Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа художественно-прикладной направленности «Весёлая аппликация» предоставляет широкие возможности для творческого, эстетического и духовного развития ребёнка. Основной вид деятельности обучающихся по программе – творческий ручной труд, который включает аппликацию, декупаж и мозайку крупами. Художественно- прикладной ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).
Актуальность программы в том, что ребёнок может использовать для творчества самые различные материалы, порой неожиданные, из своей повседневной жизни: художественные краски (гуашь, акрил), крупы (манка, рис, пшено), соль, пуговицы, салфетки, декупажные карты, обёрточную бумагу. Это предполагает разнообразие творческой деятельности и способствует творческой самореализации.
Занятия увлекают ребят своей необычностью, возможностью проявлять индивидуальность, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Поделки, изготовленные своими руками, обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Ребята овладевают умением комбинировать материалы, целесообразно их использовать, учатся постигать различные техники. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию обучающихся, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа «Весёлая аппликация» в объеме 108 учебных часов за год (3 часа в неделю, 1 год реализации, стартовый уровень), рассчитана на обучающихся в возрасте 5-10 лет. Основу программы составляют комбинированные и практические занятия. Формы организации занятий: групповая и индивидуальная.
Содержание программы раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и не повторяет имеющиеся школьные курсы технологии. В работе по программе используются нетрадиционные методы обучения и современные декоративные техники. Разнообразие материалов позволяет декорировать любую поверхность: картон, пластмассу, ткань, дерево, и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, художественный и объёмный декупаж, применение в декорировании круп, гороха и макаронных изделий дают неограниченный простор для фантазии. Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и декупажные карты – особым образом подготовленные изображения, напечатанные типографским способом на специальной бумаге.
Диалоги между педагогом и ребенком направлены на совместное обсуждение техник и технологий в оформлении изделия и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности.
Цель программы: создать условия для самореализации личности обучающегося через творческое воплощение в художественно-прикладной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Научить детей особому виду аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками, приобщать детей к творчеству, дать им возможность ощутить себя авторами художественного произведения и помочь самореализоваться личности ребенка через творческое воплощение в художественно-прикладной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности
Задачи программы:
Образовательные
Познакомить:
- с видами декоративно-прикладного искусства и применением их в современной жизни;
- дать общее понятие о декупаже как виде прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту;
- с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров;
- дать минимальные знания по истории национальной культуры;
обучить:
- технологиям декорирования изделий из картона, пластмассы;
- приемам работы с различными материалами;
сформировать:
- собственный стиль в декорировании изделий;
- творческий подход к выполнению декора изделия;
- неординарный подход к выполнению поставленной задачи.
Воспитывающие:
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- прививать навыки работы в коллективе;
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
- формировать желание сделать работы практически значимыми; - формировать эстетический вкус.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- развивать креативные способности;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку и устойчивый интерес к творчеству;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- научности (сообщаются сведения о форме, цвете, композиции);
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- поэтапности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- динамичности (от самого простого к сложному);
- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- интегративности (синтез искусств).
Учебный план
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. ТБ при работе с ножницами и клеем. | 1 | 1 | - | |
2 | Работа с трафаретами. Простая аппликация. Входной контроль. | 6 | 1 | 5 | |
3 | Работа с трафареты. Обрывная аппликация | 10 | 1 | 9 | |
4 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся | 3 | 1 | 2 | |
5 | Техника декупаж салфетками | 10 | 1 | 9 | |
6 | Техника декупаж декупажными картами | 10 | 1 | 9 | |
7 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся | 3 | 1 | 2 | |
8 | Техника мозаика крупами и горохом | 10 | 1 | 9 | |
9 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся | 4 | 1 | 3 | |
10 | Текущий контроль | 1 | - | 1 | |
11 | Знакомство с дизайном помещений. | 1 | 1 | - | |
12 | Оформление выставки. Украшение клуба к празднику. | 1 | - | 1 | |
13 | Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 | |
14 | Техника мозаика макаронными изделиями | 10 | | 9 | |
15 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся | 3 | 1 | 2 | |
16 | Техника объемного декупажа | 10 | 1 | 9 | |
17 | Техника состаривания | 5 | 1 | 4 | |
18 | Техника золочения | 5 | 1 | 4 | |
19 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся | 3 | 1 | 2 | |
20 | Технология обработки пластмассовых поверхностей. ТБ при работе с наждачной бумагой. | 2 | 1 | 1 | |
21 | Техника оформления пластмассовых поверхностей | 2 | 1 | 1 | |
22 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся при обработки пластмассовой баночки | 3 | - | 3 | |
23 | Итоговая работа | 3 | - | 3 | |
Итого | 108 | 17 | 91 | |
Содержание программы
Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем.
Практика: -
Работа с трафаретами. Простая аппликация.
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге.
Практика: Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. Самостоятельное изготовление аппликации.
Работа с трафаретами. Обрывная аппликация.
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге.
Практика: Работа с цветной бумагой и клеем. Самостоятельное изготовление картинки в технике обрывной аппликации.
Самостоятельная работа.
Теория: Работа с трафаретами. Последовательность работы в технике обрывная аппликация или простая аппликация.
Практика: Самостоятельное изготовление картинки и рамки в технике обрывная аппликация или простая аппликация. Работа с цветной бумагой и клеем.
Техника декупаж салфетками.
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций.
Практика: Самостоятельное изготовление картинки технике декупаж салфетками. Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками.
Техника декупаж с применением декупажных карт.
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. Правильный подбор композиций.
Практика: Самостоятельное изготовление картинки с применением декупажной карты. Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж салфетками и декупажными картами.
Практика: Самостоятельное изготовление картинки и рамки. Работа с клеем, картоном, ножницами, декупажными салфетками и декупажными картами.
Техника мозаика крупами и горохом
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами и горохом.
Практика: Самостоятельное оформление открытки. Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом. Применение круп и гороха.
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся.
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации. Работа с клеем, картоном, ножницами, декупажными салфетками, декупажными картами, крупой и горохом.
Техника мозаика макаронными изделиями
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы с макаронными изделиями.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации. Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом и макаронными изделиями .
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации. Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом, крупой, горохом и макаронными изделиями.
Техника объемного декупажа
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы в технике объемного декупажа.
Практика: Самостоятельное изготовление картинки в технике объемного декупажа. Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом, красками (гуашь), кисточкой и салфетками.
Техника состаривания
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы в технике состаривания.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации. Работа с клеем, картоном, декупажными салфетками и картами, акриловыми красками и кисточкой.
Техника золочения
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы в технике золочения.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации. Работа с клеем, кисточкой, картоном, трафаретом, салфетками, крупой, горохом и макаронными изделиями и акриловыми красками.
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся
Теория: Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации. Работа с клеем, кисточкой, картоном, ножницами, трафаретом, крупой, горохом, макаронными изделиями, салфетками, красками (акриловой и гуашью).
Технология обработки пластмассовых поверхностей
Теория: Организация рабочего места. Последовательность обработки пластмассовых поверхностей. ТБ при работе с наждачной бумагой.
Практика: Самостоятельная обработка и подготовка пластмассовой поверхности к декорированию. Работа с пластмассовой баночкой, наждачной бумагой и акриловыми красками.
Техника оформления пластмассовых поверхностей
Теория: Организация рабочего места. Последовательность декорирования пластмассовых поверхностей.
Практика: Самостоятельное декорирование пластмассовой баночки. Работа с пластмассовой поверхностью, клеем, кисточкой, крупой, красками (акриловой и гуашью), салфетками, декупажными салфетками и картами.
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся при обработки пластмассовой баночки
Теория: Организация рабочего места. Применение техники и технологии обработки пластмассовых поверхностей. Последовательность работы с изученными техниками.
Практика: Самостоятельное декорирование пластмассовой баночки. Работа с пластмассовой поверхностью, клеем, кисточкой, крупой, красками (акриловой и гуашью), салфетками, декупажными салфетками и картами.
Итоговая работа
Теория: Организация рабочего места. Совмещение различных техник в одной аппликации
Практика: Самостоятельное изготовление в технике на выбор занимающихся. Работа с клеем, кисточкой, картоном, трафаретом, салфетками, крупой, горохом и макаронными изделиями и акриловыми красками.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по программе обучающиеся научатся:
- видеть и передавать красоту окружающего мира;
- применять и совмещать различную структуру круп, салфеток;
- создавать композиции для оформления праздников;
- разовьют внимание, память, усидчивость, мышление;
- разовьют творческие способности и фантазию.
- улучшат свои коммуникативные способности.
Способы фиксации результатов
- Проведение аттестации учащихся в начале и конце года.
- Мониторинг результатов обучения.
Формы подведения итогов
Проведение выставок работ учащихся:
- выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь);
- итоговая (в конце учебного года), которая покажет возрастание уровня творческой свободы работ.
Проведение открытых занятий.
Защита проектов.
Система оценки учебных достижений обучающихся
Стартовый уровень
| Показатель | Критерий | Степень выраженности оцениваемого критерия | Балл | Методы определения результата |
| I. Предметные образовательные результаты |
| 1.1. Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности |
| 1.1.1. Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям | Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области. | минимальный уровень (освоено 50% объема знаний, предусмотренных программой) | 1 | Тестирование, контрольный срез и др. |
| средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 75%) | 2 |
| максимальный уровень (освоен весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 3 |
| 1.1.2. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Умение кратко излагать содержание предметной области, используя в речи специальную терминологию | минимальный уровень (учащийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет в речи) | 1 |
| средний уровень (учащийся владеет специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой) | 2 |
| максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) | 3 |
| 1.2. Предметная практическая подготовка |
| 1.2.1.Специальные практические умения и навыки, предусмотренные программой | Владение основами практических умений и навыков, предусмотренными программой | минимальный уровень (учащийся овладел 50% предусмотренных умений и навыков) | 1 | Контрольная практическая работа, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности) |
| средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет 75%) | 2 |
| максимальный уровень (уверенно овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) | 3 |
| 1.2.2. Творческие навыки | Способность к творческому решению учебных и практических задач; созданию форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности | репродуктивный уровень (учащийся в основном копирует образцы (действия педагога); | 1 |
| эвристический уровень (вносит свои изменения (предложения) в образец); | 2 |
| творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант) | 3 |
| II. Универсальные учебные действия (ключевые компетентности) |
| 2.1. Познавательные учебные действия |
| 2.1.1. Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности | Самостоятельность в работе с информацией предметной деятельности | минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с анализом информации предметной деятельности, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | Реферативные учебно-исследовательские работы, проекты, тестирование |
| средний уровень (анализирует информацию самостоятельно, но испытывает трудности при ее анализе); | 2 |
| максимальный уровень (анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей) | 3 |
2.2. Коммуникативные учебные действия |
2.2.1. Умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Самостоятельность и заинтересованность в восприятии содержания программы | минимальный уровень (учащийся испытывает затруднения при восприятии содержания программы) | 1 | Наблюдение, анкетирование |
средний уровень (в основном самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы) | 2 |
максимальный уровень (всегда самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы) | 3 |
2.2.2. Умение вступать в контакт, поддерживать его. | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств, в поиске аргументов | минимальный уровень (испытывает значительные затруднения в поисках аргументов и доказательств, нуждается в постоянной помощи педагога) | 1 |
средний уровень (в основном самостоятелен в построении взаимодействия в группе, но затрудняется логически выстраивать дискуссию); | 2 |
максимальный уровень (самостоятелен в построении взаимодействия в группе, уверенно вступает в дискуссию, логично выстраивает аргументированные доказательства) | 3 |
| 2.3. Регулятивные учебные действия |
| 2.3.1. Способность организации собственной деятельности | Умение организовать свое рабочее место | минимальный уровень умений (учащийся испытывает затруднения в планировании своей деятельности, в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | 1 | Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности) |
| средний уровень (готовит и убирает свое рабочее место самостоятельно, но требуется контроль педагога) | 2 |
| максимальный уровень (организует свое рабочее место осознанно, самостоятельно) | 3 |
| 2.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие приобретенных навыков выполнения правил техники безопасности программным требованиям | недопустимый уровень (учащийся не овладел полным объемом навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой, к работе не допускается!!!) | 1 |
| допустимый уровень (объем усвоенных навыков составляет 100%) | 2 |
| высокий уровень (учащийся не только освоил весь объем навыков, но и способен объяснить их другим) | 3 |
| 2.3.3. Уровень формирования навыков аргументированной оценки объектов и предметов изучаемой области | Умение оценивать объекты и предметы (по виду деятельности, содержанию программы), продукты собственного труда | минимальный уровень (не всегда может объективно оценить объекты и предметы в изучаемой области, свои действия); | 1 | Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет |
| средний уровень (сформировано умение оценки, корректировки действий с учетом ошибок); | 2 |
| максимальный уровень (сформировано умение оценить, аргументировать оценку, корректировать действия). | 3 |
Материальное обеспечение
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- декупажная бумага (салфетки многослойные, карты, рисунки);
- акриловые краски, гуашь;
- бумага цветная;
- бумага цветная с трафаретами;
- ножницы;
- клей ПВА;
- кисти синтетические средней жесткости и разного размера;
- прозрачный акриловый лак;
- картон белый и цветной;
- крупы (манная, кукурузная, пшеничная, геркулесовые хлопья…), горох;
- макаронные изделия.
Методическое обеспечение
№ | Тема программы | Формы занятий | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. ТБ при работе с ножницами и клеем. | Беседа | Коллекция поделок, книги. | Опрос |
2 | Работа с трафаретами. Простая аппликация. Входной контроль. | Комбинированное | Готовые трафареты на цветной бумаге, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка. | Самостоятельная работа |
3 | Работа с трафаретами. Обрывная аппликация | Комбинированное | Готовые трафареты на цветной бумаге, картон, клей ПВА, кисточка. | Самостоятельная работа |
4 | Работа с декупажными салфетками | Комбинированное | Картон, клей ПВА, кисточка, декупажная салфетка. | Самостоятельная работа |
5 | Работа с декупажными картами | Комбинированное | Картон, клей ПВА, кисточка, декупажная карта. | Самостоятельная работа |
6 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся | Комбинированно | Картон, клей ПВА, кисточка, декупажная карта и салфетка. | Выставка |
7 | Работа крупами и горохом | Комбинированное | Готовые трафареты на картоне и белой бумаге, клей ПВА, кисточка, крупы и горох. | Самостоятельная работа |
8 | Работа с макаронными изделиями | Комбинированно | Готовые трафареты на картоне и белой бумаге, клей ПВА, кисточка и макаронные изделия | Самостоятельная работа |
9 | Работа с салфетками | Комбинированное | Готовые трафареты на картоне, клей ПВА, гуашь, кисточка и белые салфетки. | Самостоятельная работа |
10 | Работа с акриловыми красками «металик» | Комбинированное | Картон, клей ПВА, кисточка, акриловая краска, декупажная карта и салфетка | Самостоятельная работа |
11 | Работа с пластмассовой поверхностью. ТБ при работе с наждачной бумагой. | Комбинированное | ТБ при работе с наждачной бумагой. Пластмассовая баночка, наждачная бумага. | Самостоятельная работа |
12 | Оформление пластмассовых поверхностей | Комбинированное | Пластмассовая баночка, акриловая краска, салфетки, декупажная карта и салфетка, крупа, клей ПВА и кисточка. | Самостоятельная работа |
13 | Работа в технике по выбору занимающихся при обработки пластмассовой баночки | Комбинированное | Пластмассовая баночка, акриловая краска, салфетки, декупажная карта и салфетка, крупа, клей ПВА и кисточка | Выставка |
14 | Работа с картоном. Комбинированная аппликация. Техники и технологии на выбор занимающихся. | Комбинированно | Картон, клей ПВА, ножницы, кисточки, акриловые краски, краски гуашь, цветная бумага, трехслойные салфетки, декупажные карты. Пластмассовая баночка, макаронные изделия и крупы | |
Использованная литература:
Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. М.: Сова, 2008.
Мититело К. Чудо-аппликация. М.: Эксмо, 2008.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. М.: Эксмо, 2005.
Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. М.: Эксмо, 2008.
Тойбнер А. Аппликация: цветы для любимой мамочки. М.: Астрель, 2008.
Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. М.: БАО-Пресс», 2006.
Литература для обучащихся:
Мититело К. Чудо-аппликация. М.: Эксмо, 2008.
Тойбнер А. Аппликация: цветы для любимой мамочки. М.: Астрель, 2008.
Приложение
Термины
Аппликация (от лат. «прикладывание») – способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.
Декупаж – простая и недорогая техника декорирования различных предметов, от стен и мебели до крошечных аксессуаров. Для того чтобы преобразить обычную поверхность, необходимо выбрать готовый рисунок, выполненный на тонкой бумаге, вырезать его и приклеить на выбранный предмет. Декупаж – идеальное хобби. С его помощью можно создавать произведения искусства из дерева, стекла, керамики, пластмассы и многих других материалов. При этом не нужно уметь рисовать, лепить или высекать; всё что необходимо для декупажа – воображение, умение видеть красоту в простых вещах, терпение и желание преображать.
Аппликация крупами и макаронами. Техника доступна даже для младшего возраста: мелкую крупу насыпают на участок, обильно смазанный густым клеем ПВА, крупные зерна укладывают по одному, используя пинцет. Корректируют работу с помощью ватной палочки или зубочистки, равномерно распределяя зерна и стараясь, чтобы просветы фона были минимальными, а крупинки лежали плотно, но в один слой.
Памятки по технике безопасности
Правила безопасной работы с ножницами:
- соблюдай порядок на своём рабочем месте;
- перед работой проверь исправность инструментов;
- работай только исправными инструментами (хорошо отрегулированными и заточенными);
- работай ножницами только на своём рабочем месте;
- следи за движением лезвий во время работы;
- ножницы клади кольцами к себе;
- подавай ножницы кольцами вперёд;
- не оставляй ножницы открытыми;
- храни ножницы в чехле лезвиями вниз;
- не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу;
- используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
- при работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется;
- бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;
- излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её;
- кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работыс наждачной бумагой
Примечание. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учреждения остаются в учреждении и используются как демонстрационный материал.