СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль 1 Начала програмирования на языке программирования Паскаль

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал по основам языка программирования Паскаль для учащихся 8-9 классов. Возможно использование для самостоятельного обучения

Просмотр содержимого документа
«_001_Перв_программы_М1_БЛОК1»

Задания для самостоятельной работы:

  • Загрузите язык программирования Pascal.

Ввод и редактироование текста в редакторе языка Pascal.

  • Введите следующий текст:

Данный текст не является программой.

Ввод текста мы осуществляем для изучения

ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА ЯЗЫКА PASCAL.


  • Отредактируйте текст к следующему виду:

Данный текст не может является программой.

Мы вводим его для изучения ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА

языка "Паскаль".

Специальные символы языка + - * / =


Работа с блоком и копирование.

  • Скопируйте последнюю строку 10 раз.

( Для копирования необходимо проделать 3 действия:

  • Установить курсор на начало строки и нажать Ctrl-K B

  • Установить курсор на конец строки и нажать Ctrl-K К

  • Перевести курсор на начало новой строки и нажать Ctrl-K C )

  • Выделите второй абзац и переместите его в конец текста.

  • Выделите весь текст и скопируйте его 5 раз.

  • Выделите первую строку и удалите её.

Перемещение по тексту.

  • Используя клавиши перемещения курсора, переместитесь на страницу вверх, на страницу вниз, в начало строки, в конец строки, в начало текста, в конец текста.

  • Просмотрите, как отличается нажатие клавиши PgUp от нажатия клавиш Ctrl-PgUp.

Сохранение программы.

  • Сохраните написанный текст (для этого нажимаем в верхнем меню Файл - сохранить В. В появившемся окне указываем имя файла и нажимаем Enter).

  • Выйдите из Pascal. Загрузите его обратно. Откройте написанный текст (в верхнем меню Файл - Загрузить)

  • Попробуйте выполнить данный текст как программу (в верхнем меню Выполнение - Выполнить). Компьютер остановится, буквально на первом символе, указав об ошибке.

Изучаем “Pascal









МОДУЛЬ1_Блок №1



Тема урока:

Язык программирования «ПАСКАЛЬ»

Текстовой редактор языка.








Цель занятия:


  1. Сформировать первые сведения о языке Pascal;

  2. Получить навыки работы в текстовом редакторе языка Pascal.









  1. Исторические сведения о языке «Паскаль»

Язык программирования Паскаль получил своё название в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля, который в 1642г. изобрёл счётную машину для арифметических операций, так называемое "паскалево колесо". В конце 1968 г. профессор Вирт и его сотрудники из швейцарского федерального института технологии в Цюрихе разработали первую версию языка Паскаль. Спустя два года - первый вариант компилятора. В 1971 г. Вирт выпустил описание своего языка.

Создавая Паскаль Вирт преследовал две цели:

  • во-первых, разработать язык пригодный для обучения программированию как систематической дисциплины;

  • во-вторых, реализация языка должна быть эффективной и надёжной.

Одним из достоинств языка Паскаль является то, что он полностью воплотил в себя идею структурного программирования, суть которой заключается в том, что с помощью нескольких конструкций можно выразить в принципе любые алгоритмы.


  1. Запуск языка «Паскаль»

Для запуска языка Паскаль нужно загрузить файл PASCAL.EXE находящийся, как правило, в каталоге PASCAL.

Например: D:\PASCAL\PASCAL.EXE


3. Интерфейс программы.

На синем фоне будем писать программу.

На сером фоне написаны строки подсказки.

Верхняя строка содержит раскрывающиеся меню: Файл, Текст, Выполнение, Компиляция, Режимы, Отладка, Наблюдение.

Для перехода в верхнее меню нажимаем F10. Нажатие клавиши alt и первой буквы любого из слов верхнего меню раскрывает окно. (пример alt + B)


4. Текстовой редактор.

Ввод программы в компьютер представляет собой ввод текста в компьютер. Ниже перечислены наиболее часто используемые команды текстового редактора Турбо Паскаля.

Смещение курсора

PgUp - на страницу вверх;

PgDn - на страницу вниз;

Home - в начало строки;

End - в конец строки;

Ctrl-PgUp - в начало текста;

Ctrl-PgDn - в конец текста.


Команды редактирования

Backspace (←) - стереть символ слева от курсора;

Del - стереть символ, на который указывает курсор (справа от курсора);

Ctrl-Y - стереть строку, на которой располагается курсор;

Enter - вставить новую строку, разрезать старую;

Ctrl-Q L - восстановить текущую строку (действует, если курсор не покидал изменённую строку).


Работа с блоком

Ctrl-K B - пометить начало блока;

Ctrl-K K - пометить конец блока;

Ctrl-K Y - стереть блок;

Ctrl-K C - копировать блок;

Ctrl-K V - переместить блок;

Ctrl-K W - записать блок в дисковый файл;

Ctrl-K R - прочитать блок из дискового файла;

Ctrl-K P - напечатать блок;

Ctrl-K H - убрать выделение блока.

Вопросы для повторения:

  1. В каком году появилась первая версия языка программирования Pascal?

  2. Какими достоинствами обладает язык Pascal?

  3. Какие клавиши удобно использовать для быстрого перемещения курсора по программе из верхнего левого угла экрана в нижний правый угол? (а если наоборот ?)

  4. Что необходимо сделать, чтобы скопировать часть программы?

  5. Можно ли восстановить изменения сделанные в тексте программы?

Просмотр содержимого документа
«_002_Перв_программы_М1_БЛОК2»

находиться несколько процедур или(и) функций, но каждая процедура начинается со слова: Procedure; каждая функция начинается словом : Function.

Процедура и функция по своей структуре подобны программе.

Раздел операторов (обязательный)

begin

тело программы

end.

Вопросы для повторения:

  1. Существуют ли операторы языка Pascal записанные русскими буквами?

  2. В какой форме изображаются действительные числа в Pascal?

  3. Из каких частей состоит программа на Pascal?

  4. Какие разделы могут входить в блок программы?

  5. Какие разделы не являются обязательными при написании программы?

  6. Как в тексте программы определить, что начался раздел меток?

  7. Как в тексте программы определить, что закончился раздел констант?

  8. Назовите стандартные типы данных.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Переведите числа в естественную форму записи:

a) 4.09Е+02 б) 7.802Е+01 в) 3.3Е-02

г) 2.97Е-03 д) 5.29Е+00 е) 2.03Е+05

  1. Переведите числа в полулогарифмическую форму записи:

a) 234000 б) 0.0045 в) 678

г) 7.302 д) 4090 е) 0.0306

  1. Какое из чисел больше: a) 4.67Е-01 б) 0.0467.

  2. Какое из чисел меньше: a) 9.21Е+04 б) 9210

  3. К каким типам можно отнести перечисленные ниже данные:

a) 200 б) -17 в) 2305

г) 5.89 д) 56890 е) -56890

ж) -32767 з) -32769 и) 2147483648

к) { л) 7 м) Привет

н) 1945год о) -31009 п) byte

Изучаем “Pascal









МОДУЛЬ1_Блок № 2



Тема урока:

Язык программирования «ПАСКАЛЬ»

Структура программы.








Цель занятия:


  1. Сформировать первые сведения о структуре программы на языке Pascal;

  2. Научиться читать полулогарифмическую форму записи чисел;

  3. Познакомиться с различными типами данных.






5. Алфавит языка и действительные числа

Алфавит языка состоит из букв латинского алфавита (русский алфавит используется только для пометок и для задания литерных величин), арабских цифр, специальных символов:

+ - * / =

Действительные числа изображаются в естественной и полулогарифмической форме. Число 234000 записано в естественной форме. Мы можем записать его так 2.34 . 105. Запись данного числа в полулогарифмической форме выглядит следующим образом: 2.34Е+5.

Знак и число, стоящие после символа E указывают, на сколько знаков вправо или влево необходимо сместить десятичную запятую.

Например:

  • 65470 = 6.547Е+4

  • 3.1415 = 3.1415E+0

  • 0.0028 = 2.8E-3

6. Программа на языке «Паскаль»

Программа состоит из заголовка и блока

В заголовок входят: служебное слово program и перечень доступных программе файлов (input output)

Тело программы (блок) состоит из шести разделов:

  • раздел меток;

  • раздел констант;

  • раздел типов;

  • раздел переменных;

  • раздел процедур и функций;

  • раздел операторов.

Нарушать очерёдность нельзя.

Любой из разделов (кроме операторов) может отсутствовать.

Раздел меток

label (служебное слово) за которым следует перечень меток разделённый запятыми

Пример 3, 11 , 48, 2;

Раздел описания констант

const (служебное слово)

Определение каждой константы содержит идентификатор константы, знак равенства, и значение.

Например: e=2,718281828;

z=’8 Б класс’;

Раздел описания типов

tupe (служебное слово)

В работе чаще используются стандартные типы данных:

byte – целый (от 0 до 255)

integer - целый (от -32768 до 32767)

longint – (от –2147483648 до 2147483647)

real - вещественный (от 2,9Е-39 до 1,7Е+38)

char - символьный (любой один символ. Например: f или №)

string - строковый (любой текст от 0 до 255 символов)

boolean - булевский {принимает два значения FALSE (ложь) и TRUE (истина)}

Если возникает необходимость в создание своих типов данных, то это осуществляется в разделе описания типов следующим образом:

за идентификатором типа записывается знак равенства (и через запятую перечисляются те значения, которые будет принимать переменная данного типа);

seasans=(spr, or, kan, pak)

Интервальные типы: можно объявить новый тип так, что он будет частью упорядоченного интервала

days =1..31

manth=1..12

z=’a’..’w

Раздел описания переменных

var (служебное слово)

В данном разделе должны быть перечислены все переменные используемые в программе с указанием их типов. Идентификаторы переменных одного типа можно записывать через запятую.

i, kl, l: integer;

a, b: real;

hobidaus: seasans

Раздел процедур и функций

Сам раздел не имеет служебного слова. В разделе может

Просмотр содержимого документа
«_003_Перв_программы_М1_БЛОК3»

  1. Вычислите устно:

a) z:= sqr(9) б) w:=sqrt(9) в) x:= abs(-7)

г) y1:= int(5.7) д) y2:= trunc(5.7) e) y3:= round(5.7)

ж) k:= frac(5.7) з) sl:= 2+pi и)* pr:= sqr(sqrt(8))

  1. Какие из предложенных ниже записей являются идентификаторами, а какие нет?

a) uд б) w9 в) 9w г) y(17)

д) alpha e) y#kl ж) _kl з) f_h

и) my prog к) div л) date_27 м) MyNameSerg

  1. Загрузите Pascal. Введите записанную ниже программу в компьютер. Просмотрите, какие разделы присутствуют в программе. Выполните программу.

program My_prog1;

const

s='Моя первая программа';

Begin

write(s);

End.

  1. Введите записанную ниже программу в компьютер. На основании этого примера (дописывая и удаляя ln) попробуйте разобраться в чём отличие между операторами write( ) и writeln( )

program My_prog2;

var

a:integer;

b,c:real;

Begin

a:=-64;

b:=sqrt(abs(a));

c:=int(pi);

writeln('b=',b);

writeln('c=',c);

End.

  1. *Составьте программы для вычисления следующих формул:

а)z=3+x2-3x3 б) d=x (sin x + cos(x2) + |x|)

в) l = 2 π r г) k=1 + |y-x|3 + |y-x|/(x+1)

Изучаем “Pascal









МОДУЛЬ1_Блок №3



Тема урока:

Язык программирования «ПАСКАЛЬ»

Основные математические функции.

Моя первая программа.







Цель занятия:


  1. Познакомиться с арифметическими операциями и основными математическими функциями;

  2. Получить навыки записи математических выражений на языке Pascal;

  3. Ввести в компьютер простейшие программы с использованием оператора writeln.






7. Арифметические операции.

В языке Pascal используется следующие арифметические операции:

арифметическая операция (а=14, b=4) результат

  • сложение (+) S:=a+b S=18

  • вычитание (-) S:=a-b S=10

  • умножение (*) S:=a*b S=56

  • деление (/) S:=a / b S=3.5

  • целочисленное деление S:=a div b S=3

  • остаток от целочисленного деления S:=a mod b S=2

Нет возведения в степень. Если степень целая, её заменяют умножением: а3 S:=a*a*a

Для возведения числа в произвольную степень используется следующее соотношение: xy=e ln(x ) =eylnx тогда xy=exр(y*ln(x))


8. Основные математические функции.

sqr(x) - возведение X в квадрат

sqrt(x) - корень квадратный из X

abs(x) - модуль от X

int(x) - целая часть X (результат - вещественное число)

trunc(x) - целая часть X (результат - целое число)

round(x) - округляет число X до целого (результат - целое число)

frac(x) - дробная часть от X

pi - выдаёт число 3.1415926….. (19 знаков после запятой)

sin(x) - синус X

cos(x) - косинус X

arctan(x) - арктангенс X

exp(x) - возведение числа е=2.7183 в стерень Xх)

ln(x) - логорифм числа X

random(x) - выбирается случайное число от 0 до X-1 (целое)

random - выбирается случайное число от 0 до 1 (вещественное)


10. Операции отношения.

= - равно - неравно

- больше

= - больше или равно


10. Оператор присваивания.

Знак := называется оператором присваивания.

Например Y:= 5; X:=sqr(Y) + 3

Это означает следующее: переменной Y присвоить значение 5, а переменной X присвоить значение 52+3=28.


11. Идентификаторы.

Идентификаторы в Pascal - это имена констант, переменных, меток, объектов. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой (или знаком подчёркивания), за которой следуют буквы и цифры. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.


Оператор вывода информации.

Для вывода информации на экран компьютера используется оператор: write( ) или writeln( )

В скобках записываются данные, которые необходимо вывести на экран.

Вопросы для повторения:

  1. Чем отличается операция /от операции div?

  2. Существует ли в Pascal операция возведения в степень?

  3. Что должно быть записано слева от оператора присваивания?

  4. Что может быть записано в правой части оператора присваивания?

  5. Может ли слово Apple являться переменной?

  6. Что такое переменная?

  7. Что такое идентификатор?

  8. Почему знак умножения необходимо записывать явно (нужно писать f*w, а не fw)?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Вычислите устно:

a) a:= 78 mod 5 б) b:=97 div 9 в) c:= 13 mod 7

г) kl:= (50 div 4) mod 5 д) fl:= 82 mod (30 div 7)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!