СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Маленький мастер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучения детей в возрасте 7 - 12 лет основам декоратино-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Маленький мастер»»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Богучарский районный Центр детского творчества»



Программа рассмотрена «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор МКУ ДО «Богучарский РЦДТ»

МКУ ДО «Богучарский РЦДТ» __________ Решетникова Т.И.

Протокол №___ «_____» ________________ 20___ г.

«____» ____________ 20__ г.





Модифицированная дополнительная

образовательная общеразвивающая программа

«Маленький мастер»

144 часа



Возраст детей: 7(6) - 12 лет

Направленность программы: художественная

Срок реализации: 1 год

Автор программы: педагог дополнительного образования

Фукс Ирина Владимировна







г. Богучар, 2023

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции.

Наиболее благоприятным для творческого развития детей является младший школьный возраст.

На занятиях декоративно-прикладного искусства дети учатся бережно относиться к материалам, уважать свой труд и труд товарищей, знакомятся с элементами устного народного творчества, народными промыслами.

При выполнении коллективных работ дети учатся сотрудничать, учитывать мнение друг друга.

Декоративно-прикладное творчество – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Дополнительное образование детей – необходимое звено воспитания  многогранной личности, ее образования, ее  ранней профессиональной ориентации.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05. 05. 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

- Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана, 2017– 608 с.

Программа «Маленький мастер» создана на основе модельной дополнительной общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное творчество», рекомендованной ВИРО.

Данная программа создает условия для формирования личностных качеств: уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе, проявлять лидерские качества. Через занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие в школе и в семье.

Актуальность программы заключается в том, что по этой программе могут заниматься дети младшего школьного возраста, который является наиболее благоприятным для творческого развития. Младших школьников необходимо учить наблюдать, пользоваться различными материалами, выражать свои мысли и чувства через свои поделки. На занятиях школьники активно развивают творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, навыки по общению в группе.

Новизна программы:

- программа ориентирована на возможность дать детям 7 (6) – 12 лет базовые систематизированные знания по декоративно-прикладному искусству;

- программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему зрелищно-игровых приемов для формирования и поддержания у детей мотивации к творчеству.

- программа модернизирована, расширена по тематике, углублена по содержанию. Есть перспектива последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

Цель программы: научить детей основам декоративно-прикладного творчества, изобразительной грамоты, активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка, приобщение к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

1)обучающие:

- знакомство с жанрами декоративно-прикладного искусства;

- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

-приобретение умения грамотно строить композицию.

2)развивающие:

-развитие внимания, мышления, памяти, воображения;

-развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

-улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

-формирование организационно-управленческих умений и навыков (планирование деятельности, определять проблему и ее причины, пути ее решения);

-развитие коммуникативных умений и навыков.

3)воспитательные:

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

-воспитывать интерес к элементам устного народного творчества (пословицы и поговорки о труде);

- воспитывать уважение к труду и трудящимся.

Направленность программы – художественная.

Сроки и условия реализации программы:

В условиях программы занимаются дети 7 (6) – 12 лет. Занятия идут 2 раза в неделю по 2 часа. Одно занятие длится два урока по 45 минут с перерывом 10 минут. В группе 12 – 15 учащихся. Объем одногодичной программы 144 часа.

Краткая характеристика психофизиологических особенностей обучающихся: к занятиям допускаются учащиеся в возрасте от 7 (6) до 12 лет, которым по врачебным показаниям не запрещены занятия декоративно-прикладным творчеством.

Форма и режим занятий: занятия проводятся в очной или дистанционной форме 2 раза в неделю.

Сотрудничество с семьей воспитанников

В современных условиях учреждения дополнительного образования регулярно и неформально взаимодействует с семьёй, то есть имеет возможность оказывать на неё определённое воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и учреждений дополнительного образования заложены следующие принципы:

-единый подход к процессу воспитания ребёнка;

-открытость учреждения для родителей;

-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

-уважение и доброжелательность друг к другу;

-дифференцированный подход к каждой семье;

-равная ответственность родителей и педагогов.

Методы и приемы работы с детьми:

-словесные (рассказ-объяснение, беседа, лекция);

-наглядные (демонстрация педагогов приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии)

-практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами)

-на занятиях используют игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развития воображения;

-частично-поисковый метод (выполнение заданий, требующих самостоятельной активности).

Ожидаемые результаты

Личностные результаты

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметные результаты

 - освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи.

- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое;

- формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративно-прикладном творчестве;

- воспитание нравственных и эстетических чувств; интерес к родной природе, к многонациональной культуре нашей страны.

Предметные результаты

 -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

 -понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.        

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

- создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

 - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

- сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;                                                            - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- особенности построения композиции, основные декоративные элементы народных росписей;

- историю возникновения  и развития  бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга;

-  виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции.                -технологию создания панно.

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс.                     -цветовое и композиционное решение;

-  технологию создания народной  куклы; историю русского  народного костюма;  

классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях;            - сувенир, виды и назначение сувениров;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

Регулятивные результаты

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Способы проверки качества усвоения программы: выставки, фестивали, учебно-исследовательские конференции, праздниках по профилю кружка. Учащиеся проходят аттестацию в форме теста 2 раза в год: в декабре и в мае.

Средства необходимые для реализации программы: классная комната, учебно-методическая литература, наглядные пособия, природный материал, инструменты, бумага, картон, фетр, глина, пластилин, ткань, пряжа, нитки, иглы, клей ПВА, клей «Титан».

Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2

0

2

2.

Работа с природным материалом (засушенные листья и цветы, семена и крупы, яичная скорлупа, шишки и жёлуди, плоды каштана, ветки деревьев, солома, кора деревьев, песок и ракушки)

1

13

14

3.

Работа с бумагой, картоном, фольгой.

1

21

22

4.

Работа с тканью, лентами, пряжей

1

19

20

5.

Работа с солёным тестом

1

23

24

6.

Работа с папье-маше

1

19

20

7.

Лепка из глины

1

9

10

8.

Лепка из пластилина


1

11

12

9.

Работа с фетром

1

9

10

10.

«Вторая жизнь старых вещей» Поделки из вторичного сырья: пластиковые бутылки, газеты и журналы, коробки упаковочные, джинс и т.д.

1

7

8

11.

Выставка в ЦДТ, итоги учебного года

1

1

2

ИТОГ:

144 часа



Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие (2 часа) Теоретическое занятие: Знакомство с работой объединения. Обсуждение целей и задач объединения. ИТБ на занятиях, переменах и на пути следования к месту занятий, на прогулках и экскурсиях. Общие сведения о декоративно-прикладном творчестве и его значении в жизни человека.

2. Работа с природным материалом (14 часов) Теоретическое занятие: Общие сведения о природном материале. Заготовка природного материала. ИТБ. Беседа о красоте и пользе окружающей среды. Стихи и музыка о природе. Практические занятия: Составление простейших геометрических орнаментов из сухих листьев и цветов. Понятие «орнамент», «геометрия». Правила составления орнаментов. Аппликации из сухих листьев и цветов. «Подводный мир» или «Аквариум». Беседа о рыбах и их среде обитания. Аппликация из засушенных цветов, листьев и трав «Букет». Аппликации из семян арбуза, тыквы, кабачка. Аппликация из круп (гречневая крупа, пшено, рис, горох). Миниатюры из желудей, шишек, каштанов. «Весёлые человечки», фигурки животных и птиц. Композиции. Аппликации из яичной скорлупы (кракле). Композиционная коллективная работа «Цып, цып, цып, мои цыплятки». Изготовление фигурок петушка, курочки и цыплят из объемной яичной скорлупы и цветной бумаги. Прослушивание песни А.Хачатуряна «Цып, цып, цып, мои цыплятки». Работа с ветками деревьев. Декорирование бумажными элементами «Цветущая яблоня», «Сакура». Простейшие аппликации из соломы «Цветок в вазе».

3. Работа с бумагой и картоном, фольгой (22 часа) Теоретическое занятие: Вводная беседа. Общие сведения о бумаге и ее видах. Способ изготовления бумаги, сырье для бумажной промышленности. Практические занятия: Обрывная аппликация и правила ее изготовления. «Фрукты», «Корзина с фруктами». Обрывная аппликация «Дикие и домашние животные». Беседа об охране животных. Многослойная аппликация «Букет цветов». Правила изготовления многослойной аппликации. Многослойная аппликация «В цирке». Беседа о цирке. Многослойные аппликации по сказкам. «Царевна лягушка», «Чиполлино». ИТБ при работе с ножницами и клеем. Беседа о сказках. Объёмная аппликация «Коровка». Оригами «Коробочка». Декорирование готового изделия. История оригами. Чеканка из фольги. Понятие «чеканка». Как получилась фольга? Декупаж изделий. Изготовление фоторамки. Декупаж декоративной тарелки. История декупажа.

4. Работа с тканью, лентами, пряжей (20 часов) Теоретическое занятие: История возникновения тканевых материалов. Классификация видов ткани. Особенности обработки ткани. Как появились нитки? Иголки и булавки?. ИТБ. Практические занятия: Аппликация из ткани. «Бабочка», «Божья коровка», «Матрёшка». Как появилась матрёшка? Правила изготовления аппликации из ткани. Простейшие швы, используемые в практике. Пришивание пуговиц. Вышивка. История вышивки. Сшивание деталей изделия. Изготовление игольницы «Подушечка», «Ромашка». Изготовление объемных цветов из ткани.

5. Работа с соленым тестом ( 24 часов) Теоретическое занятие: Знакомство с технологией получения солёного теста. Рецепты замеса цветного теста. Правила работы с солёным тестом. Сушка изделий. ИТБ. Практические занятия: Изготовление поделок из солёного теста. «Пряничные фигурки». Роспись акриловыми красками или гуашью. Поделки из соленого теста. Композиция «Сладких снов». Поделки из солёного теста. «Корзина с цветами». Плоские фигурки птичек, рыбок, кошек, лошадок. Роспись.Поделки из соленого теста. Рамка для фото. Изготовление объемных поделок из солёного теста. Цветы. Изготовление объёмных поделок. Фигурки диких и домашних животных. Изготовление медальонов сердечек ко Дню Святого Валентина. Изготовление поделки по желанию учащихся из солёного теста. Изготовление стаканов, чашек и тарелок из соленого теста. «Чайная пара».

6. Папье-маше (20 часа) Теоретическое занятие: Знакомство с появлением техники папье-маше. Технология приготовления папье-маше. Применения папье-маше в быту, искусстве, театре, дизайне. Зачистка, грунтовка. Роспись изделия. Практические занятия: Изготовление подставки для карандашей из одного, двух или трёх модулей. Изготовление бус, браслетов, брошей. Дальнейшая обработка изделия, роспись. Изготовление декоративной тарелки. Изготовление вазы - конфетницы. Изготовление из папье-маше фигурки матрёшки и ее декорирование.

7. Лепка из глины (10 часов) Теоретическое занятие: История гончарного промысла. Виды и свойства глины. Глиняные игрушки. Практические занятия: Лепка мелких изделий путём соединения шаров и цилиндров. Лепка цветка. Лепка декоративных стаканчиков. Роспись готового изделия. Лепка плоских фигурок рыбок, птиц, животных. Декорирование картин. Барильеф. Лепка подсвечников различного уровня сложности. Декорирование изделия. Лепка фигурки ангелочков. Создание композиции из отдельных фигурок.

8. Лепка из пластилина (12 часов) Теоретическое занятие: Беседа о создании пластилина и его свойствах. Назначение. ИТБ. Беседа об охране природы. Практические занятия: Рисование пластилином. Рисование пейзажа пластилином. Понятие «пейзаж». Лепка объёмных изделий. Лепка из воздушного пластилина.

9. Работа с фетром (10 часов) Теоретическое занятие: История создания фетра. Правила работы с фетром и его применение в декоративном творчестве. ИТБ при работе с фетром. Практические занятия: Изготовление мягких игрушек, предметов декора интерьера и одежды.

10. «Вторая жизнь старых вещей». Поделки из вторичного сырья. (8 часов) Теоретическое занятие: Проблема мусора в современном мире и пути её решения. Вторичное сырье в декоративном творчестве. Практические занятия: Поделки из пластиковых бутылок, одноразовых стаканов, упаковочного картона, старых вещей (одежды).

11. Подготовка работ на ежегодную отчетную выставку в ЦДТ (2 часа) Теоретическое занятие: Подготовка экспонатов на итоговую выставку. Этикетаж. Награждение грамотами отличившихся учащихся. Практическое занятие: изготовление этикеток и оформление итоговой выставки в ЦДТ.

Методическое обеспечение программы: педагогом разработаны конспекты занятий, игр и бесед по теме программы, презентации, дидактический и раздаточный материал.

Кадровое обеспечение программы: реализацию программы может осуществлять педагог дополнительного образования, учитель, имеющий достаточный уровень знатий в области декоративно-прикладного искусства. Предусматривается возможность и необходимость регулярного прохождения курсов повышения квалификации в области ДПИ.

Материально-техническое обеспечение: классная комната, учебно-методическая литература, наглядные пособия, природный материал, инструменты, бумага, картон, фетр, глина, пластилин, ткань, пряжа, нитки, иглы, клей ПВА, клей «Титан».

Санитарно-гигиенические требования: совокупная продолжительность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляет 144 часа; численность детей, одновременно находящихся в группе, 12 – 15 человек; возрастная группа детей соответствует обозначеннымв программе педагогическим задачам.

Список литературы для педагога:

1.Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”- «Просвещение», М. 1982.

2.Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.: Астрель, 2000.

3.Бортон П. Забавные игрушки / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.

4.Величко Н.В. Поделки из пластилина. 2011г.

5.Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.

6.Глаголев О.В. Лепим из глины. – М.: Проф-Издат, 2009.

7.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.

8.Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.

9. Декупаж. Красивый декор своими руками. – Минск: Харвест, 2010 - 256с.

10.Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.

11.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: Феникс, 2006.

12.Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.

13.Тукало Т., Чудина Е., Шквыря Ж. Оригинальные картины из зерен. 2008г.

14.Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Аст-пресс, 1999.

15. Фокина Л. В. История декоративно-прикладного искусства : учебное пособие /Л. В. Фокина. – Ростов на/Д : Феникс, 2009.

Список литературы для учащихся:

1.Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.

2. Величко Н.В. Поделки из пластилина. 2011г.

3.Зайцева А.А. Мягкие игрушки. Мастер классы для начинающих ЭКСМО М.: 2014.

4. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

5.Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

6. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

Интернет-ресурсы к программе

http://www.vsehobby.ru/

http://www.krestom.ru/

http://www.liveinternet.ru/users/lidiaaa/tags

http://masterica.org/index.php

http://www.r-info.ru/catalog-12-0.html

http://rukodelie.narod.ru/index.html

http://hand-made-granary.blogspot.com/

http://www.formula-rukodeliya.ru/index.php

http://www.remeslo.okis.ru/12-deti-ded.html

http://samsdelay.ru/o-nas

http://www.samodelki.net/

http://hobbyhandmade.com/

http://www.fairyneedle.ru/

http://handshand.ru/

http://www.stitcher.ru/


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!