СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои идеи и находки в работе со студенческим коллективом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта в качестве куратора учебной группы

Просмотр содержимого документа
«Мои идеи и находки в работе со студенческим коллективом»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»















РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«ЛУЧШИЙ КУРАТОР РЕСПУБЛИКИ»

Доклад по теме:


МОИ ИДЕИ И НАХОДКИ В РАБОТЕ СО СТУДЕНЧЕСКИМ

КОЛЛЕКТИВОМ















Керчь, 2017

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру являются важнейшими задачами учебного и воспитательного процесса.

Современная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной, компетентной и творческой личности, способной применять полученные знания на практике, личности, которая может принимать правильное решение и ориентироваться в условиях современной жизни.

Мой педагогический стаж составляет 13 лет, стаж куратора – 7 лет. В настоящее время являюсь куратором группы студентов 2 курса специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» в ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж» (рисунок 1).

Цель воспитательной работы колледжа на учебный год:

Создание условий для всестороннего развития и самореализации личности, а также формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста.

Цель воспитательной работы в группе на учебный год:

Способствовать формированию условий для развития творческого потенциала будущих специалистов.

Задачи и основные направления воспитательной работы на учебный год:

• способствовать формированию профессиональной культуры у будущих специалистов;

• создать условия для качественной подготовки к промежуточной аттестации.

Являясь куратором, я осваиваю новейшие достижения педагогической науки и практики по организации образовательного и воспитательного процесса. Свою работу куратора начинаю с планирования воспитательной работы в коллективе. Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с обучающимися. Важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого куратора, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать. Считаю, что первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов образовательного учреждения.

В своей деятельности в качестве куратора опираюсь на следующую нормативную базу воспитательного процесса (рисунок 2).







Жизнедеятельность коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных помесячно.

Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из плана воспитательной работы колледжа (рисунок 3).

Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий обучающихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, мною ведется “Дневник педагогических наблюдений”, где фиксируется результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие студентов, родителей и общественности в реализации запланированных дел.

Сценарии проводимых воспитательных мероприятий, кураторских часов, конспекты бесед по различным тематикам накапливаются в моей методической копилке. Демонстрируются по средствам сетевых информационных порталов: Инфоурок, Мультиурок и др. (рисунок 4)

Ведущей педагогической идеей в моей воспитательной системе является формирование у личности нравственных отношений к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Я считаю, что нравственное воспитание является основой для формирования социально - значимой деятельности студентов. Гражданские, патриотические, нравственные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Именно поэтому я считаю: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды социально-значимой деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Необходимо привлекать студентов к следующим видам деятельности: общественной, патриотической, учебной, трудовой, к деятельности по сбережению материальных ценностей и охране природы, общению с другими людьми.

В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у обучающихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения.

Только если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества студентов. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Каждое направление воспитательного процесса реализуется в работе с группой. Этот процесс осуществляется в форме тематических кураторских часов, коллективных творческих дел, общеколледжевых мероприятий.

Например, в рамках национально-патриотического воспитания проводятся кураторские часы, посвященные Дню народного единства, Дню неизвестного солдата, Дню героев Отечества, Дню освобождения г. Керчь и другие (рисунок 5).

На основе национально-патриотического воспитания мне удалось создать условия для формирования положительной нравственной оценки подвига во имя Родины.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию и утверждению здорового образа жизни. Регулярно проводятся беседы со студентами о вреде курения, алкоголя, наркотиков (рисунок 6). Студенты принимают активное участие в спортивных мероприятиях колледжа и города Керчи.

Немаловажную роль в воспитании будущих специалистов играет экологическое воспитание. Студенты с большим энтузиазмом принимают участие в общественных акциях: «Чистый берег», «Зеленая весна», «Чистый город» (рисунок 7).

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа куратора с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах обучающегося, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности студента, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Стараюсь привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в колледже, группе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта студента в колледже и за его пределами.

Мною координируются усилия по образованию и самообразованию студентов, изучается информация о наклонностях ребят, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье (рисунок 8).

Мною также организовывается работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. С целью развития личности каждого студента проводится индивидуальная работа с обучающимися.

В процессе своей педагогической деятельности часто взаимодействую с преподавателями-предметниками. Такая работа с педагогами строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих студентах, но и отслеживании ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психофизиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету. Осуществляется совместная разработка общих педагогических требований и подходов к обучающимся в учебно-воспитательном процессе на основе целей колледжа; привлечение преподавателей к работе с родителями; включение обучающихся своей группы в систему внеаудиторной работы по предметам:.

Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в группе. Эта форма работы с коллективом помогает осуществить воспитание у студентов чувства личной ответственности за коллективные дела группы, позволяет каждому студенту проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.

Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в группе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений, призовые места в общеколледжевых конкурсах, участие в различных мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в группе, на мой взгляд, является динамика межличностных отношений, удовлетворенность учащихся общением.

Куратор должен расти и двигаться вперед вместе со своими студентами. Поэтому я стараюсь повышать свои знания, участвовать в мероприятиях по повышению психолого-педагогической и воспитательной компетентности, идти в ногу со временем (рисунок 9).

Прогресс не стоит на месте. Каждый день приносит миру маленькие и большие открытия, которые пополняют копилку коллективного человеческого интеллекта. И современному молодому человеку просто необходимо успевать повышать свой интеллект, чтобы шагать в ногу с прогрессом, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать профессионалом в своей профессии, а, следовательно, стать мобильной личностью, легко адаптирующейся к многообразному яркому жизненному процессу.

Личности формируются и развиваются в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для воздействия на становление социально ценных отношений студентов к явлениям окружающей действительности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!