СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование уроков традиционных и нетрадиционных (интерактивных, инновационных) по формам и методам обучения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы, которые необходимы, для представления четкой структуры уроков для большей части предметов учебного плана

Просмотр содержимого документа
«Моделирование уроков традиционных и нетрадиционных (интерактивных, инновационных) по формам и методам обучения»

Материал, для оформления стендов с методическими рекомендациями, которые дают наглядное представление о структуре уроков традиционных и не традиционных по формам и способам обучения.

Урок - основная форма обучения

При конструировании традиционных уроков используют различные сочетания звеньев урока:

  1. Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

  2. Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.

  3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

  4. Организация восприятия и осознания нового материала.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Первичная проверка правильности восприятия новых знаний.

  7. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.

  8. Осмысление содержания и последовательности практических действий.

  9. Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы; теоретическая интерпретация полученных результатов.

  10. Повторение и анализ основных, событий, явлений.

  11. Повторение, обобщение и систематизация понятий; усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

  12. Проверка знаний учащимися фактического материала.

  13. Проверка знаний учащимися основных понятий.

  14. Применений знаний в стандартных условиях.

  15. Применение знаний в измененных условиях.

  16. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

  17. Подведение учителем итогов работы на уроке.

  18. Сообщение и комментирование домашнего задания.

Из различных комбинаций перечисленных звеньев построены, приведенные типы традиционных уроков.



Раздел 1. Структура уроков, традиционных по формам и способам обучения

Урок усвоения новых знаний

I этап

Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

II этап

Организация восприятия и осознания нового материала.

Обобщение и систематизация знаний.

Первичная проверка правильности восприятия новых знаний.

Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.

III этап

Подведение учителем итогов работы на уроке.

Сообщение и комментирование домашнего задания.



Урок совершенствования и применения теоретических знаний



I этап

Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.

Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

II этап

Осмысление содержания и последовательности практических действий.

Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.

Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы; теоретическая интерпретация полученных результатов.

III этап

Подведение учителем итогов работы на уроке.

Сообщение и комментирование домашнего задания.



Урок обобщения и систематизации знаний



I этап

Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Обобщение и систематизация знаний.


II этап

Повторение и анализ основных, событий, явлений.


Повторение, обобщение и систематизация понятий; усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

III этап

Подведение учителем итогов работы на уроке.

Сообщение и комментирование домашнего задания.



Урок контроля и учета знаний



I этап

Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Обобщение и систематизация знаний.

II этап

Проверка знаний учащимися фактического материала.

Проверка знаний учащимися основных понятий.

Применений знаний в стандартных условиях.

Применение знаний в измененных условиях.

III этап

Подведение учителем итогов работы на уроке.

Сообщение и комментирование домашнего задания.



Комбинированный урок



I этап

Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.

Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

II этап

Организация восприятия и осознания нового материала.

Обобщение и систематизация знаний.

III этап

Подведение учителем итогов работы на уроке.

Сообщение и комментирование домашнего задания.



Раздел 2. Структура уроков, не традиционных по формам и способам обучения



Урок - лекция

I этап

Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

Сообщение темы, цели лекции, мотивация деятельности учащихся.

Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.

II этап

Организация восприятия и осознания нового материала.

Первичная проверка правильности восприятия новых знаний.

III этап

Сообщение и комментирование домашнего задания.



Урок – консультация



I этап

Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

Сообщение темы, цели консультации, мотивация деятельности учащихся.

Конкретизация пробелов знаний

Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.

II этап

Углубление и расширение знаний

Первичная проверка правильности восприятия знаний.

Абстрагирование и интеграция.

III этап

Сообщение и комментирование домашнего задания.



Урок – семинар



I этап

Приветствие, организационный момент, настрой класса на работу

Сообщение темы, цели семинара, мотивация деятельности учащихся. Конкретизация проблемы

II этап

Проверка знаний учащихся фактического материала.

Проверка знаний учащимися основных понятий.

Повторение и анализ основных, событий, явлений.

Повторение, обобщение и систематизация понятий; усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

III этап

Обобщение и систематизация учащимися результатов работы



ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Структура урока

  1. блок – целевой

  2. блок – содержательный (содержание и организация учебного процесса)

  3. блок – методический (обучающая деятельность учителя; методы и приемы, способы, виды деятельности учащихся в реализации учебных задач)

  4. блок – коммуникативный (общение, взаимодействие, взаимоотношения в учебном процессе)

  5. блок – результативный:

    1. эффективность урока, степень обученности учащихся;

    2. уровень развития учеников (эффективность развития);

    3. уровень воспитанности (реализация воспитательного потенциала, заложенного в теме, в содержании урока)


Требования к уроку

  1. Определение места урока в общей системе уроков, типа урока, его целесообразности.

  2. Постановка целей, задач урока (образовательные задачи, развивающие и воспитательные цели).

    • Что должен был дать, раскрыть, сформировать (знания, умения)

    • Что повторить, углубить, систематизировать?

    • Какие новые умения на нем планируется сформировать?

    • Какие знания в ходе урока необходимо закреплять, совершенствовать?

    • Какие выводы должен учитель сделать сам, а к каким обязан подвести учащихся?

  1. Логика урока

    • Что должен был дать, раскрыть, сформировать (знания, умения)

    • Что повторить, углубить, систематизировать?

    • Какие новые умения на нем планируется сформировать?

    • Какие знания в ходе урока необходимо закреплять, совершенствовать?

    • Какие выводы должен учитель сделать сам, а к каким обязан подвести учащихся?

  1. Содержание урока.

  • Соответствие содержания программе, стандарту образования.

  • Степень научности.

  • Соответствие и правильность отбора учебного материала целям урока. Соотношение главного и второстепенного, мера его.

  • Объем вынесенного материала на урок(количество упражнений, заданий, фактов, понятий, законов. Является ли оптимальной нагрузка для данного класса, возраста).

  • Связь нового материала с предыдущим.

  • Характер дидактической обработки материалов. (Запись терминов, алгоритмов, постановка целей и этапов урока, ориентация на применение знаний в разных сферах, применение правил, законов в процессе выполнения упражнений, решения задач, составления таблиц. Установление внутрипредметных и межпредметных связей)

  • Дифферентация содержания на уроке. Определение, что выучат сами учащиеся, что объяснит учитель.

  • Какие выводы, обобщения сделает сам учитель, а какие учащиеся.

  • Подготовка дифференцированных заданий различной степени сложности.

  • Определение, что будет усваиваться учащимися с опорой на «старые» знания, что без опоры. Актуализация знаний.

  1. Методическая сторона урока (обобщающая деятельность учителя)

    • Рациональность способов деятельности учителя, ученика.

    • Соответствие методов обучения поставленным задачам, содержанию материала, уровню готовности учеников к усвоению материала.

    • Мера соотношения методов обучения (интенсивных, традиционных)

    • Наличие контроля за степенью усвоения учебного материала.

    • Оптимальность домашнего задания.

  1. Характеристика деятельности учителя (организаторской, воспитательной)

    • Выполнение намеченного конспекта (плана) урока.

    • Реализация основных психологических требований. Соблюдение правил охраны труда.

    • Эффективность и целесообразность использования наглядности, ТСО.

    • Наличие эффективной обратной связи с учащимися.

    • Культура речи, коммуникативная культура, педагогическая этика учителя.

    • Нравственная и мировоззренческая направленность учебно-воспитательного процесса.

    • Формирование общеучебных навыков.

    • Влияние содержания урока на интеллектуальное развитие школьников. Работа над речевой культурой.

    • Эстетическое воздействие урока на учащихся.

    • Стиль руководства, общения учителя с учащимися.

    • Использование воспитательных возможностей оценок.

    • Значение личности учителя и его деятельности на уроке.

  1. Характеристика деятельности ученика

    • Уровень познавательной активности.

    • Наличие интереса к уроку, предмету.

    • Степень самостоятельности.

    • Умение вычленять ведущие цели в учебном материале.

    • Уровень аналитических умений и навыков.

    • Степень развития навыков коллективной работы.

    • Степень развития речевых и других коммуникативных навыков.

    • Организованность.

  1. Ориентация на самостоятельную деятельность учащихся

    • Слово учителя. Инструктаж.

    • Работа с книгой, другими источниками.

    • Лабораторные, опорно-эксперементальные работы.

    • Мера и степень самостоятельной деятельности учащихся и обучающей учителя.

    • Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы. (активность и самостоятельность в работе, проявление познавательных интересов, помощь учителя, наличие текущих контрольных, самостоятельных работ, обучение элементам контроля)

  1. Подготовка учащихся к самостоятельной работе дома

  • Чтение первоисточников, художественной, научно-популярной и др. литературы.

  • Формирование навыков практической деятельности (решение задач, выполнение заданий, чертежей и т.д.).

  • Объем и характер домашнего задания; наличие инструктажа, указание способов самоконтроля, проверки; дифферентация д/з, групповые задания.

  • Проверка домашнего задания (формы, периодичность, оценивание).


  1. Результаты урока

  • Самоанализ учителя. (Подводит ли итог урока? Какие ЗУНы получили учащиеся? Выполнен ли план урока? Достигнуты ли цели?)

  • Качество знаний и умений. (Достижение, его степень спрогнозированных результатов деятельности).

  • Психологический климат на уроке. Стиль взаимодействия.

  • На каком уровне требований работал учитель?



СЛОВАРЬ

Бинарный урок – учебное занятие, обьединиящее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке. 

Его особенности – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.

Межпредметный урок – эта форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения. 

Его особенности – изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов, которые разделениы по времени на месяцы, годы. Межпредметный урок может вести один учитель. Чаще всего эта форма учебных занятий используется на I, II ступенях обучения.

Интегрированный урок – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Ведут его несколько учителей.

Модульный урок – учебное задание, которое может проводиться педагогами как гуманитарной так и естественно-математического цикла. Строится в соответствии с определенной алгоритмической структурой в форме урока-погружения (не менее 90 минут), обеспечивающей пооперационное усвоение учебного материала, контроль знаний учащихся, их коррекцию.

Модульная технология обучения позволяет ученику выполнять задания, составленные учителем, с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которое соответствует индивидуальным возможностям школьника. Она дает возможность определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях, создает условие для мотивации, повышения интереса к предмету, способствует развитию и совершенствованию самостоятельной деятельности учащихся; обеспечивает непрерывное образование и устраняет перегрузку домашнего задания.

Урок – семинар – учебное занятие, ориентированное на актуализацию знаний учащихся; изучение нового материала; на обобщение нового материала; на обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме, разделу, создающее условия для организации исследовательской деятельности учащихся.

Урок творчества – учебное занятие, обеспечивающее самовыражение учащихся, усиливающее мотивацию и познавательную деятельность учащихся, требующее достаточной самостоятельной работы как на этапе подготовки, так и в ходе самого урока. Проводится в форме выполнения различных творческих заданий: составление кроссвордов, написание сценариев учебных кинофильмов по определенной теме, защита творческих проектов и т.д.

Уроки – деловые (ролевые) игры – это учебные занятия широкой сферы применения, способствующие усилению мотивации учения, формированию познавательной деятельности школьников, углублению и расширению знаний, переносу творческого учебного материала в практическую деятельность учащихся. Проводятся на заключительных этапах изучения темы (раздела). Могут быть организованны в разных игровых формах: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-сказка, урок-презентация, урок-интервью, урок-«суд над…», урок-аукцион и т.д.

Школьная лекция – учебное занятие, которое отличается большая значимость, важность, объем излагаемого материала, научная строгость и последовательность изложения.


Урок – консультация - учебное занятие, которое проводится на основе диагностики реальных учебных затруднений учащихся с использованием групповых методов деятельности. Предполагает организацию деятельности научных консультантов из числа наиболее подготовленных учащихся. Проводится по мере необходимости, в том числе и при подготовке учащихся к контрольной работе, уроку-зачету, уроку-семинару, уроку-конференции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!