СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя профессия-мой выбор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя профессия-мой выбор»









Рабочая учебная программа элективного курса

«Моя профессия –мой выбор!»

8 класс






Составитель:

Гадецкая К.А.























Содержание:



  1. Пояснительная записка……………………………………………….

  2. Тематическое планирование …………………………………………

  3. Условия реализации программы……………………………………..

  4. Контроль и оценка результатов освоения программы……………...

Пояснительная записка к программе элективного курса

«Моя профессия – мой выбор!».

Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванные активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.

Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Именно это выдвинуло новые задачи перед системой общего образования. Для обучающихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает обучающихся к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.

Программа элективного курса «Моя профессия – мой выбор!» призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.Данная программа предназначена для профориентации обучающихся8х классов. Составлена на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии»Резапкиной Г.Н., а так жепрофориентационных материалов, полученных в рамках КПК «Психолого-педагогические условия сопровождения предпрофильной подготовки учащихся в контексте требований ФГОС», дополнена заданиями и материалами из популярных профориентационных источников.

Цели курса:

  • познакомить обучающихся с миром профессий в условиях современного рынка труда;

  • помочь обучающимся сформировать представление о своих индивидуально-психологических особенностях;

  • развивать коммуникативные навыки и навыки самопрезентации;

  • способствовать личностному развитию обучающихся.

Задачи курса:

  • показать обучающимся многообразиемира профессий с учетом престижности и востребованности их в обществе и современным рынком труда;

  • исследовать индивидуально-психологические особенности обучающихся, важные для выбора профиля обучения и профессии в будущем;

  • сформировать у обучающихся представление об основных психических процессах (память, внимание, мышление, эмоции) и их значении в профессиональной деятельности;

  • определить интересы, склонности и способности обучающихся в области профессиональной деятельности;

  • сформировать у обучающихся навыки самопрезентации;

  • развивать у обучающихся коммуникативные навыки

  • создать условия для формирования успешной личности с адекватной самооценкой в притязаниях, морально-нравственными ценностями;

  • сформировать у обучающихся целостное восприятие образа себя на основе исследования индивидуально-психологических особенностей.

Обучающиеся в результате освоения программы профориентационного элективного курса должны:

  • Уметь опираться на свой личный опыт в выборе в рамках предложенной стратегии, анализировать внешние возможности и препятствия, личные сильные и слабые стороны, планировать и ставить цели.

  • Иметь практический опыт в классификации профессий согласно типологии Климова Е.Н., работе с «Матрицей профессий», в умении правильно строить коммуникацию и выбирать тактику для самопрезентации.

  • Знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии, личностные склонности, способности, профессиональный тип личности.

В программе курса используются:

  • лекционные занятия;

  • практические занятия;

  • групповая работа, игровая деятельность;

  • тренинговые занятия;

Элективный курс рассчитан на 34 часа учебного времени в течение года.

По завершению курса обучающиесяготовят урок-конференцию на тему «Моя профессия – мой выбор!», которая посвящена обобщению полученных знаний себе и о мире профессий.



Тематическое планирование элективного курса

«Моя профессия - мой выбор!»

П/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма проведения

1

Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию».

1

Тренинговое

2

Перспектива успеха.

1

Практическое

3

Современный рынок труда

1

Лекционное

4

Мир профессий. Классификация Типов профессий Климова.

1

Лекционное

Практическое

5

Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального выбора

1

Лекционное

Практическое

6

Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление

1

Лекционное. Практическое

7

Определение типа мышления

1

Диагностика

8

Темперамент и характер.

1

Лекционное

Диагностика

9

Самооценка и уровень притязаний.

1

Лекционное

Практическое

10

Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.

1

Практическое

11

Ценностные качества профессионала.

1

Лекционное

12

Чувства и эмоции. Управление эмоциями

1

Практика, тест

13

Профессиональные интересы и склонности.

1

Практика, тест

14

Методика «Карта интересов».

1

Тест

15

Тест Холланда.

1

Тест

16

Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности

1

Лекционное

Практическое

17

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1

Лекционное Практическое

Итого:

17 часа




Ключевые понятия каждой темы занятия:

1 Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию».

Цель: вызвать интерес у обучающихся к миру профессий

2 Перспектива успеха

Развитие личности, взросление, права, ответственность, успех

3 Современный рынок труда

Спрос и предложение, экономические отношения, трудовые отношения,

квалификация труда

4 Мир профессий. Классификация типов профессий Климова.

Типы профессий. Устаревшие профессии, новые профессии по Атласу профессий.

ДДО Климова

5 Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального

выбора.

Профессия, профессиональное самоопределение, должность, специальность. Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.

6 Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление.

Память, Внимание, Мышление. Их виды

7 Определение типа мышления

Мышление, операции мышления, продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество

8 Темперамент и характер

Тип темперамента, свойства нервной системы, характер, акцентуации

9 Самооценка и уровень притязаний.

Самооценка, притязания, формула успеха

10 Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.

Личностные конструкты, нормы морали

11 Ценностные качества профессионала.

Ценность, профессионализм, личность, нормы общества

12 Чувства и эмоции. Управление эмоциями.

Эмоции, чувства, мимика, тест эмоций, агрессия. Тест внутренней свободы

13 Профессиональные интересы и склонности.

Склонности, интересы, потребности, надпрофессиональные навыки и умения

14 Методика «Карта интересов».


15 Тест Холланда.


16 Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности

Способности, пригодность, призвание. Определение технических способностей

17 Способности к интеллектуальным видам деятельности

Тест умственного развития, Аналогии, Классификация, Обобщение,

Закономерности

















Условия реализации программы элективного курса

Требования к минимально – техническому обеспечению.

Для реализации программы необходим учебный кабинет.

Оборудование кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место учителя;

- учебная доска для записей.

- проектор для просмотра видеофрагментов

-актовый зал для тренингов

Общие требования к реализации учебного процесса.

Курс рассчитан наобучающихся8-х классов, проводится один раз в неделю по одному часу. Всего часов 34, в течение которых проводятся занятия практикоориентированные, тренинговые занятия, психологическое тестирование, письменные работы, а так же двигательные упражнения с тренинговой основой. Индивидуальная консультация предполагается во внеурочное время.

Контроль и оценка освоения программой.

Контроль осуществляется в виде предложения различных практических заданий, взаимодополняющих друг друга, вопросов на понимание темы, понятий, выяснение представлений.

Оценка освоения программы предполагается в виде практической работы: написание мини-сочинения в рамках подготовки к конференции на тему «Моя профессия – мой выбор!». Как критерии освоения программы используются: сопоставление результатов диагностики своих индивидуально-психологических особенностей и выбора профессии или профессионального направления; планирование получения образования с учетом требований рынка труда; альтернативные варианты получения образования.

По итогам курса для обучающихся и их родителей подготавливается информация об индивидуально-психологических особенностях и рекомендациях по выбору профессионального направления.



Список использованных источников и литературы:

  1. Баева М.Н. «Планирование жизненного пути и карьеры: сценарий семинара-тренинга».

  2. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч.ред.проф.Л.И.Вассермана – СПб.: Речь, 2010. – 192с.

  3. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655с.

  4. Даниличева Н.А., Балакирева Л. А. Психология профессионального успеха С-Пб,ООО«СЛП» -144 с.

  5. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов/ НИ Калугин, АД. Сазонов, В.Д. Симоненко. - М: Просвещение, 1983. - 191 с.

  6. Пряжников НС. «Профессиональное и личностное самоопределение» Москва-Воронеж, 1996 г.

  7. Пряжников НС. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -64с.

  8. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост.Е.Д.Шваб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 167с.

  9. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. -400 с: ил.

  10. Резапкина Г.Н. «Выбор профессии» // «Школьный психолог» №13, 2006

  11. Савенков С.В. «Профориентация в школе: тренинги», 2008

  12. Семочкина Е.Н «Профессиональное самоопределение» (9-11 классы)

  13. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. «Азбука профориентации». С-Пб., 1995 г.

  14. Филлимонова О. Модификация карты интересов //«Школьный психолог»№ 2,2007

  15. Шеховцова Л.Ф., Тютюник Е.И. Рабочая книга профориентатора и профконсультанта Психограммы 269 профессий. Методическое пособие С-Пб, 1997

  16. http://metodkabi.net.ru/Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!