Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр развития детей и молодежи» города Смоленска
(МБУ ДО «ЦРДМ»)
ПРИНЯТА педагогическим советом МБУ ДО «ЦРДМ» протокол от «__» ____ 20__ г. № __ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ЦРДМ» _______________ Л.К.Руженцева приказ от «__» _____ 20__ г. № ___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Креативная аппликация»
Возраст обучающихся: 6–9 лет, 10–13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Фокина Нина Геннадьевна, педагог дополнительного образования
РАССМОТРЕНА
методическим объединением
художественной направленности
МБУ ДО «ЦРДМ»
протокол от «__» ____ 20__ г. № __
Смоленск, 2021
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Креативная аппликация» художественной направленности предоставляет широкие возможности для творческого, эстетического и духовного развития ребёнка. Основной вид деятельности обучающихся по программе – декоративно-прикладной ручной труд, творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные предметы для украшения быта (игр, труда и отдыха).
Новизна и актуальность программы. Программа «Креативная аппликация» разработана на основе изучения потребностей детей и родителей к занятиям по изучению и применению особенностей различных техник в декоративно-прикладном творчестве. В программе занятия разработаны на основе технологии креативного мышления с применением нетрадиционных методов обучения, современных декоративных техник и технологий. Преимущества программы «Креативная аппликация» – разноуровневое обучение.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для развития индивидуальных творческих способностей детей);
- научности (сообщаются сведения о форме, цвете, композиции);
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- динамичности (от самого простого к сложному);
- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материалов);
- выбора (решений по теме, материалов и способов);
- преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- интегративности (синтез искусств).
Уровень освоения программы: стартовый.
Срок реализации программы: 1 год.
Общий объем программы: 36 учебных часов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Возраст обучающихся: 6–9 лет, 10–13 лет.
Форма обучения по программе: групповая и индивидуальная.
Типы занятий: комбинированные и практические.
Виды занятий: практическая работа, творческий проект, коллективное творческое дела, выставка, сюжетно-ролевая игра.
Программа предполагает возможность дистанционной формы обучения, обеспечивающей доступность для детей, проживающих в сельской местности, детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Цель программы: формирование у обучающихся творческих способностей, личностных компетенций через освоение приемов современного декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
Образовательные
ознакомить:
- с видами декоративно-прикладного искусства и применением их в современной жизни;
- дать минимальные знания по истории национальной культуры;
обучить:
- технологиям декорирования изделий;
- приемам работы с различными материалами;
сформировать:
- творческий подход к выполнению декора изделия;
- неординарный подход к выполнению поставленной задачи.
Воспитательные:
- воспитывать внимание, аккуратность;
- формировать желание сделать работы практически значимыми.
Развивающие:
- развивать фантазию, изобретательность;
- развивать креативное мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Программа вариативная: едина в часовой нагрузке, однако содержание варьируется с учетом возраста обучающихся.
Отличительные особенности:
- комплексность – сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (крупа, картон, дерево и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
- преемственность – взаимодополняемость используемых техник и технологий, применение различных материалов, их сочетание и совместное применение;
- не подражание, а творчество – овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла детей.
Содержание программы раскрывает перед ребенком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и не повторяет школьный курс технологии. «Креативная аппликация» – современный, увлекательный вид творчества, выражающийся в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетаниями, практической ориентированности поделок. Разнообразие материалов позволяет декорировать любую поверхность: картон, пластмассу, дерево и др. Программа предусматривает как развитие элементарных пользовательских навыков владения инструментами, применяемыми в декоративно-прикладном творчестве, так и развитие умений создавать оригинальные произведения прикладного творчества с использованием различных техник (золочение, состаривание, прямой декупаж). А применение в декорировании круп, салфеток. Акриловых красок дает неограниченный простор для фантазии. Большое внимание придается самостоятельному изготовлению декоративных изделий, формированию и развитию на этой основе индивидуального художественного вкуса и индивидуального самовыражения творческих способностей обучающихся. Программа предусматривает обширную выставочную, конкурсную деятельность обучающихся. Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры воспитанников. Программа формирует у обучающихся практические умения и навыки по технике выполнения различных изделий, прививает любовь к прикладному искусству, развивает креативное воображение, фантазию, художественный вкус, изобретательность, творческую активность.
Диалоги между педагогом и ребенком направлены на совместное обсуждение техник и технологий в оформлении изделия и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности.
Прогнозируемые результаты обучения
Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)
№ п/п | Для показавших низкий результат входного (текущего) контроля | Для показавших средний или высокий результат входного (текущего) контроля |
1 | Предметные образовательные результаты: |
1.1 | Теоретическая подготовка |
| Знать: владеть специальной терминологией; приемы работы с различными материалами | Знать: виды инструментов для творчества; правила ТБ; приемы работы с различными материалами |
1.2 | Предметно-практическая подготовка |
| уметь: применять и совмещать различную структуру круп; применять различные приемы в работе с разными материалами; применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги | уметь: совмещать различную структуру круп; применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги |
2 | Метапредметные результаты: |
2.1 | Познавательные |
| уметь: | |
2.2 | Коммуникативные |
| уметь: | уметь: |
2.3 | Регулятивные |
| уметь: самостоятельно организовать свое рабочее место; соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; аргументировать оценку, корректировать действия | уметь: |
3 | Личностные результаты: |
| разовьют: внимание, память; мелкую моторику рук; способность изображать, видеть | разовьют: внимание, память; мелкую моторику рук |
Прогнозируемые результаты обучения
Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)
№ п/п | Для показавших низкий результат входного (текущего) контроля | Для показавших средний или высокий результат входного (текущего) контроля |
1 | Предметные образовательные результаты: |
1.1 | Теоретическая подготовка |
| Знать: приемы работы с различными материалами; виды материалов и инструменты для творчества; правила ТБ; законы композиции; виды декоративно-прикладного искусства; | Знать: виды материалов и инструменты для творчества; правила ТБ; приемы работы с различными материалами владеть специальной терминологией |
1.2 | Предметно-практическая подготовка |
| уметь: владеть специальными инструментами и материалами; применять навыки культуры труда; применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги; применять основные способы применения шаблонов и трафаретов; | уметь: владеть специальными инструментами и материалами; применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги; применять навыки культуры труда; |
2 | Метапредметные результаты: |
2.1 | Познавательные |
| уметь: | уметь: |
2.2 | Коммуникативные |
| уметь: | уметь: |
2.3 | Регулятивные |
| уметь: организовать свое рабочее место; соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; аргументировать оценку; оценивать свою работу | уметь: |
3 | Личностные результаты: |
| разовьют: внимание, память; мелкую моторику рук; способность изображать, видеть; способность анализировать; неординарный подход к выполнению поставленной задачи | разовьют: внимание, память; мелкую моторику рук; способность изображать; фантазию |
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1 | Вводное занятие. ТБ | 1 | 1 | - | Опрос |
2 | Входной контроль. | 1 | - | 1 | Практическое задание |
3 | Аппликация. | 9 | 1 | 8 | Собеседование с практическим заданием |
4 | Обрывная аппликация | 3 | 1 | 2 | Практическая работа |
5 | Промежуточная аттестация | 1 | - | 1 | Выставка |
6 | Текущий контроль | 2 | - | 2 | Наблюдение |
7 | Декупаж | 10 | 1 | 9 | Собеседование с практическим заданием |
8 | Промежуточная аттестация | 1 | - | 1 | Наблюдение |
9 | Итоговая аттестация. | 2 | - | 2 | Наблюдение. Выставка |
10 | Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки | 6 | - | 6 | Наблюдение. Выставка |
| Итого | 36 | 4 | 32 | |
Содержание учебного плана
Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)
№ п/п | Теория | Практика |
1 полугодие |
1 | Вводное занятие. ТБ |
| Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем | - |
2 | Входной контроль |
3 | Аппликация |
3.1 | Работа с контурами. Силуэтная аппликация. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с силуэтами на цветной бумаге. | Вырезание силуэта по нарисованному контуру. Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. |
3.2 | Работа с заготовками. Симметричная аппликация. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с заготовками разной формы из цветной бумаги | Работа с трафаретами из цветной бумаги, ножницами и клеем. Изготовление картинки в технике симметричная аппликация |
3.3 | Накладная аппликация |
| Работа с трафаретами разного размера. Последовательность работы в технике накладная аппликация. Создание многослойных изображений. | Работа с трафаретами разного размера из цветной бумаги и клеем. Изготовление картинки в технике накладная аппликация |
3.4 | Объемная аппликация с применением круп |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами по трафарету. | Работа с клеем, картоном, трафаретом. Применение круп. Изготовление картинки в технике объемная аппликация |
3.5 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками. | Изготовление картинки. Работа с ножницами, клеем, картоном, трафаретом, крупой. Оформление картинки |
4 | Обрывная аппликация |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике обрывная аппликация. | Работа с трафаретами на цветной бумаге. Самостоятельное изготовления обрывного контурного рисунка. |
5 | Промежуточная аттестация |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник |
6 | Текущий контроль |
| Организация выставки | Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник |
Итого за 1 полугодие: 17 |
2 полугодие |
7 | Декупаж |
7.1 | Техника декупаж салфетками |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций. | Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками. Изготовление картинки технике декупаж салфетками |
7.2 | Техника декупаж с применением декупажных карт |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. Правильный подбор композиций | Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами. Изготовление открытки с применением декупажной карты |
7.3 | Патинирование |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике патинирование. | Работа гуашевыми красками и клеем ПВА, губкой. Декорирование готовой работы. Декор в технике патинирования. |
7.4 | Калейдоскоп декора |
| Организация рабочего места. Изучение декораторских приемов для оформления готовой работы. | Декорирование изделий (по выбору). Работа с клеем необходимого цвета, подручным материалом и акриловыми красками. |
7.5 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия. | Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, губкой, трафаретом, салфетками, крупой, с применением акриловых красок. |
8 | Промежуточная аттестация |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник |
9 | Итоговая работа |
9.1 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся |
| Организация рабочего места. Выбор техники и изделия | Самостоятельное декорирование выбранного изделия и выбранной техники |
10 | Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставок и стендов |
10.1.1 | | Организация рабочего места. Повтор изученных техник. Выбор техники и изделия Самостоятельное изготовление выбранного изделия и выбранной техники |
Итого за 2 полугодие: 19 |
Итого по программе 36 |
Содержание учебного плана
Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)
№ п/п | Теория | Практика |
1 полугодие |
1 | Вводное занятие. ТБ |
| Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем | - |
2 | Входной контроль |
3 | Аппликация |
3.1 | Работа с контурами. Силуэтная аппликация. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с силуэтами на цветной бумаге. | Вырезание силуэта по нарисованному контуру. Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. Самостоятельное изготовление аппликации. |
3.2 | Работа с заготовками. Симметричная аппликация. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с заготовками разной формы из цветной бумаги | Работа с трафаретами из цветной бумаги, ножницами и клеем. Самостоятельное изготовление картинки в технике симметричная аппликация. |
3.3 | Накладная аппликация |
| Работа с трафаретами разного размера. Последовательность работы в технике накладная аппликация. Создание многослойных изображений. | Работа с трафаретами разного размера и формы из цветной бумаги и клеем. Самостоятельное изготовление картинки в технике накладная аппликация |
3.4 | Объемная аппликация с применением круп |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами по трафарету. | Работа с клеем, картоном, трафаретом. Применение круп. Самостоятельное изготовление картинки в технике объемная аппликация. |
3.5 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками. | Самостоятельное изготовление картинки. Работа с ножницами, клеем, картоном, трафаретом, крупой. Самостоятельное оформление картинки |
4 | Обрывная аппликация |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике обрывная аппликация. | Работа с трафаретами на цветной бумаге. Самостоятельное изготовления обрывного контурного рисунка. |
5 | Промежуточная аттестация |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник |
6 | Текущий контроль |
| Организация выставки | Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник |
Итого за 1 полугодие: 17 |
2 полугодие |
7 | Декупаж |
7.1 | Техника декупаж салфетками |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций. | Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками. Самостоятельное изготовление картинки технике декупаж салфетками |
7.2 | Техника декупаж с применением декупажных карт |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. Правильный подбор композиций | Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами. Самостоятельное изготовление открытки с применением декупажной карты |
7.3 | Патинирование |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике патинирование. | Работа гуашевыми красками и клеем ПВА, губкой. Самостоятельное декорирование готовой работы. Декор в технике патинирования. |
7.4 | Калейдоскоп декора |
| Организация рабочего места. Изучение декораторских приемов для оформления готовой работы. | Декорирование изделий (по выбору). Работа с клеем необходимого цвета, подручным материалом и акриловыми красками |
7.5 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия. | Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, губкой, трафаретом, салфетками, крупой, с применением акриловых красок. |
8 | Промежуточная аттестация |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник |
9 | Итоговая работа |
9.1 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся |
| Организация рабочего места. Выбор техники и изделия | Самостоятельное декорирование выбранного изделия и выбранной техники |
10 | Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставок и стендов |
10.1.1 | | Организация рабочего места. Повтор изученных техник. Выбор техники и изделия Самостоятельное изготовление выбранного изделия и выбранной техники |
Итого за 2 полугодие: 19 |
Итого по программе 36 |
Календарный учебный график (http://crdm-smol.ru/) (Приложение 1)
Методическое обеспечение программы
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам, так как обучающиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, выполнение практических заданий и самостоятельных работ), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Достижение поставленной цели во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики обучающиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование, с учетом возможности его изменения. Важны принципы доступности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Для развития навыков творческой работы предусмотрены следующие методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, самостоятельные работы);
- исследовательские (исследование материалов для работы в объёме).
Подведение итогов по каждому разделу проходит в виде мини-выставок, где обучающиеся вместе с педагогом анализируют работы, отмечают аккуратность исполнения, правильный подбор цветовой гаммы, уровень сложности. Лучшие работы выбираются для дальнейших выставок.
Формы и сроки аттестации / контроля
Входной контроль в форме наблюдения и выполнения практического задания (сентябрь).
Текущий контроль после изучения каждой темы раздела в форме наблюдения, практических работ, выставок (сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, март, апрель).
Промежуточная, итоговая аттестация в форме выставки, конкурса, самостоятельно выполненных практических заданий (декабрь, апрель).
Оценочные материалы
Способы фиксации результатов
Диагностика «Способности обучающихся» 6–9 лет
№ п/п | ФИ Занимающихся | Навыки пользоваться ножницами | Умение обрывать по контуру | Владение кистью с клеем | итог |
| | | | | |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся не имеет навыков пользования ножницами; не умеет обрывать по контуру; не владеет кистью и клеем)
С – средний уровень подготовки (есть навыки владением ножницами, но на среднем уровне; не умеет обрывать по контуру, владеет кистью и клеем неаккуратно)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся имеет навыки пользования ножницами; умеет обрывать по контуру, владеет кистью и клеем аккуратно)
Диагностика «Способности обучающихся» 10–13 лет
№ п/п | ФИ Занимающихся | Навыки пользоваться ножницами | Умение обрывать по контуру | Владение кистью с клеем | итог |
| | | | | |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся имеет навыки пользованием ножницами, но не в полном объеме; не умеет обрывать по контуру; неаккуратно владеет кистью и клеем)
С – средний уровень подготовки (есть навыки владением ножницами, но не в полном объеме; может обрывать по контуру, но неаккуратно; владеет кистью, но неаккуратно с клеем)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся использует навыки работы с ножницами в полном объеме; умеет обрывать аккуратно по контуру; владеет кистью и клеем)
Текущий контроль
№ п/п | ФИ Занимающихся | свобода восприятия теоретической информации | качество и технологичность выполнения практического задания | Знание основных терминов | итог |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся не воспринимает теоретическую часть задания; некачественно, не придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи)
С – средний уровень подготовки (обучающийся частично воспринимает теоретическую часть задания; не совсем качественно, практически не придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в бытовой речи)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся полностью воспринимает теоретическую часть задания; качественно, придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией и осознанно употребляет в полном соответствии с их содержанием)
Промежуточная аттестация для обучающихся 6–9 лет
№ п/п | ФИ Занимающихся | Знание основных терминов | Владение основами практических навыков | Организация рабочего места | Работа с трафаретом | Самостоятельный подбор техник для практической работы | Составление композиций | итог |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи; обучающийся копирует действия педагога; испытывает затруднения в подготовке рабочего места; не совсем усвоил работу с трафаретом; испытывает затруднения в подборе техник для практической работы; отсутствует понятие о составлении композиций)
С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой; обучающийся вносит свои изменения и дополнения в предлагаемый образец; готовит и убирает рабочее место самостоятельно, но требует контроль педагога; работает с трафаретом неаккуратно; способен подобрать техники для практической работы, но под руководством педагога; самостоятельно не может составить композицию)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и осознанно употребляет в полном соответствии с их содержанием; способен применить несколько вариантов техник для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место самостоятельно; работает с трафаретом аккуратно и самостоятельно; способен самостоятельно подобрать техники для практической работы; может самостоятельно составить композицию)
Промежуточная аттестация для обучающихся 10–13 лет
№ п/п | ФИ Занимающихся | Знание основных терминов | Владение основами практических навыков | Организация рабочего места | Работа с трафаретом | Самостоятельный подбор техник для практической работы | Составление композиций | итог |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и понимает речь педагога; в основном копирует действия педагога; испытывает затруднения в самостоятельной подготовке и уборке рабочего места; не совсем усвоил работу с трафаретом; испытывает затруднения в самостоятельном подборе техник для практической работы; составляет композицию под контролем педагога)
С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой; способен применить несколько вариантов техник для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место самостоятельно, но требует контроль педагога; работает с трафаретом самостоятельно, но не аккуратно; способен подобрать техники для практической работы, но под контролем педагога; не полностью может самостоятельно составить композицию)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и осознанно употребляет ее в полном соответствии с их содержанием; способен создать авторский вариант; обучающийся готовит и убирает рабочее место самостоятельно; работает с трафаретом аккуратно и самостоятельно; способен самостоятельно подобрать техники для практической работы; может самостоятельно составить авторскую композицию)
Итоговая аттестация. Самостоятельно выполненное практическое задание
Мониторинг результатов обучения.
Аттестационный лист
Вид аттестации ФИО обучающегося | Входной контроль | Текущий контроль | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал низкий уровень по всем формам контроля и аттестации)
С – средний уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал средний уровень по всем формам контроля и аттестации)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал высокий уровень по всем формам контроля и аттестации)
Система оценки учебных достижений обучающихся
Стартовый уровень
Показатель | Критерий | Степень выраженности оцениваемого критерия | Балл | Методы определения результата |
I. Предметные образовательные результаты |
1.1. Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности |
1.1.1. Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям | Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области. | минимальный уровень (освоено 50% объема знаний, предусмотренных программой) | 1 | Тестирование, контрольный срез и др. |
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 75%) | 2 |
максимальный уровень (освоен весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 3 |
1.1.2. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Умение кратко излагать содержание предметной области, используя в речи специальную терминологию | минимальный уровень (учащийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет в речи) | 1 |
средний уровень (учащийся владеет специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой) | 2 |
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) | 3 |
1.2. Предметная практическая подготовка |
1.2.1.Специальные практические умения и навыки, предусмотренные программой | Владение основами практических умений и навыков, предусмотренными программой | минимальный уровень (учащийся овладел 50% предусмотренных умений и навыков) | 1 | Контрольная практическая работа, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности) |
средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет 75%) | 2 |
максимальный уровень (уверенно овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) | 3 |
1.2.2. Творческие навыки | Способность к творческому решению учебных и практических задач; созданию форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности | репродуктивный уровень (учащийся в основном копирует образцы (действия педагога); | 1 |
эвристический уровень (вносит свои изменения (предложения) в образец); | 2 |
творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант) | 3 |
II. Универсальные учебные действия (ключевые компетентности) |
2.1. Познавательные учебные действия |
2.1.1. Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности | Самостоятельность в работе с информацией предметной деятельности | минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с анализом информации предметной деятельности, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | Реферативные учебно-исследовательские работы, проекты, тестирование |
средний уровень (анализирует информацию самостоятельно, но испытывает трудности при ее анализе); | 2 |
максимальный уровень (анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей) | 3 |
2.2. Коммуникативные учебные действия |
2.2.1. Умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Самостоятельность и заинтересованность в восприятии содержания программы | минимальный уровень (учащийся испытывает затруднения при восприятии содержания программы) | 1 | Наблюдение, анкетирование |
средний уровень (в основном самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы) | 2 |
максимальный уровень (всегда самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы) | 3 |
2.2.2. Умение вступать в контакт, поддерживать его. | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств, в поиске аргументов | минимальный уровень (испытывает значительные затруднения в поисках аргументов и доказательств, нуждается в постоянной помощи педагога) | 1 |
средний уровень (в основном самостоятелен в построении взаимодействия в группе, но затрудняется логически выстраивать дискуссию); | 2 |
максимальный уровень (самостоятелен в построении взаимодействия в группе, уверенно вступает в дискуссию, логично выстраивает аргументированные доказательства) | 3 |
2.3. Регулятивные учебные действия |
2.3.1. Способность организации собственной деятельности | Умение организовать свое рабочее место | минимальный уровень умений (учащийся испытывает затруднения в планировании своей деятельности, в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | 1 | Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности) |
средний уровень (готовит и убирает свое рабочее место самостоятельно, но требуется контроль педагога) | 2 |
максимальный уровень (организует свое рабочее место осознанно, самостоятельно) | 3 |
2.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие приобретенных навыков выполнения правил техники безопасности программным требованиям | недопустимый уровень (учащийся не овладел полным объемом навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой, к работе не допускается!) | 1 |
допустимый уровень (объем усвоенных навыков составляет 100%) | 2 |
высокий уровень (учащийся не только освоил весь объем навыков, но и способен объяснить их другим) | 3 |
2.3.3. Уровень формирования навыков аргументированной оценки объектов и предметов изучаемой области | Умение оценивать объекты и предметы (по виду деятельности, содержанию программы), продукты собственного труда | минимальный уровень (не всегда может объективно оценить объекты и предметы в изучаемой области, свои действия); | 1 | Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет |
средний уровень (сформировано умение оценки, корректировки действий с учетом ошибок); | 2 |
максимальный уровень (сформировано умение оценить, аргументировать оценку, корректировать действия). | 3 |
Материальное обеспечение
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- декупажная бумага (салфетки многослойные, карты, рисунки);
- акриловые краски, гуашь;
- бумага цветная;
- бумага цветная с трафаретами;
- ножницы;
- клей ПВА;
- кисти синтетические средней жесткости разного размера;
- картон белый и цветной;
- крупы (манная, кукурузная, пшеничная, овсяные хлопья…), горох;
- макаронные изделия.
Литература для педагога:
Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. М.: Сова, 2008.
Мититело К. Чудо-аппликация. М.: Эксмо, 2008.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. М.: Эксмо, 2005.
Тойбнер А. Аппликация: цветы для любимой мамочки. М.: Астрель, 2008.
Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. М.: БАО-Пресс, 2006.
Литература для обучающихся:
Мититело К. Чудо-аппликация. М.: Эксмо, 2008.
Тойбнер А. Аппликация: цветы для любимой мамочки. М.: Астрель, 2008.
Электронные ресурсы:
1.Декупаж. Основные техники. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com › watch
2.Мозаика крупами для детей. [Электронный ресурс] http://dk-radiy.ru/obzory/2018-12-28/2012443569-podelki-iz-krupy-dlya-detey.html
3.Окраска и золочение. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com › watch
4.Определения техник используемых в программе. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/
5.Техника декупаж. [Электронный ресурс] http://berkem.ru/drugoe/texnika-dekupazha-dereva-iz-salfetok-instrukciya-dlya-nachinayushhix/
6.Техника золочения. [Электронный ресурс] https://remstd.ru/archives/dekorativnoe-zolochenie-svoimi-rukami/
7.Техника состаривания. [Электронный ресурс] https://tairtd.ru/information/articles/Dekorativnoe-sostarivanie-predmetov-Tekhniki-i-sposoby.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный учебный график
Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Форма занятий | Форма контроля | Кол-во часов |
1 полугодие |
|
1. Вводное занятие, ТБ (1) |
1 | | Введение в программу. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем. | Презентация Инструктаж | Опрос | 1 |
Входной контроль. (1) 2 | | Входной контроль. | Практическая работа | Тестирование | 1 | |
Аппликация.(9) |
Работа с контурами. Силуэтная аппликация. (2) |
3 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с силуэтами на цветной бумаге. | Рассказ, иллюстрация. | Опрос | 1 |
4 | | Вырезание силуэта по нарисованному контуру. Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Работа с заготовками. Симметричная аппликация. (2) |
5 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с заготовками разной формы из цветной бумаги | Мастер-класс | Опрос | 1 |
6 | | Работа с трафаретами из цветной бумаги. Изготовление картинки в технике симметричная аппликация | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Накладная аппликация (2) |
7 | | Работа с трафаретами разного размера. Создание многослойных изображений. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
8 | | Работа с трафаретами разного размера из цветной бумаги и клеем. Изготовление картинки в технике накладная аппликация | Практическая работа | Выставка | 1 |
Объемная аппликация с применением круп (2) |
9 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами по трафарету. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
10 | | Работа с трафаретом, клеем. Применение круп. Изготовление картинки в технике объемная аппликация | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (1) |
11 | | Самостоятельное изготовление картинки. Работа с ножницами, клеем, трафаретом, крупой. Оформление картинки | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Обрывная аппликация (3) |
12 | | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике обрывная аппликация. | Мастер-класс | Опрос | 1 |
13 | | Работа с трафаретами на цветной бумаге. Изготовления обрывного контурного рисунка. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
14 | | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Промежуточная аттестация 1 |
15 | | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Текущий контроль 2 |
16 | | Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
17 | | Текущий контроль | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Итого за 1 полугодие: | 17 |
2 полугодие |
Декупаж 10 |
Техника декупаж салфетками. (1) |
1 | | Повторный инструктаж по технике безопасности. Последовательность работы в технике декупаж. Изготовление картинки | Инструктаж. Демонстрация, объяснение. Практическая работа | Опрос. Наблюдение | 1 |
Техника декупаж с применением декупажных карт (2) |
2 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. | Презентация | Опрос | 1 |
3 | | Работа с декупажными картами. Подготовка работы к выставке. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Патинирование (1) |
4 | | Последовательность работы в технике патинирование. Декор в технике патинирования. Подготовка работы к выставке. | Демонстрация, Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Калейдоскоп декора (3) |
5 | | Организация рабочего места. Изучение декораторских приемов для оформления готовой работы. | Рассказ, иллюстрация | Опрос | 1 |
6 | | Декорирование изделий (по выбору). Работа с клеем необходимого цвета и подручным материалом. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
7 | | Декорирование изделий (по выбору). Работа с акриловыми красками. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
8 | | Подготовка изделия к выставке | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2) |
9 | | Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
10 | | Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, губкой, трафаретом, салфетками, крупой, с применением акриловых красок. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Промежуточная аттестация (1) |
11 | | Выполнение практической работы с применением изученных техник | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Итоговая аттестация. 2 |
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся. (2) |
12 | | Организация рабочего места. Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике, изученной за прошедший период | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
13 | | Подготовка работы к выставке. | Практическая работа | Выставка. | 1 |
Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки 6 |
14 | | Организация рабочего места. Повтор изученных техник (тест). Выбор техники и изделия. | Опрос | Тестирование | 1 |
15 | | Декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
16 | | Декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
17 | | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
18 | | Самостоятельная подготовка работы к выставке. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
19 | | Самостоятельное оформление выставки. | Выставка | Выставка. | |
Итого за 2 полугодие: | 19 |
Всего за учебный год: | 36 |
Календарный учебный график
Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Форма занятий | Форма контроля | Кол-во часов |
1 полугодие |
|
1. Вводное занятие, ТБ (1) |
1 | | Введение в программу. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем. | Презентация Инструктаж | Опрос | 1 |
Входной контроль. (1) 2 | | Входной контроль. | Практическая работа | Тестирование | 1 | |
Аппликация.(9) |
Работа с контурами. Силуэтная аппликация. (2) |
3 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с силуэтами на цветной бумаге. | Рассказ, иллюстрация. | Опрос | 1 |
4 | | Вырезание силуэта по нарисованному контуру. Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. Оформление готовой работы | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Работа с заготовками. Симметричная аппликация. (2) |
5 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с заготовками разной формы из цветной бумаги | Мастер-класс | Опрос | 1 |
6 | | Работа с трафаретами из цветной бумаги. Изготовление картинки в технике симметричная аппликация. Оформление готовой работы | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Накладная аппликация (2) |
7 | | Работа с трафаретами разного размера. Создание многослойных изображений. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
8 | | Работа с трафаретами разного размера из цветной бумаги и клеем. Изготовление картинки в технике накладная аппликация. Оформление готовой работы | Практическая работа | Выставка | 1 |
Объемная аппликация с применением круп (2) |
9 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами по трафарету. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
10 | | Работа с трафаретом, клеем. Применение круп. Изготовление картинки в технике объемная аппликация. Оформление готовой работы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (1) |
11 | | Самостоятельное изготовление картинки. Работа с ножницами, клеем, трафаретом, крупой. Самостоятельное оформление работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Обрывная аппликация (3) |
12 | | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике обрывная аппликация. | Мастер-класс | Опрос | 1 |
13 | | Работа с трафаретами на цветной бумаге. Изготовления обрывного контурного рисунка. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
14 | | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Промежуточная аттестация 1 |
15 | | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Текущий контроль 2 |
16 | | Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
17 | | Текущий контроль | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Итого за 1 полугодие: | 17 |
2 полугодие |
Декупаж 10 |
Техника декупаж салфетками. (1) |
1 | | Повторный инструктаж по технике безопасности. Последовательность работы в технике декупаж. Самостоятельное изготовление картинки | Инструктаж. Демонстрация, объяснение. Практическая работа | Опрос. Наблюдение | 1 |
Техника декупаж с применением декупажных карт (2) |
2 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. | Презентация | Опрос | 1 |
3 | | Работа с декупажными картами. Самостоятельная подготовка работы к выставке. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Патинирование (1) |
4 | | Последовательность работы в технике патинирование. Декор в технике патинирования. Самостоятельная подготовка работы к выставке. | Демонстрация, Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Калейдоскоп декора (3) |
5 | | Организация рабочего места. Изучение декораторских приемов для оформления готовой работы. | Рассказ, иллюстрация | Опрос | 1 |
6 | | Декорирование изделий (по выбору). Работа с клеем необходимого цвета и подручным материалом. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
7 | | Декорирование изделий (по выбору). Работа с акриловыми красками. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
8 | | Подготовка изделия к выставке | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2) |
9 | | Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
10 | | Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, губкой, трафаретом, салфетками, крупой, с применением акриловых красок. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Промежуточная аттестация (1) |
11 | | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Итоговая аттестация. 2 |
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся. (2) |
12 | | Организация рабочего места. Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике, изученной за прошедший период | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
13 | | Самостоятельная подготовка работы к выставке. | Практическая работа | Выставка. | 1 |
Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки 6 |
14 | | Организация рабочего места. Повтор изученных техник (тест). Выбор техники и изделия. | Опрос | Тестирование | 1 |
15 | | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
16 | | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
17 | | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
18 | | Самостоятельная подготовка работ к выставке. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
19 | | Самостоятельное оформление выставки. | Выставка | Выставка. | |
Итого за 2 полугодие: | 19 |
Всего за учебный год: | 36 |
Приложение 2
Термины
Аппликация (от лат. «прикладывание») – способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.
Силуэтная аппликация - Вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Симметричная аппликация - Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Накладная аппликация - Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Объемная аппликация крупами. Техника доступна даже для младшего возраста: мелкую крупу насыпают на участок, обильно смазанный густым клеем ПВА, крупные зерна укладывают по одному, используя пинцет. Корректируют работу с помощью ватной палочки или зубочистки, равномерно распределяя зерна и стараясь, чтобы просветы фона были минимальными, а крупинки лежали плотно, но в один слой.
Обрывная аппликация - Этот способ хорош для передачи фактуры образа. Разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, а обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Декупаж – простая и недорогая техника декорирования различных предметов, от стен и мебели до крошечных аксессуаров. Для того чтобы преобразить обычную поверхность, необходимо выбрать готовый рисунок, выполненный на тонкой бумаге, вырезать его и приклеить на выбранный предмет. Декупаж – идеальное хобби. С его помощью можно создавать произведения искусства из дерева, стекла, керамики, пластмассы и многих других материалов. При этом не нужно уметь рисовать, лепить или высекать; всё что необходимо для декупажа – воображение, умение видеть красоту в простых вещах, терпение и желание преображать.
Искусственное патинирование — процесс создания особых декоративных покрытий, создание слоя. Получается изделие, на котором за 80-100 лет образовался слой благородной патины.
Памятки по технике безопасности
Правила безопасной работы с ножницами:
- соблюдай порядок на своём рабочем месте;
- перед работой проверь исправность инструментов;
- работай только исправными инструментами (хорошо отрегулированными и заточенными);
- работай ножницами только на своём рабочем месте;
- следи за движением лезвий во время работы;
- ножницы клади кольцами к себе;
- подавай ножницы кольцами вперёд;
- не оставляй ножницы открытыми;
- храни ножницы в чехле лезвиями вниз;
- не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу;
- используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
- при работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется;
- бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;
- излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её;
- кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Примечание. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учреждения, остаются в учреждении и используются как демонстрационный материал