СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель воспитательной системы "Лестница успеха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наименование воспитательной системы

«Лестница успеха»

Нормативно-правовые основания разработки программы

           Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

           Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

           Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

           Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (рекомендована Минобрнауки России);

           Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ).

           Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

           Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты в МОАУ «СОШ №23 г. Орска»

           Должностная инструкция классного руководителя

Автор

Классный руководитель 6 «А» класса

Зайнагабдинова Елена Римовна

Цели реализации воспитательной системы   

          создание необходимых условий для развития духовно-нравственных качеств, гражданского самосознания, воспитания чувства любви к Родине,  интеллектуального и творческого потенциала через самоактуализацию, стремления к здоровому образу жизни, саморазвитию, самореализации, успеху на основе социального партнерства с семьей

Задачи

 

       помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

       создание благоприятных условий для развития личности обучающихся

       формирование классного коллектива как воспитательной системы;

       вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);

       диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;

       воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

       воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;

       совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;

       создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой.

Условия достижения

Взаимодействие всех участников воспитательной системы (классного руководителя, учащихся, родителей, педагогов школы); доверие и поддержка, сотворчество и сотрудничество

Исполнители программы

          Классный руководитель

          Учащиеся класса

          Родители классного коллектива

          Учителя – предметники

          Общественность

Срок реализации программы

5 – 9 класс (2014 – 2019 гг.)

Этапы реализации программы

1 этап – 5 класс 2014-2015 учебный год

«Мы – одна семья»

2 этап – 6 класс 2015-2016 учебный год

«Мы талантливы во всем»

3 этап – 7 класс 2016-2017 учебный год

«Мы успешны»

4 этап – 8 класс 2017-2018 учебный год

«Мы взрослеем»

5 этап – 9 класс 2017-2018 учебный год

«Мы - выпускники»

Основные направления

            воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

            воспитание социальной ответственности и компетентности

            воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

            воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

            воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

            воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

            Учебно-познавательная деятельность

            Совместная воспитательная работа школы и семьи

Ожидаемые конечные результаты

 

            Личность ученика, ориентированная на успехи, способная к созданию ситуации успеха;

            Интеллектуально развитая личность;

            Личность с высоким уровнем культуры;

            Творческая, креативная личность;

            Свободная, психологически раскрепощенная личность;

            Личность, способная к реализации «Я – концепции»;

            Личность, ответственная за свои поступки и дела;

            Личность, ориентированная на общечеловеческие ценности

Система контроля

Проведение мониторинговых исследований личностного роста учащихся, на основе данных анализа и принятие соответствующих решений  в период воспитания обучащихся (педагогическая поддержка)

Просмотр содержимого документа
«parpoqs moefli corpisasflcnoj rirsfmb»

ПАСПОРТ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Наименование воспитательной системы

«Лестница успеха»

Нормативно-правовые основания разработки программы

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (рекомендована Минобрнауки России);

  • Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ).

  • Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

  • Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты в МОАУ «СОШ №23 г. Орска»

  • Должностная инструкция классного руководителя

Автор

Классный руководитель 6 «А» класса

Зайнагабдинова Елена Римовна

Цели реализации воспитательной системы

  • создание необходимых условий для развития духовно-нравственных качеств, гражданского самосознания, воспитания чувства любви к Родине, интеллектуального и творческого потенциала через самоактуализацию, стремления к здоровому образу жизни, саморазвитию, самореализации, успеху на основе социального партнерства с семьей

Задачи


  • помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся

  • формирование классного коллектива как воспитательной системы;

  • вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);

  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;

  • воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

  • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;

  • совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;

  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой.

Условия достижения

Взаимодействие всех участников воспитательной системы (классного руководителя, учащихся, родителей, педагогов школы); доверие и поддержка, сотворчество и сотрудничество

Исполнители программы

  • Классный руководитель

  • Учащиеся класса

  • Родители классного коллектива

  • Учителя – предметники

  • Общественность  

Срок реализации программы

5 – 9 класс (2014 – 2019 гг.)

Этапы реализации программы

1 этап – 5 класс 2014-2015 учебный год

«Мы – одна семья»

2 этап – 6 класс 2015-2016 учебный год

«Мы талантливы во всем»

3 этап – 7 класс 2016-2017 учебный год

«Мы успешны»

4 этап – 8 класс 2017-2018 учебный год

«Мы взрослеем»

5 этап – 9 класс 2017-2018 учебный год

«Мы - выпускники»

Основные направления

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • воспитание социальной ответственности и компетентности

  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

  • Учебно-познавательная деятельность

  • Совместная воспитательная работа школы и семьи

Ожидаемые конечные результаты


  • Личность ученика, ориентированная на успехи, способная к созданию ситуации успеха;

  • Интеллектуально развитая личность;

  • Личность с высоким уровнем культуры;

  • Творческая, креативная личность;

  • Свободная, психологически раскрепощенная личность;

  • Личность, способная к реализации «Я – концепции»;

  • Личность, ответственная за свои поступки и дела;

  • Личность, ориентированная на общечеловеческие ценности

Система контроля

Проведение мониторинговых исследований личностного роста учащихся, на основе данных анализа и принятие соответствующих решений в период воспитания обучащихся (педагогическая поддержка)







Зайнагабдинова Е.Р. Модель воспитательной системы «Лестница успеха», Орск, 2016

1


Просмотр содержимого документа
«roefqganif»


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………….………………………………………………..………………………….....................7

Актуальность и новизна системы воспитательной работы «Лестница успеха» ………………….………………9

  1. Аналитическое обследование воспитательной системы «Лестница успеха»………………….……………13

    1. «Портрет» класса……………………………………………………………...…………..………….……………...13

    2. Мониторинговые исследования………………………………………………..……………….………..……........28

  2. Концептуальная модель воспитательной системы «Лестница успеха»…………….………………………38

    1. Концептуальные основы воспитательной системы…….………………………………..……….………..……...38

    2. Целеполагание воспитательной системы………………………………………………….……….……..….........42

  1. Механизмы реализации воспитательной системы класса «Лестница успеха»…………………………….44

    1. Этапы развития воспитательной системы………………………………………………...……………………….45

    2. Направления воспитательной системы…….................................................................................……………..…..47

    3. Воспитательное пространство классного коллектива………………………………………………….………....50

  2. Формы реализации воспитательной системы класса «Лестница успеха»………………………………….52

    1. Формы реализации воспитательной системы класса по направлениям…………………………………………52

    2. Проектная деятельность на разных ступенях воспитательной системы класса…………………………………54

    3. План реализации воспитательной системы на 2015/16 учебный год…………………………….…………........58




  1. Управление воспитательной системой «Лестница успеха»……………………..….…………………………59

    1. Самоуправление…………………………………………………..............................................................................59

    2. Социальное партнерство с семьей………………………………………………………..…..…………………….62

  2. Механизмы отслеживания результатов деятельности по воспитательной системе «Лестница успеха».68

  3. Ожидаемые результаты…………………………………………………….………………..………...…………..77

Заключение…………………...……………………………………………………………………..………...……………79

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………………………………..…….…………….80

Приложение



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные люди с непомерно возросшими амбициями, ориентированные на личный успех, разучились соотносить свои желания и поступки с окружающими людьми, с нравственными критериями. Особенно тревожно, что в такой среде растут дети. Выходом из сложившейся ситуации может быть включение отношений в гуманистическую воспитательную систему.

При построении воспитательной системы класса и определении ее целевой направленности я исходила из того, что важно, чтобы за годы обучения в школе ученик научился бы самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, анализировать возникающие проблемы, осознанно оценивать свою деятельность, т.е. следовать собственному маршруту. Безусловно, в процессе реализации индивидуальной траектории в образовательном пространстве ребенок нуждается в поддержке и сопровождении со стороны взрослого.

И таким человеком для ребенка, в первую очередь, является учитель - классный руководитель. Именно он оказывается рядом с учеником, когда тот сталкивается с проблемой или затрудняется сделать выбор.

Каждый ребенок должен почувствовать себя успешным. Моя задача не только зажечь в детях огонь желания быть успешным, но и постоянно его поддерживать. Переживание радости от выполненного дела – это огромный стимул в воспитании. Удовлетворение результатом – цель любого дела, поэтому следует добиваться, чтобы результат совпадал, либо превосходил бы ожидания. Все это способствует более сильным мотивам деятельности.

Основным в моей программе воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства сообщества семьи, школы и детского коллектива, где целью является создание необходимых условий для развития духовно-нравственных качеств, гражданского самосознания, воспитания чувства любви к Родине, интеллектуального и творческого потенциала через самоактуализацию, стремления к здоровому образу жизни, саморазвитию, самореализации, успеху на основе социального партнерства с семьей.

Данная система воспитательной работы рассчитана на 5 лет для коллектива учащихся 5–9 классов МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №23 г. Орска», разработана с учетом физиологических и психических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя (Должностная инструкция классного руководителя см. в Приложении 1) , анализа предыдущей деятельности, традиций школы.























АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»



Успех создаётся не способностью, а желанием.

Ричард Денни

Современное российское образование подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи: от нее требуется умение конкурировать, а также умение самоопределяться и самореализовываться. Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха.

Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость. Поэтому, на мой взгляд, воспитание – это целенаправленный процесс развития успешного человека.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут многого добиться в жизни.

УСПЕХ– это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У– учеба

С– социализация

П – позитивность

Е – единство

Х харизма

Учёба, познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.

С

Поциализация – социальная деятельность, процесс усвоения социальных норм, необходимых для нормальной жизни в обществе. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации, секции, кружки) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Именно в этих отношениях ребенок и становится успешным!

озитивность – необходимое условие продуктивности любой деятельности: познавательной, творческой, трудовой. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.

ЕХдинство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности, в которой есть тесное взаимодействие, распределение функций, коллективная организация работы. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.

аризма – исключительная одаренность, яркость; Человек с харизмой – это человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, упорстве в достижении целей.

В основе воспитательной системы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.

Каждый учащийся в нашем классе, да и во всей школе должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

Рисунок 1

«Лестница успеха»

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя 6 «А» класса было увидеть и понять возрастные особенности и специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Поэтому ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития.



Научно-практическая новизна:

  1. Разработана воспитательная система «Лестница успеха», направленная на создание благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ребенка.

  2. Создана система мониторинга воспитательного процесса и личностного роста учащихся.

  3. Условия для самоутверждения и самораскрытия личности создает система самоуправления учащихся ВКлассе, созданная по аналогии с группой в популярной социальной сети Интернет.

  4. Использование новых педагогических технологий для формирования успешной и творческой личности, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе.


В воспитательной системе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.













  1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

    1. «Портрет» класса











В классе 26 учеников. Из них 12 мальчиков и 14 девочек. В классе 18 человек 2003 года рождения, 3 человека – 2002 года рождения, 5 человек – 2004 года рождения. В коллективе 2 ребят из многодетных семей,  9 - из неполных семей.

Данный коллектив существует с 1 класса, с 2010 года. В этом году в классе появились «новички» – Карашева Алсу, Назарова Алиса, Санаева Екатерина.









При прохождении периода адаптации при переходе в 5 класс в сентябре 2014 года практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности (рис. 2)

Рисунок 2

Изучение процесса адаптации 5 «А» класса (сентябрь 2014 г.)

88% - хорошо адаптировались

10% - замкнутые дети

2% - не контролируют свою деятельность









Также тревожит, что у 4-х детей, по результатам тестирования, проявляются признаки низкой самооценки. Причину этого я вижу в том, что ребенку недостаточно уделялось внимания как личности (не уделялось внимание малым успехам ребенка, а они у каждого есть). Хорошо адаптированных детей в классе гораздо больше, что позволяет классному руководителю идти к достижению поставленной воспитательной цели. Не оставляются без внимания дети, которые редко проявляют инициативу сами.

К сожалению, есть ребенок, который не может контролировать свое поведение. К нему нужен особый подход. Основная трудность в общении – не желает принимать правила коллективного сосуществования. Одна из причин такого поведения: со стороны взрослых была чрезмерная опека (мало самостоятельности), а иногда не обращали должностного внимания на недостойное поведение в общественных местах и дома. Карта индивидуального изучения трудного ребенка предложена в Приложении 2.

Опытно-экспериментальная работа «Альбом «Наш класс».

Цели:

– получить педагогически важную информацию об учащихся;

– дать краткую психолого-педагогическую характеристику класса;

– изучить потребности, интересы, склонности, другие личностные характеристики членов классного коллектива;

– определить состояние в нем межличностных отношений;

Работа проводилась в два этапа.

Создание альбома

Первый этап проекта – оформление обложки альбома классным руководителем вместе с детьми, на которой делается надпись: «Наш класс 6 «А».

Каждому ученику выдается по одному листу из альбома и предлагается оформить его следующим образом:

• подписать лист

• разделить альбомный лист на 4 равных между собой прямоугольника;

• в первом прямоугольнике нужно нарисовать обобщенный портрет (лицо) своего класса (это не карикатура); если нарисовать портрет трудно, изображается лицо в упрощенной форме. Важно точно прорисовать глаза, рот и овал лица;

• во втором – большой квадрат, раскрасить его тем цветом, с каким вы сравниваете свой класс, и где-то здесь поставить букву Я (для педагога: буква Я определяет место ученика в классе);

• в третьем – круг, размер которого будет определять количество друзей в классе;

• в четвертом – посвящение своему классу. Это подарок, он может быть выполнен как творческое задание (рисунок, стихи, слова и т. д.).

Творчество поощряется на любом этапе работы. Главное – рисовать красочно!

Ниже приведены два примера альбомных листов:



Исследование результатов

«Лицо класса»

Задачи:

– познакомиться с результатами опытно-экспериментальной работы;

– создать психолого-педагогическую характеристику класса;

– определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем межличностных отношений;

– определить уровень комфортности ребенка в коллективе;

– обратить внимание на особенности детей класса, их характеров, а также на особенности взаимоотношений.

В результате анализа первой части альбома «Лицо класса» были выделены 4 основных часто встречающихся типов лица с психологической характеристикой каждого.

Веселый образ класса

В классе по-настоящему дружно, хорошо, комфортно. И класс ребенку представляется именно таким. Образ искренний, открытый, радостный. Все стремятся жить ради улыбки товарища. Теплота во взаимоотношениях (18 человек).

Смешанный образ: и веселый, и грустный.

Половина лица – это признак усложнения взаимоотношений. Ребенок еще не определился. Дети взрослеют – отношения между ними разные: доброжелательные, конфликтные. И в этом ничего страшного нет, закономерно – взрослеют. (4 человека)

Грустный образ, печальный. Класс воспринимается именно так.

И вот здесь внимание! Значит, ребенок ощущает дискомфорт, взаимоотношения в коллективе некомфортные, конфликтные. У некоторых появлялись слезы: т.е. ощущение полного дискомфорта, тревожность. (К счастью, таких детей в классе нет)

Если изображаются зубы, это отражение агрессии

Озорной образ, хитрый, способный даже обмануть. (4 человека)

Это комфортные взаимоотношения.

Вывод: В целом, «Лицо класса» показало, что в основном в классе сформировалась достаточно комфортная атмосфера, где учащиеся чувствуют себя уютно, неконфликтно, удовлетворенно. По результатам проведенного исследования мы смогли выявить уч-ся, которым необходима помощь психолога по развитию эмоциональной регуляции поведения.

Со второй и третьей частями альбомного листа «Я в классе» и «Круг друзей» проводится аналогичная работа.

«Я в классе»

Задачи:

– изучить индивидуальные особенности детей в классе;

– выяснить представления каждого учащегося о том, как он ощущает свое "Я” в коллективе: ставит ли себя выше всех, играет ли класс для него важную роль, а может, ученик ощущает себя вообще вне коллектива.

«Я» – это проявление эго.

«Я» в центре: ярко выражен эгоцентризм. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, если в классе таких ребят много, то классному руководителю сложно в общении с коллективом, да и ребята испытывают трудности. (6 человек)

«Я» не в центре, но обязательно внутри. Это хорошо: ребенок адекватно воспринимает себя в коллективе, не ставя себя на первое место, прислушивается к мнению коллектива. (19 человек)

«Я» за прямоугольником. Это нехорошо: ребенок не видит себя в коллективе, а существует как бы вне его, выводит себя за его рамки. (1 человек)

«Я» вообще нет. То есть у ребенка отсутствует само понятие "Я” – эго, и он не ощущает себя как личность (необходимо обратиться к психологу). (К счастью, таких детей в классе нет)

«Круг друзей»

Вывод: Здесь число в % показывает «дружность» класса. В классе примерно 75% «дружности».

В конце прошлого учебного года, когда работа была завершена, все смело могли воскликнуть: «Мы – коллектив!». И это уже здорово.

Изучение взаимоотношений учеников в классе

Уровень взаимоотношений учеников в классе исследован с помощью методики «Наши отношения» (Фридман Л.М.)

Гистограмма 1



В целом взаимоотношения в классе непростые, ребята дружат, любят проводить время в школе и вне нее. Хочется отметить, что уровень взаимопомощи в классе растет с каждым днем, с каждым совместно организованным мероприятием.

Выводы: Изучив и проанализировав результаты исследований в 6 «А» классе, я пришла к выводу, что данный класс нуждается в системном подходе по всем направлениям воспитательной деятельности.

В жизни нашего класса большое значение имеют традиции.

Традиции классной организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Я стараюсь развивать традиции классного коллектива, последовательно их использовать в своей работе, т.к. в конечном счете, это приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Наши традиции:

Таблица 1

Название

Описание

Фотография

Работы с дневниками учащихся

Дневник ученика – это его лицо.

Дети следят за ведением дневников: грамотностью, полнотой и эстетикой.


Выставка творческих работ учащихся

Дети с помощью своих  умелых рук создают множество красивых изделий из природного материала, умело обращаются с бумагой, делая оригами, вышивают.

Проведение экскурсий и походов в конце каждого учебного года

Во время походов ученики проводят подвижные игры, которые играют большую роль в сплочении коллектива

Внеклассные мероприятия

К такому виду мероприятий относятся как «Минута славы», «Звездный час класса», «День космонавтики», где ученики представляют свои стихи, рассказывают о своих достижениях. Отличная возможность проявить себя.

Праздник «Здравствуй, Новый год!»


Дети переодеваются, украшают класс к Новому году, проводятся новогодние конкурсы Праздник проходит весело, с шутками и подарками.

Поездка на каток


Зимой каждую субботу ездим на каток в ДЮСШ «Юность»

Праздник к 23 февраля

Девочки класса задолго до праздника готовят конкурсы, поздравления, плакаты для мальчиков. Праздник заканчивается чаепитием

Праздник к 8 марта

К Международному женскому дню мальчики готовят праздник для девочек. Тщательно продумываются поздравления, ход мероприятия и подарки

Весенний субботник


Солнечный, теплый день, хорошее настроение и желание – вот неотъемлемая часть нашего субботника. Мы убирали территорию около школы. Вооружившись метлами,  граблями и мешками  принялись приводить в порядок газоны.

Праздник к окончанию учебного года


Мероприятия проводятся обязательно с родителями. Это не просто школьный праздник для детей - это семейный праздник. Детям вручаются грамоты по различным номинациям и благодарственные письма родителям. Отличный подарок детям в конце учебного года!













Рисунок 3

Изучение структуры семей



58% - полные семьи

42% - неполные семьи









Результаты диагностики показывают, что достаточно много детей требуют постоянного педагогического внимания.

Вывод: таким образом, задачей воспитателя является вовлечь детей в воспитательный процесс, обеспечить комфортное сосуществование внутри, прежде всего классного коллектива, а в дальнейшем и в обществе в целом.





Рисунок 4

Социальный портрет семей







Социальная картина классного коллектива: семьи учащихся имеют как служащий, так и управленческий состав







В целом семьи материально обеспечены, родители занимаются воспитанием детей. Преобладает состав родителей с высшим образованием. В основном родители относятся к школе доброжелательно. Неблагополучных семей нет. В классе 26 семей. Структура семей отражена на рис.3. Неполных семей с одним ребенком – 5, полных семей с двумя детьми – 13, многодетных – 2, в шести семьях родители разведены.

Почти все семьи материально хорошо обеспечены, лишь две семьи с низким материальным достатком. Сейчас большинство родителей особое внимание уделяют материальному достатку семьи и совсем мало свободного времени остается для ребенка. Современные родители не знают, как воспитывать и не хотят отвечать за воспитание детей.

Необходимым в своей работе считаю:

  • Формирование личной ответственности родителей за свое поведение и поведение своих детей;

  • Повышение уровня педагогических знаний родителей (самообразование, родительский всеобуч)

  • Установление и поддержка связи с родителями. Выработка единства требований.

  • Активизация семейных факторов защит и факторов развития ребенка для воспитания успешного гражданина общества, ориентированного на ЗОЖ.





















    1. Мониторинговые исследования

С целью отслеживания динамики личностного развития учащихся через их уровень воспитанности регулярно проводилось мониторинговое исследование каждом полугодии 5 и 6 классов. Приведем пример исследования в 6 классе.

Уровень воспитанности обучащихся 6 «А» класса по следующим критериям:

  1. Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек:

Мотивы (познавательный, социальный)

Ценностные ориентации

Устойчивое эмоциональное состояние (наличие и уровень тревоги)

Самооценка (уровень, адекватность)

Сформированность нравственных чувств:

- гражданское самосознание,

- гуманность,

- духовность,

- практичность

  1. Уровень преднамеренности, произвольности поведения:

Особенности поведения и общения со сверстниками

Особенности поведения и общения с педагогами

Соблюдение социальных и этических норм

Поведенческая саморегуляция (проявление негативных эмоциональных переживаний)



Для проведения серии тестов использовались работы А.Д.Андреевой «Диагностика эмоционального отношения к учению», П.В.Степанова, Д.В.Григорьева, И.В.Кулешова «Диагностика личностного роста школьников».





I Этап обследования

Цель: исследование эмоционального отношения к учению.

Предмет исследования:

Уровень тревожности (общая и школьная)

Познавательная активность (общая и школьная)

Наличие и проявление негативных эмоциональных переживаний (общее и в школе)

Методика: «Диагностика эмоционального отношения к учению»















Гистограмма 2

Сравнение показателей шкал «Тревожность», «Познавательная активность», «Негативные эмоциональные переживания» ОБЫЧНО и В ШКОЛЕ (в целом по классу)

Анализ результатов:

Показатели по шкале «Тревожность» ОБЫЧНО и В ШКОЛЕ имеют средние общие значения и незначительные расхождения в целом, что соответствует особенностям подросткового возраста.

Показатели «Познавательная активность» ОБЫЧНО незначительно выше, чем В ШКОЛЕ, а в целом к 6 классу выросла познавательная активность. «Негативные эмоциональные переживания» ОБЫЧНО выше, чем В ШКОЛЕ.

Гистограмма 3

Сравнение показателей шкал «Тревожность», «Познавательная активность», «Негативные эмоциональные переживания» ОБЫЧНО у мальчиков и девочек







Гистограмма 4

Средние показатели шкал «Тревожность», «Познавательная активность», «Негативные эмоциональные переживания»

В ШКОЛЕ у мальчиков и девочек

Анализ результатов:

Показатели «тревожности» у мальчиков и девочек данного класса в обычной жизни примерно равные и не высокие, а в школе – тревожность у мальчиков несколько повышается, что соответствует возрастным особенностям.

Показатели «Познавательной активности» у девочек ОБЫЧНО выше, чем у мальчиков, В ШКОЛЕ это еще более выражено.

Показатели «Негативные эмоциональные переживания» у мальчиков ОБЫЧНО выше, чем у девочек, В ШКОЛЕ такая особенность сохраняется, но, что особенно важно отметить – проявление негативных эмоций и у мальчиков, и у девочек В ШКОЛЕ значительно снижено. Открытое проявление негативных эмоций (гнев, досада, раздражение) находится в непосредственной зависимости от степени воспитанности субъекта и состояния его нервной системы.

Выводы: Показатели тревожности в целом невысокие. Наблюдается тенденция взаимного соответствия уровней общей и школьной тревожности, что отражает возрастные особенности подростков.

Тревожность у девочек значительно снизилась по сравнению с 5 классом.

Необходимо:

Для сохранения высокой познавательной активности необходимо учитывать актуальную потребность в общении, а именно

  • Активизировать групповые формы работы в воспитательной деятельности;

  • Продолжить внеурочную деятельность для данного класса по выбранным направлениям, что способствует объединению и взаимному усилению двух мотивов: познавательному и коммуникативному.



  1. Этап обследования

Цель: исследование уровня сформированности нравственных чувств

Предмет исследования:

  • самооценка

  • сформированность нравственных чувств:

  • гражданское самосознание,

  • гуманность,

  • духовность,

  • практичность

Методика: П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова «Диагностика личностного роста школьников»,

Проективные рисуночные тесты «Дерево», «Несуществующее животное»







Гистограмма 5

Динамика уровня самооценки и уровня притязания

Анализ результатов:

Очевидна тенденция снижения завышенной самооценки и завышенного уровня притязания. Во II полугодии 5 класса резкий спад обоих показателей обусловлен переходом в среднее звено, наличием разных учителей по предметам. В 6-ом классе снижение уровня самооценки и уровня притязаний можно объяснить уже собственной критичностью к себе (поступков, проявление резких и ярких эмоций и т.д.). Все же изменение уровня самооценки и уровня притязаний придет в основном к большей степени адекватности.

Гистограмма 6

Степень сформированности отношения к ценностям

Гистограмма 7

Что повлияло на формирование отношений к ценностям жизни

Анализ результатов:

Гистограмма 8

Динамика формирования нравственных чувств













  1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

    1. Концептуальные основы воспитательной системы

Все мероприятия ориентированы на реализацию стратегически единой для всех образовательных учреждений страны цели образовательной деятельности – Национальный воспитательный идеал. Предусматривают обязательную организацию воспитательного процесса по всем рекомендуемым содержательным направлениям воспитательной деятельности с опорой на базовые национальные ценности, такие как:

Рисунок 5

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество


Данная воспитательная система разработана на основе нормативно - правовых документов РФ и является органической частью Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты в МОАУ «СОШ №23 г. Орска». Выстраивая воспитательную систему мы, прежде всего, опирались на необходимость создать такие условия, в которых каждый ребенок чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы возможности для самореализации на пользу себе и обществу, обретал бы опыт жизненного успеха.

Идеология воспитательной системы опирается на следующие концептуальные положения:

  • механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;

  • успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

  • успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,

  • успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,

  • активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

  • социальное партнерство с семьей является одним из ведущих факторов успешности воспитательной системы

Система основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей системы в целом:

Данные принципы реализуются через выстроенную модель воспитательной системы класса. Кроме того, воспитательная система класса является одной из подсистем воспитательной системы школы. С одной стороны, она обладает собственной уникальностью, специфичностью, с другой, отвечает общим целям и задачам образовательного учреждения.

Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Только там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. С.Л. Рубинштейн писал о творчестве как о «строительстве человека». Именно в творчестве находится источник для самопознания, самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т.д.

Выбор проектной деятельности в качестве системообразующего фактора я считаю важным условием для становления опыта самопознания и самовыражения личности ребенка. Это связано с тем, что при подготовке проекта ребенок ставит перед собой проблему, значимую для него, класса, школы… Ребенку предоставляется возможность выбрать те или иные способы реализации проектной идеи. Он приобретает опыт совместной творческой деятельности, учится ставить конкретные, измеряемые цели и планировать процесс их достижения. Кроме того, проект предполагает получение конкретных результатов в ходе самостоятельной или групповой деятельности учащихся. Поэтому каждый ученик может почувствовать успешность, сопричастность при достижении конечного результата.



    1. Целеполагание воспитательной системы

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

создание необходимых условий для развития духовно-нравственных качеств, гражданского самосознания, воспитания чувства любви к Родине, интеллектуального и творческого потенциала через самоактуализацию, стремления к здоровому образу жизни, саморазвитию, самореализации, успеху на основе социального партнерства с семьей









ЗАДАЧИ:

  • помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся

  • формирование классного коллектива как воспитательной системы;

  • вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);

  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;

  • воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

  • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;

  • совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;

  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой.



Для реализации поставленных задач необходимо разработать конкретные механизмы реализации воспитательной системы класса.











3.МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание



Совместная воспитательная работа школы и семьи



воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии





воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни



направления

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания



воспитание социальной ответственности и компетентности



воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека



направления

Учебно-познавательная деятельность







    1. Этапы развития воспитательной системы

Предполагается, что становление воспитательной системы пройдет следующие ЭТАПЫ:

1 этап – 5 класс 2014-2015 учебный год

«Мы – одна семья»

Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой и социальной активности учащихся;

Форма деятельности – выпуск классной газеты 5а класса, начало работы с Портфолио каждого учащихся и портфолио нашего класса.

Оформление фото и видеолетописи класса.



2 этап – 6 класс 2015-2016 учебный год

«Мы талантливы во всем»

Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.

Форма деятельности: проектная и творческая деятельность.

Задачи на этом этапе:

- развитие творческих способностей учащихся через участие в разнообразных конкурсах, мероприятиях;

- привитие пользовательского навыка работы на компьютере;

- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;

- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать через работу с Портфолио;

- объединение класса общим делом, участие в самоуправлении класса и школы



3 этап – 7 класс 2016-2017 учебный год

«Мы успешны»

Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.

Форма деятельности: продолжение работы над Портфолио, участие в разнообразных мероприятиях



4 этап – 8 класс 2017-2018 учебный год

«Мы взрослеем»

Цель: содействие процессам саморазвития, самопознания учащихся, их нравственной самореализации.

Форма деятельности: активное участие в работе органов самоуправления.

 

5 этап – 9 класс 2017-2018 учебный год

«Мы - выпускники»

Цель: создание условий для самореализации и самоопределения учащихся, выбора будущей профессии

Форма деятельности: участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий, исследовательская деятельность.



3.2 Направления воспитательной системы

Организация воспитательной программы обучающихся осуществляется по следующим направлениям:














    1. Воспитательное пространство классного коллектива

Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.

Основным «местом жительства» 6 «А» класса является кабинет немецкого языка. В нём происходят главные события классной жизни, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя,  учащихся класса об уютной, комфортной обстановке  в «родном»  кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё  это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества.

Воспитательная система класса не закрыта. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели проходят спортивные соревнования как между классами, между 5-7 классами часто проходят внеклассные мероприятия, например, «Мисс и мистер Осень», конкурс-смотр строя и песни, конкурсы рисунков и много других. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа и т. д.)

Степень вовлеченности ребят класса во внеурочной деятельности составляет 96% (на 15% выше, чем в прошлом учебном году). Занято в кружках и секциях 25 из 26 человек по трем направлениям:

  • Художественно-эстетическое

  • Спортивное

  • Учебное

(Приложение 3)





Взаимодействие классного сообщества с другими общностями детей и взрослых

















Музеи г. Орска











4. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

4.1 Формы реализации воспитательной системы класса по направлениям

Программа «Лестница успеха» предполагает реализацию следующих форм работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

  • тренинги, занятия,

  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;

  • дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;

  • встречи с интересными людьми;

  • проведение совместных с родителями КТД.


Применяемые технологии:

  • научно-исследовательская;

  • технология проектов;

  • личностно-ориентированный подход;

  • ИКТ;

  • Портфолио.


Воспитательные возможности ИКТ

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Конечно же, нельзя не сказать о достоинствах ИКТ:

  1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным;

  2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий;

  3. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям;

  4. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;

  5. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;

  6. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса;

  7. Повышают качество педагогического труда.


ИКТ-технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:

  1. Поиск информации;

  2. Для обозначения темы занятия;

  3. В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию;

  4. Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.).


Составляя сценарий с использованием ИКТ, я всегда тщательно продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Использование средств ИКТ позволяет сделать внеклассные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей. (Приложение)

В прошлом учебном году одной из форм деятельности было создание видеолетописи класса, в чем принял участие весь класс. В этом году также одной из задач является привитие пользовательского навыка работы на компьютере.

Таким образом, я считаю, что грамотное, системное использование ИКТ технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.


В последнее время все большую популярность приобретает технология Портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности. С начала прошлого года на классном собрании мы определили структуру Портфолио и вот уже второй год мы успешно продолжаем эту работу. (Приложение 5)

4.2 Проектная деятельность на разных ступенях воспитательной системы класса

Воспитательная система строится на системообразующей деятельности, ведущим в системе является проектная деятельность, которая способствует самопознанию и реализации ребенком своих возможностей и творческих способностей.

Проектная деятельность осуществляется совместными усилиями всех членов коллектива. В зависимости от ступени системы тематика и формы изменяются.

Проектная деятельность способствует сплочению классного сообщества и формированию личности отдельного школьника в коллективе.

I ступень - «Мы одна семья» (5 класс)

II ступень - «Мы талантливы во всем» (6 класс)

III ступень - «Мы успешны» (7 класс)

IV ступень - «Мы взрослеем» (8 класс)

V ступень – «Мы выпускники» (9 класс)

6 «А» класс находится на второй ступени «Лестницы успеха». Ниже приведены проекты двух ступеней (5 и 6 класс).

Таблица 2

ПРОЕКТЫ


Направление: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

I ступень – «Мой любимый город»

II ступень – «Семь чудес России»


Направление: Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

I ступень – «Я талантлив»

составление фотоколлажа и видеолетописи «Наш класс»

«Прощай, 5 класс!»

II ступень – «Неделя добрых дел»


Направление: Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни


I ступень – «В мире комнатных растений» (озеленение школы)

«Мы против наркотиков»

II ступень – Эко-акция «Пластиковый бум» («Экомода» – конкурс костюмов из пластика)

«Береги природу» (выпуск буклетов «Сохраним лесную красавицу», «Сохраним первоцветы»)


Направление: Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

I ступень – благоустройство кабинета

«Первые шаги к выбору профессии»

II ступень – «Кормушки для птиц своими руками»

мастер-классы «Новогодние игрушки»


Направление: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

I ступень – «Праздник своими руками» («девочки для мальчиков, мальчики для девочек»)

II ступень – Проект «Новогодняя елка»

«Открытка к празднику»


Направление: Учебно-познавательная деятельность

I ступень – «Математический задачник»

II ступень – Год литературы. «Книга в моей жизни» (создание электронной газеты)

Направление: Совместная воспитательная работа школы и семьи

I ступень – «Давайте познакомимся!» (традиции и обычаи семьи)

День матери

«Прощай, 5 класс!»

II ступень – «Спортивная суббота»

туристический поход «Вместе весело шагать»

Выступление на педсовете «Работа родительского комитета» (в творческой форме)

«В честь прекрасных дам»

















    1. План реализации воспитательной системы на 2015/16 учебный год

II ступень «Мы талантливы во всем!»

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Циклограмма мероприятий с учетом всех направлений предложена в Приложении 6.

3. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

5.1 Самоуправление

В основу программы положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы.

В начале учебного года на организационном классном часе ученики 6 «А» класса совместно с классным руководителем решили дать название своему классу по аналогии с группой в социальной сети Интернет – ВКлассе.







Модель самоуправления в нашем классе выглядит так:

Рисунок 6

Собрание online







Помощник администратора



Администратор







СООБЩЕСТВА

Спорт

Творческие люди





Учёба

Трудяги







Закон и порядок

Креативщики







Распределение функций в структуре самоуправления в нашем классе происходит следующим образом:

Собрание online:

  • планирует работу в классе;

  • подводит итоги работы;

  • распределяет поручения между сообществами.

Администратор и помощник администратора:

  • первые помощники классного руководителя;

  • организуют и проводят классные и внеклассные мероприятия;

  • регулируют работу всех сообществ

Сообщество «Творческие люди»:

  • организовывают досуг;

  • оформляют стенгазеты, плакаты;

  • готовят атрибуты к мероприятиям

Сообщество «Спорт»:

  • пропагандируют здоровый образ жизни;

  • проводят утреннюю зарядку.

Сообщество «Учёба»:

  • контролируют учебный процесс

  • работают с дневниками

Сообщество «Трудяги»:

  • составляют график дежурства по классу и по школе;

  • полив цветов;

  • следят за сохранностью и чистотой мебели в классе

Сообщество «Креативщики»:

  • организуют досуг;

  • помогают в организации и проведении мероприятий;

  • придумывают что-то новое и интересное

Каждое сообщество имеет оценочный лист, в котором после проделанной работы классный руководитель, участники группы и администратор ставят лайк.

    1. Социальное партнерство с семьей

Получив в прошлом учебном году 5 класс, я поняла, что мне важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагог, дети и родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Рисунок 7

ученик



родитель учитель



Формы работы с родителями

Индивидуальная

(беседы, консультации)

Групповая

(родительские собрания,

заседания родительского комитета)









Родительские собрания проходят один раз в месяц в различных формах (круглый стол, диспут, мини-лекция, дискуссия), а индивидуальные беседы, консультации и встречи – по мере необходимости.

Методы работы с родителями: наблюдение, беседа, тестирование и анкетирование.

Данные формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Свою работу как классного руководителя с родителями веду в трёх направлениях:

Таблица 6

Направление деятельности

Формы работы

Психолого-педагогическое просвещение родителей

родительские собрания, индивидуальные и тематические беседы и консультации, родительский всеобуч, диспуты, круглые столы, индивидуальные консультации

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

помощь в организации и проведении внеклассных дел, помощь в организации поездок в музеи, театр, кинотеатр, походов и т.д., посещение открытых уроков, совместные творческие дела

Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе

участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса

Актив родителей

Таблица 7

Должность

Функции

Председатель родительского комитета

Представляет интересы родителей всего класса

Ответственный за финансы

Несет ответственность за сбор денег в фонд школы, класса, покупку подарков

Член родительского комитета школы

Посещает заседания общешкольного родительского комитета

Состав родительского комитета

Решают самые важные дела в классе

План работы с родителями

Таблица 8


Месяц

Тема родительского собрания

Тема родительского всеобуча

Работа с родительским комитетом

Совместные мероприятия с родителями

Индивидуальные встречи и беседы

Сентябрь

Мы теперь шестиклассники

Воспитание характера школьника

  • Планирование работы на год;

  • Благоустройство кабинета

  • Классный час «Я талантлив»;

  • Поездка в библиотеку (филиал №9);

  • Вовлечение детей в работу кружков;

  • Поездка в Краеведческий музей;

  • Поход на природу

Посещение семьи Данила У., Даулета А., Вики Л.

Беседы о внешнем виде

Октябрь

Первые проблемы подросткового возраста


  • Покупка необходимой дополнительной учебной литературы, канцтоваров;

  • Поощрения учащихся.

  • Работа в органах школьного самоуправления.


Поездка в ДК Железнодорожников на конкурс «Мисс Осень-2015»

По мере необходимости

Ноябрь

Роль домашнего задания в самообразовании школьника.

Самооценка школьника-подростка

  • Организация чаепития;

  • Поздравление осенних именинников;

  • Поездка в библиотеку (филиал №9) на Всероссийский словарный урок в день рождения Владимира Даля

Школьный праздник «Мисс и мистер Осень»

По мере необходимости

Декабрь

Компьютер в жизни школьника.


Взаимодействие с тревожными детьми

  • Работа в органах школьного самоуправления;

  • Покупка подарков к Новому году

  • Проект «Новогодняя елка»;

  • Поездка в Драматический театр;

  • Поездка в ДКЖ на Праздник Нового года

По мере необходимости

Январь

Положительные эмоции и их значение в жизни человека


Покупка канцтоваров, ватманов

  • Акция «Помоги ребенку»

Поход на каток

Посещение семьи Данила У.

По мере необходимости

Февраль

За страницами твоего учебника


Ориентация школьников на ценности семьи

Поездка в кинотеатр

Праздник «Рыцарский турнир»

По мере необходимости

Март

А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами

Проблемное поведение подростков

Поездка в музей Т.Г.Шевченко

Выставка «Масленица»

  • Классный час «В честь прекрасных дам»;

  • Поездка в ДКЖ на конкурс «Школьная весна»

По мере необходимости

Посещение семьи Наташи К., Даши О., Дениса К.

Апрель

Как стать хорошими родителями

Общение в семье

Поездка в Краеведческий музей


Посещение семьи Данила У.

По мере необходимости

Май

О детском одиночестве.

Детское общественное объединение

Поездка с библиотеку (филиал №9) Видеолекторий «Язык родной, дружи со мной»

  • Участие в митинге, посвящённого Дню Победы;

  • Форум «Гордость нашей школы»;

  • Праздник Последнего звонка

По мере необходимости


Почти на каждое собрание я готовлю памятки и полезную информацию для родителей. Ближе познакомиться с родителями мне помогает проведение различных анкет и тестов.

Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях или лицах, заменяющих их;

  • жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребёнка в классном коллективе;

  • уровень педагогической культуры родителей;

  • семейные обычаи и традиции;

  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребёнка. (Акт обследования семьи см. в Приложении 7)

Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности и стиль взаимоотношений родителей и детей.


Так, 15 октября 2015 года было проведено очередное исследование удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг. Результаты анкетирования показали высокий процент удовлетворенности (81,4%) родителей в вопросе организации работы с родителями.

Тематика родительских собраний и тематика родительского всеобуча представлены в Приложении 8 и 9.

У меня в классе очень дружные, активные и энергичные родители. Они во всем мне помощники. Знаю, что во всем и всегда поддержат. И когда в прошлом году познакомилась с ними, сразу для себя поставила цель-не потерять их желание принимать активное участие в жизни школы и класса.

Для этого провожу не только ежемесячные собрания и родительские всеобучи, но различные внеклассные мероприятия с приглашением родителей, походы, спортивные субботы. Родители оказывают помощь в организации и проведении внеклассных дел, помощь в организации поездок в музеи, театр, кинотеатр, походов и т.д. Родители класса принимают участие в работе родительского комитета школы и класса. 28.01.16г. родительский комитет 6 «А» рассказал в творческой форме о своей работе на Педсовете школы «Взаимодействие семьи и школы»




























  1. МЕХАНИЗМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

Для наблюдения за динамикой развития применяется система диагностики, которая включает в себя следующие методы:

  • опросные (анкетирование, беседа);

  • праксиометрические (изучение продуктов учебной и творческой деятельности);

  • прямое; косвенное и включенное наблюдение.

Использовались методики:

  • Социометрическое исследование;

  • «Мониторинг уровня воспитанности» (методика М.И. Шилова);

  • «Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения»

  • «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» (методика А.А. Андреева);

  • «Диагностика личностного роста школьников» (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова).











Гистограмма 9

Сравнительные показатели социометрического исследования

В классе есть лидеры, которые пользуются авторитетом среди одноклассников, как в школе, так и во внеурочное время (Алена А., Полина П., Эвелина Ж., Влад К.). Но есть и «непринятые» (Вика Л., Наташа К., Даша О., Дима Н.). Это дети, с которыми активно общаются внутри школы, но не дружат за ее пределами. К счастью, отвергнутых в классе нет.

В прошлом году в классе активно велась совместная работа классного руководителя и педагога - психолога по сплочению коллектива и нормализации отношений между обучающимися. С учениками проводятся специальные тренинги (психологические классные часы), где детей учат общаться друг с другом, дружить, избегать конфликтов, быть открытее и добрее. И работа эта, я считаю, дала неплохие результаты (в 2014-2015 учебном году «непринятых» было 7 человек).





Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся (методика М.И. Шиловой)

Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности.

Школьники оценивались по признакам и уровням формирующихся качеств (от высокого уровня до недопустимого).

Анкетирование проводится анонимно. Это дает возможность ребятам быть откровенными при выборе ответов.

В начале учебного года школьникам предлагалось оценить качества, присущие им, по 5-ти балльной шкале.

- Патриотизм – Любознательность – Трудолюбие - Доброта и отзывчивость - Самодисциплина

Гистограмма 10

В целом, ребята класса показали достаточно высокий уровень воспитанности, который характеризуется наличием устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции, воспитанники принимают нравственные правила, что отражается в списке их ценностей. Необходимо организовать работу, направленную на воспитание у школьников уважения к таким ценностям, как патриотизм, самодисциплина.

Гистограмма 11

Сравнительные показатели удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения

Результаты анкетирования показали высокий процент удовлетворенности (81,4%) родителей в вопросе организации работы с родителями.

Гистограмма 12

Динамика формирования нравственных чувств

Мониторинговые исследования продолжались и продолжаются в настоящее время. Отслеживание ведется по следующим параметрам: отношение к человеку, отечеству, семье, знаниям, труду, культуре. На основании полученных результатов проводится анализ, и принимаются соответствующие решения по координации деятельности классного руководителя с детьми, родителями, педагогами школы.

Так при сравнении тестирования, проведенного в начале 6 класса с предыдущим, проведенным в начале 5 класса, было выявлено следующее: отношение к данным категориям изменилось от ситуативно-негативного до ситуативно-позитивного или устойчиво-позитивного. Дети стали милосерднее, они способны к сочувствию, прощению. Дети избавились от пренебрежительного отношения к людям труда, более организованны во время трудовых мероприятий. Изменилось поведение ребят, они стали более деликатными, тактичными, следят за своей речью.

Анализируя результаты промежуточной диагностики, необходимо сделать выводы:

  • системообразующая деятельность выбрана верно, о чем свидетельствует прогресс в развитии коллектива;

  • межличностные отношения стали более терпимыми;

  • повысился уровень воспитанности;

  • воспитанники принимают нравственные правила, что отражается в списке их ценностей.

Между тем ряд проблем остается, что подтверждает, что воспитательная система еще не завершена.

Например, в результате наблюдения и тестирования обозначились следующие проблемы:

  • отсутствие восприятия Человека как абсолютной ценности;

  • умение работать в коллективе носят эпизодический характер;

  • эпизодические проявления некультурных форм поведения детей.

Показатели личностного роста нацеливают на то, что необходимо:

  • строить взаимоотношения в ученическом коллективе на основе терпимости, уважения, взаимопомощи;

  • продолжить создание условий для раскрытия, реализации, индивидуальных интересов и склонностей;

  • организовать работу, направленную на воспитание у школьников уважения к таким ценностям, патриотизм, самодисциплина. На основании анализа происходит корректировка плана по реализации классной воспитательной системы.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Рисунок 8

Модель выпускника класса

Классный руководитель стремится вырастить выпускника, который должен иметь:

  • собственный взгляд на мир,

  • социальную ответственность;

  • высокий уровень самосознания;

  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

  • креативность;

  • человечность, альтруистическую направленность;

  • высокий уровень общей культуры;

  • развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.


Родители на первом родительском собрании от 23 сентября 2014 года построили свою модель выпускника:

    • Самостоятельный;

    • Ответственный;

    • Самоопределившийся относительно того, куда пойдет учится (или работать) после школы;

    • Усвоивший всю программу средней школы;

    • Образованный;

    • Способный к саморазвитию и самосовершенствованию;

    • Коммуникабельный;

    • Способный руководить;

    • Творчески-развитый;

    • Уверенный в себе и своих силах;

    • Честный;

    • Добрый;

    • Воспитанный;

    • Умеющий отстаивать свое мнение;

    • Всесторонне развитый;

    • Отзывчивый;

    • Активный





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательная система «Лестница успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице развития успеха ребенка.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся.

Об эффективности воспитательной системы «Лестница успеха» свидетельствуют следующие показатели:

    1. Ученики класса становятся победителями школьных и районных конкурсов патриотического, творческого, интеллектуального характера.

    2. Повысился уровень нравственной воспитанности и коммуникативной культуры обучающихся.

    3. В классном коллективе существует доброжелательная обстановка, взаимовыручка и взаимоподдержка.

    4. Работа родительского коллектива помогает поддержанию в классе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

    5. В классе сложились традиции, в поддержании которых принимают активное участие учащиеся, родители, учителя.

    6. Активное включение учащихся во внеурочные формы развития (кружки, секции, конкурсы, соревнования и т.д.)

    7. Родители имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью коллектива обучающихся.

    8. Активное участие родителей в органах самоуправления класса и школы.

    9. Многие учителя-предметники берут класс для проведения открытых уроков.

В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления всеми учащимися своих возможностей, способностей и творческого потенциала, создать для своих воспитанников ситуацию успеха, стараюсь учитывать их возрастные и психофизические возможности.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Белик Н.Н., Сидоркина С.Л., Евдокимова Н.Р., Кузьминова М.П. Сб. Самый, самый, самый классный. Нижний Новгород, 2003

  2. Белик Н.Н., Тарасова И.Б., Сидоркина С.Л. Сб. Воспитание продуктивно, если оно системно. Нижний Новгород, 2005

  3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1999

  4. Классный руководитель. Научно-методический журнал. 2011-2015 гг.

  5. Классный руководитель и федеральный государственный образовательный стандарт. Научно-методический сборник. Н.Новгород, 2012

  6. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Токарева М.В. Личное портфолио школьника (5-7 классы). Учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2008

  7. Повшедная Ф.В., Гришина М.С., Белик Н.Н. Классный руководитель в школе. Научно-методический сборник. Н.Новгород, 2007

  8. минобрнауки.рф

  9. 1september.ru

  10. nsportal.ru

  11. pedsovet.su

  12. standart.edu.ru

  13. uchportal.ru

  14. zakon.edu.ru

  15. http://makarenko-museum.narod.ru/lib/Abakan_Mak_Rdrs_2007.htm

  16. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11

  17. http://pedsovet.su/publ/70-1-0-3607

  18. http://shcola6amursk.ucoz.ru/

Зайнагабдинова Е.Р. Модель воспитательной системы «Лестница успеха», Орск, 2016

30


Просмотр содержимого документа
«yoyzrithp roxy»

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №23 г. Орска»





Модель воспитательной системы класса

«Лестница успеха»







Автор: Зайнагабдинова Елена Римовна

Классный руководитель 6 «А» класса

Учитель первой категории

г. Орск, 2015-2016 уч. год








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!