СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мастер – золотые руки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для обучения декоративно- прикладному творчеству детей и подростков в учреждении дополнительного образования. Проограмма адаптирована.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мастер – золотые руки»»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Богучарский районный Центр детского творчества»



Программа рассмотрена «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор МКУ ДО «Богучарский РЦДТ»

МКУ ДО «Богучарский РЦДТ» __________ Решетникова Т.И.

Протокол №___ «_____» ________________ 2023 г.

«____» ____________ 2023 г.





Модифицированная дополнительная

образовательная общеразвивающая программа

«Мастер – золотые руки»

144 часа



Возраст детей: 9 - 15 лет

Направленность программы: художественная

Срок реализации: 1 года

Автор программы: педагог дополнительного образования

Фукс Ирина Владимировна







Г. Богучар, 2023



Пояснительная записка

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.

Декоративно-прикладное искусство (лат.- украшать)- вид искусства произведения которого выполняя определённую утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.

Декоративно-прикладное искусство создаёт среду, в котором живут люди, украшает повседневный быт, имеет различные направления, охватывает многие сферы жизнедеятельности человека.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05. 05. 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013, норм СанПиН 2.4.2.2821-10, опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, и соответствует Уставу и программе развития МКУ ДО «Богучарский РЦДТ».

Данная программа по декоративно - прикладному искусству построена с учётом специфики дополнительного образования детей. Программа не предусматривает изучение только одного вида художественной деятельности, предлагает широкий спектр творческих работ из различных групп художественных материалов.

Программа «Мастер-золотые руки» создана на основе модельной дополнительной общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное творчество», рекомендованной ВИРО.

Диапазон декоративных работ предлагаемых в данной программе – популярные виды ручного труда, рукоделия, доступные для детей различного возраста. Программа предусматривает принцип обучения от простого к сложному.

Актуальность программы: заключается в том, что за счет развития креативного мышления обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни для украшения одежды, жилища, быта и т.д. Подростки могут выразить себя в творчестве, сориентироваться в получении различных творческих профессий: дизайнер, оформитель, педагог дополнительного образования.

Новизна данной образовательной программы состоит в том, что она направлена на формирование личностных, межпредметных и предметных компетенций детей и подростков. В ходе обучения детей различным видам декоративно-прикладного искусства, использование материала по принципу нарастающего уровня сложности.

Цель программы: создание условий для формирования личностных, межпредметных и предметных компетенций детей и подростков в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

  1. Образовательные:

- дать знания по истории изонити, квиллинга, декупажа, работе с природными материалами и др., как разновидности декоративно-прикладного творчества;

- ознакомить с приемами и способами работы с различными материалами,

- обучить умению составлять узоры, изображения предметов;

- пробудить стремление создавать предметы декоративно-прикладного творчества по собственному замыслу;

- сформировать навыки аранжировки и составления композиции;

- ознакомить детей с правилами по технике безопасности при работе с инструментами,

- обучить навыкам работы с оборудованием,

- привить стремление к расширению знаний в области декоративно-прикладного искусства.

2.Развивающие:

- способствовать развитию эстетического вкуса, формированию потребности украшать свой быт,

- развить коммуникативные умения и навыки,

- развить координацию движений, мелкую моторику и сенсорику пальцев,

- развить творческие способности и потребность в самореализации.

3.Воспитательные:

- воспитать трудовую культуру, усидчивость, терпение;

- воспитать аккуратность, ответственность, осознанный подход к работе.

Возраст детей, сроки реализации

По программе занимаются мальчики и девочки в возрасте от 9 до 15 лет. В группы принимаются все желающие, независимо от уровня первоначальных знаний и умений.

Краткая характеристика психофизиологических особенностей учащихся: по программе занимаются учащиеся, которым по врачебным показаниям не запрещены занятия декоративно-прикладным творчеством. В связи с быстрой утомляемостью подростков, сменой настроения педагогу следует построить занятия в доброжелательной атмосфере взаимного уважения, взаимопомощи. На занятиях следует использовать физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации с музыкальным сопровождением.

По программе практикуются следующие формы работы:

- индивидуальная,

- групповая,

- коллективная.

Программой предусмотрен следующий режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 акдемических часа с перерывом 10 минут, с сентября по май.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметные результаты

 - освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи.

- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое;

- формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративно-прикладном творчестве;

- воспитание нравственных и эстетических чувств; интерес к родной природе, к многонациональной культуре нашей страны.

Предметные результаты

 -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.        

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

- создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

 - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

- сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;

 - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- особенности построения композиции, основные декоративные элементы народных росписей;

- историю возникновения  и развития  бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга;

-  виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции.              

 -технологию создания панно.

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс.                    

-цветовое и композиционное решение;

-  технологию создания народной  куклы; историю русского  народного костюма;  

классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях;            

- сувенир, виды и назначение сувениров;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

Регулятивные результаты

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка предполагается использовать следующие способы диагностики:

- педагогическое наблюдение,

- анализ творческих работ,

- анализ участия обучающихся в ярмарках, выставках, вернисажах, презентациях, изучение активности детей на открытых занятиях.

Формы итогового контроля

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:

1. вводный контроль (сентябрь);

2. текущий контроль (в течение всего учебного года);

3. промежуточный контроль (декабрь);

4. итоговый контроль (май).

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний.

Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид декоративно-прикладной деятельности, художественный материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе. Теоретический материал проверяется с помощью теста – промежуточного или итогового.

Методы и приемы работы с детьми:

-словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция);

-наглядные (демонстрация педагогов приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии)

-практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами)

-на занятиях используют игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развития воображения;

-частично-поисковый метод (выполнение заданий, требующих самостоятельной активности).

Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2

0

2

2.

Работа с природным материалом

1

9

10

3.

Работа с бумагой, картоном.

2

20

22

4.

Работа с тканью, лентами, тесьмой.

1

21

22

5.

Работа с солёным тестом

1

17

18

6.

Работа с пряжей

1

11

12

7.

Работа с папье-маше

1

11

12

8.

Лепка из глины

1

13

14

9.

Работа с гипсом.

1

7

8

10.

Работа с фоамираном

1

9

10

11.

Работа с бисером

1

11

12

12.

Выставки в ЦДТ

1

1

2

ИТОГ:

144 часа



Содержание программы

1.Вводное занятие. (2 часа) Теоретическое занятие: Знакомство с работой объединения. Обсуждение целей и задач объединения. ИТБ на занятиях, переменах и на пути следования к месту занятий, на прогулках и экскурсиях. Расширение сведений о декоративно-прикладном творчестве. 2.Работа с природным материалом. (10 часов) Теоретическое занятие: Общие сведения о природном материале. Заготовка и хранение природного материала. Беседа о красоте и пользе окружающей среды. Стихи и музыка о природе. Ветки деревьев и корни в декоративном творчестве. Настенные и настольные украшения. Практические занятия: Аппликации из природного материала. История и техника создания. ИТБ при работе с утюгом, канцелярским ножом, ножницами. Аппликации из коры деревьев. Техника создания аппликаций из коры деревьев. Поделки и настенные украшения из веток деревьев и семян растений. Аппликации и поделки из яичной скорлупы (кракле). Поделки из песка и гальки. Роспись камней акриловыми красками. 3. Работа с бумагой и картоном. (22 часа) Теоретическое занятие: Вводная беседа. Расширение сведений о бумаге и ее видах. Способ изготовления бумаги, сырье для бумажной промышленности. Роль бумаги в повседневной жизни человека и декоративно-прикладном творчестве. Практические занятия: Коллаж и его роль в декоративном творчестве. Квиллинг. Европейский и корейский квиллинг. Виды бумажных роллов. Работы из гофрированного картона. Работы из бумажных модулей. Объемные изделия. Вытынанки композиционные. Оригами. История и этапы изготовления. Поделки в технике декупаж на основе картонных коробок. Декупажные салфетки.

4.Работа с тканью, лентами, тесьмой (22 часа) Теоретическое занятие: История возникновения тканевых материалов. Классификация видов ткани. Особенности обработки ткани. Как появились нитки? Иголки и булавки? Практические занятия: Канзаши. Украшения для девочек. Топиарии. Пошив мягких объемных игрушек. Увеличение или уменьшение выкройки игрушки. Работа с фетром. Пошив развивающих игрушек для малышей. Настенные украшения и медальоны. Вышивка крестом. Работа с цветными схемами. Составление схем на миллиметрованной бумаге. Перенос схемы с бумаги на канву. Вышивка лентами. Пэчворк. Лоскутное шитье. 5. Работа с солёным тестом (18 часов) Теоретическое занятие: Технологии получения солёного теста. Рецепты замеса цветного теста. Правила работы с солёным тестом. Сушка изделий. Роспись изделий. Покрытие лаком. Окраска изделия. Запекание. Практические занятия: Изготовление и декорирование работ из соленого теста различными материалами. 6.Работа с пряжей (12часов) Теоретическое занятие: Когда, где и как появилася пряжа? Роль пряжи в жизни человека. Инструменты для работы с пряжей. ИТБ при работе. Пряжа в декоративном творчестве. Практические занятия: Создание декоративного панно, мотанок. Коврик и игрушки из помпонов.

7. Папье-маше (12 часов) Теоретическое занятие: Появление папье-маше. Технология приготовления папье-маше. Применения папье-маше в быту, искусстве, театре, дизайне. ИТБ. Практические занятия: «Клоун-маронетка». «Пасхальное яйцо». «Ночное небо». 8. Лепка из глины (14 часов) Теоретическое занятие: История гончарного промысла. Добыча глины на территории Воронежской области. Виды и свойства глины. Сушка и обжиг изделий из глины. Народные гончарные промыслы России и Воронежской области. Практические занятия: Лепка объёмных изделий из глины. Лепка сюжетных композиций по русским народным сказкам. Лепка объёмной посуды. Кувшины, вазы и крынки. Лепка из жгутов и цельного куска глины. Роспись изделий. Лепка из пластов глины. Рыцарский замок. Замок прекрасной принцессы. Лепка фигурок людей из цельного куска глины. Роспись готовых изделий. Лепка сюжетных композиций с животными. Мотивы русских народных сказок. Оформление работ к выставке. 9.Работа с гипсом. (8 часов) Теоретическое занятия: Что такое гипс? Как гипс используют в повседневной жизни и декоративном творчестве. Что такое барельеф и его роль в архитектуре и искусстве. Практические занятия: Отлив барельефа по готовой форме. Роспись изделия. Применение изделий в декорировании помещений. Цветочный настенный барельеф, как украшение жилых и офисных помещений. Отлив объемных фигур путем соединения двух половинок изделия. Грунтовка, роспись, покрытие лаком. ИТБ. 10.Фоамиран и изделия из него( 10 часов) Теоретическое занятие: Что такое фоамиран? Как он появился и где используется. Производство фоамирана. Свойства фоамирана. Цветы из фоамирана. ИТБ. Практические занятия: Заколки для волос и ободки, украшенные фоамираном. Фоторамки, украшенные фоамирановыми цветами. Подготовка работ к выставке. 11.Работа с бисером. (12 часов) Теоретическое занятие: История бисера. Виды бисера: круглый, гранёный, рубка. Способ окраски бисера: прозрачный, матовый, с перламутровым блеском, с окрашенным изнутри отверстием. Стеклярус. ИТБ при работе с бисером. Практические занятия: Изготовление работ из бисера и проволоки. Ткачество из бисера. Узоры и орнаменты. Изготовление объемных поделок из бисера. Фигурки животных, цветы, ягоды. Вышивка бисером. 12.Подготовка работ к итоговой выставке ЦДТ (2 часа). Теоретическое занятие: Общие требования к устроению выставок. Виды выставок. Этикетаж. Практическое занятие: Подготовка экспонатов к итоговой выставке. Создание этикеток к изделиям.

Методическое обеспечение программы: педагогом разработаны конспекты занятий и лекционный материал, созданы перезентации по теме занятий, подобран наглядный и дидактический материал.

Кадровое обеспечение программы: занятия по программе «Мастер – золотые руки » ведёт учитель или педагого дополнительного образования, имеющий соответствующие знания в области декоративно-прикладного творчества. Предполагается регулярное прохождение курсов повышения квалификации в области декоративно-прикладного творчества.

Материально-техническое обеспечение: классная комната, учебно-методическая литература, наглядные пособия, природный материал, инструменты, бумага, картон, фетр, глина, пластилин, ткань, пряжа, нитки, иглы, клей ПВА, клей «Титан».

Санитарно-гигиенические требования: совокупная продолжительность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляет 144 часа; численность детей, одновременно находящихся в группе, 12 – 15 человек; возрастная группа детей соответствует обозначеннымв программе педагогическим задачам.

Литература для педагога

  1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.

  2.  Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”-"Просвещение", Москва 1982.

  3. Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”.

  4. Величко Н.В. Поделки из пластилина. 2011г.

  5. Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.

  6. Глаголев О.В. Лепим из глины. – М.: Проф-Издат, 2009.

  7. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.

  8. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.

  9. Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.

  10. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.

  11. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.

  12. Декупаж. Красивый декор своими руками. –Минск: Харвест, 2010 - 256с.

  13. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.

  14. Зайцева А.А. Мягкие игрушки. Мастер классы для начинающих ЭКСМО М.: 2014.

  15. Каминская Е.А. Мягкие игрушки своими руками. ЭКСМО М.: 2014.

  16. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.

  17. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.

  18. Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество - Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003.

  19. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

  20. Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен 2008г.

  21. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

  22. Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.

  23. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

  24. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М. 1979.

Литература для обучающихся

1.Величко Н.В. Поделки из пластилина. 2011г.

2.Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмен, 1997.

3.Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.

4.Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.

5.Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.

6. Зайцева А.А. Мягкие игрушки. Мастер классы для начинающих ЭКСМО М.: 2014.

7.Каминская Е.А. Мягкие игрушки своими руками. ЭКСМО М.: 2014.

8.Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

9.Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен 2008г.

10.Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

11.Фиона У. Большой подарок для девочек.– М.: Росмэн-Пресс, 2013.

12.Янушко Е.А. Пластилиновый мир – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Интернет сайты:

  1. http://masterica.maxiwebsite.ru/

  2. http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/

  3. http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-po-modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html

  4. http://pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/Programma-Kogda-tvorim-myi-chudesa.doc

       












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!