СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА" 5 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект для 5 класса  по учебному предмету технология.

Просмотр содержимого документа
«"МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА" 5 кл.»

План урока "МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА" 5 кл.

Цели урока:  Раскрыть понятие «Моделирование»;

1. Развивающая:Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы), ознакомить учащихся с понятием «моделирование» и профессией модельера. 
2. Образовательная: Сформировать понятие «назначение одежды», отработать первоначальные навыки приемов моделирования. Раскрыть понятие «Моделирование»;Дать общее представление о моделировании швейных изделий;Познакомить учащихся с профессией модельера;Научить приемам моделирования фартука;

3. Воспитательная:Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств. Воспитывать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность при работе.

Метапредметные результаты:

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, делать выводы, прогнозировать.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

Тип урока: Комбинированный.

Методическое оснащение урока:

Дидактическое обеспечение: шаблоны основы чертежа фартука - для каждого ученика. Альбом, цветная бумага, клей , фломастеры, ножницы.

Ход урока 
I.  Организационный момент 
 II. Проверка домашнего задания 
1. Приветствие
2. Все ли готовы к уроку?
1. Проверка теоретических знаний 
III. Актуализация учебного процесса 
Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. 
Тема урока: «Моделирование швейных изделий». Мы сегодня поработаем модельерами. 
1. Значение разнообразия. 
Давайте посмотрим друг на друга. Какие мы? 
(– Красивые, веселые, грустные… Я подвожу детей к ответу «Разные») 
В чем выражается эта разница? Чем мы отличаемся друг от друга? 
(– Прической, чертами лица, цветом волос…одеждой). 
Попробуем представить, что было бы, если бы мы все стали похожи друг на друга? 
( – Неинтересно…)

IV Изложение нового материала

1. Назначение одежды. 
Мы выбираем одежду в соответствии со своими представлениями о себе. У каждого человека свой характер, свое настроение, свое отношение к цвету и форме. Летом и зимой мы носим разную одежду. Какую? 
(– Теплую, легкую…) 
Мы бываем на работе (наша работа – это школа) и дома, на прогулке и на празднике. Будет ли отличаться наша одежда в каждом из этих случаев? Как? 
Несомненно, мы одеваемся в зависимости от ситуации: для занятий спортом – спортивный костюм, для работы – деловой строгий костюм или (дети могут продолжить, что можно надеть для работы), для дома – (продолжают дети, я исправляю, если допущена ошибка), на праздник - … 
В какой ситуации мы надеваем фартук? 
Вы пригласили гостей. Вам нужно накрыть стол или убрать посуду. Как сохранить свое нарядное платье от пятен? 
Тот, в котором вы протирали пыль или жарили картошку? 
Конечно, для таких случаев необходим нарядный фартук! Вы убедились, что 
нам необходимы не только разные брюки, юбочки, блузки, но и фартуки.

2. Моделирование фартука. 
Мы попытаемся освоить способ моделирования, будем заниматься моделированием Если сделать выкройки (демонстрируются выкройки деталей фартука), скроить Почему? Чем мы занимаемся? 
Так что же такое моделирование? 
– Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью
Как мы изменили форму деталей

3. Профессия модельер 
Моделирование одежды можно определить и как процесс создания новых ее моделей. 
Создателя образцов одежды называют модельером. Художник – модельер создает эскизы новых моделей. Модельер – конструктор переносит на основу чертежа особенности фасона. 
Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе. Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь, декорация, здание (из словаря иностранных слов). В нашем случае мы работаем с эскизами фартуков.

2. Инструктаж: 
последовательность моделирования фартука (эскиз, описание модели, изменение формы деталей чертежа, подбор отделки).
VI. Подведение итогов урока.  
Чему научились на уроке? 
Зачем нам это нужно? 
3. Выставление оценок. 
VII Домашнее задание. 
Выполнить моделирование фартука на себя: 
1. Выполнить эскиз. 


Ход урока

  1. Организационная часть.

  Приветствие учителя и учащихся.

Проверка присутствующих на уроке.

  1.  Актуализация  знаний  учащихся.      

  2. Устный опрос:

Напомните мне, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?

Что такое конструирование одежды?

Почему чертеж фартука можно сделать наполовину фигуры?

Назовите детали фартука?

              Дополнительные вопросы:

1Что может входить в комплект рабочей одежды?

2Каково назначение рабочей одежды?

3.Какие мерки обозначаются буквами Ст. и Днч?

4.Какие требования предъявляют к рабочей одежде?

5.Почему мерки длины записывают полностью, а мерки полуобхватов в половинном размере?

6. Какая деталь фартука имеет форму прямоугольника?

7. Какую форму могут иметь карманы?

8.Как снимается мерка Ст?

9.Какую мерку надо снять для определения  длины фартука?

10.От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?

11.Какими буквами обозначаются точки, расположенные на линии низа фартука?

12.Как обозначается мерка «полуобхват бедер»?

Давайте запишем с вами в какой последовательности идет изготовление фартука. Помогайте мне.

1.Эскиз фартука

2.Снятие мерок

3.Построение выкройки фартука.

4.Моделирование.

5.Раскрой.

6. Пошив фартука

Определите на каком этапе мы находимся?

Правильно –моделирование.

Конструирование одежды тесно связано с моделированием. Моделирование – это процесс создания новой одежды по фасону и отделке.

Работа по моделированию проводится в определенной последовательности:

Ознакомление с фасонами изделия;

-  Ознакомление со способами изменения выкройки;

- Выполнение элементов моделирования;

- Ознакомление с сочетанием цветов.

1. Ознакомление с фасонами фартуков.

Мы начнем с истории фартука. Данный элемент одежды является неотъемлемой частью национального костюма.

У каких народностей в национальном костюме присутствует фартук? (русские, белорусы, украинцы, поляки, литовцы, немцы, мордва и т. д.).(можно вставить доклад учащигося или продолжить учителю)

Неотъемлемым элементом  русского женского крестьянского костюма является передник ( запон, нагрудник, фартук ). Если в повседневном варианте он имел скорее утилитарное  назначение – защищал одежду от загрязнения, то в праздничном был частью ее общего художественного решения.

Повседневные передники изготавливали из холста или пестряди. Подол украшали полосами узорного ткачества, ситцем, оборками. Праздничные передники выполнены из фабричных тканей – ситца, сатина, кашемира. Их часто полностью декорировали вышивкой, ткаными узорами, кумачом, гарусом.

В деревне основные праздники были связаны с сельскохозяйственными работами и с семейными событиями, главное из которых – свадьба. Приданое каждая девушка готовила себе в течение нескольких лет, проявляя фантазию, мастерство в ткачестве, вышивке, плетении кружев, умение красиво соединять разные материалы. Одна перед другой девушки старались показать себя искусными рукодельницами. Они сравнивали работы – чьи красивее, учились друг у друга, перенимали навыки у старших. Девушка делала себе красивые сарафаны, рубахи, головные уборы, скатерти, подзоры, полотенца: готовила много нарядных вещей, которые полагались дарить во время свадьбы жениху и его родне. Передники в традиционном и стилизованном виде используются и сегодня. Демонстрируется русский народный костюм (ученицей 8 класса).

Давайте рассмотрим модели фартуков: Демонстрация слайдов из проекта.

Чем отличаются 2 этих фартука?

Какие детали фартуков имеют разную форму?

Какая отделка используется в изделиях?

Приглашаю к доске 2х учениц работать с лекалами

Девочки работают, создавая модель фартука, подбирая нужные детали, используя различные заготовки карманов, грудки и нижней части.

Вопрос:

Как можно создать новую модель при помощи измененных деталей выкройки? (девочки создают модел)

Лекала заготавливаю заранее из цветной бумаги, разных форм и  деталей. 

Отдельные детали изделия, входящие в один комплект должны сочетаться  между собой по форме: если нагрудник имеет верхний срез в виде уголка, то и нижняя часть фартука и карманы должны быть срезаны уголком а не округлены. Если за основу принимается округлая форма: то надо скруглить срезы деталей фартука (карманов, нагрудной и нижней части фартука).

3.Отделка.

Отделкой может служить вышивка, аппликация, отделка тесьмой, кружевом, можно использовать ткань другого цвета.

4.  Цвета.

Цвет – одно из самых выразительных средств в костюме. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. При всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет – это символ Солнца, огня, крови, жизни; но он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики – пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл – все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

Другие цвета тоже несут свою «смысловую нагрузку, но она, конечно, достаточно условна и неоднозначна. В наше время в ряде случаев существуют «цветовые законы» - традиционные сочетания цветов в национальных костюмах; обязательные цвета в форменной и специальной одежде, эмблемах, знаках различия военных, служащих, врачей, спортсменов и т. д.

Существует целое учение о цветах – цветоведение. Кроме семи цветов радуги – спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), в цветовой круг входит, как бы замыкая его пурпурный цвет, расположенный между фиолетовым и красным.

                     

Основными принято считать 4 чистых цвета : красный, зеленый, желтый, синий. Все остальные оттенки получаются путем их смешения и добавления черного и белого – ахроматических, т. е. «нецветных» цветов различные оттенки серого, неяркие коричневато-зеленоватые тона называют нейтральными. Если в состав цвета входит красный или желтый – он воспринимается как теплый, а зеленый и особенно синий придают «холодность».(Демонстрация слайдов на компьютере)

Теперь и вы можете себя попробовать в роли модельеров.

Кто такой модельер?

Каких модельеров знаете вы?

 Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:   Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма, линиях кроя и отделки.   Художник – конструктор – изготовляет чертежи и выкройки.   Технолог швейного производства – разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам.   Швея – выполняет швейные операции.  

Моделирование – процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Это творческий процесс создания одежды, новой по фасону и отделке. Различают несколько видов моделирования.  Художественное моделирование – создание коллекций моделей, учитывая при этом моду и стиль одежды, им занимаются художники – модельеры.   Техническое моделирование – создание чертежей и выкроек по эскизам, рисункам, им занимаются модельеры – конструкторы.

  Работа любого модельера начинается с формулы: "для кого – для чего – из чего” Конструирование одежды тесно связано с моделированием.  Моделирование – процесс создания одежды новой по фасону и отделке. Термин «Моделирование» происходит от слова «Модель», т.е. образец, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Моделирование – процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. (в тетрадь)

Объясняю как выполнить моделирование в альбоме:

При помощи лекала фартука вырезать фартук из цветной бумаги, нанести линии нужного вам фасона, изготовить задуманное лекало. Вырезать его и оформить работу в альбоме , наклев лекало фартука в альбом в соответствии с вашим эскизом.

 Закрепление полученных знаний.

1. В чем заключается моделирование?

2.Как можно изменить форму нагрудника фартука?

3.Какую форму могут иметь карманы?

4.Как можно отделать фартук, изготовленный из ткани с рисунком?

5.Что еще используют в моделировании, помимо изменения формы деталей?  (отделку)

Домашнее задани

Принести ткань и выкройку вашего фартука, что мы с вами построили.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!