СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная программа «Креативная аппликация» художественной направленности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Креативная аппликация» разработана на основе изучения потребностей детей и родителей к занятиям по изучению и применению особенностей различных  техник в декоративно-прикладном творчестве.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа «Креативная аппликация» художественной направленности»

Департамент Смоленской области по образованию и науке


муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Центр развития детей и молодежи» города Смоленска 

(МБУ ДО «ЦРДМ») 

 

 

 

  

ПРИНЯТА

педагогическим советом МБУ ДО «ЦРДМ» 

протокол от «__» ____ 20__ г. № __ 

УТВЕРЖДАЮ 

Директор МБУ ДО «ЦРДМ» 

_______________ Л.К.Руженцева

приказ от «__» _____ 20__ г. № ___ 


 

 

 

 

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

художественной направленности 

 

«Креативная аппликация» 

 

  

Возраст обучающихся: 6–9 лет, 10–13 лет 

Срок реализации: 1 год 

 

 

 

Автор-составитель: 

Фокина Нина Геннадьевна, педагог дополнительного образования 

 

  

РАССМОТРЕНА

методическим объединением

художественной направленности

МБУ ДО «ЦРДМ»

протокол от «__» ____ 20__ г. № __

 



Смоленск, 2021

Пояснительная записка 

Модифицированная программа «Креативная аппликация» художественной направленности предоставляет широкие возможности для творческого, эстетического и духовного развития ребёнка. Основной вид деятельности обучающихся по программе – декоративно-прикладной  ручной труд, творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные предметы для украшения быта (игр, труда и отдыха). 

Новизна и актуальность программы. Программа «Креативная аппликация» разработана на основе изучения потребностей детей и родителей к занятиям по изучению и применению особенностей различных  техник в декоративно-прикладном творчестве. В программе занятия разработаны на основе технологии креативного мышления с применением нетрадиционных методов обучения, современных декоративных техник и технологий. Преимущества программы «Креативная аппликация» – разноуровневое обучение.

Основные принципы, заложенные в основу программы: 

- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для развития индивидуальных творческих способностей детей); 

- научности (сообщаются сведения о форме, цвете, композиции); 

доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); 

- динамичности (от самого простого к сложному); 

- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материалов); 

- выбора (решений по теме, материалов и способов); 

- преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода); 

- интегративности (синтез искусств). 


Уровень освоения программы: стартовый.

Срок реализации программы: 1 год.

Общий объем программы: 36 учебных часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Возраст обучающихся: 6–9 лет, 10–13 лет.

Форма обучения по программе: групповая и индивидуальная.

Типы занятий: комбинированные и практические.

Виды занятий: практическая работа, творческий проект, коллективное творческое дела, выставка, сюжетно-ролевая игра.

Программа предполагает возможность дистанционной формы обучения, обеспечивающей доступность для детей, проживающих в сельской местности, детей с ОВЗ и детей-инвалидов.


Цель программы: формирование у обучающихся творческих способностей, личностных компетенций через освоение приемов современного декоративно-прикладного искусства. 

 Задачи программы 

Образовательные 

ознакомить: 

- с видами декоративно-прикладного искусства и применением их в современной жизни; 

- дать минимальные знания по истории национальной культуры; 

обучить: 

- технологиям декорирования изделий; 

- приемам работы с различными материалами;  

сформировать: 

- творческий подход к выполнению декора изделия; 

- неординарный подход к выполнению поставленной задачи. 

Воспитательные: 

- воспитывать внимание, аккуратность; 

- формировать желание сделать работы практически значимыми.

 Развивающие:  

- развивать фантазию, изобретательность; 

- развивать креативное мышление; 

- развивать мелкую моторику пальцев рук. 


Программа вариативная: едина в часовой нагрузке, однако содержание варьируется с учетом возраста обучающихся.

Отличительные особенности:

- комплексность – сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (крупа, картон, дерево и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);

- преемственность – взаимодополняемость используемых техник и технологий, применение различных материалов, их сочетание и совместное применение;

- не подражание, а творчество – овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла детей.

Содержание программы раскрывает перед ребенком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и не повторяет школьный курс технологии. «Креативная аппликация» – современный, увлекательный вид творчества, выражающийся в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетаниями, практической ориентированности поделок. Разнообразие материалов позволяет декорировать любую поверхность: картон, пластмассу, дерево и др.  Программа предусматривает как развитие элементарных пользовательских навыков владения инструментами, применяемыми в декоративно-прикладном творчестве, так и развитие умений создавать оригинальные произведения прикладного творчества с использованием различных техник (золочение, состаривание, прямой декупаж). А применение в декорировании круп, салфеток. Акриловых красок дает неограниченный простор для фантазии. Большое внимание придается самостоятельному изготовлению декоративных изделий, формированию и развитию на этой основе индивидуального художественного вкуса и индивидуального самовыражения творческих способностей обучающихся. Программа предусматривает обширную выставочную, конкурсную деятельность обучающихся.  Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры воспитанников. Программа формирует у обучающихся практические умения и навыки по технике выполнения различных изделий, прививает любовь к прикладному искусству, развивает креативное воображение, фантазию, художественный вкус, изобретательность, творческую активность.

Диалоги между педагогом и ребенком направлены на совместное обсуждение техник и технологий в оформлении изделия и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности.   


Прогнозируемые результаты обучения

Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)


№ п/п

Для показавших низкий результат входного (текущего) контроля

Для показавших средний или высокий результат входного (текущего) контроля

1

Предметные образовательные результаты:

1.1

Теоретическая подготовка


Знать:   

  • виды инструментов для творчества; 

  • правила ТБ;  

  • владеть специальной терминологией;

  •  приемы работы с различными материалами

Знать:   

  • виды инструментов для творчества; 

  • правила ТБ;  

  •  приемы работы с различными материалами


1.2

Предметно-практическая подготовка


уметь:  

  • владеть специальными инструментами; 

  • применять и совмещать различную структуру круп;

  • применять различные приемы в работе с разными материалами;

  • применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги

уметь:  

  • владеть специальными инструментами; 

  • совмещать различную структуру круп;

  • применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги

 


2

Метапредметные результаты:

2.1

Познавательные


уметь: 

  • подбирать специальную литературу


2.2

Коммуникативные


уметь: 

  • слушать и слышать педагога; 

  • выступать перед аудиторией; 

  • работать в коллективе. 

уметь: 

  • слушать и слышать педагога;

  • работать в коллективе. 

2.3

Регулятивные


уметь: 

  • самостоятельно организовать свое рабочее место; 

  • соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; 

  • аргументировать оценку, корректировать действия

уметь: 

  • организовать свое рабочее место; 

  • соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

3

Личностные результаты:


разовьют: 

  • внимание, память;  

  • мелкую моторику рук; 

  • способность изображать, видеть

разовьют: 

  • внимание, память;  

  • мелкую моторику рук


Прогнозируемые результаты обучения

Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)


№ п/п

Для показавших низкий результат входного (текущего) контроля

Для показавших средний или высокий результат входного (текущего) контроля

1

Предметные образовательные результаты:

1.1

Теоретическая подготовка


Знать:   

  •  приемы работы с различными материалами;

  • виды материалов и инструменты для творчества; 

  • правила ТБ;  

  • законы композиции;

  • виды декоративно-прикладного искусства;

  • владеть специальной терминологией

Знать:   

  • виды материалов и инструменты для творчества; 

  • правила ТБ; 

  •  приемы работы с различными материалами

  •  владеть специальной терминологией


1.2

Предметно-практическая подготовка


уметь:  

  • владеть специальными инструментами и материалами; 

  • применять навыки культуры труда;

  • применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги;

  • применять основные способы применения шаблонов и трафаретов;

  • применять и совмещать различную структуру круп

уметь:  

  • владеть специальными инструментами и материалами; 

  • применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги;

  • применять навыки культуры труда;

  • применять и совмещать различную структуру круп 

 

2

Метапредметные результаты:

2.1

Познавательные


уметь: 

  • самостоятельно подбирать специальную литературу

уметь: 

  • подбирать специальную литературу


2.2

Коммуникативные


уметь: 

  • слушать и слышать педагога; 

  • выступать перед аудиторией; 

  • работать в коллективе; 

  • участвовать в дискуссиях

уметь: 

  • слушать и слышать педагога;

  • работать в коллективе;

  • выступать перед аудиторией

2.3

Регулятивные


уметь: 

  • организовать свое рабочее место; 

  • соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; 

  • аргументировать оценку;

  • оценивать свою работу

уметь: 

  • организовать свое рабочее место; 

  • соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; 

  • оценивать свою работу

3

Личностные результаты:


разовьют: 

  • внимание, память;  

  • мелкую моторику рук; 

  • способность изображать, видеть; 

  • способность анализировать;

  • неординарный подход к выполнению поставленной задачи

разовьют: 

  • внимание, память;  

  • мелкую моторику рук; 

  • способность изображать;

  • фантазию


Учебный план


N п/п 

Название раздела

Количество часов 

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1

Вводное занятие. ТБ

1

1

-

Опрос

2

Входной контроль.

1

-

1

Практическое задание

3

Аппликация.

9

1

8

Собеседование с практическим заданием

4

Обрывная аппликация

3

1

2

Практическая работа

5

Промежуточная аттестация

1

-

1

Выставка

6

Текущий контроль 

2

-

2

Наблюдение

7

Декупаж

10

1

9

Собеседование с практическим заданием

8

Промежуточная аттестация

1

-

1

Наблюдение

9

Итоговая аттестация.

2

-

2

Наблюдение.

Выставка

10

Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки

6

-

6

Наблюдение. Выставка


Итого

36

4

32



Содержание учебного плана

Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)


№ п/п

Теория

Практика

1 полугодие

1

Вводное занятие. ТБ


Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем

-

2

Входной контроль

3

Аппликация

3.1

Работа с контурами. Силуэтная аппликация.


Организация рабочего места. Последовательность работы с силуэтами на цветной бумаге.

Вырезание силуэта по нарисованному контуру. Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем.

3.2

Работа с заготовками. Симметричная аппликация.


Организация рабочего места. Последовательность работы с заготовками разной формы из цветной бумаги

Работа с трафаретами из цветной бумаги, ножницами и клеем. Изготовление картинки в технике симметричная аппликация

3.3

Накладная аппликация


Работа с трафаретами разного размера. Последовательность работы в технике накладная аппликация. Создание многослойных изображений.

Работа с трафаретами разного размера из цветной бумаги и клеем. Изготовление картинки в технике накладная аппликация

3.4

Объемная аппликация с применением круп


Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами по трафарету.

Работа с клеем, картоном, трафаретом. Применение круп. Изготовление картинки в технике объемная аппликация

3.5

Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся


Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками. 

Изготовление картинки. Работа с ножницами, клеем, картоном, трафаретом, крупой. Оформление картинки

4

Обрывная аппликация


Организация рабочего места. Последовательность работы в технике обрывная аппликация.

Работа с трафаретами на цветной бумаге. Самостоятельное изготовления обрывного контурного рисунка.

5

Промежуточная аттестация



Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник

6

Текущий контроль


Организация выставки

Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник

Итого за 1 полугодие: 17

2 полугодие

7

Декупаж

7.1

Техника декупаж салфетками


Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций. 

Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками. Изготовление картинки технике декупаж салфетками

7.2

Техника декупаж с применением декупажных карт


Организация рабочего места. Последовательность работы с  декупажными картами. Правильный подбор композиций

Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами. Изготовление открытки с применением декупажной карты

7.3

Патинирование


Организация рабочего места. Последовательность работы в технике патинирование. 

Работа гуашевыми красками и клеем ПВА, губкой. Декорирование готовой работы. Декор в технике патинирования.

7.4

Калейдоскоп декора


Организация рабочего места. Изучение декораторских приемов для оформления готовой работы.

Декорирование изделий (по выбору). Работа с клеем необходимого цвета, подручным материалом и акриловыми красками.

7.5

Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся


Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия.

Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, губкой, трафаретом, салфетками, крупой, с применением акриловых красок.

8

Промежуточная аттестация



Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник

9

Итоговая работа

9.1

Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся


Организация рабочего места. Выбор техники и изделия

Самостоятельное декорирование выбранного изделия и выбранной техники

10

Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставок и стендов

10.1.1


Организация рабочего места. Повтор изученных техник. Выбор техники и изделия Самостоятельное изготовление выбранного изделия и выбранной техники

Итого за 2 полугодие: 19

Итого по программе 36


Содержание учебного плана

Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)


№ п/п

Теория

Практика

1 полугодие

1

Вводное занятие. ТБ


Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем

-

2

Входной контроль

3

Аппликация

3.1

Работа с контурами. Силуэтная аппликация.


Организация рабочего места. Последовательность работы с силуэтами на цветной бумаге.

Вырезание силуэта по нарисованному контуру. Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. Самостоятельное изготовление аппликации. 

3.2

Работа с заготовками. Симметричная аппликация.


Организация рабочего места. Последовательность работы с заготовками разной формы из цветной бумаги

Работа с трафаретами из цветной бумаги, ножницами и клеем. Самостоятельное изготовление картинки в технике симметричная аппликация.

3.3

Накладная аппликация


Работа с трафаретами разного размера. Последовательность работы в технике накладная аппликация. Создание многослойных изображений.

Работа с трафаретами разного размера и формы из цветной бумаги и клеем. Самостоятельное изготовление картинки в технике накладная аппликация

3.4

Объемная аппликация с применением круп


Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами по трафарету.

Работа с клеем, картоном, трафаретом. Применение круп. Самостоятельное изготовление картинки в технике объемная аппликация.

3.5

Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся


Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками. 

Самостоятельное изготовление картинки. Работа с ножницами, клеем, картоном, трафаретом, крупой. Самостоятельное оформление картинки

4

Обрывная аппликация


Организация рабочего места. Последовательность работы в технике обрывная аппликация.

Работа с трафаретами на цветной бумаге. Самостоятельное изготовления обрывного контурного рисунка.

5

Промежуточная аттестация



Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник

6

Текущий контроль


Организация выставки

Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник

Итого за 1 полугодие: 17

2 полугодие

7

Декупаж

7.1

Техника декупаж салфетками


Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций. 

Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками. Самостоятельное

изготовление картинки технике декупаж салфетками

7.2

Техника декупаж с применением декупажных карт


Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. Правильный подбор композиций

Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами. Самостоятельное изготовление открытки с применением декупажной карты

7.3

Патинирование


Организация рабочего места. Последовательность работы в технике патинирование. 


Работа гуашевыми красками и клеем ПВА, губкой. 

Самостоятельное декорирование готовой работы. Декор в технике патинирования.

7.4

Калейдоскоп декора


Организация рабочего места. Изучение декораторских приемов для оформления готовой работы.

Декорирование изделий (по выбору). Работа с клеем необходимого цвета, подручным материалом и акриловыми красками

7.5

Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся


Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия.

Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, губкой, трафаретом, салфетками, крупой, с применением акриловых красок.

8

Промежуточная аттестация



Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник

9

Итоговая работа

9.1

Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся


Организация рабочего места. Выбор техники и изделия

Самостоятельное декорирование выбранного изделия и выбранной техники

10

Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставок и стендов

10.1.1


Организация рабочего места. Повтор изученных техник. Выбор техники и изделия Самостоятельное изготовление выбранного изделия и выбранной техники

Итого за 2 полугодие: 19

Итого по программе 36


Календарный учебный график (http://crdm-smol.ru/) (Приложение 1)


Методическое обеспечение программы

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам, так как обучающиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, выполнение практических заданий и самостоятельных работ), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Достижение поставленной цели во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики обучающиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование, с учетом возможности его изменения. Важны принципы доступности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Для развития навыков творческой работы предусмотрены следующие методы:

- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);

- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

- творческие (творческие задания, самостоятельные работы);

- исследовательские (исследование материалов для работы в объёме).

Подведение итогов по каждому разделу проходит в виде мини-выставок, где обучающиеся вместе с педагогом анализируют работы, отмечают аккуратность исполнения, правильный подбор цветовой гаммы, уровень сложности. Лучшие работы выбираются для дальнейших выставок.


Формы и сроки аттестации / контроля


Входной контроль в форме наблюдения и выполнения практического задания (сентябрь).

Текущий контроль после изучения каждой темы раздела в форме наблюдения, практических работ, выставок (сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, март, апрель).

Промежуточная, итоговая аттестация в форме выставки, конкурса, самостоятельно выполненных практических заданий (декабрь, апрель).


Оценочные материалы

Способы фиксации результатов

Диагностика «Способности обучающихся»  6–9 лет

№ п/п 

ФИ Занимающихся 

Навыки пользоваться ножницами 

Умение обрывать по контуру 

Владение кистью с клеем 

итог 







Н – низкий уровень подготовки (обучающийся не имеет навыков пользования ножницами; не умеет обрывать по контуру; не владеет кистью и клеем)

С – средний уровень подготовки (есть навыки владением ножницами, но на среднем уровне; не умеет обрывать по контуру, владеет кистью и клеем неаккуратно)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся имеет навыки пользования ножницами; умеет обрывать по контуру, владеет кистью и клеем аккуратно)


Диагностика «Способности обучающихся»  10–13 лет

№ п/п 

ФИ Занимающихся 

Навыки пользоваться ножницами 

Умение обрывать по контуру 

Владение кистью с клеем 

итог 







Н – низкий уровень подготовки (обучающийся имеет навыки пользованием ножницами, но не в полном объеме; не умеет обрывать по контуру; неаккуратно владеет кистью и клеем)

С – средний уровень подготовки (есть навыки владением ножницами, но не в полном объеме; может обрывать по контуру, но неаккуратно; владеет кистью, но неаккуратно с клеем)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся использует навыки работы с ножницами в полном объеме; умеет обрывать аккуратно по контуру; владеет кистью и клеем)


Текущий контроль

№ п/п

ФИ Занимающихся

свобода восприятия теоретической информации

качество и технологичность выполнения практического задания

Знание основных терминов

итог 

Н – низкий уровень подготовки (обучающийся не воспринимает теоретическую часть задания; некачественно, не придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи)

С – средний уровень подготовки (обучающийся частично воспринимает теоретическую часть задания; не совсем качественно, практически не придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в бытовой речи)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся полностью воспринимает теоретическую часть задания; качественно, придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией и осознанно употребляет в полном соответствии с их содержанием)


Промежуточная аттестация   для обучающихся 6–9 лет

№ п/п 

ФИ Занимающихся 

Знание основных терминов

Владение основами практических навыков

Организация рабочего места  

Работа с трафаретом 

Самостоятельный подбор техник для практической работы

Составление композиций 

итог 

 Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи; обучающийся копирует действия педагога; испытывает затруднения в подготовке рабочего места; не совсем усвоил работу с трафаретом; испытывает затруднения в подборе техник для практической работы; отсутствует понятие о составлении композиций)

С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой; обучающийся вносит свои изменения и дополнения в предлагаемый образец; готовит и убирает рабочее место самостоятельно, но требует контроль педагога; работает с трафаретом неаккуратно; способен подобрать техники для практической работы, но под руководством педагога; самостоятельно не может составить композицию)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и осознанно употребляет в полном соответствии с их содержанием; способен применить несколько вариантов техник для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место самостоятельно; работает с трафаретом аккуратно и самостоятельно; способен самостоятельно подобрать техники для практической работы; может самостоятельно составить композицию)


Промежуточная аттестация   для обучающихся 10–13 лет

№ п/п 

ФИ Занимающихся 

Знание основных терминов

Владение основами практических навыков

Организация рабочего места  

Работа с трафаретом 

Самостоятельный подбор техник для практической работы

Составление композиций 

итог 

Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и понимает речь педагога; в основном копирует действия педагога; испытывает затруднения в самостоятельной подготовке и уборке рабочего места; не совсем усвоил работу с трафаретом; испытывает затруднения в самостоятельном подборе техник для практической работы; составляет композицию под контролем педагога)

С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой; способен применить несколько вариантов техник для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место самостоятельно, но требует контроль педагога; работает с трафаретом самостоятельно, но не аккуратно; способен подобрать техники для практической работы, но под контролем педагога; не полностью может самостоятельно составить композицию)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и осознанно употребляет ее в полном соответствии с их содержанием; способен создать авторский вариант; обучающийся готовит и убирает рабочее место самостоятельно; работает с трафаретом аккуратно и самостоятельно; способен самостоятельно подобрать техники для практической работы; может самостоятельно составить авторскую композицию)


 Итоговая аттестация. Самостоятельно выполненное практическое задание

Мониторинг результатов обучения. 

Аттестационный лист 

Вид аттестации 

ФИО обучающегося 

Входной контроль 

Текущий контроль 

Промежуточная 

аттестация 

Итоговая 

аттестация 

 Н – низкий уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал низкий уровень по всем формам контроля и аттестации)

С – средний уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал средний уровень по всем формам контроля и аттестации)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал высокий уровень по всем формам контроля и аттестации)


 Система оценки учебных достижений обучающихся 

Стартовый уровень 

Показатель  

Критерий 

Степень выраженности оцениваемого критерия 

Балл   

 

Методы определения результата 

I. Предметные образовательные результаты  

1.1. Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности 

1.1.1. Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям 

Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области. 

 

минимальный уровень (освоено  50% объема знаний,  предусмотренных программой) 

Тестирование, контрольный срез и др. 

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 75%) 

максимальный уровень (освоен весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) 

1.1.2. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии 

Умение кратко излагать содержание предметной области, используя в речи специальную терминологию 

минимальный уровень (учащийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет в речи) 

средний уровень (учащийся владеет специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой) 

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) 

1.2. Предметная практическая подготовка 

1.2.1.Специальные практические умения и навыки,  предусмотренные программой 

Владение основами практических умений и навыков,  предусмотренными программой 

минимальный уровень (учащийся  овладел 50% предусмотренных умений и навыков) 

Контрольная практическая работа, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности) 

средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет 75%) 

максимальный уровень (уверенно овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) 

1.2.2. Творческие навыки   

Способность к творческому решению учебных и практических задач; созданию форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности 

 репродуктивный уровень (учащийся в основном копирует образцы (действия педагога); 

эвристический уровень (вносит свои изменения (предложения) в образец); 

творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант) 

II. Универсальные учебные действия  (ключевые компетентности) 

2.1. Познавательные учебные действия  

2.1.1. Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности 

Самостоятельность в работе с информацией предметной деятельности 

минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с анализом информации предметной деятельности, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 

Реферативные учебно-исследовательские работы, проекты, тестирование 

средний уровень (анализирует информацию самостоятельно, но испытывает трудности при  ее анализе);    

максимальный уровень (анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей) 

2.2. Коммуникативные учебные действия 

2.2.1. Умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

 

Самостоятельность и заинтересованность в восприятии содержания программы  

минимальный уровень (учащийся испытывает затруднения при восприятии содержания программы) 

Наблюдение, анкетирование 

средний уровень (в основном самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы)    

максимальный уровень (всегда самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы)    

3  

2.2.2. Умение вступать в контакт, поддерживать его. 

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств, в поиске аргументов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

минимальный уровень (испытывает значительные затруднения в поисках аргументов и доказательств, нуждается в постоянной помощи педагога) 

средний уровень (в основном самостоятелен в построении взаимодействия в группе, но затрудняется логически выстраивать дискуссию);    

максимальный уровень (самостоятелен в построении взаимодействия в группе, уверенно вступает в дискуссию, логично выстраивает аргументированные доказательства) 

2.3. Регулятивные учебные действия 

2.3.1. Способность  организации собственной деятельности    

Умение организовать свое рабочее место 

минимальный уровень умений (учащийся испытывает затруднения в планировании своей деятельности, в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) 

Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности) 

средний уровень (готовит и убирает свое рабочее место самостоятельно, но требуется контроль педагога) 

максимальный уровень (организует свое рабочее место осознанно, самостоятельно)   

2.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 

Соответствие приобретенных  навыков выполнения правил техники безопасности программным требованиям  

недопустимый уровень (учащийся не овладел  полным объемом навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой, к работе не допускается!) 

допустимый уровень (объем  усвоенных навыков составляет 100%)  

высокий уровень  (учащийся не только освоил весь объем навыков, но и способен объяснить их другим) 

2.3.3. Уровень формирования навыков аргументированной оценки объектов и предметов изучаемой области 

Умение оценивать объекты и предметы (по виду деятельности, содержанию программы),  продукты собственного труда  

минимальный уровень (не всегда может объективно оценить объекты и предметы в изучаемой области, свои действия);  

Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет 

средний уровень (сформировано умение оценки, корректировки действий с учетом ошибок);  

максимальный уровень  (сформировано умение оценить, аргументировать  оценку, корректировать действия). 

 

Материальное обеспечение

Материалы и инструменты, необходимые для работы: 

- декупажная бумага (салфетки многослойные, карты, рисунки); 

- акриловые краски, гуашь; 

- бумага цветная; 

- бумага цветная с трафаретами; 

- ножницы; 

- клей ПВА; 

- кисти синтетические средней жесткости разного размера; 

- картон белый и цветной; 

- крупы (манная, кукурузная, пшеничная, овсяные хлопья…), горох; 

- макаронные изделия. 


Литература для педагога:

  1. Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. М.: Сова, 2008. 

  2. Мититело К. Чудо-аппликация. М.: Эксмо, 2008. 

  3. Митителло К.  Аппликация: техника и искусство. М.: Эксмо, 2005. 

  4. Тойбнер А. Аппликация: цветы для любимой мамочки. М.: Астрель,  2008. 

  5. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. М.: БАО-Пресс, 2006.

Литература для обучающихся: 

  1. Мититело К. Чудо-аппликация. М.: Эксмо, 2008. 

  2. Тойбнер А. Аппликация: цветы для любимой мамочки. М.: Астрель,  2008. 

Электронные ресурсы:


1.Декупаж. Основные техники. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com › watch

2.Мозаика крупами для детей. [Электронный ресурс] http://dk-radiy.ru/obzory/2018-12-28/2012443569-podelki-iz-krupy-dlya-detey.html

3.Окраска и золочение. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com › watch

4.Определения техник используемых в программе. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

5.Техника декупаж. [Электронный ресурс] http://berkem.ru/drugoe/texnika-dekupazha-dereva-iz-salfetok-instrukciya-dlya-nachinayushhix/

6.Техника золочения. [Электронный ресурс] https://remstd.ru/archives/dekorativnoe-zolochenie-svoimi-rukami/

7.Техника состаривания. [Электронный ресурс] https://tairtd.ru/information/articles/Dekorativnoe-sostarivanie-predmetov-Tekhniki-i-sposoby.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Календарный учебный график

Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)

№ п/п

Дата

Раздел, тема

Форма занятий

Форма

контроля

Кол-во часов

1 полугодие


1. Вводное занятие, ТБ (1)

1


Введение в программу. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем.

Презентация

Инструктаж

Опрос

1

Входной контроль. (1)

2


Входной контроль.

Практическая работа

Тестирование

1


Аппликация.(9)

Работа с контурами. Силуэтная аппликация. (2)

3


Организация рабочего места. Последовательность работы с силуэтами на цветной бумаге.

Рассказ, иллюстрация.

Опрос

1

4


Вырезание силуэта по нарисованному контуру. Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем.

Практическая работа

Наблюдение

1

Работа с заготовками. Симметричная аппликация. (2)

5


Организация рабочего места. Последовательность работы с заготовками разной формы из цветной бумаги

Мастер-класс

Опрос

1

6


Работа с трафаретами из цветной бумаги. Изготовление картинки в технике симметричная аппликация

Практическая работа

Наблюдение

1

Накладная аппликация (2)

7


Работа с трафаретами разного размера. Создание многослойных изображений.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

8



Работа с трафаретами разного размера из цветной бумаги и клеем. Изготовление картинки в технике накладная аппликация

Практическая работа

Выставка

1

Объемная аппликация с применением круп (2)

9


Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами по трафарету.

Практическая работа

Наблюдение

1

10


Работа с трафаретом, клеем. Применение круп. Изготовление картинки в технике объемная аппликация

Практическая работа

Наблюдение

1

Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (1)

11






Самостоятельное изготовление картинки. Работа с ножницами, клеем, трафаретом, крупой. Оформление картинки

Творческая мастерская

Наблюдение

1

Обрывная аппликация (3)

12


Организация рабочего места. Последовательность работы в технике обрывная аппликация.

Мастер-класс

Опрос

1

13


Работа с трафаретами на цветной бумаге. Изготовления обрывного контурного рисунка.

Практическая работа

Наблюдение

1

14


Оформление готовой работы.

Практическая работа

Наблюдение

1

Промежуточная аттестация 1

15


Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник

Творческая мастерская

Наблюдение

1

Текущий контроль 2

16


Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник

Творческая мастерская

Наблюдение

1

17


Текущий контроль

Творческая мастерская

Выставка

1

Итого за 1 полугодие:

17

2 полугодие

Декупаж 10

Техника декупаж салфетками. (1)

1


Повторный инструктаж по технике безопасности.

Последовательность работы в технике декупаж. Изготовление картинки

Инструктаж. Демонстрация, объяснение. Практическая работа

Опрос. Наблюдение

1

Техника декупаж с применением декупажных карт (2)

2


Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами.

Презентация

Опрос

1

3


Работа с декупажными картами. Подготовка работы к выставке.

Практическая работа

Наблюдение

1

Патинирование (1)

4


Последовательность работы в технике патинирование. Декор в технике патинирования. Подготовка работы к выставке.

Демонстрация, Практическая работа

Наблюдение

1

Калейдоскоп декора (3)

5


Организация рабочего места. Изучение декораторских приемов для оформления готовой работы.

Рассказ, иллюстрация

Опрос

1

6


Декорирование изделий (по выбору). Работа с клеем необходимого цвета и подручным материалом.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

7


Декорирование изделий (по выбору). Работа с акриловыми красками.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

8


Подготовка изделия к выставке

Творческая мастерская

Выставка

1

Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2)

9


Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия.

Практическая работа

Наблюдение

1

10


Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, губкой, трафаретом, салфетками, крупой, с применением акриловых красок.

Практическая работа

Наблюдение

1

Промежуточная аттестация (1)

11


Выполнение практической работы с применением изученных техник

Творческая мастерская

Выставка

1

Итоговая аттестация. 2

Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся. (2)

12


Организация рабочего места. Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике, изученной за прошедший период

Творческая мастерская

Наблюдение


1

13


Подготовка работы к выставке.

Практическая работа

Выставка.

1

Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки 6

14


Организация рабочего места. Повтор изученных техник (тест). Выбор техники и изделия.

Опрос

Тестирование


1

15


Декорирование выбранного изделия в выбранной технике.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

16


Декорирование выбранного изделия в выбранной технике.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

17


Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

18


Самостоятельная подготовка работы к выставке.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

19


Самостоятельное оформление выставки.

Выставка

Выставка.


Итого за 2 полугодие:

19

Всего за учебный год:

36


Календарный учебный график

Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)

№ п/п

Дата

Раздел, тема

Форма занятий

Форма

контроля

Кол-во часов

1 полугодие


1. Вводное занятие, ТБ (1)

1


Введение в программу. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем.

Презентация

Инструктаж

Опрос

1

Входной контроль. (1)

2


Входной контроль.

Практическая работа

Тестирование

1


Аппликация.(9)

Работа с контурами. Силуэтная аппликация. (2)

3


Организация рабочего места. Последовательность работы с силуэтами на цветной бумаге.

Рассказ, иллюстрация.

Опрос

1

4


Вырезание силуэта по нарисованному контуру. Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. Оформление готовой работы

Практическая работа

Наблюдение

1

Работа с заготовками. Симметричная аппликация. (2)

5


Организация рабочего места. Последовательность работы с заготовками разной формы из цветной бумаги

Мастер-класс

Опрос

1

6


Работа с трафаретами из цветной бумаги. Изготовление картинки в технике симметричная аппликация. Оформление готовой работы

Практическая работа

Наблюдение

1

Накладная аппликация (2)

7


Работа с трафаретами разного размера. Создание многослойных изображений.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

8



Работа с трафаретами разного размера из цветной бумаги и клеем. Изготовление картинки в технике накладная аппликация. Оформление готовой работы

Практическая работа

Выставка

1

Объемная аппликация с применением круп (2)

9


Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами по трафарету.

Практическая работа

Наблюдение

1

10


Работа с трафаретом, клеем. Применение круп. Изготовление картинки в технике объемная аппликация. Оформление готовой работы.

Практическая работа

Наблюдение

1

Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (1)

11



Самостоятельное изготовление картинки. Работа с ножницами, клеем, трафаретом, крупой. Самостоятельное оформление работы.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

Обрывная аппликация (3)

12


Организация рабочего места. Последовательность работы в технике обрывная аппликация.

Мастер-класс

Опрос

1

13


Работа с трафаретами на цветной бумаге. Изготовления обрывного контурного рисунка.

Практическая работа

Наблюдение

1

14


Оформление готовой работы.

Практическая работа

Наблюдение

1

Промежуточная аттестация 1

15


Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник

Творческая мастерская

Наблюдение

1

Текущий контроль 2

16


Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник

Творческая мастерская

Наблюдение

1

17


Текущий контроль

Творческая мастерская

Выставка

1

Итого за 1 полугодие:

17

2 полугодие

Декупаж 10

Техника декупаж салфетками. (1)

1


Повторный инструктаж по технике безопасности.

Последовательность работы в технике декупаж. Самостоятельное изготовление картинки

Инструктаж. Демонстрация, объяснение. Практическая работа

Опрос. Наблюдение

1

Техника декупаж с применением декупажных карт (2)

2


Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами.

Презентация

Опрос

1

3


Работа с декупажными картами. Самостоятельная подготовка работы к выставке.

Практическая работа

Наблюдение

1

Патинирование (1)

4


Последовательность работы в технике патинирование. Декор в технике патинирования. Самостоятельная подготовка работы к выставке.

Демонстрация, Практическая работа

Наблюдение

1

Калейдоскоп декора (3)

5


Организация рабочего места. Изучение декораторских приемов для оформления готовой работы.

Рассказ, иллюстрация

Опрос

1

6


Декорирование изделий (по выбору). Работа с клеем необходимого цвета и подручным материалом.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

7


Декорирование изделий (по выбору). Работа с акриловыми красками.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

8


Подготовка изделия к выставке

Творческая мастерская

Выставка

1

Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2)

9


Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия.

Практическая работа

Наблюдение

1

10


Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, губкой, трафаретом, салфетками, крупой, с применением акриловых красок.

Практическая работа

Наблюдение

1

Промежуточная аттестация (1)

11


Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник

Творческая мастерская

Выставка

1

Итоговая аттестация. 2

Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся. (2)

12


Организация рабочего места. Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике, изученной за прошедший период

Творческая мастерская

Наблюдение


1

13


Самостоятельная подготовка работы к выставке.

Практическая работа

Выставка.

1

Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки 6

14


Организация рабочего места. Повтор изученных техник (тест). Выбор техники и изделия.

Опрос

Тестирование


1

15


Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

16


Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

17


Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

18


Самостоятельная подготовка работ к выставке.

Творческая мастерская

Наблюдение

1

19


Самостоятельное оформление выставки.

Выставка

Выставка.


Итого за 2 полугодие:

19

Всего за учебный год:

36


Приложение 2

Термины 

Аппликация (от лат. «прикладывание») – способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья. 

Силуэтная аппликация - Вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Симметричная аппликация - Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Накладная аппликация - Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Объемная аппликация крупамиТехника доступна даже для младшего возраста: мелкую крупу насыпают на участок, обильно смазанный густым клеем ПВА, крупные зерна укладывают по одному, используя пинцет. Корректируют работу с помощью ватной палочки или зубочистки, равномерно распределяя зерна и стараясь, чтобы просветы фона были минимальными, а крупинки лежали плотно, но в один слой. 

Обрывная аппликация - Этот способ хорош для передачи фактуры образа. Разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, а обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Декупаж – простая и недорогая техника декорирования различных предметов, от стен и мебели до крошечных аксессуаров. Для того чтобы преобразить обычную поверхность, необходимо выбрать готовый рисунок, выполненный на тонкой бумаге, вырезать его и приклеить на выбранный предмет. Декупаж – идеальное хобби. С его помощью можно создавать произведения искусства из дерева, стекла, керамики, пластмассы и многих других материалов. При этом не нужно уметь рисовать, лепить или высекать; всё что необходимо для декупажа – воображение, умение видеть красоту в простых вещах, терпение и желание преображать.  

Искусственное патинирование — процесс создания особых декоративных покрытий, создание слоя. Получается изделие, на котором за 80-100 лет образовался слой благородной патины.


Памятки по технике безопасности 

Правила безопасной работы с ножницами: 

- соблюдай порядок на своём рабочем месте;  

- перед работой проверь исправность инструментов; 

- работай только исправными инструментами (хорошо отрегулированными и заточенными); 

- работай ножницами только на своём рабочем месте; 

- следи за движением лезвий во время работы; 

- ножницы клади кольцами к себе; 

- подавай ножницы кольцами вперёд; 

- не оставляй ножницы открытыми; 

- храни ножницы в чехле лезвиями вниз; 

- не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу; 

- используй ножницы по назначению.  

Правила безопасной работы с клеем  

- при работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется; 

- бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе; 

- излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её; 

- кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом. 

 

Примечание. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учреждения, остаются в учреждении и используются как демонстрационный материал










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!