МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Пять лет назад, я была в поиске подхода, который поможет мне повысить качество обучения в моём классе. Побывав на курсах повышения квалификации у Г.А.Железцовой, я поняла, что деятельностный подход может стать тем средством, которое обеспечит повышение качества обучения и хорошим помощником в моей работе. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
учёт интересов учащихся;
учение через обучение мысли и действию;
познание и знание-следствие преодоления трудностей;
свободная творческая работа и сотрудничество.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на
организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Деятельностный подход предполагает особую структуру урока введения нового знания:
1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Например, при изучении темы "Знакомство со стандартными мерами длины", дети знакомятся с меркой "сантиметр". Они измеряют длину ручки, карандаша, ластика в сантиметрах. На следующем уроке я предлагаю измерить длину парты в сантиметрах. Дети измеряют парту меркой "сантиметр". Они приходят к выводу, что данной меркой измерять парту долго, гораздо удобнее придумать более крупную мерку. После его дети с помощью клише ставят задачи на урок. "Узнаю...", "Потренируюсь...", "Научу ..." . Затем составляется план действий по достижению данных целей.
2. «Открытие» нового знания. Я предлагаю учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения я подвожу итог.
Например, при изучении темы "Сложение многозначных чисел" во 2 классе после постановки цели урока и составления плана действий, я выстраиваю диалог с учащимися таким образом:
Открытие новых знаний
| - Какую первую учебную задачу надо решить? - На предыдущем уроке мы составили выражения. - Что общего у всех чисел, которые будут получаться в ответах? - Какие это будут числа, в сравнении с числом 10? - Нельзя ли, ничего не вычисляя определить и записать хотя бы одну цифру в каждом из этих выражений? - Какую? - Почему? - Запишите. - Что нужно знать, чтобы решить выражение 9+7?
- Определи цифру в разряде единиц и сравни ее со вторым слагаемым. - Что интересного заметили? -1 9+7=16 - Сравни свои рассуждения с текстом учебника на с. 122. - Найдите значения выражений первого столбика. - Какие цифры стоят в разряде единиц? - Что мы заметили?
- Какой вывод можно сделать?
- Назовите ответы таблицы 9.
| - Открыть новый приём сложения однозначных чисел.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Состав числа10 (*+*=10); уметь называть предыдущее число; на основе вывода о переполнении единиц верно записать результат сложения (*+*=**)
Ответы детей.
Работа с текстом учебника.
- В ответе число получается на одну единицу меньше того, которое прибавляется.
- Вывод: чтобы назвать ответ в равенстве 9+8=17, надо назвать число предшествующее числу 8 (т.е. 7) и дополнить …надцать – семнадцать. Дети по заданиям учителя вразбивку называют ответы таблицы 9. |
3. Первичное закрепление. Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа я использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
5. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Для реализации деятельностного подхода мною была выбрана программа "Математика" Э. И. Александровой. Данная программа по математике и соответствующий ей УМК ориентированы на деятельностный подход в обучении. Все понятия, в том числе и базовые понятия величины и числа, вводятся через учебно-практические задачи. Так, в 1 классе это задачи, в которых необходимо подобрать предмет, обладающий изучаемым свойством, а затем, когда речь пойдет о величине, нужно непосредственно измерить ее соответствующей меркой. Результатом измерения всякий раз будет являться число.
С первых дней изучения математики от детей требуется работа руками.
Так, говоря о длине или ширине полоски, важно, чтобы дети прошлись по
ней пальчиком, все действия с предметами должны осуществляться каждым
ребенком, а не только выходящим к доске или, что еще хуже, самим учите-
лем. Вся учебно-поисковая деятельность на первом году обучения (как и на
последнем) связана с овладением способами сравнения по разным призна-
кам различных предметов, окружающих ребенка, и с измерением величин.
Это требует прикладывания одного предмета к другому, перекраивания фи-
гур, переливания, пересыпания, ощупывания, т. е. опоры на все органы
чувств. Для этого ребенок использует бумагу, ножницы, пластилин, кон-
структоры (а затем геометрические инструменты, технические приборы) и
т. д., что позволяет интенсивно развивать сенсомоторную координацию, что
особенно важно для 6—7- летних учеников. Знания становятся следствием усвоения способов деятельности.
Каждый раздел в 1 классе начинается с конкретно-практической задачи. Так например, раздел "Понятие величины. Число как результат измерения величин" открывает тема "Конкретно-практическая задача на поиск сосуда, равного данному по вместимости (объёму)". Изучая тему "Периметр многоугольника" дети используют для измерения нитки, проволоку.
Таким образом, в результате моей профессиональной деятельности по достижению поставленной цели наблюдается положительная динамика развития умений учащихся:
- повышение качества обучения на 12%(2011-2013 уч.гг);
- повышение качества выполнения административных работ в среднем на 10%;
- за 4 года у 100% учащихся сформировала умение работать по предложенному учителем способу;
- повышение количества учащихся, которые овладели умением предлагать свой способ выполнения задания на 24% (2010-2013 гг.) ;
- повышение количества учащихся , у которых сформировано умение работать в группе на 36% (2010-2013 гг.) .
Источники:
1. http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2010/Demidova.htm
2.http://tuturova.ucoz.ru/publ/dejatelnostnyj_podkhod_v_obuchenii_i_vospitanii_kak_osnova_formirovanija_estestvennonauchnoj_kartiny_mira/1-1-0-2
3. Александрова Э.И. Математика. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений . - М.: Дрофа, 2005.