Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 59 имени полного кавалера ордена славы Н.П. Красюкова Кировского района Волгограда»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мой родной край»
1 «Б» класс
Составитель:
учитель начальных классов
А.В. Елоева
Волгоград, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой родной край» для 1 класса детей с ЗПР разработана в соответствии:
- с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- ч. 11 ст. 13 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- с учебным планом по внеурочной деятельности МОУ ОШ № 59 на 2017-2018 учебный год.
Актуальность программы заключается в том, что это направление воспитания предполагает формирование у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою Родину.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: формирование у детей фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- познакомить с историей и культурой родного края;
- научить понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;
- воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;
- сформировать личность с активной гражданской позицией;
- развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» предназначена для учащихся 1класса с ЗПР и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 16 часов в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения курса являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
Формы работы с детьми
Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.
Календарно-тематическое планирование к программе занятий
№ | Дата | Тема | Цель | Форма работы | Примечание |
1. | | Наша Родина – Россия. | Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, конституция - основной закон страны. | Демонстрация картинок, тематическое рисование. | |
2. | | Наша Родина – Россия. | Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. | Рисование дерева. Загадки, пословицы. Выставка рисунков. | |
3. | | Мой край на карте Родины. | Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Волгоградской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. | Беседа, показ презентации, рассматривание карты. | |
4. | | Город, в котором живем. | Понятие «город». Происхождение названия города. Знакомство с символикой Волгограда. | Виртуальная экскурсия по Волгограду. | |
5. | | Город, в котором живем. | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | Беседа, презентация. | |
6. | | Я и моя семья. | Познакомить с понятиями «родной дом» и «семья». Члены семьи. | Беседа. | |
7. | | Я и моя семья. | Мой адрес. Моя улица. Мой двор. | Развернутые рассказы детей на поставленный вопрос. Вопросы своим товарищам на заданную тему. | |
8. | | Наша семья. «7-я». | Выяснить, кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. | Рассказ, рисунок. Выставка рисунков. | |
9. | | Наша школа. | Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. | Развернутые рассказы детей на поставленный вопрос. Экскурсия по школе. | |
10. | | Наша школа. | Имя нашей школы: полного кавалера ордена славы Н.П. Красюкова. | Рассказ, фото, презентация. | |
11. | | В гармонии с природой. | Природа родного города. Изучение местной топонимики. | Экскурсия на природу (общение с живой природой). | |
12. | | В гармонии с природой. | Природа родного города. Изучение местной топонимики. | Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними. | |
13. | | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | Изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края и города. | Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны. Беседа. | Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. |
14. | | Природа Волгоградской области: водоемы родного края. | Сформировать представление учащихся о водоёмах нашего края. Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны. | Презентация, разгадывание кроссворда. | |
15. | | Природа Волгоградской области: животные родного края. | Расширить знания детей о животном и растительном мире Волгоградской области. Формировать реалистические представления о природе. | Беседа с презентацией, рисование на заданную тему. | |
16. | | Составление азбуки родного края. | Обобщение знаний о природе родного края. | Изготовление лэпбука «Природа Волгоградской области». | |