СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Мониторинг эффективности воспитательного процесса» предназначены для заместителей директоров по воспитательной работе, кураторов групп, педагогов образовательных организаций. Методические рекомендации содержат методики, критерии и показатели проведения мониторинговых исследований в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг эффективности воспитательного процесса»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»

Хоронхойский филиал ГБПОУ «БРТСиПТ»











МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА





Разработала:

Воспитатель- Немчинова Р.Н



























Хоронхой

2019г

Автор: Немчинова Райсья Нургалиевна- воспитатель Хоронхойского филиала ГБПОУ «БРТСиПТ»

Методические рекомендации. 2019 – 7 с.



Методические рекомендации «Мониторинг эффективности воспитательного процесса» предназначены для заместителей директоров по воспитательной работе, кураторов групп, педагогов образовательных организаций. Методические рекомендации содержат методики, критерии и показатели проведения мониторинговых исследований в учебно-воспитательном процессе.

Рассмотрено на заседании воспитательного отдела (протокол № 1 от 13.01.2019г.)


Мониторинг эффективности воспитательного процесса


Среди множества вопросов, от которых зависит решение разнообразных проблем сегодняшнего Хоронхойского филиала, одним из главных является построение целостного образовательного процесса, необходимая составная часть которого – воспитание.

В современных условиях основной задачей образования является создание такой обучающей и воспитательной среды, которая позволяет раскрыть и реализовать творческий потенциал всех участников образовательного процесса. В числе приоритетных, выдвигается задача обеспечения качества образования и воспитания. Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что образование в условиях изменений нуждается в универсальных критериях оценки. Одним из таких критериев выступает качество. Его раскрывают частные критерии эффективности, оптимальности, надежности, функциональности. Они в комплексе отражают процессы, происходящие в образовательной системе, результативность деятельности филиала в целом, органов управления. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении предполагает эффективную систему отслеживания администрацией учреждения качественных характеристик результативности образовательной и воспитательной деятельности. Это требует разработки оценочно-критериальных комплексов и проведение на их основе педагогического мониторинга.

По каким же критериям судить о воспитании? Выявлять, а тем более, измерять воспитательные результаты чрезвычайно сложно.

В проведении мониторинговых исследований необходимо систематическое участие педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, куратора группы, воспитателя и медицинского работника. Руководителем и координатором данного вида деятельности является заместитель директора по УВР. Основное его назначение строить воспитательную систему и управлять ее развитием и совершенствованием.

Специфика мониторинга воспитательной деятельности должна определяться и идеологией развития содержания образования в техникуме, и социальным заказом социума, родителей и самого студента.

Мониторинг воспитательной деятельности можно проводить по следующим направлениям:

1) Мониторинг внеурочной деятельности.

2) Мониторинг внеучебной деятельности.

3) Мониторинг результатов воспитательной работы, полученных в процессе исследования.

Для достоверного отражения состояния воспитательного процесса важно правильно выбрать направления, методики, критерии и показатели проведения мониторинговых исследований.

Структура мониторинга воспитания:

  • Изучение состояния воспитания путём непосредственного наблюдения за ним.

  • Оценка состояния воспитания.

  • Прогноз развития воспитания.

  • Выработка предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

Цель мониторингового исследования

- изучение качества и эффективности воспитательного процесса в учреждении.

Задачи исследования

- разработка критериев исследования в зависимости от вида общеобразовательного учреждения;

- подбор диагностического материала;

- проведение обучающих семинаров по процедуре исследования (или разработка положений, установление порядка проведения планируемого исследования, рабочий план исследования;

- проведение мониторингового исследования;

- обработка полученных первичных данных;

- обобщение и описание результатов;

- анализ мониторинга;

- планирование коррекционной работы по результатам проведённого мониторинга.

Объект исследования

- воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении;

Предмет исследования

- влияние воспитательной системы на качественные изменения личности студентов, их социализацию и индивидуализацию, на качество образовательного процесса в целом.

Показатели исследования

- анкетирование по выбору (дальнейшего профиля, секции, элективных курсов, кружка...);

- изучение индивидуальных запросов и склонностей студентов;

- учёт документально зафиксированных результатов воспитательной работы в группе.

Диагностический инструментарий

- перечень элективных курсов, спортивных секций, кружков... (используемые материалы: дифференциально - диагностические опросники и т. д.)

- тесты («Выбор профессии» ...),

- анкеты («Потребность в достижениях» ...) и др.

Методы сбора информации

- опрос, отчёт воспитателя, анкетирование, тестирование, наблюдение, работа с документами и т.д.

Форма представления информации

- списки студентов (по результатам анкетных данных, полученных при анкетировании, опросе...);

- расписание занятий;

- аналитическая справка;

- составление индивидуальных карт.

Мониторинг результатов внеурочной деятельности осуществляется с целью планирования и проведения коррекционных мероприятий по организации (совершенствованию) межличностных отношений в коллективе, между студентами и воспитателем, корректировке работы по развитию общекультурных, обще интеллектуальных интересов студентов, способствованию решения задач нравственного воспитания, укреплению и сохранению здоровья.

Цель мониторинга внеучебной деятельности:

- содействие в личностном становлении студентов;

- повышение стимулов творческого развития личности.

Виды деятельности, подлежащие исследованию:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.


Результаты воспитательной работы, полученные на основании исследований

По данному направлению предлагается проведение следующих мониторингов:

- мониторинг системы работы с одарёнными детьми (вовлечение в работу объединений дополнительного образования и спортивных секций, совета общежития, научно-исследовательского общества старшекурсников, использование диагностик, входящих в мониторинг программ, реализующихся в Хоронхойском филиале (например: «Одаренные дети», «Здоровьесберегающая педагогика как основа педагогической деятельности современного ОУ»...);

- мониторинг системы работы с студентами отклоняющегося поведения, в том числе, работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (количество правонарушений, совершенных студентами, количество - самообразование студентов и повышение квалификации педагогов (участие в проведении мероприятий, курсовая подготовка...);

- мониторинг успешности (достижения студентов - участие (результаты

Студентов в Хоронхойском филиале, районных, городских и российских конкурсах и проектах.);

- мониторинг здоровья (динамика состояния здоровья студентов);

- мониторинг индивидуальных творческих способностей;

- уровень эмоционального настроя проживающих в общежитии (например, анкета «Психологический климат в общежитии»);

- психолого-педагогический мониторинг (отслеживание психологического здоровья, развитие индивидуальных творческих способностей, студентов);

- мониторинг профильного и профессионального самоопределения.

- мониторинг взаимодействия семьи и Хоронхойского филиала;

- уровень воспитания студента, в целом (уровень воспитанности).

Такие исследования проводятся в начале и в конце учебного года с целью выявления уровня творческого потенциала и проявления способностей в различных видах деятельности, определения психического, физического, социального состояния студентов в целом.

Одним из основных критериев определения результативности образовательного процесса является определение уровня воспитанности студентов.

Основу материалов по данному показателю составляют результаты анкетного (адресного, анонимного) опроса, в ходе которого студенты (в т.ч. обязательно выпускники) по установленной шкале оценивают уровень сформированности у себя отношений к разным объектам и процессам окружающего мира. Диагностике в ходе анкетирования подлежат все три составляющие отношений: когнитивная, эмоциональная, практическая. Анкетированием должно быть охвачено не менее 75% студентов, и 100% студентов выпускных групп.

В содержание анкеты могут быть включены критерии:

- долг и ответственность,

- бережливость,

- дисциплинированность,

- ответственное отношение к учёбе (к делу),

- отношение к общественному труду,

- коллективизм, чувство товарищества,

- доброта и отзывчивость,

- честность и справедливость,

- простота и скромность,

- культурный уровень («посещаю музеи, театры...», «смотрю познавательные учебные передачи», «слежу за своей речью», «соблюдаю правила поведения в общественных местах» ...).

В общеобразовательном учреждении можно использовать следующие критерии оценки эффективности деятельности воспитателя. К ним относятся:

1. Участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на семинарах, педсоветах, заседаниях МО по вопросам воспитания; награждения самого воспитателя;

2. Планирование воспитательной работы (наличие в группе воспитательной системы, использование в работе воспитательных технологий, методик, программ, в т.ч. авторских; анализ за прошлый год, задачи воспитательной работы, система мероприятий групп по всем направлениям воспитательной работы, участие в организации и проведении общешкольных мероприятий, участие в мероприятиях другого уровня);

3. Результативность воспитательной деятельности (групповые грамоты, дипломы, таблица участия и занятых мест в различных конкурсах, личные грамоты...);

4. Участие студентов в различных районных, городских и областных конкурсах;

5. Проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика);

6. Работа с родителями (активность родителей в жизни Хоронхойского филиала , активность родителей в жизни группы);

7. Дежурство студентов по общежитию (оценка выставляется на заседании совета общежития);

8. Работа по здоровьесбережению - использование в работе технологий здоровьесберегающей педагогики (программы по ЗОЖ, посещение спортивных секций студентами,...)

9. Соблюдение делового стиля одежды студентами.

10. Рейтинг комнат (по итогам полугодия) ....

Немаловажный критерий для определения оценки качества воспитательной деятельности учреждения и всего образовательного процесса в целом - это достижения (уровень ее влияния на общество).

Данный параметр в аналитических материалах предполагает освещение результатов, достигнутых Хоронхойским филиалом как образовательной системой. Это результаты, связанные с участием в региональных и городских конкурсах, спартакиадах, фестивалях, творческих выставках, смотрах-конкурсах, система работы с родителями (с общественностью) и т.п. Общий смысл аналитической информации этого параметра состоит в подборе таких обобщенных данных, которые позволяют провести сопоставление с результатами, достигнутыми учреждением ранее, достижениями других ОУ аналогичного статуса, а также определить рейтинг филиала по отдельным направлениям деятельности и представить на вид общественности. В представлении информации (в анализе), наряду с показом достижений филиала за отчетный учебный год, важно привести данные, которые позволили бы составить представление об их динамике за несколько предшествующих лет.

Помимо представления отдельных фактов, необходимо дать аналитическую информацию, с тем, чтобы можно было судить об их объеме и уровне значимости.

При анализе уровня и направлений влияния филиала на социальное окружение необходимо представить и проиллюстрировать весь спектр ее «внешних» связей, проявлений «внешней» активности, к которой можно отнести, например, такие мероприятия как:

- концерты для работников шефствующего предприятия;

- экологические акции;

- участие в реализации какой-либо программы;

- проведение различных мероприятий, методических семинаров с представителями учреждений образовательной сети и других учебных заведений;

- акции (например, «Посылка солдату», «Поздравление ветеранов»);

- мероприятия по обмену опыта своей работы с педагогами и обучающимися других заведений и др.

Полученные результаты мониторинга воспитательной деятельности могут способствовать дальнейшему планированию работы по её коррекции, по совершенствованию образовательного процесса в целом.

Все те мероприятия, которые проводятся со студентами в филиале, для них являются неотъемлемой частью при воспитании культурного, интеллигентного гражданина своей страны. Студенты не могут быть предоставлены сами себе, иначе они попадают под влияние отрицательных факторов или негативной информации улицы, телевещания и др. Суметь сорганизовать студентов, объяснить им необходимость общения, дружбы, взаимопомощи, взаимоуважения не навязывая свои взгляды, а вместе со студентами учиться жить в согласии и любви к ближнему, стараться научить студентов сопереживать, ценить время и труд - вот основная задача Хоронхойского филиала.







Литература:

  1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трыпицин С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001

  2. Инновационные модели школы: учебно-методическое пособие: в 3 кн. Кн. 1 /Под общ. ред. З.Г. Найденовой и С.А. Лисицина. – СПб.: ЛОИРО, 2003

  3. Мониторинг деятельности образовательного учреждения: достижение нового качества образования. Методические рекомендации к организации и проведению. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003

  4. Система качества. Методическая документация. – М.:МИСиС, 1999

  5. Субетто А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга //Образование. – 2000. № 2,- с.62-66




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!