СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой родной край

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы заключается в том, что это направление воспитания предполагает формирование у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Мой родной край»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 59 имени полного кавалера ордена славы Н.П. Красюкова Кировского района Волгограда»»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мой родной край»

1 «Б» класс









Составитель:

учитель начальных классов

А.В. Елоева















Волгоград, 2017

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой родной край» для 1 класса детей с ЗПР разработана в соответствии:

- с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- ч. 11 ст. 13 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);

- с учебным планом по внеурочной деятельности МОУ ОШ № 59 на 2017-2018 учебный год.

     Актуальность программы заключается в том, что это направление воспитания предполагает формирование у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою Родину.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: формирование у детей фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

-   познакомить с историей и культурой родного края;

-   научить понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;

-   воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;

- сформировать личность с активной гражданской позицией;

- развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

  • актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

  • деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

 Формы работы:

  • Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.



ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» предназначена для учащихся 1класса с ЗПР и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 16 часов в год.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

 Личностными результатами изучения курса являются:

•  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•     способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 

Предметными результатами изучения курса являются:

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

 

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

  • Участие в социальных акциях;

  • Создание и реализация социальных проектов.

 

Формы работы с детьми

Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.

 

























Календарно-тематическое планирование к программе занятий

Дата

Тема

Цель

Форма работы

Примечание

1.


Наша Родина – Россия.

Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, конституция - основной закон страны.


Демонстрация картинок, тематическое рисование.



2.


Наша Родина – Россия.

Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза.

Рисование дерева. Загадки, пословицы. Выставка рисунков.


3.


Мой край на карте Родины.

Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Волгоградской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. 

Беседа, показ презентации, рассматривание карты.


4.


Город, в котором живем. 

Понятие «город». Происхождение названия города.  Знакомство с символикой Волгограда.

Виртуальная экскурсия по Волгограду.


5.


Город, в котором живем. 

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

Беседа, презентация.


6.


 Я и моя семья.

Познакомить с понятиями «родной дом» и «семья». Члены семьи.

Беседа.


7.


 Я и моя семья.

Мой адрес. Моя улица. Мой двор.

Развернутые рассказы детей на поставленный вопрос.

Вопросы своим товарищам на заданную тему.



8.


Наша семья. «7-я». 

Выяснить, кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Рассказ, рисунок. Выставка рисунков.


9.


Наша школа.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Развернутые рассказы детей на поставленный вопрос. Экскурсия по школе.



10.


Наша школа.

Имя нашей школы: полного кавалера ордена славы Н.П. Красюкова.

Рассказ, фото, презентация.


11.


В гармонии с природой.

Природа родного города. Изучение местной топонимики.

Экскурсия на природу (общение с живой природой).



12.


В гармонии с природой.

Природа родного города. Изучение местной топонимики.

Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними.



13.


Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края и города.

Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны. Беседа.

Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

14.


Природа Волгоградской области: водоемы родного края.

Сформировать представление учащихся о водоёмах нашего края.

Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.


Презентация, разгадывание кроссворда.


15.


Природа Волгоградской области: животные родного края.

Расширить знания детей о животном и растительном мире Волгоградской области. Формировать реалистические представления о природе.

Беседа с презентацией, рисование на заданную тему.


16.


Составление азбуки родного края.

Обобщение знаний о природе родного края.

Изготовление лэпбука «Природа Волгоградской области».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!