СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монгол уран бэшэг (Монгольская каллиграфия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каллиграфия – это искусство красивого письма. Оно с новой силой входит в моду, так как сейчас очень мало пишут от руки. Слово «каллиграфия» происходит от греческих слов «kallos» - красота и «graphо» - писать.

Каллиграфия – это творчество, она подразумевает создание индивидуального стиля письма, придания знакам эмоциональности. Ведь задача каллиграфа не просто оформить текст с эстетической точки зрения, но и правильно расставить акценты и сделать его запоминающимся и ассоциативным.

Цифровизация мира и тотальный переход в онлайн практически исключили возможность делать что-то от руки и тем более писать. Один из самых древних видов искусств, каллиграфия практически утратила свою значимость и в основном используется с точки зрения художественного оформления. Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности.

Через каллиграфию лучше изучать и развивать родной язык, она воспитывает эстетический вкус, возрождает интерес к истории своего народа. Для бурятского народа старомонгольская письменность – это культурное наследие. И сегодня, когда бурятский язык находится в состоянии забвения, как никогда актуально познакомиться и приобщиться к древнейшей письменной традиции. А зная монгольскую письменность, можно читать как на бурятском, так и на монгольском и ойратско-калмыцком языках, читать буддийскую литературу в оригинале, изучать тибетскую медицину.

Просмотр содержимого документа
«Монгол уран бэшэг (Монгольская каллиграфия)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ № 1»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Шойнжонов Б.Б.

_______________

СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР Цыбикова Д.Д.

________________

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Цыбанов Б.Б.

_______________

«28» августа 2023 г.

«28» августа 2023 г.

«28» августа 2023 г.



ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Монгол бэшэг» (Каллиграфия)

для учащихся 7-8 классов

Продолжительность курса: 2 года

Составитель: Шойнжонова Д.Б.

Улан-Удэ

2023

Информационная карта

ФИО педагога

Шойнжонова Дулма Базаровна

Вид программы

Модернизированная

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Гуманитарная

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания образования

Базовый

Уровень реализации программы

Основное общее образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

2 года





























  1. Пояснительная записка

Каллиграфия – это искусство красивого письма. Оно с новой силой входит в моду, так как сейчас очень мало пишут от руки. Слово «каллиграфия» происходит от греческих слов «kallos» - красота и «graphо» - писать.

Каллиграфия – это творчество, она подразумевает создание индивидуального стиля письма, придания знакам эмоциональности. Ведь задача каллиграфа не просто оформить текст с эстетической точки зрения, но и правильно расставить акценты и сделать его запоминающимся и ассоциативным.

1.1. Нормативно-правовая база формирования общеобразовательной программы:

Общеобразовательная программа «Монгол бэшэг» составлена в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 05.12.2013);

  • Государственная программа развития образования, науки и молодежной политики Республики Бурятия от 6.02.2013 г. № 49;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г. № 1008.

1.2. Новизна программы. Письмо называют «базовым» навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, обучающийся, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания. Данная программа построена в следующих направлениях: развитие ручной умелости; развитие пространственной ориентации на листе бумаги (на белом полотне рисовой бумаги в т.ч.); развитие графического умения.

1.3. Актуальность программы. Цифровизация мира и тотальный переход в онлайн практически исключили возможность делать что-то от руки и тем более писать. Один из самых древних видов искусств, каллиграфия практически утратила свою значимость и в основном используется с точки зрения художественного оформления. Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности.

Через каллиграфию лучше изучать и развивать родной язык, она воспитывает эстетический вкус, возрождает интерес к истории своего народа. Для бурятского народа старомонгольская письменность – это культурное наследие. И сегодня, когда бурятский язык находится в состоянии забвения, как никогда актуально познакомиться и приобщиться к древнейшей письменной традиции. А зная монгольскую письменность, можно читать как на бурятском, так и на монгольском и ойратско-калмыцком языках, читать буддийскую литературу в оригинале, изучать тибетскую медицину.

1.4. Теоретическая и практическая значимость программы. В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность курса. В программе представлена основная терминология. Теоретическую основу обучения каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение кисти в руке, положение полотна бумаги, простые и сложные элементы монгольских букв.

Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. В настоящее время наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности.

1.5. Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по монгольской каллиграфии адресована обучающимся 10-14 лет.

1-ый год обучения возраст 10-12 лет

2-й год обучения возраст 13-14 лет

Количество учащихся в группе – 6-10 человек.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем – 136 часов.

Формы и режим занятий: занятия проходят в форме уроков 2 раза в неделю по 40 минут. Состоят из теоретической и практической частей, поэтому в программе используются разнообразные формы организации обучения: по количеству обучащихся: индивидуальная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, беседа, творческие работы, конкурс, выставки.

1.6. Цель и задачи программы: формировать у школьников навык красивого, аккуратного письма посредством выполнения практических заданий, углубить знания об истории письменного языка монголоязычных народов, повысить интерес к старомонгольской письменности.

Задачи:

  • формировать каллиграфические навыки;

  • развивать навыки чтения текстов на старомонгольском языке;

  • знакомить с правилами гигиены письма (посадка, положение листа бумаги, владение инструментами);

  • знакомить с каллиграфическим написанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений.

  • развивать мелкую моторику рук, речь, память;

  • воспитывать дисциплину, самоконтроль, умение работать сосредоточенно.


2. Содержание программы (34 ч.)

занятия

Раздел,

тема

Кол-во часов

Формы организации занятий


Всего

Теория

Практика





1

Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития монгольской письменности.

2

1 ч

1 ч

урок открытия нового знания

2

Три драгоценности каллиграфии. Кисть, ее разновидности.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

3

Три драгоценности каллиграфии. Рисовая бумага и тушь.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

4

Три драгоценности каллиграфии. Вспомогательные инструменты каллиграфии.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

5

Упражнения для осанки.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

6

Упражнения для развития свободных движений руки.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

7

Базовые графические упражнения (линии – горизонтальные, вертикальные, прерывистые, волнообразные и т.д.)

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

8

Монгольский алфавит, его особенности.

2

1 ч

1 ч

урок открытия новых знаний

9

Написание основных элементов монгольской графики с использованием модульной сетки.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

10

Гласные – а, э, и. Элементы титим, шүдэн, шэлбэ, орхисо, һүүл, номо.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

11

Особенности написания элементов титим, орхисо, һүүл.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

12

Согласные – л, м, н. Дополнительные элементы согласных букв – гэзэгэ, сэг, эбэр.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

13

Гласные – о, ө, у, ү. Элемент гэдэһэн.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

14

Упражнения для работы над формой отдельных букв.

Прием работы с калькой.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

15

Согласный б. Отработка элемента гэдэһэн в соединении с элементом номо.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

16

Упражнения для работы над формой отдельных букв.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

17

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания некоторых элементов букв.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

18

Согласные д и т. Особенности и варианты написания элемента арын гэдэһэн.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

19

Согласные х и г. Понятие о гармонии согласных в монгольской письменности.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

20

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х и г.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

21

Согласные ж и з. Элемент жалжагы гутал.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

22

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ж и з.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

23

Согласные ч и ц. Элемент һэрээ.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

24

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ж, з и ч, ц.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

25

Согласный й. Соединения с гласными а, э, и, у.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

26

Упражнения для работы над формой некоторых букв – х, г, д, т.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

27

Выполнение заданий по образцу.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

28

Выполнение заданий по образцу.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

29

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

30

Упражнения для работы над соединением букв.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

31

Упражнения для работы над соединением букв.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

32

Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы над соединением букв.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

33

Написание своего имени. Создание открытки.

2

1 ч

1 ч

практическое занятие

34

Создание открытки с выбранным словом – амжалта (успех), үлзы (счастье), эжы (мама)

2

1 ч

1 ч

практическое занятие


Итого

68

34 ч

34 ч


3. Материально-техническое обеспечение программы

1. Рисовая бумага

2. Листы А 4

3. Прописи

4. Кисти разных размеров

5. Тушечница

6. Войлочная подложка

7. Тушь

8. Компьютер и мультимедийный проектор

9. Мультимедийные презентации (буквы и их соединения)


4. Примерный перечень вопросов и заданий для СРУ:


  1. На какой графике основана монгольская письменность?

  2. В чем заключается специфика монгольского письма?

  3. Назовите первый памятник монгольской письменности.

  4. Назовите основные элементы начертания монгольского алфавита.

  5. Что такое нёбная гармония гласных? Есть ли исключения из правила?

  6. Существует ли сингармонизм согласных?

  7. Какой закон соблюдается при правописании падежных окончаний?

  8. Составьте таблицу или ОС по правописанию падежных окончаний.

  9. Назовите элемент, который встречается только в начале слова.

  10. Назовите конечный элемент, который пишется раздельно от слова.

  11. Это гласная. В середине слова имеет начертание шилбэ.

  12. Это гласная. В конце слова состоит из элементов гэдэhэн и номо.

  13. Это согласная, в образовании которой участвует дополнительный элемент гэзэгэ.

  14. Это согласная, в образовании ее участвует дополнительный элемент сэг.

  15. Определите гласные буквы, которые образуются с помощью следующих элементов начертания:

а) үгын эхиндэ - титим, 2 шүдэн; үгын дунда - шүдэн, үгын hүүлдэ - орхисо, hүүл;

б) үгын эхиндэ - титим, шүдэн, гэдэhэн, шэлбэ; үгын дунда – гэдэhэн, үгын hүүлдэ – гэдэhэн, номо (нума).

  1. Определите согласные буквы, которые образуются с помощью следующих элементов начертания:

а) үгын эхиндэ – титим, шүдэн, гэзэгэ;

б) үгын эхиндэ – титим, шүдэн, эбэр;

в) үгын эхиндэ – гэдэhэн, номо.

Найдите в предложениях слова с долгими гласными, определите способ их обозначения:

  1. Образуйте формы множественного числа: ном, хота, багши, нɵхүр, гахай, агула, бага, мори…

  2. Определите способ обозначения дифтонгов в следующих словах: сайихан, хайир=а, айимаг, мойил, ойимусу, ай, цай, ой, далай, гахай, үйлэ, түймэр.

  3. Объясните правописание падежных окончаний:

Абу-ийн, Балбар-ун, наран-у, эжи-дүр, ном-дур, гэр-түр, тэүхэ-йи, дэбтэр-и, ном-аца, үнийэ-эцэ, ах=а-бар, эдүр-йиэр, охин-тай.

5. Рекомендуемый список литературы:

  1. Денисова, В.В. Старописьменный монгольский язык Начальный курс / В.В. Денисова. - Улан-Удэ, 2006. – 162с.

  2. Дондогой Д.-Н. и др. Монгол бэшэгэй үндэhэн / Д.-Н. Дондогой и др. – У.-

У., 1995

  1. Золтоева, О.Ф. Старописьменный монгольский язык: Учебное пособие / О.Ф. Золтоева. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. - 142 с.

  2. Козин С. А. Сокровенное сказание монголов / С.А. Козин. — М.:

Товарищество научных изданий КМК, 2002.

  1. Скородумова, Л.Г. Введение в старописьменный монгольский язык / Л.Г.

Скородумова. – М.: ИД Муравей-Гайд, 2000. – 72 с.

  1. Цагаан толгой. Букварь. – Улан-Батор, 1990. – 96 с.

  2. Чоймаа, Ш. Учебник старописьменного монгольского языка / Ш. Чоймаа, М. Алтанцэцэг. – Улан-Удэ, 1994. – 184 с.

  3. Чоймаа, Ш. и др. Монгол бичиг I. Учебник для 3-5 классов. – Улан-Батор, 2006. – 188 с.

  4. Шойнжонова Д.Б. Монгол бэшэг. Учебно-методическое пособие для учащихся 5-6 кл. – Улан-Удэ, 2016. – 100 с.



6. Лист корректировки рабочей программы

Четверть

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту



























































































19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!