Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр развития детей и молодежи» города Смоленска
(МБУ ДО «ЦРДМ»)
ПРИНЯТА педагогическим советом МБУ ДО «ЦРДМ» протокол от «__» ____ 20__ г. № __ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ЦРДМ» _______________ Л.К.Руженцева приказ от «__» _____ 20__ г. № ___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«3D аппликация»
Возраст обучающихся: 6–9 лет, 10–13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Фокина Нина Геннадьевна, педагог дополнительного образования
| РАССМОТРЕНА методическим объединением педагогов художественной направленности МБУ ДО «ЦРДМ» протокол от «__» ____ 20__ г. № __ |
Смоленск, 2021
Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D аппликация» художественной направленности предоставляет широкие возможности для творческого, эстетического и духовного развития ребёнка. Основной вид деятельности обучающихся по программе – художественно-прикладной ручной труд, творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает в технике аппликации, декупажа и мозаики крупами полезные и эстетичные предметы для украшения быта (игр, труда и отдыха).
Новизна и актуальность программы заключаются в том, что 50% практических занятий разработаны на основе технологии креативного мышления с применением нетрадиционных методов обучения, современных декоративных техник и технологий. Программа является востребованной детьми и их родителями. Преимущества программы «3D аппликация», в сравнении с ранее созданными программами этой направленности, – разноуровневое обучение.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- научности (сообщаются сведения о форме, цвете, композиции);
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- динамичности (от самого простого к сложному);
- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материалов);
- выбора (решений по теме, материалов и способов);
- преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- интегративности (синтез искусств).
Уровень освоения программы: стартовый.
Срок реализации программы: 1 год.
Общий объем программы: 72 учебных часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Возраст обучающихся: 6–9 лет, 10–13 лет.
Форма обучения по программе: групповая и индивидуальная.
Типы занятий: комбинированные и практические.
Виды занятий: практическая работа, творческий проект, коллективное творческое дела, выставка, сюжетно-ролевая игра.
Программа предполагает возможность дистанционной формы обучения, обеспечивающей доступность для детей, проживающих в сельской местности, детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Цель программы: формирование у обучающихся творческих способностей, личностных компетенций через освоение приемов современного декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
Образовательные
ознакомить:
- с видами декоративно-прикладного искусства и применением их в современной жизни;
- с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров;
- дать минимальные знания по истории национальной культуры;
обучить:
- технологиям декорирования изделий;
- приемам работы с различными материалами;
сформировать:
- творческий подход к выполнению декора изделия;
- неординарный подход к выполнению поставленной задачи.
Воспитательные:
- воспитывать внимание, аккуратность;
- прививать навыки работы в коллективе;
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера;
- формировать желание сделать работы практически значимыми.
Развивающие:
- развивать фантазию, изобретательность;
- развивать креативное мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Программа вариативная: едина в часовой нагрузке, однако содержание варьируется с учетом способностей обучающихся, которые определяются итогами входного (текущего) контроля (см. табл. 1).
Содержание программы раскрывает перед ребенком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и не повторяет школьный курс технологии. «3D аппликация» – современный, увлекательный вид творчества, выражающийся в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетаниями, практической ориентированности поделок. Разнообразие материалов позволяет декорировать любую поверхность: картон, пластмассу, ткань, дерево и др. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, прямой декупаж, применение в декорировании круп, гороха и макаронных изделий, дает неограниченный простор для фантазии. Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и декупажные карты, особым образом подготовленные изображения, напечатанные типографским способом на специальной бумаге. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием креативного мышления. Занятия 3D аппликацией учат обучающихся аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое до конца.
Диалоги между педагогом и ребенком направлены на совместное обсуждение техник и технологий в оформлении изделия и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности.
Прогнозируемые результаты обучения
Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)
№ п/п | Для показавших низкий результат входного (текущего) контроля | Для показавших средний или высокий результат входного (текущего) контроля |
1 | Предметные образовательные результаты: |
1.1 | Теоретическая подготовка |
| Знать: владеть специальной терминологией; приемы работы с различными материалами | Знать: виды инструментов для творчества; правила ТБ; приемы работы с различными материалами |
1.2 | Предметно-практическая подготовка |
| уметь: применять и совмещать различную структуру круп; применять различные приемы в работе с разными материалами; применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги | уметь: совмещать различную структуру круп; применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги |
2 | Метапредметные результаты: |
2.1 | Познавательные |
| уметь: | |
2.2 | Коммуникативные |
| уметь: | уметь: |
2.3 | Регулятивные |
| уметь: самостоятельно организовать свое рабочее место; соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; аргументировать оценку, корректировать действия | уметь: |
3 | Личностные результаты: |
| разовьют: внимание, память; мелкую моторику рук; способность изображать, видеть | разовьют: внимание, память; мелкую моторику рук |
Прогнозируемые результаты обучения
Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)
№ п/п | Для показавших низкий результат входного (текущего) контроля | Для показавших средний или высокий результат входного (текущего) контроля |
1 | Предметные образовательные результаты: |
1.1 | Теоретическая подготовка |
| Знать: приемы работы с различными материалами; виды материалов и инструменты для творчества; правила ТБ; законы композиции; виды декоративно-прикладного искусства; | Знать: виды материалов и инструменты для творчества; правила ТБ; приемы работы с различными материалами владеть специальной терминологией |
1.2 | Предметно-практическая подготовка |
| уметь: владеть специальными инструментами и материалами; применять навыки культуры труда; применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги; применять основные способы применения шаблонов и трафаретов; | уметь: владеть специальными инструментами и материалами; применять основные техники изготовления объёмных поверхностей из бумаги; применять навыки культуры труда; |
2 | Метапредметные результаты: |
2.1 | Познавательные |
| уметь: | уметь: |
2.2 | Коммуникативные |
| уметь: | уметь: |
2.3 | Регулятивные |
| уметь: организовать свое рабочее место; соблюдать в процессе деятельности правила безопасности; аргументировать оценку; оценивать свою работу | уметь: |
3 | Личностные результаты: |
| разовьют: внимание, память; мелкую моторику рук; способность изображать, видеть; способность анализировать; неординарный подход к выполнению поставленной задачи | разовьют: внимание, память; мелкую моторику рук; способность изображать; фантазию |
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1 | Вводное занятие. ТБ | 1 | 1 | - | Опрос |
2 | Входной контроль. | 1 | - | 1 | Практическое задание |
3 | Аппликация. | 15 | 2 | 13 | Собеседование с практическим заданием |
4 | Мозаика | 15 | 2 | 13 | Практическая работа |
5 | Промежуточная аттестация | 1 | - | 1 | Выставка |
6 | Текущий контроль | 3 | - | 3 | Наблюдение |
7 | Декупаж | 27 | 5 | 22 | Собеседование с практическим заданием |
8 | Промежуточная аттестация | 1 | - | 1 | Наблюдение |
9 | Итоговая аттестация. | 2 | - | 2 | Наблюдение. Выставка |
10 | Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки | 8 | - | 8 | Наблюдение. Выставка |
| Итого | 72 | 15 | 57 | |
Содержание учебного плана
Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)
№ п/п | Для показавших низкий результат входного (текущего) контроля | Для показавших средний или высокий результат входного (текущего) контроля |
| Теория | Практика | Теория | Практика |
1 полугодие |
1 | Вводное занятие. ТБ |
| Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем | - | Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем | - |
2 | Входной контроль |
3 | Аппликация |
3.1 | Работа с трафаретами. Простая аппликация. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге. | Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем по трафарету. Самостоятельное изготовление аппликации. | Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге. | Работа с ножницами, с трафаретами из цветной бумаги и клеем. Изготовление картинки по трафарету |
3.2 | Работа с трафаретами. Обрывная аппликация. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге | Работа с цветной бумагой и клеем. Самостоятельное изготовление картинки в технике обрывной аппликации по трафарету. | Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге | Работа с трафаретами из цветной бумаги и клеем. Изготовление картинки по трафарету. |
3.3 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Работа с трафаретами. Последовательность работы в технике обрывная аппликация или простая аппликация. | Самостоятельное изготовление картинки и рамки в технике обрывная аппликация или простая аппликация. Работа с цветной бумагой и клеем по трафарету. | Работа с трафаретами. Последовательность работы в технике обрывная аппликация или простая аппликация. | Изготовление картинки по трафарету в технике обрывная аппликация или простая аппликация. Работа с цветной бумагой и клеем. |
4 | Мозаика |
4.1 | Техника мозаика крупами и горохом |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами и горохом. | Работа с клеем, картоном, трафаретом. Применение круп и гороха. Самостоятельное оформление открытки | Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами и горохом. | Работа с клеем, картоном, трафаретом. Применение круп и гороха. |
4.2 | Техника мозаика макаронными изделиями |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с макаронными изделиями. | Работа с клеем, картоном, трафаретом и макаронными изделиями. Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации. | Организация рабочего места. Последовательность работы с макаронными изделиями. | Работа с клеем, картоном, трафаретом и макаронными изделиями |
4.3 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками. | Самостоятельное изготовление открытки и рамки в технике комбинированная аппликация. Работа с клеем, картоном, трафаретом, крупой, горохом и макаронными изделиями. | Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками. | Изготовление открытки по трафарету в технике комбинированная аппликация. Работа с клеем, картоном, трафаретом, крупой, горохом и макаронными изделиями. |
5 | Промежуточная аттестация |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | | Выполнение практической работы с применением изученных техник по трафарету. |
6 | Текущий контроль |
| Организация выставки | Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник | Организация выставки | Изготовление работы по трафарету для оформления выставки с применением изученных техник по трафарету. |
Итого за 1 полугодие: 34 |
2 полугодие |
7 | Декупаж |
7.1 | Техника декупаж салфетками |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций. | Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками. Самостоятельное изготовление картинки технике декупаж салфетками | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций. | Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками по трафарету. |
7.2 | Техника декупаж с применением декупажных карт |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. Правильный подбор композиций | Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами. Самостоятельное изготовление открытки с применением декупажной карты | Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. Правильный подбор композиций | Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами по трафарету. |
7.3 | Состаривание |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике состаривания. | Работа гуашевыми красками, губкой и кисточкой. Самостоятельное декорирование готовой коробки. Декор в технике комбинированной аппликации и состаривания | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике. | Работа с клеем, картоном, и ножницами. Работа с трафаретом, красками (гуашь), кисточкой и салфетками по трафарету. |
7.4 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| -Самостоятельный выбор техники, подготовка поверхности для изготовления изделия. | Самостоятельное декорирование изделия (по выбору) и оформление готовой работы. Работа с клеем, картоном, ножницами, декупажными салфеткам, белыми салфетками, декупажными картами | Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия состаривания | Изготовление картинки по трафарету. Работа с клеем, картоном, ножницами, декупажными салфеткам, белыми салфетками и декупажными картами. |
7.5 | Имитация природного материала (дерево, камень) и металла |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с бумажными салфетками | Работа с клеем, картоном, и ножницами. Работа с трафаретом, красками (гуашь), кисточкой и салфетками. Самостоятельное декорирование выбранного изделия с применением полученных знаний. | Организация рабочего места. Последовательность работы с бумажными салфетками. | Работа акриловыми красками, губкой и кисточкой. Декор готовой поверхности. |
7.6 | Золочение |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике золочения. | Работа акриловыми красками, губкой и кисточкой. Самостоятельное декорирование коробки в технике золочения | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике золочения. | Работа акриловыми красками, губкой и кисточкой. Декор готовой поверхности |
7.7 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия | Самостоятельное декорирование изделия (по выбору). Работа с клеем, кисточкой, картоном, трафаретом, салфетками, крупой, горохом и макаронными изделиями с применением акриловых красок. | Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия | Самостоятельное декорирование картинки по трафарету. Работа с клеем, кисточкой, картоном, трафаретом, в техниках по выбору обучающихся с применением акриловых красок. |
8 | Промежуточная аттестация |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | | Выполнение практической работы с применением изученных техник. |
9 | Итоговая работа |
9.1 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся |
| Организация рабочего места. Выбор техники и изделия | Самостоятельное декорирование выбранного изделия и выбранной техники | Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия | Изготовление открытки в выбранной технике по трафарету. |
10 | Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставок и стендов |
10.1.1 | | Организация рабочего места. Повтор изученных техник. Выбор техники и изделия Самостоятельное изготовление выбранного изделия и выбранной техники | | Организация рабочего места. Повтор изученных техник. Выбор техники для изготовления изделия Самостоятельное изготовление выбранного изделия и выбранной техники по трафарету |
Итого за 2 полугодие: | 38 |
Итого по программе | 72 |
Содержание учебного плана
Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)
№ п/п | Для показавших низкий результат входного (текущего) контроля | Для показавших средний или высокий результат входного (текущего) контроля |
| Теория | Практика | Теория | Практика |
| 1 полугодие |
1 | Вводное занятие. ТБ | |
| Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем. | - | Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты, нужные для работы, и правила их безопасного использования. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем. | - |
2 | Входной контроль. |
3 | Аппликация. |
3.1 | Работа с трафаретами. Простая аппликация. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге. | Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. Самостоятельное изготовление аппликации. | Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге. | Работа с ножницами, цветной бумагой и клеем. |
3.2 | Работа с трафаретами. Обрывная аппликация. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге | Работа с цветной бумагой и клеем. Самостоятельное изготовление картинки в технике обрывной аппликации | Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге | Работа с цветной бумагой и клеем. |
3.3 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Работа с трафаретами. Последовательность работы в технике обрывная аппликация или простая аппликация. | Самостоятельное изготовление 2-х картинок по трафарету и рамки в технике по выбору обучающихся. Работа с цветной бумагой и клеем по трафарету. | Работа с трафаретами. Последовательность работы в технике обрывная аппликация или простая аппликация. | Изготовление картинки по трафарету в технике по выбору обучающихся. Работа с цветной бумагой и клеем. |
4 | Мозаика |
3.1 | Техника мозаика крупами и горохом |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами и горохом. | Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом. Применение круп и гороха. Самостоятельное оформление открытки | Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами и горохом. | Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом. Применение круп и гороха |
4.2 | Техника мозаика макаронными изделиями |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с макаронными изделиями. | Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом и макаронными изделиями. Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации. | Организация рабочего места. Последовательность работы с макаронными изделиями. | Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом и макаронными изделиями |
4.3 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками. | Самостоятельное изготовление открытки и рамки в технике комбинированная аппликация. Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом, крупой, горохом и макаронными изделиями. | Организация рабочего места. Последовательность работы с изученными техниками. | Изготовление открытки в технике по выбору обучающихся. Работа с клеем, картоном, ножницами, трафаретом, крупой, горохом и макаронными изделиями. |
5 | Промежуточная аттестация |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | | Выполнение практической работы с применением изученных техник по трафарету. |
6 | Текущий контроль |
| Организация выставки | Самостоятельное изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник | Организация выставки | Изготовление работы для оформления выставки с применением изученных техник по трафарету. |
| Итого за 1 полугодие: 34 |
| 2 полугодие |
7 | Декупаж |
7.1 | Техника декупаж салфетками. |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций. | Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками. Самостоятельное изготовление картинки технике декупаж салфетками | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. Правильный подбор композиций. | Работа с клеем, картоном и декупажными салфетками по трафаретам. |
7.2 | Техника декупаж с применением декупажных карт |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. Правильный подбор композиций | Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами. Самостоятельное изготовление открытки с применением декупажной карты | Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. Правильный подбор композиций. | Работа с клеем, картоном, ножницами и декупажными картами |
7.3 | Состаривание |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике «состаривания». | Работа гуашевыми красками, губкой и кисточкой. Самостоятельное изготовление коробки в технике комбинированной аппликации. | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике «состаривания». | Работа акриловыми красками, губкой и кисточкой. Декор готовой коробки. |
7.4 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Организация рабочего места. Самостоятельный выбор техники, подготовка поверхности для изготовления изделия. | Самостоятельное изготовление 2-х работ Работа с клеем, картоном, ножницами, декупажными салфетками, белыми салфетками и декупажными картами и акриловыми красками. | Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия | Декорирование подготовленной поверхности. Работа с клеем, картоном, ножницами и материалом по выбору обучающихся |
7.5 | Имитация природного материала (дерево, камень) и металла |
| Организация рабочего места. Последовательность работы с бумажными салфетками. | Работа с клеем, картоном. Работа с трафаретом, красками (гуашь), кисточкой и салфетками. Самостоятельное декорирования выбранной поверхности с применением полученных знаний | Организация рабочего места. Последовательность работы с бумажными салфетками. | Работа с клеем, картоном. Работа с трафаретом, красками (гуашь), кисточкой и салфетками. |
7.6 | Золочение |
| Организация рабочего места. Последовательность работы в технике золочения. | Работа акриловыми красками, губкой и кисточкой. Самостоятельное изготовление коробки в технике комбинированной аппликации | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике золочения. | Работа акриловыми красками, губкой и кисточкой. Декор готовой коробки. |
7.7 | Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся |
| Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия | Самостоятельное изготовление изделия по трафарету и декор гладкой поверхности. Работа с клеем, кисточкой, картоном, трафаретом, салфетками, крупой, горохом и макаронными изделиями с применением акриловых красок. | Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия | Изготовление картинки по трафарету. Работа с клеем, кисточкой, картоном, трафаретом, салфетками, крупой, горохом и макаронными изделиями с применением акриловых красок. |
9 | Промежуточная аттестация |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | | Выполнение практической работы с применением изученных техник |
9 | Итоговая работа. |
9.1 | Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся |
| Организация рабочего места. Выбор техники и изделия | Самостоятельное изготовление выбранного изделия и выбранной техники | Организация рабочего места. Выбор техники для изготовления изделия | Самостоятельное изготовление открытки в выбранной технике по трафарету |
10 | Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки |
10.1 | Организация рабочего места. Повтор изученных техник. Выбор техники и изделия. | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. Применение на практике полученных знаний. Организация выставки. | Организация рабочего места. Повтор изученных техник. Выбор техники и изделия. | Декорирование выбранного изделия в выбранной технике. Применение на практике полученных знаний. Организация выставки. |
| Итого за 2 полугодие: 38 |
| Итого за год: 72 |
Календарный учебный график (http://crdm-smol.ru/) (Приложение 1)
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы «3D аппликация» включает в себя дидактические принципы, методы, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Обучающиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, выполнение практических заданий и самостоятельных работ), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Достижение поставленной цели учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики, обучающиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование, с учетом возможности его изменения. Большое внимание уделяется принципам доступности и посильности в обучении, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, самостоятельные работы);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также других материалов для работы в объёме).
Подведение итогов по каждому разделу программы проходит в виде мини-выставок в объединении, где обучающиеся вместе с педагогом анализируют выполненные работы, отмечают аккуратность исполнения, правильный подбор цветовой гаммы, уровень сложности. В итоге лучшие работы выбираются для дальнейших выставок.
Формы и сроки аттестации / контроля
Входной контроль в форме наблюдения и выполнения практического задания (сентябрь).
Текущий контроль после изучения каждой темы раздела в форме наблюдения, практических работ, выставок (сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, март, апрель).
Промежуточная, итоговая аттестация в форме выставки, конкурса, самостоятельно выполненных практических заданий (декабрь, апрель).
Оценочные материалы
Способы фиксации результатов
Диагностика «Способности обучающихся» 6–9 лет
№ п/п | ФИ Занимающихся | Навыки пользоваться ножницами | Умение обрывать по контуру | Владение кистью с клеем | итог |
| | | | | |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся не имеет навыков пользования ножницами; не умеет обрывать по контуру; не владеет кистью и клеем)
С – средний уровень подготовки (есть навыки владением ножницами, но на среднем уровне; не умеет обрывать по контуру, владеет кистью и клеем неаккуратно)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся имеет навыки пользования ножницами; умеет обрывать по контуру, владеет кистью и клеем аккуратно)
Диагностика «Способности обучающихся» 10–13 лет
№ п/п | ФИ Занимающихся | Навыки пользоваться ножницами | Умение обрывать по контуру | Владение кистью с клеем | итог |
| | | | | |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся имеет навыки пользованием ножницами, но не в полном объеме; не умеет обрывать по контуру; неаккуратно владеет кистью и клеем)
С – средний уровень подготовки (есть навыки владением ножницами, но не в полном объеме; может обрывать по контуру, но неаккуратно; владеет кистью, но неаккуратно с клеем)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся использует навыки работы с ножницами в полном объеме; умеет обрывать аккуратно по контуру; владеет кистью и клеем)
Текущий контроль
№ п/п | ФИ Занимающихся | свобода восприятия теоретической информации | качество и технологичность выполнения практического задания | Знание основных терминов | итог |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся не воспринимает теоретическую часть задания; некачественно, не придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи)
С – средний уровень подготовки (обучающийся частично воспринимает теоретическую часть задания; не совсем качественно, практически не придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в бытовой речи)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся полностью воспринимает теоретическую часть задания; качественно, придерживаясь технологии, выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией и осознанно употребляет в полном соответствии с их содержанием)
Промежуточная аттестация для обучающихся 6–9 лет
№ п/п | ФИ Занимающихся | Знание основных терминов | Владение основами практических навыков | Организация рабочего места | Работа с трафаретом | Самостоятельный подбор техник для практической работы | Составление композиций | итог |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи; обучающийся копирует действия педагога; испытывает затруднения в подготовке рабочего места; не совсем усвоил работу с трафаретом; испытывает затруднения в подборе техник для практической работы; отсутствует понятие о составлении композиций)
С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой; обучающийся вносит свои изменения и дополнения в предлагаемый образец; готовит и убирает рабочее место самостоятельно, но требует контроль педагога; работает с трафаретом неаккуратно; способен подобрать техники для практической работы, но под руководством педагога; самостоятельно не может составить композицию)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и осознанно употребляет в полном соответствии с их содержанием; способен применить несколько вариантов техник для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место самостоятельно; работает с трафаретом аккуратно и самостоятельно; способен самостоятельно подобрать техники для практической работы; может самостоятельно составить композицию)
Промежуточная аттестация для обучающихся 6–9 лет (Справившихся не в полном объёме с заданием текущего контроля)
№ п/п | ФИ Занимающихся | Знание основных терминов | Владение основами практических навыков | Организация рабочего места | Работа с трафаретом | Составление композиций | итог |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи; выполняет задание с помощью педагога; организует рабочее место после подсказки педагога; не усвоил работу с трафаретом; испытывает затруднения в подборе техник для практической работы; отсутствует понятие о составлении композиций)
С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и понимает речь педагога; может выбрать один из нескольких вариантов для изготовления предлагаемого образца; готовит рабочее место под контролем педагога; работает с трафаретом неаккуратно и не самостоятельно; не способен самостоятельно подобрать техники для практической работы; самостоятельно не может составить композицию)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда употребляет в речи на занятиях; может предложить один вариант для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место под контролем педагога; работает с трафаретом не самостоятельно; способен подобрать техники для практической работы, но под контролем педагога; может составить композицию но под контролем педагога)
Промежуточная аттестация для обучающихся 10–13 лет
№ п/п | ФИ Занимающихся | Знание основных терминов | Владение основами практических навыков | Организация рабочего места | Работа с трафаретом | Самостоятельный подбор техник для практической работы | Составление композиций | итог |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и понимает речь педагога; в основном копирует действия педагога; испытывает затруднения в самостоятельной подготовке и уборке рабочего места; не совсем усвоил работу с трафаретом; испытывает затруднения в самостоятельном подборе техник для практической работы; составляет композицию под контролем педагога)
С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой; способен применить несколько вариантов техник для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место самостоятельно, но требует контроль педагога; работает с трафаретом самостоятельно, но не аккуратно; способен подобрать техники для практической работы, но под контролем педагога; не полностью может самостоятельно составить композицию)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и осознанно употребляет ее в полном соответствии с их содержанием; способен создать авторский вариант; обучающийся готовит и убирает рабочее место самостоятельно; работает с трафаретом аккуратно и самостоятельно; способен самостоятельно подобрать техники для практической работы; может самостоятельно составить авторскую композицию)
Промежуточная аттестация для обучающихся 10–13 лет (Справившихся не в полном объёме с заданием текущего контроля)
№ п/п | ФИ Занимающихся | Знание основных терминов | Владение основами практических навыков | Организация рабочего места | Работа с трафаретом | Составление композиций | итог |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи; выполняет задание с помощью педагога; не способен организовать рабочее место самостоятельно; не совсем усвоил работу с трафаретом; испытывает затруднения в подборе техник для практической работы; отсутствует понятие о составлении композиций)
С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и понимает речь педагога; может выбрать один из нескольких вариантов для изготовления предлагаемого образца; готовит рабочее место после подсказки педагога; работает с трафаретом не самостоятельна; не способен самостоятельно подобрать техники для практической работы; самостоятельно не может составить композицию)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда употребляет в речи на занятиях; может предложить один вариант для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место под контролем педагога; работает с трафаретом аккуратно, но не самостоятельно; способен подобрать техники для практической работы, но под контролем педагога; может составить композицию, но под контролем педагога)
Итоговая аттестация. Самостоятельно выполненное практическое задание
Мониторинг результатов обучения.
Аттестационный лист
Вид аттестации ФИО обучающегося | Входной контроль | Текущий контроль | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация |
Н – низкий уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал низкий уровень по всем формам контроля и аттестации)
С – средний уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал средний уровень по всем формам контроля и аттестации)
В – высокий уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал высокий уровень по всем формам контроля и аттестации)
Система оценки учебных достижений обучающихся
Стартовый уровень
Показатель | Критерий | Степень выраженности оцениваемого критерия | Балл | Методы определения результата |
I. Предметные образовательные результаты |
1.1. Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности |
1.1.1. Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям | Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области. | минимальный уровень (освоено 50% объема знаний, предусмотренных программой) | 1 | Тестирование, контрольный срез и др. |
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 75%) | 2 |
максимальный уровень (освоен весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 3 |
1.1.2. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Умение кратко излагать содержание предметной области, используя в речи специальную терминологию | минимальный уровень (учащийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет в речи) | 1 |
средний уровень (учащийся владеет специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой) | 2 |
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) | 3 |
1.2. Предметная практическая подготовка |
1.2.1.Специальные практические умения и навыки, предусмотренные программой | Владение основами практических умений и навыков, предусмотренными программой | минимальный уровень (учащийся овладел 50% предусмотренных умений и навыков) | 1 | Контрольная практическая работа, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности) |
средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет 75%) | 2 |
максимальный уровень (уверенно овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) | 3 |
1.2.2. Творческие навыки | Способность к творческому решению учебных и практических задач; созданию форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности | репродуктивный уровень (учащийся в основном копирует образцы (действия педагога); | 1 |
эвристический уровень (вносит свои изменения (предложения) в образец); | 2 |
творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант) | 3 |
II. Универсальные учебные действия (ключевые компетентности) |
2.1. Познавательные учебные действия |
2.1.1. Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности | Самостоятельность в работе с информацией предметной деятельности | минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с анализом информации предметной деятельности, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | Реферативные учебно-исследовательские работы, проекты, тестирование |
средний уровень (анализирует информацию самостоятельно, но испытывает трудности при ее анализе); | 2 |
максимальный уровень (анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей) | 3 |
2.2. Коммуникативные учебные действия |
2.2.1. Умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Самостоятельность и заинтересованность в восприятии содержания программы | минимальный уровень (учащийся испытывает затруднения при восприятии содержания программы) | 1 | Наблюдение, анкетирование |
средний уровень (в основном самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы) | 2 |
максимальный уровень (всегда самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы) | 3 |
2.2.2. Умение вступать в контакт, поддерживать его. | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств, в поиске аргументов | минимальный уровень (испытывает значительные затруднения в поисках аргументов и доказательств, нуждается в постоянной помощи педагога) | 1 |
средний уровень (в основном самостоятелен в построении взаимодействия в группе, но затрудняется логически выстраивать дискуссию); | 2 |
максимальный уровень (самостоятелен в построении взаимодействия в группе, уверенно вступает в дискуссию, логично выстраивает аргументированные доказательства) | 3 |
2.3. Регулятивные учебные действия |
2.3.1. Способность организации собственной деятельности | Умение организовать свое рабочее место | минимальный уровень умений (учащийся испытывает затруднения в планировании своей деятельности, в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | 1 | Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности) |
средний уровень (готовит и убирает свое рабочее место самостоятельно, но требуется контроль педагога) | 2 |
максимальный уровень (организует свое рабочее место осознанно, самостоятельно) | 3 |
2.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие приобретенных навыков выполнения правил техники безопасности программным требованиям | недопустимый уровень (учащийся не овладел полным объемом навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой, к работе не допускается!) | 1 |
допустимый уровень (объем усвоенных навыков составляет 100%) | 2 |
высокий уровень (учащийся не только освоил весь объем навыков, но и способен объяснить их другим) | 3 |
2.3.3. Уровень формирования навыков аргументированной оценки объектов и предметов изучаемой области | Умение оценивать объекты и предметы (по виду деятельности, содержанию программы), продукты собственного труда | минимальный уровень (не всегда может объективно оценить объекты и предметы в изучаемой области, свои действия); | 1 | Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет |
средний уровень (сформировано умение оценки, корректировки действий с учетом ошибок); | 2 |
максимальный уровень (сформировано умение оценить, аргументировать оценку, корректировать действия). | 3 |
Материальное обеспечение
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- декупажная бумага (салфетки многослойные, карты, рисунки);
- акриловые краски, гуашь;
- бумага цветная;
- бумага цветная с трафаретами;
- ножницы;
- клей ПВА;
- кисти синтетические средней жесткости разного размера;
- картон белый и цветной;
- крупы (манная, кукурузная, пшеничная, овсяные хлопья…), горох;
- макаронные изделия.
Литература для педагога:
Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. М.: Сова, 2008.
Мититело К. Чудо-аппликация. М.: Эксмо, 2008.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. М.: Эксмо, 2005.
Тойбнер А. Аппликация: цветы для любимой мамочки. М.: Астрель, 2008.
Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. М.: БАО-Пресс, 2006.
Литература для обучающихся:
Мититело К. Чудо-аппликация. М.: Эксмо, 2008.
Тойбнер А. Аппликация: цветы для любимой мамочки. М.: Астрель, 2008.
Электронные ресурсы:
1.Декупаж. Основные техники. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com › watch
2.Мозаика крупами для детей. [Электронный ресурс] http://dk-radiy.ru/obzory/2018-12-28/2012443569-podelki-iz-krupy-dlya-detey.html
3.Окраска и золочение. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com › watch
4.Определения техник используемых в программе. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/
5.Техника декупаж. [Электронный ресурс] http://berkem.ru/drugoe/texnika-dekupazha-dereva-iz-salfetok-instrukciya-dlya-nachinayushhix/
6.Техника золочения. [Электронный ресурс] https://remstd.ru/archives/dekorativnoe-zolochenie-svoimi-rukami/
7.Техника состаривания. [Электронный ресурс] https://tairtd.ru/information/articles/Dekorativnoe-sostarivanie-predmetov-Tekhniki-i-sposoby.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный учебный график
Вариант 1 (для обучающихся 6–9 лет)
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Форма занятий | Форма контроля | Кол-во часов |
1 полугодие |
|
1. Вводное занятие, ТБ (1) |
1 | | Введение в программу. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем. | Презентация Инструктаж | Опрос | 1 |
Входной контроль. (1) |
Аппликация.(14) |
Работа с трафаретами. Простая аппликация. (6) |
2 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге. | Рассказ, иллюстрация. | Опрос | 1 |
3 | | Входной контроль | Практическая работа | Тестирование | 1 |
4 | | Работа с ножницами, цветной бумагой по трафарету. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
5 | | Работа с клеем, цветной бумагой по трафарету. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
6 | | Самостоятельный выбор композиции. Вырезание элементов из цветной бумаги. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
7 | | Самостоятельный подбор элементов для выполнения композиции. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
8 | | Самостоятельное оформление готовой работы | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Работа с трафаретами. Обрывная аппликация. (6) |
9 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге. | Мастер-класс | Опрос | 1 |
10 | | Работа с цветной бумагой и трафаретами. Обрывание элементов из цветной бумаги. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
11 | | Работа с трафаретом, подбор элементов для композиции | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
12 | | Самостоятельный выбор композиции. Обрывание элементов из цветной бумаги. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
13 | | Самостоятельное изготовление картинки в технике обрывной аппликации по трафарету | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
14 | | Самостоятельное оформление готовой работы | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2) |
15 | | Самостоятельное изготовление картинки и рамки в технике выбранной обучающимися. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
16 | | Текущий контроль | Практическая работа | Выставка | 1 |
Мозаика 14 |
Техника мозаика крупами и горохом (6) |
17 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами и горохом по трафарету. | Рассказ, иллюстрация | Опрос | 1 |
18 | | Выбор композиции. Работа с клеем, трафаретом и выбранными крупами. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
19 | | Применение клея и краски гуашь для закрепления и прокрашивание крупы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
20 | | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
21 | | Самостоятельный выбор трафарета, для изготовления открытки. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
22 | | Самостоятельное оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Техника мозаика макаронными изделиями (6) |
23 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с макаронными изделиями. | Демонстрация, объяснение | Опрос | 1 |
24 | | Выбор композиции. Работа с клеем, трафаретом и макаронными изделиями. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
25 | | Работа с клеем, трафаретом. Применение макаронных изделий | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
26 | | Работа с клеем, трафаретом. Применение макаронных изделий | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
27 | | Применение клея и краски гуашь для закрепления и прокрашивание макаронных изделий. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
28 | | Оформление готовой работы | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2) |
29 | | Организация рабочего места. Выбор трафарета и техник обучающимися. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
30 | | Самостоятельное изготовление картинки по трафарету в технике выбранной обучающимися. Оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Промежуточная аттестация 1 |
31 | | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Текущий контроль 3 |
32 | | Самостоятельное изготовление работы для оформления тематической выставки с применением изученных техник. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
33 | | Самостоятельное изготовление работы для оформления тематической выставки с применением изученных техник. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
34 | | Текущий контроль | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Итого за 1 полугодие: | 32 |
2 полугодие |
Декупаж 27 |
Техника декупаж салфетками. (6) |
1 | | Повторный инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. | Инструктаж Демонстрация, объяснение | Опрос | 1 |
2 | | Работа с декупажными салфетками. Правильный подбор композиций. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
3 | | Оформление готовой работы | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
4 | | Самостоятельный подбор композиции, изготовление картинки в технике декупаж | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
5 | | Самостоятельное изготовление картинки в технике декупаж | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
6 | | Текущий контроль | Практическая работа | Защита проекта | 1 |
Техника декупаж с применением декупажных карт (6) |
7 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. | Презентация | Опрос | 1 |
8 | | Работа с декупажными картами. Правильный подбор композиций. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
9 | | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Выставка | 1 |
10 | | Самостоятельный подбор композиции для изготовления открытки в технике обрывная аппликация и простая аппликация. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
11 | | Самостоятельное изготовление открытки в технике комбинированной аппликации. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
12 | | Самостоятельное оформление готовой работы. | Творческая мастерская | Защита проекта | 1 |
Состаривание (2) |
13 | | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике состаривания. | Демонстрация, | Опрос | 1 |
14 | | Самостоятельное декорирование изделия в технике состаривания. Оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2) |
15 | | Самостоятельный выбор техники, подготовка поверхности для изготовления изделия. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
16 | | Самостоятельное изготовление картинки и оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Имитация природного материала (дерево, камень) и металла (9) |
17 | | Организация рабочего места. Последовательность работы с бумажными салфетками. Подготовка рабочей поверхности изделия. | Демонстрация, объяснение | Опрос | 1 |
18 | | Работа с бумажными салфетками. Смешивание краски «гуашь» с клеем ПВА для получения клея нужного цвета. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
19 | | Работа с бумажными салфетками, поверхностью готовой коробки, клеем необходимого цвета. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
20 | | Прокрашивание готовой поверхности клеем необходимого цвета. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
21 | | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Выставка | 1 |
22 | | Работа с калькой, поверхностью готовой коробки, клеем необходимого цвета. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
23 | | Прокрашивание готовой поверхности клеем необходимого цвета. Оформление готовой работы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
24 | | Самостоятельное декорирование с применением полученных знаний. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
25 | | Самостоятельное декорирование с применением полученных знаний. Оформление готовой работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Золочение (2) |
26 | | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике золочения. | Демонстрация, объяснение | Опрос | 1 |
27 | | Самостоятельное декорирование в технике золочения. Оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Промежуточная аттестация (1) |
28 | | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Итоговая аттестация. 2 |
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся. |
29 | | Организация рабочего места. Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике, изученной за прошедший период | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
30 | | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Выставка. | 1 |
Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки 8 |
31 | | Организация рабочего места. Повтор изученных техник (тест). Выбор техники и изделия. | Практическая работа | Тестирование | 1 |
32 | | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
33 | | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
34 | | Самостоятельное оформление работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
35 | | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
36 | | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
37 | | Самостоятельное оформление работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
38 | | Самостоятельное оформление выставки. | Выставка | Выставка. | |
Итого за 2 полугодие: | 38 |
Всего за учебный год: | 72 |
Календарный учебный график
Вариант 2 (для обучающихся 10–13 лет)
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Форма занятий | Форма контроля | Кол-во часов |
1 полугодие |
|
Вводное занятие, ТБ 1 |
| | Введение в программу. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с ножницами и клеем. | Презентация Инструктаж | Опрос | 1 |
Входной контроль. 1 |
Аппликация. 14 |
Работа с трафаретами. Простая аппликация. (6) |
| | Повторный инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге. | Рассказ, иллюстрация. | Опрос | 1 |
| | Входной контроль | Педагогическая диагностика | Тестирование | 1 |
| | Работа с ножницами, цветной бумагой по трафарету. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Работа с клеем, цветной бумагой по трафарету. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельный выбор композиции. Вырезание элементов из цветной бумаги. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельный подбор элементов для выполнения композиции. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное оформление готовой работы | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Работа с трафаретами. Обрывная аппликация. (6) |
| | Организация рабочего места. Последовательность работы с трафаретами на цветной бумаге. | Мастер-класс | Наблюдение | 1 |
| | Работа с цветной бумагой и трафаретами. Обрывание элементов из цветной бумаги. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Работа с трафаретом, подбор элементов для композиции | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельный выбор композиции. Обрывание элементов из цветной бумаги. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное изготовление картинки в технике обрывной аппликации по трафарету | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное оформление готовой работы | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2) |
| | Самостоятельное изготовление второй картинки и рамки в технике выбранной обучающимися. Оформление готовых работ | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Текущий контроль | Защита проекта | Наблюдение | 1 |
Мозаика 14 |
Техника мозаика крупами и горохом (6) |
| | Организация рабочего места. Последовательность работы с крупами и горохом по трафарету. | Рассказ, иллюстрация | Опрос | 1 |
| | Выбор композиции. Работа с клеем, трафаретом и выбранными крупами. | Практическая работа | Опрос, наблюдение | 1 |
| | Применение клея и краски гуашь для закрепления и прокрашивание крупы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельный выбор трафарета, для изготовления открытки.. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Техника мозаика макаронными изделиями (6) |
| | Организация рабочего места. Последовательность работы с макаронными изделиями. | Демонстрация, объяснение | Опрос | 1 |
| | Выбор композиции. Работа с клеем, трафаретом и макаронными изделиями. | Практическая работа | Опрос, наблюдение | 1 |
| | Работа с клеем, трафаретом. Применение макаронных изделий | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Работа с клеем, трафаретом. Применение макаронных изделий | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Применение клея и краски гуашь для закрепления и прокрашивание макаронных изделий. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное оформление работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2) |
| | Организация рабочего места. Выбор трафарета и техник обучающимися | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное изготовление открытки и рамки по трафарету в технике выбранной обучающимися. Оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Промежуточная аттестация 1 |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Текущий контроль 3 |
| | Самостоятельное изготовление работы для оформления тематической выставки с применением изученных техник. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное изготовление работы для оформления тематической выставки с применением изученных техник. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Текущий контроль | Защита проекта | Опрос, наблюдение | 1 |
Итого: | 34 |
Второе полугодие | |
Декупаж 27 |
Техника декупаж салфетками. (6) |
| | Повторный инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Последовательность работы в технике декупаж. | Инструктаж Демонстрация, объяснение | Опрос | 1 |
| | Работа декупажными салфетками. Правильный подбор композиций. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Оформление готовой работы | Практическая работа | Выставка | 1 |
| | Самостоятельный подбор композиции, изготовление картинки в технике декупаж | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное изготовление картинки в технике декупаж | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Текущий контроль | Защита проекта | Опрос, наблюдение | 1 |
Техника декупаж с применением декупажных карт (5) |
| | Организация рабочего места. Последовательность работы с декупажными картами. | Презентация | Опрос | 1 |
| | Работа декупажными картами. Правильный подбор композиций. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельный подбор композиции для изготовления открытки в технике обрывная аппликация и простая аппликация. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное изготовление открытки в технике комбинированной аппликации. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное оформление готовой работы. | Творческая мастерская | Выставка | 1 |
Состаривание (2) |
| | Организация рабочего места. Последовательность работы в технике состаривания. | Демонстрация, | Опрос | 1 |
| | Самостоятельное декорирование в технике состаривания. Самостоятельное оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Самостоятельная работа в технике по выбору обучающихся (2) |
| | Самостоятельный выбор техники, подготовка поверхности для изготовления 2-х изделий. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное декорирование 2 работ и оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Имитация природного материала (дерево, камень) и металла (9) |
| | Организация рабочего места. Последовательность работы с бумажными салфетками. Подготовка рабочей поверхности изделия. | Демонстрация, объяснение | Опрос | 1 |
| | Работа с бумажными салфетками. Смешивание краски «гуашь» с клеем ПВА для получения клея нужного цвета. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Работа с бумажными салфетками, гладкой поверхностью готовой коробки, клеем необходимого цвета. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Прокрашивание готовой поверхности клеем необходимого цвета | Практическая работа | Наблюдение | |
| | Оформление готовой работы. | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
| | Работа с калькой, поверхностью готовой коробки, клеем необходимого цвета. | Практическая работа | Выставка | 1 |
| | Прокрашивание готовой поверхности клеем необходимого цвета. Оформление готовой работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное декорирование с применением полученных знаний. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное декорирование с применением полученных знаний. Оформление готовой работы | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Золочение (2) |
| | Организация рабочего места. Самостоятельное декорирование выбранной поверхности в технике золочения | Демонстрация, объяснение | Опрос | 1 |
| | Самостоятельное декорирование в технике золочения. Оформление готовой работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
Промежуточная аттестация 1 |
| | Самостоятельное выполнение практической работы с применением изученных техник | Практическая работа | Наблюдение | 1 |
Итоговая работа. 2 |
Самостоятельная работа в технике по выбору занимающихся. |
| | Организация рабочего места. Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике, изученной за прошедший период | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Оформление готовой работы. | Защита проекта | Опрос, наблюдение | 1 |
Изготовление работ в техниках по выбору занимающихся для оформления выставки 5 |
| | Организация рабочего места. Повтор изученных техник. (тест) Выбор техники и изделия. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное оформление работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | 1 |
| | Самостоятельное декорирование выбранного изделия в выбранной технике. | Творческая мастерская | Наблюдение | |
| | Самостоятельное оформление работы. | Творческая мастерская | Наблюдение | |
| | Самостоятельное оформление выставки. | Выставка | Наблюдение | |
Всего | 72 |
Приложение 2
Термины
Аппликация (от лат. «прикладывание») – способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.
Декупаж – простая и недорогая техника декорирования различных предметов, от стен и мебели до крошечных аксессуаров. Для того чтобы преобразить обычную поверхность, необходимо выбрать готовый рисунок, выполненный на тонкой бумаге, вырезать его и приклеить на выбранный предмет. Декупаж – идеальное хобби. С его помощью можно создавать произведения искусства из дерева, стекла, керамики, пластмассы и многих других материалов. При этом не нужно уметь рисовать, лепить или высекать; всё что необходимо для декупажа – воображение, умение видеть красоту в простых вещах, терпение и желание преображать.
Аппликация крупами и макаронами. Техника доступна даже для младшего возраста: мелкую крупу насыпают на участок, обильно смазанный густым клеем ПВА, крупные зерна укладывают по одному, используя пинцет. Корректируют работу с помощью ватной палочки или зубочистки, равномерно распределяя зерна и стараясь, чтобы просветы фона были минимальными, а крупинки лежали плотно, но в один слой.
Памятки по технике безопасности
Правила безопасной работы с ножницами:
- соблюдай порядок на своём рабочем месте;
- перед работой проверь исправность инструментов;
- работай только исправными инструментами (хорошо отрегулированными и заточенными);
- работай ножницами только на своём рабочем месте;
- следи за движением лезвий во время работы;
- ножницы клади кольцами к себе;
- подавай ножницы кольцами вперёд;
- не оставляй ножницы открытыми;
- храни ножницы в чехле лезвиями вниз;
- не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу;
- используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
- при работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется;
- бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;
- излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её;
- кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с наждачной бумагой
Примечание. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учреждения, остаются в учреждении и используются как демонстрационный материал