувства.

Сообщить обучающимся о задании самоподготовки, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока, установить обратную связь


Форма организации

учебной деятельности

Коллективная.

Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся; организация внимания

Коллективная

Индивидуальная, коллективная

Коллективная


Деятельность преподавателя

Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности обучающихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)

Создает учебную ситуацию, активизирующую познавательную деятельность, ставит задачу перед обучающимися по определению темы и учебных вопросов урока, стимулирует самостоятельность мышления обучающихся, формирует навыки планирования деятельности у обучающихся

Определяет время на выполнение, устанавливает уровень знаний у большинства обучающихся и типичные недостатки; актуализирует и корректирует опорные понятия, ликвидирует причины обнаруженных недостатков.

Использует приемы (анализ источника информации, обобщение), способствующие обучающимся определить основные морфофункциональные особенности скелета человека, фиксирует внимание обучающихся на значение движения в суставах, создает условия для использования приемов мышления, сравнения, анализа, обобщения, конкретизации, способствующие обучающимся полно и точно определить значение опорно-двигательной системы.

Определяет степень выполнения задания и оценку.

Объясняет содержание задания на самоподготовку; включает вопросы для индивидуальной работы, осуществляет дифференцированный подход в отборе учебного материала для самоподготовки

Деятельность обучающихся

Проверяют подготовленность личного учебного места; рабочей позы, внешнего вида; приветствие преподавателя; настрой на работу

Слушают преподавателя, Определяют решения поставленных проблемных заданий.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Знакомятся со слайдами презентации.

Слушают преподавателя.


Результат по содержанию (обучающиеся должны знать)

Собранность преподавателя и обучающихся; реализация организационного воздействия

Знают тему занятия, осознают практическую значимость учебных вопросов

Знают и применяют латинскую терминологию, анализируют информацию о строении тела человека, трактуют закономерности пренатального и раннего постнатального развития опорно-двигательной системы.

Знают особенности опорно-двигательной системы. Понимают содержание задания самоподготовки

Результат по способу работы (обучающиеся должны уметь применять полученные знания в новой учебной ситуации)

Готовность к работе, наличие на учебном месте необходимых учебных материалов

Активность познавательной деятельности обучающихся на последующих этапах

Развитие навыка решения проблемных заданий, умений применять изученные ранее понятия, отсутствие ошибок в ответах. Владеют навыками анализа рентгенологического материала, навыками сравнения.

Умеют выбрать правильный ответ из информационного массива, используя полученные знания

Понимают способы решения учебной задачи самоподготовки

Вид и формы контроля

Визуальный контроль

Фронтальный, индивидуальный письменный, индивидуальный устный

Индивидуальный, фронтальный; текущий внешний и самоконтроль

Запись задания самоподготовки



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Группа

занятия

1 Л/Д

4


Дисциплина, ПМ___Анатомия и физиология человека____________

наименование

Количество часов 90'

Тема занятия _Морфо-функциональные особенности скелета тела человека____________________

Вид занятия Семинар – конкурс___________________________________________________

Тип занятия Закрепления и систематизации знаний__________________________________


Цель занятия

Обучающая Обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения по теме________ полученные на теоретических занятиях при выполнении конкурсных заданий____

ПК 1.6, ПК 1.7;_________________________________________________________

Определять топографо-анатомические взаимоотношения органов и систем____ относительно локализации костей. ПК.1.1, ПК 2.1, ПК 2.2___________________

Развивающая Создать условия для формирования информационной компетенции в____ сфере самостоятельной познавательной деятельности для самореализации____ обучающихся с текстовыми источниками информации, рисунками, схемами.____

ОК 4, ОК 5____________________________________________________________

Воспитательная Создать условия для понимания значимости своей будущей профессии__ ОК 1; для формирования коммуникативной и кооперативной компетенции___ ОК. 3, ОК 5, ОК 6, ОК 7.



Межпредметные связи

Обеспечивающие_Основы латинского языка с медицинской терминологией, гигиена и_____

экология человека, генетика человека с основами медицинской__________ генетики, общая и неорганическая химия, органическая химия___________

Обеспечиваемые_Профессиональные модули клинических дисциплин_________________

________________________________________________________________ ________________________________________________________________


Обеспечение занятия:


А. Наглядные пособия _Мультимедийная презентация, муляжи: «Череп человека», «Скелет человека», «Разборный скелет черепа; наборы костей скелета человека


Б. Раздаточный материал _Дидактический материал, наборы костей скелета человека______


В. Технические средства обучения компьютер, проектор, интерактивная доска___________


Г. Учебные места __Аудитория техникума_____________________________________________


Д. Литература:


Основная Р.П.Самусев, Ю.М.Селин «Анатомия человека». М.Медицина, 2012 год___________


Дополнительная В.Я.Липченко, Р.П.Самусев «Атлас нормальной анатомии человека», учебное пособие, М,:Медицина, 2009 год__________________________________________

С.Д Барышников «Лекции по анатомии и физиологии человека с основами_____ патологии», М, : ГОУ ВУНМЦ. 2002 год_________________________________




ХОД ЗАНЯТИЯ

Структура занятия


Время

2

5

10

25

30

45

47

50

70

75

85

90

№ элемента

1

2

3

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

5

Использование

НП, ТСО и др.













Содержание занятия

№ элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения.

Добавления, изменения,

замечания.

1

2

3

1.

1.1


1.2

1.3




























2.































3.












































4.


























































































5.
















Организационный момент:

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, на санитарное состояние учебной комнаты.

Проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих.

Сообщает тему занятия, цель, формируемые компетенции, актуальность темы, план занятия.


Тема занятия – «Морфо-функциональные особенности скелета тела человека»

Цель занятия: Обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения по теме полученные на теоретических занятиях при выполнении конкурсных заданий ПК 1.6., ПК 1.7.;

Определять топографо-анатомические взаимоотношения органов и систем относительно локализации костей. ПК.1.1, ПК 2.1, ПК 2.2


После изучения темы фельдшер должен уметь осуществлять:


- Проведение диагностики неотложных состояний и диагностические исследования;

- Охарактеризовать приведенные ниже термины и понятия и объяснить взаимосвязь между ними: остеон, надкостница, отделы скелета, непрерывные и прерывистые соединения, сустав; прямохождение, трудовая деятельность;

- Описать строение костной ткани и показать, как ее свойства зависят от строения и химического состава;

- Охарактеризовать строение различных по форме групп костей;

- Перечислить кости, входящие в состав черепа, осевого скелета и скелета конечностей;

- Представлять способы соединения костей и показать зависимость характера движения от способа соединения костей.


Мотивация темы:


Одна из важнейших функций человеческого организма – удержание тела и его частей в определенном положении и передвижении в пространстве. Эти статистические и динамические функции выполняет опорно-двигательный аппарат, у которого выделяют пассивную - скелет и его соединения и активную - мышцы, части.

Теоретические и практические знания костной системы, соединения костей в скелете человека необходимо фельдшерам для понимания морфофункциональных особенностей строения костей, суставов и в необходимых случаях для оказания правильной медицинской помощи при нарушении их нормального функционирования.

Знания строения костей необходимо для изучения других систем человека - пищеварительной, дыхательной, нервной, органов чувств, а также практическим врачам различных специальностей - невропатологам, нейрохирургам, офтальмологам. Знания артросиндесмологии необходимо обучающимся для понимания работы мышц, для восприятия в целом устройства и функции опорно-двигательного аппарата и для изучения последующих профессиональных модулей клинических дисциплин.


Преподаватель делит группу на две подгруппы, предлагает провести жеребьёвку, для определения очерёдности выступления.

Напоминает, что по условиям конкурса учитывается работа каждого участника команды, их активность. При подведении окончательных итогов будут суммироваться все баллы полученные каждым участником команды и переводиться в оценку. Каждый участник команды может набрать максимально 10 баллов.

При выставлении оценки –

за набранные 10 баллов обучающийся получает оценку «5»

За 8 баллов – оценку «4»

За 6 баллов - оценку «3»

Вводное слово преподавателя:


С брезгливой скукой сосчитал рентген костей незанимательную сумму.

Б.Ахмадулина

Библейский Иов был убежден, что кости и жилы скрепили то, что Бог вылепил в виде человека. Наградил он его скелетом, масса которого достигает в среднем 1/5 – 1/7 общей массы тела. То есть что-то около 10 кг.

Крупнейший анатом прошлого века Иосиф Гиртль писал, что вряд ли термин "скелет" происходит от греческого "скело" - высушивать, скорее всего, от "скелос" - бедренная кость, а она самая большая из таковых у человека. Но закрепилось все-таки в наших учебниках первое значение. Старославянское кощь (коштъ) означает сухой, тощий. Кстати, с этими словами соотносится и "Кощей", который был одним из знаков смерти, изображаемой в виде скелета. Последний, да еще снабженный серпом или косой, поднятыми над полем человеческих голов, воспринимался одновременно как символ смерти и воскрешения в природе. На гравюре 1659 года "Юность, неожиданно застигнутая смертью" Рембрандт изобразил скелет с песочными часами. Они всегда олицетворяли время как наличие в природе бесконечного цикла, смену жизни и смерти, верхнего и нижнего. Смерть и скелет. Их отождествляли во все времена. В вариациях эта тема тянется что-то с XIII века: скелеты одиночные, группой, с косой, верхом на лошади, входящие и выходящие из могил, танцующие, пребывающие рядом с живыми. Живые же персонажи разных возрастов: тут священники и миряне, крестьяне и рыцари, короли и папы, богачи и нищие. Перед смертью все равны, все осязаемы. Неизбежная нивелирующая стихия. Зачастую скелет улыбался - так более впечатляло.

К человеческим костям почти всегда относились благоговейно, ибо они не только отголоски чужой жизни, но и предвестники твоей смерти. Если в древности греки и римляне их где-нибудь находили, то считали священным долгом прикрыть чем-нибудь, хотя бы двумя-тремя горстями земли. Даже врагам в погребении не отказывали, дабы умерший вечному наказанию не подлежал. Так осуществляли заботу и о конкретно-вещественных останках, и о душе умершего.

Много можно рассказывать различных мифов о костях. Но пора переходить к главному.

Сегодня мы проводим конкурс по теме: «Морфо-функциональные особенности скелета тела человека». Целью данного занятия является обобщение полученных знаний, формирование общих и профессиональных компетенций.


Приветствие команд:

Каждой команде предлагается экспромтом провести представление: название и девиз.



Семинарское занятие:



  1. Конкурс – разминка «Наш вопрос – Ваш ответ» -


проводится в форме фронтального опроса с целью проверить исходный уровень знаний.


Обучающимся по очереди задаются вопросы, на которые они дают краткие ответы. За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. Если участник не знает правильного ответа или ответ не полный, право ответа передаётся другому участнику этой же команды, но если у него вновь ошибки в ответе, вопрос передаётся другой команде, и баллы начисляются за правильный и полный ответ.


  1. Конкурс – «Скорая помощь» -


проводится в форме практического контроля с целью выявить уровень самостоятельного логического мышления


Обучающимся предлагается «собрать тело человека» используя возможности интерактивной доски. Каждый член команды по очереди выходит к доске, и подбирает по одной детали, составляя тело человека. Время выполнения 2 минуты каждой командой. При безошибочном выполнении задания начисляется по 1 баллу каждому члену команды.


  1. Конкурс – «Андрей Везалий»


проводится в форме практического контроля, позволяет выявить уровень самостоятельного логического мышления


Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Обучающимся предлагается побыть в течение нескольких минут в роли Андрея Везалия: с завязанными глазами на ощупь определить название кости, дать ей русское и латинское название, и определить пространственное расположение в теле человека, приложив кость к определённой части тела однокурсника. Каждому члену команды предлагается определить по одной кости. За правильный ответ начисляется: 0,5 балла – за определение кости, 0,5 балла за правильное латинское название и 0,5 балла за правильное пространственное расположение – всего 1,5 балла.


  1. Конкурс капитанов – «Эрудиты» -


Капитану каждой команды предлагается сделать анатомическое описание рентгенологического снимка, отражающего патологию определённой части костной системы.

Задание способствует формированию умений работать с рентгенологическими снимками, определять патологию и проводить анализ полученной информации.


  1. Конкурс - «Творческие загадки» -


проводится в форме фронтального опроса с целью развития логического мышления


Членам команд предлагается заработать дополнительные баллы во время работы капитанов команд. Нужно ответить на поставленные вопросы в виде загадок. За правильные ответы начисляется 0,5 балла за одну загадку.


  1. Конкурс – «Логические цепочки» -


проводится в форме индивидуального устного опроса с целью определения уровня мыслительной деятельности, развития речи, умения оперировать знаниями.


Каждому члену команды предлагается прослушать логические цепочки из названий костей и указать лишнее в перечнях, дать анатомическое обоснование и охарактеризовать проксимально расположенный сустав данной кости, продемонстрировав на скелете. Начисляется 0,5 балла – за правильное название лишней кости и 0,5 анатомическое обоснование; 1,5 балла за правильную характеристику сустава (название костей принимающих участие в образовании сустава, что является суставными поверхностями, форма сустава, наличие вспомогательных элементов, движения в суставе), всего 2,5 балла.


  1. Конкурс – «Медицинский консилиум» -


проводится в форме устного опроса, работа малыми группами, способствует определению степени овладения клиническим мышлением.


На команду выдаётся (жребием) морфофункциональная задача, на которую в течение 1 минуты идёт обсуждение, всей командой, и затем один участник даёт ответ. За правильный ответ даётся по 0,5 балла каждому участнику.


  1. Конкурс – «Поэты»


проводится в форме устного опроса с целью развития речи


Обучающимся предлагается в течение 5 минут составить сиквейн


Резюме:


  1. Подведение итогов семинарского занятия:



Согласно итоговой ведомости преподаватель подводит итоги конкурса. Отмечает, все ли обучающиеся в равной степени справились с заданиями. Анализирует работу каждого обучающегося. Отмечает положительные и отрицательные моменты в ответах обучающихся. Определяет степень достижения целей и задач занятия. Говорит об общем впечатлении занятия. Оценка выставляется по предложенным критериям. Учитываются все баллы, полученные за каждый конкурс.


  1. Ответы на вопросы студентов.

При возникновении у обучающихся вопросов преподаватель, по возможности, даёт на них полные ответы.


3. Задание на дом:

Преподаватель предлагает записать домашнее задание. Даёт методические рекомендации по его выполнению. Обращает внимание на основные вопросы темы.

Ориентирует студентов на подготовку к семинарско – практическому занятию по теме: «Морфо-функциональные особенности мышечной системы человека»


Литература:


Основная: Р.П.Самусев, Ю.М.Селин «Анатомия человека», стр


Дополнительная: В.Я.Липченко, Р.П.Самусев «Атлас нормальной анатомии человека», учебное пособие, стр. 306 - 318

С.Д Барышников «Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии», стр. 65 - 87


2 мин
































3 мин































5 минут











































75 минут


15 минут

Приложение № 1








5 минут

Приложение № 2







15 минут

Приложение № 3













5 минут

Приложение № 4







Приложение № 5






20 мин

Приложение № 6













5 минут

Приложение № 7








10 минут

Приложение № 8



5 минут






























































ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

















Приложение № 1

  1. Конкурс – разминка «Наш вопрос – Ваш ответ»

Обучающимся по очереди задаются вопросы, на которые они дают краткие ответы. За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. Если участник не знает правильного ответа или ответ не полный , право ответа передаётся другому участнику этой же команды, но если у него вновь ошибки в ответе, вопрос передаётся другой команде, и баллы начисляются за правильный и полный ответ второй команде.

1-я команда.

2-я команда.

  1. Дайте определение твёрдого скелета –

это комплекс плотных образований, развивающихся из мезенхимы, имеющих механическое значение.

  1. Из чего состоит скелет – из отдельных костей, соединённых между собой всеми видами соединений: синдесмоз, синхондроз, синостоз.

  1. Какую часть аппарата движения составляет скелет – пассивную.


  1. Какие функции опорно-двигательного аппарата Вам известны – механическая: опорная, защитная, локомоторная;

биологическая: кроветворение, минеральный обмен.

  1. Ткань, составляющая кость как орган –

костная

3. Как называется преобладающая органическая часть кости – оссеин

  1. Что является структурной единицей кости – остеон


4.Что такое остеон – система костных пластинок, концентрически расположенных вокруг центрального канала, содержащего сосуды и нервы.

  1. Какие два рода костного вещества Вы знаете – компактное, губчатое

5.Чем заполнены ячейки губчатого вещества – красным костным мозгом

6.Обобщить какие ткани входят в состав кости как органа – костная, костный мозг, гиалиновый хрящ, нервная, эпителий


6.Какие группы костей выделяют по форме – трубчатые (длинные, короткие), губчатые (длинные, короткие), плоские, смешанные, воздухоносные, сесамовидные

7.Приведите примеры трубчатых костей – бедренная, плечевая – короткие;

пястные, плюсневые - короткие

7.Приведите примеры губчатых костей –

позвонки, предплюсна – короткие,

рёбра – длинные

8.Что такое апофизы – выступы над поверхностью кости: бугры, гребни, отростки

8.Перечислите части трубчатых костей – эпифизы, диафиз, метафиз


9.Чем покрыт диафиз кости наружи - Рeriostium (надкостница)

9.Чем покрыты суставные поверхности костей – гиалиновым хрящом.

10.За счет чего кость растёт в длину –

эпифизарного хряща

10.За счёт чего кость растёт в ширину –

за счёт надкостницы

11. Назовите отделы скелета - скелет головы, скелет туловища, скелет туловища, пояса, конечностей

11. Назовите отделы позвоночника -шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик

12.Каково число крестцовых позвонков - 4-5


12. Сколько рёбер у человека? - 12пар

13. Какие кости плечевого пояса вы знаете? - 2 ключицы и 2 лопатки

13. Назовите кости тазового пояса - 2 тазовые кости, состоят из подвздошных , седалищных и лобковых

14. Назовите отделы черепа - мозговой, лицевой

14. Назовите отделы туловища -позвоночник и грудная клетка

15. Каково количество свободных рёбер? - 4

15. Сколько рёбер соединены с грудиной? -10 пар

16.Сколько грудных позвонков - 12

16. Сколько шейных позвонков - 7









































Приложение № 2



2.Конкурс – «Скорая помощь»

Обучающимся предлагается «собрать тело человека» используя возможности интерактивной доски. Каждый член команды по очереди выходит к доске, и подбирает по одной детали, составляя тело человека. Время выполнения 2 минуты каждой командой. При безошибочном выполнении задания начисляется по 1 баллу каждому члену команды.
















































Приложение № 3



  1. Конкурс – «Андрей Везалий»



Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Обучающимся предлагается побыть в течение нескольких минут в роли Андрея Везалия: с завязанными глазами на ощупь определить название кости, дать ей русское и латинское название, и определить пространственное расположение в теле человека, приложив кость к определённой части тела однокурсника. Каждому члену команды предлагается определить по одной кости. За правильный ответ начисляется: 0,5 балла – за определение кости, 0,5 балла за правильное латинское название и 0,5 балла за правильное пространственное расположение – всего 1,5 балла.

1 команда

2 команда

Височная кость – правая – os temporale

Лопатка – правая - scapula

Ключица правая - clavicula

Большеберцовая кость – правая – os tibia

Лопатка – левая - scapula

Теменная кость – левая – os parietale

Плечевая кость – правая – os humerus

Локтевая кость – левая – os ulna

Бедренная кость –правая – os femoris

Ключица – левая - clavicula





























Приложение № 4

  1. Конкурс капитанов – «Эрудиты»



Капитану каждой команды предлагается сделать анатомическое описание рентгенологических снимков, отражающих патологию определённой части костной системы.



Задание способствует формированию умений работать с рентгенологическими снимками, определять патологию и проводить анализ полученной информации.



За безошибочный ответ 1 балл

За 2 ошибки 0,5 баллов




















Приложение № 5



  1. Конкурс - «Творческие загадки»



Членам команд предлагается заработать дополнительные баллы во время работы капитанов команд. Нужно ответить на поставленные вопросы в виде загадок. За правильные ответы начисляется 0,5 балла за одну загадку.



  1. Какая кость имеет самое большое отверстие – тазовая

  2. Какая кость самая длинная – бедренная

  3. Какая кость имеет самое большое количество отростков – позвонок

  4. Какой отросток развивается у человека в связи с прямохождением для поддержания головы в вертикальном положении – сосцевидный

  5. Какой позвонок в процессе эволюции потерял тело и где оно теперь – первый, у второго

  6. Про какие кости, можно сказать: «В единении сила» - крестец, тазовые кости

  7. Почему говорят, что в старости человек растёт к земле – уменьшается размер позвонков и дисков, теряются физиологические изгибы позвоночного столба, формируется грудной кифоз (старческий горб)

  8. Какая кость самая умная – зуб мудрости

  9. Какая кость человека недоразвита – копчик

  10. Что общего между тазом и птицей - крылья

  11. Какая кость скелета зубастая - осевой позвонок (II)

  12. У кого в символике используются элементы опорно-двигательного аппарата – пираты, электрики

  13. Какие кости самые правдивые, а какие лживые – истинные рёбра и ложные рёбра

  14. Что общего у черепа с петухом – петушиный гребень



























Приложение № 6



  1. Конкурс – «Логические цепочки»



Каждому члену команды предлагается прослушать логические цепочки из названий костей и указать лишнее в перечнях, дать анатомическое обоснование и охарактеризовать проксимально расположенный сустав данной кости, продемонстрировав на скелете. Начисляется 0,5 балла – за правильное название лишней кости и 0,5 анатомическое обоснование; 1,5 балла за правильную характеристику сустава (название костей принимающих участие в образовании сустава, что является суставными поверхностями, форма сустава, наличие вспомогательных элементов, движения в суставе), всего 2,5 балла.




1 команда



2 команда

Височная кость, грудина, рёбра, позвонки – (височно-нижнечелюстной сустав)

Теменная, затылочная, верхняя челюсть, грудина – (грудино-ключичный сустав)

Лобная, височная, затылочная, плечевая кости – (плечевой сустав)

Грудина, рёбра, позвонки, бедренная кости – (тазобедренный сустав)

Седалищная, лобковая, подвздошная, лучевая кости – (плечелучевой сустав)

Таранная, малоберцовая, надколенник, локтевая кости – (плечелоктевой сустав)

Верхняя, нижняя челюсти, скуловая, большеберцовая кость – (коленный сустав)

Лопатка, плечевая, локтевая, лучевая кости – (акромиально-ключичный сустав)

Бедренная, большеберцовая, малоберцовая кости, кисть – (лучезапястный сустав)

Седалищная, подвздошная, лобковая кости, стопа – (голеностопный сустав)













Приложение № 7

  1. Конкурс – «Медицинский консилиум»



На команду выдаётся (жребием) морфофункциональная задача, на которую в течение 1 минуты идёт обсуждение, всей командой, и затем один участник даёт ответ. За правильный ответ даётся по 0,5 балла каждому участнику.



Задача № 1. При травматическом повреждении головы (удар) среди прочих изменений определили нарушение целостности компактного вещества теменной кости, наличие острых отломков внутренней её пластинки, которые могут повредить твердую оболочку головного мозга.

Задание:

  1. Как называется эта пластинка?

  2. Как называется губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества костей свода черепа?

Ответ:

а. Эта пластинка называется стеклянной

б. Покровные кости свода черепа имеют особое строение: губчатое вещество называется diploe(двойной), так как состоит из неправильной формы костных ячеек, расположенных между двумя костными пластинами – наружной (laminaexterna) и внутренней (laminainterna). Последнюю также называют стеклянной (laminavitrea), т.к. при повреждениях черепа она ломается легче, чем наружная.


Задача № 2. Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов нервов, проходящих через его отверстия

Задание:

  1. Перечислите отверстия, находящиеся в большом крыле клиновидной кости?

  2. Как эти отверстия расположены относительно друг друга?

Ответ:

а. Круглое, овальное, остистое

б. Круглое отверстие (foramenrotundum) расположено у основания большого крыла (basisalaemajoris), ведет к крыловидно-нёбную ямку (fossapterygopalatina). Овальное отверстие (foramenovale) находится на уровне середины крыла. Остистое отверстие (foramenspinosum) располагается кзади от овального. Эти два отверстия открываются на основании черепа.


Задача № 3. Гнойный процесс ячеек решетчатой кости (этмоидит) вследствие запущенности болезни и отсутствия своевременного лечения разрушил тонкую пластинку – часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы

Задание:

  1. Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы? В какой стенке глазницы эта костная пластинка располагается?

  2. Какие ещё кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?

Ответ:

а. Глазничная пластинка (laminaorbitalis) представляет латеральную стенку лабиринта. Вверху она соединена с лобной костью, внизу – с верхней челюстью и глазничным отростком небной кости, спереди – со слезной костью, кзади – с клиновидной костью. Пластинка образует бóльшую часть медиальной стенки глазницы.

б. Pariesmedialisorbitae образована (спереди назад): oslacrimalis, lamina orbitalisossisethmoidalis и facieslateralis corporisossis sphenoidalis.


Задача № 4. Частое в клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморитом). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.

Задание:

  1. Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается гайморова пазуха?

  2. Какие придаточные пазухи носа сообщаются с верхним носовым ходом?

Ответ:

а. Гайморова пазуха (sinus maxillaris) открывается в средний носовой ход (meatusnasi medius).

б. В переднем отделе верхнего носового хода открываются задние решетчатые ячейки (celullae ethmoidales posteriores). Над верхней носовой раковиной имеется карман, в который открывается клиновидная пазуха (sinus sphemoidalis).


Задача № 5. Известно, что при сильном плаче (слезоотделении) вследствие наличия анатомического сообщения между глазницей и носовой полостью появляются прозрачные выделения из носа.

Задание:

  1. Какое анатомическое образование соединяет глазницу и полость носа?

  2. Как называется ямка в глазнице, которая книзу переходит в вышеупомянутое анатомическое сообщение?

Ответ:

а. Носослёзный канал

б. В переднем отделе медиальной стенки глазницы имеется ямка слезного мешка (fossasaccilacrimalis), которая книзу переходит в носослезный канал (canalisnasolacrimalis). Он открывается в нижний носовой ход.


Задача № 6. При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенные с I поясничным позвонком.

Задание:

  1. Как называются эти добавочные ребра?

  2. Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где, и как такие ребра называются?

Ответ:

а. Такие ребра называют поясничными ребрами (costaelumbales). При этом I грудной поясничный позвонок приобретает сходство с грудным.

б. Возможно появление шейных ребер (costaecervicales), отходящих от VII шейного позвонка (vertevraprominens). При этом последний также схож с типичным грудным позвонком.


Задача № 7. На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение I шейного позвонка с черепом, а также уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех, сопровождающееся увеличением числа поясничных позвонков.

Задание:

  1. Как называется сращение атланта с черепом?

б. Дайте название указанной аномалии развития крестцовых позвонков.

Ответ:

а. Такую аномалию развития называют ассимиляцией атланта, она нередко сопровождается расщеплением задней дуги последнего (spinabifida–расщепление позвоночника).

б. Такая аномалия называется люмбализацией крестца.


Задача № 8. При кровотечении в области головы и шеи в экстренной ситуации его удалось временно уменьшить, прижав сонную артерию к сонному бугорку.

Задание:

  1. Где конкретно расположен этот бугорок?

б. Какой особый признак имеют поперечные отростки шейных позвонков?

Ответ:

а.Сонным бугорком называют передний бугорок поперечного отверстия VI шейного позвонка. Он хорошо развит, к нему при необходимости может быть прижата сонная артерия.

б.Поперечные отростки этих позвонков имеют отверстие – foramenprocessustransversi.Также каждый отросток заканчивается бугорками – передним и задним.


Задача № 9. При игре в футбол в результате травмы произошел перелом нижнего (дистального) конца малоберцовой кости.

Задание:

а. Как называется этот утолщенный конец (эпифиз) малоберцовой кости?

б. В образовании, какого сустава нижней конечности участвует этот эпифиз?

Ответ:

Нижний (дистальный) конец малоберцовой кости утолщен – образует латеральную лодыжку (malleoluslateralis), на медиальной поверхности которой имеется суставная поверхность (faciesarticularismalleoli). Позади располагается ямка латеральной лодыжки, необходимая для сочленения с таранной костью. Вместе с суставными поверхностями большеберцовой кости и блока таранной кости, а также медиальной лодыжкой она участвует в образовании голеностопного сустава (art.talocruralis).


























Приложение № 8

  1. Конкурс – «Поэты»

Обучающимся предлагается в течение 5 минут составить сиквейн



1 команда



2 команда


Скелет



кость


  • Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно  существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.


  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.


  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.


  • Четвертая строка — фраза из четырёх (пяти) слов, выражающая  Ваше личное отношение к описываемому предмету или объекту.


  • Пятая строка — одно (два)  слово(а)-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.



     Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.




















Вопросы для подготовки к конкурсу - семинару


  1. Знать ответы на вопросы:


  1. Дайте определение твёрдого скелета

  2. Из чего состоит скелет

  3. Какую часть аппарата движения составляет скелет

  4. Какие функции опорно-двигательного аппарата Вам известны

  5. Ткань, составляющая кость как орган

  6. Как называется преобладающая органическая часть кости

  7. Что является структурной единицей кости

  8. Что такое остеон

  9. Какие два рода костного вещества Вы знаете

  10. Чем заполнены ячейки губчатого вещества

  11. Обобщить какие ткани входят в состав кости как органа

  12. Какие группы костей выделяют по форме

  13. Приведите примеры трубчатых костей

  14. Приведите примеры губчатых костей

  15. Что такое апофизы

  16. Перечислите части трубчатых костей

  17. Чем покрыт диафиз кости наружи

  18. Чем покрыты суставные поверхности костей

  19. За счет чего кость растёт в длину

  20. За счёт чего кость растёт в ширину

  21. Назовите отделы скелета

  22. Назовите отделы позвоночника

  23. Каково число крестцовых позвонков

  24. Сколько рёбер у человека?

  25. Какие кости плечевого пояса вы знаете?

  26. Назовите кости тазового пояса

  27. Назовите отделы черепа

  28. Назовите отделы туловища

  29. Каково количество свободных рёбер?

  30. Сколько рёбер соединены с грудиной?

  31. Сколько грудных позвонков

  32. Сколько шейных позвонков

  33. Какая кость имеет самое большое отверстие

  34. Какая кость самая длинная

  35. Какая кость имеет самое большое количество отростков

  36. Какой отросток развивается у человека в связи с прямохождением для поддержания головы в вертикальном положении

  37. Какой позвонок в процессе эволюции потерял тело и где оно теперь

  38. Про какие кости, можно сказать: «В единении сила»

  39. Почему говорят, что в старости человек растёт к земле

  40. Какая кость самая умная

  41. Какая кость человека недоразвита

  42. Что общего между тазом и птицей

  43. Какая кость скелета зубастая

  44. У кого в символике используются элементы опорно-двигательного аппарата

  45. Какие кости самые правдивые, а какие лживые

  46. Что общего у черепа с петухом


  1. Знать отделы (части) тела человека, какие кости в себя включают


  1. Знать русские и латинские названия костей, уметь определить локализацию в теле человека:

    Височная кость

    Теменная кость

    Грудина

    Ключица

    Лопатка

    Плечевая

    Лучевая кость

    Локтевая кость

    Бедренная кость

    Большеберцовая кость

    Кисть

    Стопа


  2. Охарактеризовать суставы:

    височно-нижнечелюстной сустав

    грудино-ключичный сустав

    плечевой сустав

    плечелучевой сустав

    плечелоктевой сустав

    коленный сустав

    акромиально-ключичный сустав

    лучезапястный сустав

    голеностопный сустав


  3. Знать ответы на морфофункциональные задачи:


Задача № 1. При травматическом повреждении головы (удар) среди прочих изменений определили нарушение целостности компактного вещества теменной кости, наличие острых отломков внутренней её пластинки, которые могут повредить твердую оболочку головного мозга.

Задание:

Как называется эта пластинка?

Как называется губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества костей свода черепа?

Задача № 2. Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов нервов, проходящих через его отверстия

Задание:

Перечислите отверстия, находящиеся в большом крыле клиновидной кости?

Как эти отверстия расположены относительно друг друга?

Задача № 3. Гнойный процесс ячеек решетчатой кости (этмоидит) вследствие запущенности болезни и отсутствия своевременного лечения разрушил тонкую пластинку – часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы

Задание:

Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы? В какой стенке глазницы эта костная пластинка располагается?

Какие ещё кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?

Задача № 4. Частое в клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморитом). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.

Задание:

Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается гайморова пазуха?

Какие придаточные пазухи носа сообщаются с верхним носовым ходом?

Задача № 5. Известно, что при сильном плаче (слезоотделении) вследствие наличия анатомического сообщения между глазницей и носовой полостью появляются прозрачные выделения из носа.

Задание:

Какое анатомическое образование соединяет глазницу и полость носа?

Как называется ямка в глазнице, которая книзу переходит в вышеупомянутое анатомическое сообщение?

Задача № 6. При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенные с I поясничным позвонком.

Задание:

Как называются эти добавочные ребра?

Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где, и как такие ребра называются?

Задача № 7. На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение I шейного позвонка с черепом, а также уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех, сопровождающееся увеличением числа поясничных позвонков.

Задание:

Как называется сращение атланта с черепом?

Дайте название указанной аномалии развития крестцовых позвонков.

Задача № 8. При кровотечении в области головы и шеи в экстренной ситуации его удалось временно уменьшить, прижав сонную артерию к сонному бугорку.

Задание:

Где конкретно расположен этот бугорок?

Какой особый признак имеют поперечные отростки шейных позвонков?

Задача № 9. При игре в футбол в результате травмы произошел перелом нижнего (дистального) конца малоберцовой кости.

Задание:

Как называется этот утолщенный конец (эпифиз) малоберцовой кости?

В образовании, какого сустава нижней конечности участвует этот эпифиз?











ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ





















  1. Конкурс – разминка «Наш вопрос – Ваш ответ»

Вам необходимо внимательно прослушать вопрос преподавателя и дать на него краткий ответ:

  1. Дайте определение твёрдого скелета

  2. Из чего состоит скелет

  3. Какую часть аппарата движения составляет скелет

  4. Какие функции опорно-двигательного аппарата Вам известны

  5. Ткань, составляющая кость как орган

  6. Как называется преобладающая органическая часть кости

  7. Что является структурной единицей кости

  8. Что такое остеон

  9. Какие два рода костного вещества Вы знаете

  10. Чем заполнены ячейки губчатого вещества

  11. Обобщить какие ткани входят в состав кости как органа

  12. Какие группы костей выделяют по форме

  13. Приведите примеры трубчатых костей

  14. Приведите примеры губчатых костей

  15. Что такое апофизы

  16. Перечислите части трубчатых костей

  17. Чем покрыт диафиз кости наружи

  18. Чем покрыты суставные поверхности костей

  19. За счет чего кость растёт в длину

  20. За счёт чего кость растёт в ширину

  21. Назовите отделы скелета

  22. Назовите отделы позвоночника

  23. Каково число крестцовых позвонков

  24. Сколько рёбер у человека?

  25. Какие кости плечевого пояса вы знаете?

  26. Назовите кости тазового пояса

  27. Назовите отделы черепа

  28. Назовите отделы туловища

  29. Каково количество свободных рёбер?

  30. Сколько рёбер соединены с грудиной?

  31. Сколько грудных позвонков

  32. Сколько шейных позвонков

Приложение № 2

2.Конкурс – «Скорая помощь»

Вам необходимо «собрать тело человека» используя возможности интерактивной доски. Каждый из Вас по очереди выходит к доске, и подбирает по одной детали, составляя тело человека. Время выполнения 2 минуты.














Приложение № 3



  1. Конкурс – «Андрей Везалий»



Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Вам предлагается побыть в течение нескольких минут в роли Андрея Везалия: с завязанными глазами на ощупь определить название кости, дать ей русское и латинское название, и определить пространственное расположение в теле человека, приложив кость к определённой части тела однокурсника.

Височная кость

Теменная кость

Ключица

Лопатка

Плечевая кость

Локтевая кость

Бедренная кость

Большеберцовая кость































Приложение № 4

  1. Конкурс капитанов – «Эрудиты»

Вам необходимо в течении 5 минут внимательно рассмотреть и сделать анатомическое описание предложенного рентгенологического снимка:



























Приложение № 5



5.Конкурс - «Творческие загадки»



Вам предлагается заработать дополнительные баллы во время работы капитанов команд. Нужно ответить на поставленные вопросы в виде загадок.



  1. Какая кость имеет самое большое отверстие –

  2. Какая кость самая длинная –

  3. Какая кость имеет самое большое количество отростков –

  4. Какой отросток развивается у человека в связи с прямохождением для поддержания головы в вертикальном положении –

  5. Какой позвонок в процессе эволюции потерял тело и где оно теперь –

  6. Про какие кости, можно сказать: «В единении сила» -

  7. Почему говорят, что в старости человек растёт к земле –

  8. Какая кость самая умная –

  9. Какая кость человека недоразвита –

  10. Что общего между тазом и птицей -

  11. Какая кость скелета зубастая –

  12. У кого в символике используются элементы опорно-двигательного аппарата –

  13. Какие кости самые правдивые, а какие лживые –

  14. Что общего у черепа с петухом –
























Приложение № 6



  1. Конкурс – «Логические цепочки»



Каждому члену команды предлагается прослушать логические цепочки из названий костей и указать лишнее в перечнях, дать анатомическое обоснование и охарактеризовать проксимально расположенный сустав данной кости, продемонстрировав на скелете. Начисляется 0,5 балла – за правильное название лишней кости и 0,5 анатомическое обоснование; 1,5 балла за правильную характеристику сустава (название костей принимающих участие в образовании сустава, что является суставными поверхностями, форма сустава, наличие вспомогательных элементов, движения в суставе), всего 2,5 балла.




1 команда



2 команда

Височная кость, грудина, рёбра, позвонки – (височно-нижнечелюстной сустав)

Теменная, затылочная, верхняя челюсть, грудина – (грудино-ключичный сустав)

Лобная, височная, затылочная, плечевая кости – (плечевой сустав)

Грудина, рёбра, позвонки, бедренная кости – (тазобедренный сустав)

Седалищная, лобковая, подвздошная, лучевая кости – (плечелучевой сустав)

Таранная, малоберцовая, надколенник, локтевая кости – (плечелоктевой сустав)

Верхняя, нижняя челюсти, скуловая, большеберцовая кость – (коленный сустав)

Лопатка, плечевая, локтевая, лучевая кости – (акромиально-ключичный сустав)

Бедренная, большеберцовая, малоберцовая кости, кисть – (лучезапястный сустав)

Седалищная, подвздошная, лобковая кости, стопа – (голеностопный сустав)













Приложение № 7

7.Конкурс – «Медицинский консилиум»



На команду выдаётся (жребием) морфофункциональная задача, на которую в течение 1 минуты идёт обсуждение, всей командой, и затем один участник даёт ответ.

Задача № 1. При травматическом повреждении головы (удар) среди прочих изменений определили нарушение целостности компактного вещества теменной кости, наличие острых отломков внутренней её пластинки, которые могут повредить твердую оболочку головного мозга.

Задание:

  1. Как называется эта пластинка?

  2. Как называется губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества костей свода черепа?


Задача № 2. Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов нервов, проходящих через его отверстия

Задание:

  1. Перечислите отверстия, находящиеся в большом крыле клиновидной кости?

  2. Как эти отверстия расположены относительно друг друга?


Задача № 3. Гнойный процесс ячеек решетчатой кости (этмоидит) вследствие запущенности болезни и отсутствия своевременного лечения разрушил тонкую пластинку – часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы

Задание:

  1. Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы? В какой стенке глазницы эта костная пластинка располагается?

  2. Какие ещё кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?


Задача № 4. Частое в клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморитом). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.

Задание:

  1. Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается гайморова пазуха?

  2. Какие придаточные пазухи носа сообщаются с верхним носовым ходом?


Задача № 5. Известно, что при сильном плаче (слезоотделении) вследствие наличия анатомического сообщения между глазницей и носовой полостью появляются прозрачные выделения из носа.

Задание:

  1. Какое анатомическое образование соединяет глазницу и полость носа?

  2. Как называется ямка в глазнице, которая книзу переходит в вышеупомянутое анатомическое сообщение?


Задача № 6. При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенные с I поясничным позвонком.

Задание:

  1. Как называются эти добавочные ребра?

  2. Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где, и как такие ребра называются?


Задача № 7. На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение I шейного позвонка с черепом, а также уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех, сопровождающееся увеличением числа поясничных позвонков.

Задание:

  1. Как называется сращение атланта с черепом?

б. Дайте название указанной аномалии развития крестцовых позвонков.


Задача № 8. При кровотечении в области головы и шеи в экстренной ситуации его удалось временно уменьшить, прижав сонную артерию к сонному бугорку.

Задание:

  1. Где конкретно расположен этот бугорок?

б. Какой особый признак имеют поперечные отростки шейных позвонков?


Задача № 9. При игре в футбол в результате травмы произошел перелом нижнего (дистального) конца малоберцовой кости.

Задание:

а. Как называется этот утолщенный конец (эпифиз) малоберцовой кости?

б. В образовании, какого сустава нижней конечности участвует этот эпифиз?

































Приложение № 8

8. Конкурс – «Поэты»

Вам предлагается в течение 5 минут составить сиквейн



1 команда



2 команда


Скелет



кость


  • Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно  существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.


  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.


  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.


  • Четвертая строка — фраза из четырёх (пяти) слов, выражающая  Ваше личное отношение к описываемому предмету или объекту.


  • Пятая строка — одно (два)  слово(а)-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.



     Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.










































СВОДНЫЕ ВЕДОМОСТИ





















  1. Конкурс разминка «Наш вопрос – Ваш ответ»

За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. Если участник не знает правильного ответа или ответ не полный , право ответа передаётся другому участнику этой же команды, но если у него вновь ошибки в ответе, вопрос передаётся другой команде, и баллы начисляются за правильный и полный ответ второй команде.



№ п/п

Фамилия Имя

№ вопроса

Количество правильных ответов

Общее количество баллов

1






2






3






4






5






6






7






8
















2.Конкурс – «Скорая помощь»

Каждый член команды по очереди выходит к доске, и подбирает по одной детали, составляя тело человека. Время выполнения 2 минуты каждой командой. При безошибочном выполнении задания начисляется по 1 баллу каждому члену команды.



№ п/п

Фамилия Имя

Количество правильно собранных частей скелета

Общее количество баллов

1





2





3





4





5





6





7





8















3.Конкурс – «Андрей Везалий»



Каждому члену команды предлагается определить по одной кости. За правильный ответ начисляется: 0,5 балла – за определение кости, 0,5 балла за правильное латинское название и 0,5 балла за правильное пространственное расположение –

всего 1,5 балла.



№ п/п

Фамилия Имя

Определение кости

Латинское название

Пространственное расположение

Общее количество баллов

1







2







3







4







5







6







7







8













4.Конкурс капитанов – «Эрудиты»



За безошибочный ответ 1 балл

За 2 ошибки 0,5 баллов





№ п/п

Фамилия Имя

Количество правильных ответов

Общее количество баллов

1





2





3





4





5





6





7





8

















5.Конкурс - «Творческие загадки»



За правильные ответы начисляется 0,5 балла за одну загадку.





№ п/п

Фамилия Имя

Количество правильных ответов

Общее количество баллов

1





2





3





4





5





6





7





8















6.Конкурс – «Логические цепочки»

Начисляется 0,5 балла – за правильное название лишней кости и 0,5 анатомическое обоснование; 1,5 балла за правильную характеристику сустава (название костей принимающих участие в образовании сустава, что является суставными поверхностями, форма сустава, наличие вспомогательных элементов, движения в суставе), всего 2,5 балла.

№ п/п

Фамилия Имя

Правильное определение лишней кости

Анатомическое обоснование

Характеристика сустава

Общее количество баллов

Название костей









Суставные поверхности

Форма

Вспомогательные элементы

Движение


1











2











3











4











5











6











7











8











7.Конкурс – «Медицинский консилиум»



На команду выдаётся (жребием) морфофункциональная задача, на которую в течение 1 минуты идёт обсуждение, всей командой, и затем один участник даёт ответ. За правильный ответ даётся по 0,5 балла каждому участнику.





№ п/п

Фамилия Имя

Номер задачи

Общее количество баллов

1





2





3





4





5





6





7





8













8. Конкурс – «Поэты»

Всем начисляется по 1, 5 балла



№ п/п

Фамилия Имя

Общее количество баллов

1




2




3




4




5




6




7




8













































СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Фамилия

Имя

Участника команды

Конкурс разминка «Наш вопрос – Ваш ответ»

Конкурс «Скорая помощь»

Время выполнения 2 мин

Конкурс «Андрей Везалий»


Конкурс капитанов «Эрудиты»

Время выполнения 3 мин

Конкурс - «Творческие загадки»


Конкурс «Логические цепочки»


Конкурс – «Медицинский консилиум»


Конкурс «Поэты»


Всего баллов

Оценка


1правильный ответ 0,5 балла

1 балл каждому (без ошибок)

За правильный ответ начисляется: 0,5 балла – за определение кости, 0,5 балла за правильное латинское название и 0,5 балла за правильное пространственное расположение – всего 1,5 балла.


За безошибочный ответ 1 балл

За 2 ошибки 0,5 баллов

За один правильный ответ 0, 5 баллов

Начисляется 0,5 балла – за правильное название лишней кости и 0,5 анатомическое обоснование; 1,5 балла за правильную характеристику сустава (название костей принимающих участие в образовании сустава, что является суставными поверхностями, форма сустава, наличие вспомогательных элементов, движения в суставе), всего 2,5 балла.


За правильный ответ даётся по 0,5 балла каждому участнику.


Всем начисляется по 1, 5 балла
































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!