Подземные воды
Модульный урок.
Шаг 1.
Прочитайте п. 1 на с. 83. Заполните пропуски в тексте.
1.Вода, находящаяся в земной коре, называется…
2.Основным источником пополнения подземных вод являются…..
3.Чем крупнее частицы горной породы, тем крупнее …..
4. Крупные поры имеют ….. породы, к ним относится, например, песок.
5. Не пропускают воду ……. породы, например ……. .
Шаг 2.
Прочитайте сообщение.
Если горные породы растворимы в воде (соль , гипс, известняк), то под землёй
образуются пустоты – пещеры. Это явление называется карст. А пещеры –
карстовыми. Такие пещеры имеются в Предуралье – Кунгурская пещера, а
также на Урале – Капова пещера, есть они также на Кавказе, в Кордильерах.
Название это явление получило от плоскогорья Динары, где оно очень
Распространено. Пещеры- это объекты, ещё очень слабо исследованные
людьми. До сих пор неизвестно, какая пещера является самой длинной:
Мамонтова в Кордильерах или пещера на Кавказе.
В пещеры спускаются спелеологи. Состоят пещеры из гротов – подземных
Завалов и проходов, часто очень узких. В Кунгурской пещере есть узкий и
Скользкий проход между гротами, называется он «Дамские слёзки».
В гротах постоянно слышна капель – это атмосферные осадки.
Особенно громкая капель весной, когда тает снег и количество попадающей
Под землю воды резко увеличивается.
В пещерах образуются особые известковые или гипсовые образования-
сталактиты и сталагмиты. Они имеют вид сосулек. Сталактиты растут сверху
вниз, а навстречу им растут сталагмиты. Когда они соединяются , образуются
колонны. В каждой капле воды содержится растворённая соль, она-то и
является строительным материалом для подземных сталактитов и
сталагмитов, Оставаясь тонкой плёнкой на сосульке.
В Кунгурской пещере постоянная температура воздуха: и зимой и летом
Примерно +2….+4 C. Образовалась пещера в известковой горе на берегу реки
Сылвы. В пещере проводятся экскурсии по гротам «Ад Данте», «Дружба
народов», «Руины» и др.
Шаг 3.
Ответьте на вопрос: почему в колодце вода чище, чем в реке?
Шаг 4.
Прочитайте п.2 на с. 84 и заполните пропуски.
1.Слой, насыщенный водой, называется……..
2. Воды, содержащиеся в водоносном слое, над которым находятся
Водопроницаемые горные породы, называются…………
3.Глубина, на которой залегают грунтовые воды,- это…………….грунтовых вод, он
зависит от количества атмосферных осадков.
Шаг 5.
Ответьте на вопросы.
- Почему колодцы роют зимой?
- Почему в пустыне колодцы имеют очень большую глубину – десятки и сотни
метров, а в лесной зоне обычная глубина несколько метров?
Шаг 6.
1. На склонах , в оврагах, в речных долинах грунтовые воды, медленно перемещаясь по водоупорному пласту, выходят на поверхность, образуя ..
2. Если водоносный слой оказывается между двумя водоупорными пластами, то образуются………………………………..воды.
3. Итак, вы узнали о двух видах подземных вод: ………………………и ……………………….
Шаг 7.
Прочитайте п. 3 на с. 85. Ответьте на вопросы.
- Где используются минеральные воды?
-Какие виды минеральной воды вы знаете?
-Являются ли горячие источники подземными водами?
-Где они встречаются?
-Как можно использовать горячую воду и пар горячих источников?
Шаг 8.
Итак, вы прошли все семь шагов. Молодцы! Проверьте свою работу:
1. подземная; 2. Атмосферные осадки; 3.поры; 4. Водопроницаемые;
5.водоупорные; 6. глина; 7. водоносный ; 8.грунтовые; 9. уровень грунтовых вод; 10. родники; 11. межпластовые; 12. грунтовые; 13.межпластовые.
Оцени свою работу :
13-12 правильных ответов –«5»;
11-9 правильных ответов- «4»;
8-6 правильных ответов-«3».
Организмы в Мировом океане.
( модульный урок)
Шаг 1.
Прочитайте текст на ст. 148-149 и ответьте на вопросы.
- Чем благоприятны условия обитания в морской воде для такого крупного морского животного, как кит?
- Почему у растений океана - водорослей- нет корней? Как они получают питательные вещества?
- Организмы, обитающие в воде, не испытывают резких колебаний температур. Почему?
- Откуда в воде кислород?
Шаг 2.
Познакомьтесь с группами организмов,населяющих воды океана. Запишите три группы организмов, обитающих в океане, опишите эти группы.(рис. 98 на ст. 150).
Шаг 3.
Прочитайте текст на ст.150, п.3. Ответьте на вопросы :
- От чего зависит распространение организмов в океане?
- Где можно увидеть самый богатый растительный мир?
- Как называется мелководье океана?
- Какие организмы обитают на большой глубине? Как они выдерживают огромное давление толщи воды?
- Чем питаются обитатели океанских глубин?
- Какие особые органы имеются у глубоководных обитателей?
Шаг 4.
Проверте свои знания, ответив на вопросы текста.
1. Какую роль для кита играет выталкивающая сила, действующая на всякое тело, опущенное в воду?
а) позволяет плавать в воде;
б) позволяет затрачивать на передвижение в воде меньше усилий;
в) никакой роли не играет.
2. К условиям существования в водной среде не относятся:
а) резкие колебания температуры воды в течение суток;
б) солёность воды;
в) количество кислорода в воде;
г) свет.
4. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:
а) нектон;
б) бентос;
в) планктон.
5. Какая часть океана наиболее богата организмами?
а) шельф;
б) глубоководные желоба;
в) центральные части океана.
6. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?
а) вода;
б)панцырь;
в)воздушные полости;
г)"фонари" на голове.
7. Обитатели глубин питаются:
а) планктон;
б) поедают друг друга;
в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоёв воды.
Шаг 5.
Сверьте свои ответы с образцом учителя.
Ответы: 1- б; 2-а; 3-б; 4-в; 5- а; 6-в; 7- б, в.
-