СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моногибридное скрещивание

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моногибридное скрещивание»

Моногибридное скрещивания

Моногибридное скрещивания

Выполни задание: Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие из этого условия. Заполните пропуски. Условие Следствие Дано: Потомство доброй собаки Греты всё было доброй в нескольких поколениях Следовательно ,доминирует ген_________. Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном. ______________, рецессивен ген . Грета была___________ по данному признаку Следовательно, белые кролики _________по данному признаку и все гаметы содержали ___________--ген.

Выполни задание:

Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие из этого условия. Заполните пропуски.

Условие

Следствие

Дано: Потомство доброй собаки Греты всё было доброй в нескольких поколениях

Следовательно ,доминирует ген_________.

Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном.

______________, рецессивен ген . Грета была___________ по данному признаку

Следовательно, белые кролики _________по данному признаку и все гаметы содержали ___________--ген.

Ответы на УЭ 1 Вводный тест Выберите правильные ответы:1.Б; 2.Б; 3. В;4. Б; 5.Б; 6.А. Выберите правильные суждения: 1,5,6. Выполните задание: Условие Дано: Потомство доброй собаки Греты всё было доброй в нескольких поколениях Следствие Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном. Следовательно ,доминирует ген Следовательно, белые кролики гомозиготы по данному признаку и все гаметы содержали одинаковый ген. добрый характер , рецессивен ген злой характер . Грета была гомозигота по данному признаку

Ответы на УЭ 1

Вводный тест

  • Выберите правильные ответы:1.Б; 2.Б; 3. В;4. Б; 5.Б; 6.А.
  • Выберите правильные суждения: 1,5,6.
  • Выполните задание:

Условие

Дано: Потомство доброй собаки Греты всё было доброй в нескольких поколениях

Следствие

Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном.

Следовательно ,доминирует ген

Следовательно, белые кролики гомозиготы по данному признаку и все гаметы содержали одинаковый ген.

добрый характер , рецессивен ген злой характер . Грета была гомозигота по данному признаку

УЭ 2. I закон Г. Менделя Цель : Познакомиться  с I законом Г.Менделя.  Научится составлять  схемы скрещивания.

УЭ 2. I закон Г. Менделя

Цель : Познакомиться

с I законом Г.Менделя.

Научится составлять

схемы скрещивания.

Проблемный вопрос?   Молодая пара мечтает о ребенке с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это?

Проблемный вопрос?

Молодая пара мечтает о ребенке с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это?

Преимущества гороха огородного  как объекта для опытов:  Легко выращивать, имеет короткий период развития Имеет многочисленное потомство Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков Самоопыляющееся растение Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты

Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

  • Легко выращивать, имеет короткий период развития
  • Имеет многочисленное потомство
  • Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков
  • Самоопыляющееся растение
  • Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты
Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя: Признаки доминантный Окраска венчика Окраска бобов Рост Окраска семени Поверхность семени Форма бобов Расположение цветков рецессивный красная зелёная белая высокий жёлтая жёлтая низкий зелёная гладкая простая морщинистая пазушное членистая  верхушечное

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:

Признаки

доминантный

  • Окраска венчика
  • Окраска бобов
  • Рост
  • Окраска семени
  • Поверхность семени
  • Форма бобов
  • Расположение цветков

рецессивный

красная

зелёная

белая

высокий

жёлтая

жёлтая

низкий

зелёная

гладкая

простая

морщинистая

пазушное

членистая

верхушечное

При проведении опытов Мендель: Использовал чистые линии Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами Наблюдал за наследованием малого количества признаков Вёл строгий количественный учёт потомков Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов Предложил парность определения каждого признака

При проведении опытов Мендель:

  • Использовал чистые линии
  • Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами
  • Наблюдал за наследованием малого количества признаков
  • Вёл строгий количественный учёт потомков
  • Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов
  • Предложил парность определения каждого признака
Моногибридное скрещивание  Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков высокий рост низкий рост P X жёлтые семена зелёные семена

Моногибридное скрещивание

Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков

высокий рост низкий рост

P

X

жёлтые семена зелёные семена

I закон Г. Менделя : При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным  X P ♂ ♀ F 1 По фенотипу: единообразно

I закон Г. Менделя :

  • При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным

X

P

F 1

По фенотипу: единообразно

4. Поверь себя При скрещивании ____организмов, относящихся к разным чистым линиям (___________и рецессивной) и отличающихся друг от друга_______  признаком, всё _____поколение окажется _________и будет по фенотипу похоже на родителей

4. Поверь себя

  • При скрещивании ____организмов, относящихся к разным чистым линиям (___________и рецессивной) и отличающихся друг от друга_______

признаком, всё _____поколение окажется _________и будет по фенотипу похоже на родителей

4. Поверь себя При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям ( доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга одним  признаком, всё первое поколение окажется единообразным и будет по фенотипу похоже на родителей

4. Поверь себя

  • При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям ( доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга одним

признаком, всё первое поколение окажется единообразным и будет по фенотипу похоже на родителей

II закон Г.Менделя   Цель : Познакомиться  со II законом Г.Менделя,  законом чистоты гамет.  Научится составлять  схемы скрещивания.

II закон Г.Менделя

Цель : Познакомиться

со II законом Г.Менделя,

законом чистоты гамет.

Научится составлять

схемы скрещивания.

Цитологические основы моногибридного скрещивания:  АА  аа X P ♂ ♀ а а А А G Аа Аа Аа F 1 Аа  G а А  Расщепление по фенотипу 3 : 1; по генотипу 1 : 2 : 1 F 2 Аа А АА аа Аа а

Цитологические основы моногибридного скрещивания:

АА

аа

X

P

а

а

А

А

G

Аа

Аа

Аа

F 1

Аа

G

а

А

Расщепление по фенотипу 3 : 1; по генотипу 1 : 2 : 1

F 2

Аа

А

АА

аа

Аа

а

 Гипотеза чистоты гамет. При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак   P     ♀ X  ♂      G   аа АА а а А А

Гипотеза чистоты гамет.

  • При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак

P

X

G

аа

АА

а

а

А

А

II закон Менделя - закон расщепления: При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения X P от F 1 F 2 3 : 1 Расщепление  по фенотипу:

II закон Менделя - закон расщепления:

  • При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения

X

P от F 1

F 2

3 : 1

Расщепление по фенотипу:

Схема скрещивания Английский генетик Р.Пеннет предложил проводить запись в виде решетки, которую так и назвали — решетка Пеннета . По вертикали указываются женские гаметы, по горизонтали — мужские.  Ответ: F 1 – по генотипу 100% Аа, по фенотипу – 100% желтые; F 2 – по генотипу ¼ АА + ½ Аа + ¼ аа;

Схема скрещивания

  • Английский генетик Р.Пеннет предложил проводить запись в виде решетки, которую так и назвали — решетка Пеннета . По вертикали указываются женские гаметы, по горизонтали — мужские.

  • Ответ: F 1 – по генотипу 100% Аа, по фенотипу – 100% желтые;
  • F 2 – по генотипу ¼ АА + ½ Аа + ¼ аа;
 Генетические закономерности: Закон доминирования (единообразия F 1 ) –  гибриды F 1 все высокого роста, поэтому высокий рост – доминантен  Закон расщепления –  ¼ потомков F 2 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессивный признак)  Гипотеза чистоты гамет  – каждая гамета несёт только один из аллельных генов высоты растения

Генетические закономерности:

  • Закон доминирования (единообразия F 1 ) –

гибриды F 1 все высокого роста, поэтому высокий рост – доминантен

  • Закон расщепления –

¼ потомков F 2 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессивный признак)

  • Гипотеза чистоты гамет

каждая гамета несёт только один из аллельных генов высоты растения

«Практическая генетика»  Цель : Развитее умений применять генетические знания на практике при решении задач.

«Практическая генетика»

Цель : Развитее умений применять генетические знания на практике при решении задач.

Решите проблему:    Молодая пара мечтает о ребенке с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это?  Объясните.

Решите проблему:

Молодая пара мечтает о ребенке с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это?

Объясните.

 Решите задачу:   У черной кошки появились белые котята потому что она долго смотрела на снег?  Правда это?  Объясните причину.

Решите задачу:

У черной кошки появились белые котята потому что она долго смотрела на снег?

Правда это?

Объясните причину.

Решите задачу: Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует? Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого (F 1 ) и второго (F 2 ) поколений? Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

Решите задачу:

  • Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует?
  • Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого (F 1 ) и второго (F 2 ) поколений?
  • Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?
 Ответьте на вопросы:  1.Обозначь буквами генотип:  рецессивная гомозигота - …..  доминантная гомозигота - …..  гетерозигота - …..  2. Какой закон отражает запись:  Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы  F 1 простые бобы (100%)  3. Как называется признак у гибридов F 1 ?  4. Какой закон отражает запись:  Р от F 1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы  F 2 простые (75%)  : вздутые (25%)  5. Как называется признак у 25% потомков F 2 ?

Ответьте на вопросы:

1.Обозначь буквами генотип:

рецессивная гомозигота - …..

доминантная гомозигота - …..

гетерозигота - …..

2. Какой закон отражает запись:

Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы

F 1 простые бобы (100%)

3. Как называется признак у гибридов F 1 ?

4. Какой закон отражает запись:

Р от F 1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы

F 2 простые (75%) : вздутые (25%)

5. Как называется признак у 25% потомков F 2 ?

 Проверь себя:  1. аа  АА  Аа 2. Закон доминирования или  Закон единообразия гибридов F 1 3. Доминантный признак 4. Закон расщепления 5. Рецессивный признак

Проверь себя:

1. аа

АА

Аа

2. Закон доминирования или

Закон единообразия гибридов F 1

3. Доминантный признак

4. Закон расщепления

5. Рецессивный признак

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.   Д. Дьюи

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Д. Дьюи

СПАСИБО  ЗА  УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!