СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование фартука. Технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  

 

Учитель: Злобина Ольга Алексеевна.

Уровень образования: основное общее.

Предмет: Технология

Класс: 5

Базовый учебник: Технология 5 кл.: Под редакцией О. А. Кожиной, Г. А. Молевой.- М.: Дрофа, 2013г.

Тема: «Моделирование фартука»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма проведения урока: комбинированный урок.

Время проведения: III четверть.

Участники: обучающиеся 5А класса МБОУ СОШ № 1 с. Измалково.

Межпредметные связи: ИЗО, история, черчение.

Цель: дать представление о моделировании швейных изделий, познакомить с профессией  «художник-модельер», научить простейшим приемам мо­делирования на примере фартука.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование фартука. Технологическая карта»

Технологическая карта урока


Учитель: Злобина Ольга Алексеевна.

Уровень образования: основное общее.

Предмет: Технология

Класс: 5

Базовый учебник: Технология 5 кл.: Под редакцией О. А. Кожиной, Г. А. Молевой.- М.: Дрофа, 2013г.

Тема: «Моделирование фартука»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма проведения урока: комбинированный урок.

Время проведения: III четверть.

Участники: обучающиеся 5А класса МБОУ СОШ № 1 с. Измалково.

Межпредметные связи: ИЗО, история, черчение.

Цель: дать представление о моделировании швейных изделий, познакомить с профессией «художник-модельер», научить простейшим приемам мо­делирования на примере фартука.

Планируемые результаты, в том числе формирование УУД:

Познавательные УУД:

Умение моделировать изделие;

развитие пространственного художественного воображения и композиционного мышления;

анализ объектов с целью выделения признаков;

исследование практических ситуаций;

выдвижение предположения, понимание необходимости их проверки.

Личностные УУД:

стимулирование способности иметь собственное мнение;

сделать учёбу полезной, интересной, увлекательной;

уверенность во взаимоотношениях с людьми;

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Регулятивные УУД:

целеполагание;

мотивация учебной деятельности;

развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

отражение в устной и практической форме результатов своей деятельности;

признание права другого человека на иное мнение.

Рефлексивные УУД:

постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

поиск и устранение причин возникших трудностей

осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

владение умениями совместной деятельности с другими её участниками;

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Основные понятия: «модель», «моделирование», «художник-модельер», «этапы моделирования», «фасон».

Ресурсы:

Наглядные пособия: чертеж фартука в масштабе 1:1; плакат «Модели фартука»; серия транспарантов по констру­ированию и моделированию фартука; стенд готовых моде­лей с различной отделкой; выставка отделок, тканей.

Дидактический материал: учебники по технологии (5 кл.), ИТК «Этапы моделирования»; карточки-задания с различными способами моделирования, карточки-задания по за­креплению темы «Моделирование фартука».

Компьютер, проектор, интерактивная доска, инструменты и приспособления.


Этапы урока

Название используемых ЭОР


Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

1

Орг. момент


Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку.


Приветствие учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность

Фронтальная деятельность

Личностные: самоорганизацияРегулятивные: способность регулировать свои действия.

2

Определение потребностей и мотивов.





























http://fcior.edu.ru/card/20927/fartuki-narodov-rossii.html








Актуализация знаний

Организовывает игру «Умники и умницы», проверяет знания.

условия игры: на полу размещены три дорожки. Нужно дойти до конца дорожки, ответив на все воп­росы. Кто пойдет по первой дорожке, отвечает только на один, но самый сложный. Кто пойдет по второй до­рожке, отвечает на два вопроса средней сложности. Кто пойдет по третьей дорожке, отвечает на три самых легких вопро­са. Займите понравившиеся вам дорожки.

1-й ученик

2-й ученик

3-й ученик

Назвать все конст­руктивные линии фартука.

Что такое мерк

?

Какую функцию выполняет фартук в одежде?


Какие мерки необ­ходимы для постро­ения чертежа

фар­тука?

Из какой ткани лучше шить фар­тук?



Чем можно укра­сить? фартук?




Мотивация:

Историческая справка. Фартуки народов России.

Фартук может быть ПРОСТЫМ куском ткани с двумя хвостиками завязок, или такого СЛОЖНОГО КРОЯ, что не обойдешься без компьютера. Некоторые из них веселят взгляд разноцветьем текстильных УЗОРОВ, на других это старинный орнамент РУЧНОЙ вышивки и ПЛЕТЕНОГО кружева. Некоторые нравятся нам даже тем, что они ОДНОЦВЕТНЫ. Хорошо подобранный цвет не только радует глаз, но и помогает с первого взгляда узнать профессию человека, отрасль промышленности или фирму, где он работает. Сравните фартуки парикмахера, продавца, официанта, горничной.

Они отличаются по внешнему виду?

Есть такие модели, что предназначены исключительно для домашних бытовых нужд. По ним можно судить о вкусе хозяйки дома.

Вы видите различные модели фартуков, прикрепленные на стенде, экране, нарисованные на плакате, в книгах. Все они моделируются на основе чертежа, который вы построили на предыдущих уроках. Обратите внимание на передник, который находится в центральной части стенда. Этот фартук изготовлен без изменения чертежа выкройки, а все остальные путем моделирования приобрели новую форму. Каждый человек стремится быть ин­дивидуальным, т. е. не похожим на остальных, и это проявляется в его характере, поведении, а также в одежде.

Создает проблемную ситуацию.

Вопрос: Так что же надо сделать, чтобы получить разные модели изделия?

Благо­даря разделу «Моделирование» вы сможете шить себе одежду, учитывая особенности своей фигуры, своего вкуса.

Подводит учащихся к теме урока: «Моделирование фартука» и цели занятия:

«научиться простейшим приемам мо­делирования фартука».

Отвечают на вопросы и формулируют вывод.

Индивидуальная деятельность





Оценивают ответы одноклассниц с помощью сигнальных карточек.




















Рассматривают фартуки народов России (национальные костюмы), современные модели разнообразных форм, расцветок и разновидностей. Попарно собирают мозаику одного из фартуков (на выбор)

Фронтальная и групповая деятельность



Рассматривают модели фартуков, обсуждают, стараются выявить отличительные характеристики, анализируют, сравнивают.

Фронтальная и групповая деятельность.















Утверждают, что необходимо изменить основные элементы изделия.





Записывают в тетрадь тему урока.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

3

Принятие учебных целей и условий их достижения
















http://fcior.edu.ru/card/21041/modelirovanie-fartuka-chast-1.html






































http://fcior.edu.ru/card/21041/modelirovanie-fartuka-chast-1.html










Формирует критическое мышление. Информирует.

Работа над созданием видов моделей одежды основана на реальных требованиях жизни и

осуществляется по формуле:

для кого – для чего - из чего.

Вы согласны с этим утверждением?

Гипотеза

Если изменить форму, цвет, внешние черты изделия и использовать украшающие элементы, то можно получить огромное количество разнообразных моделей фартуков для разных категорий граждан и профессий.




Сообщает познавательные сведения.

I.Чтобы дать определение и понять, что такое моделирование – давайте внимательно посмотрим модели (предлагаю рассмотреть разные фасоны изделия)


Задание: заполнить таблицу №1

1 группа находит сходные черты;

2 группа находит различия.


Сходные черты

различия

У каждого фартука есть нагрудник

Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии

У каждого фартука есть нижняя часть

Карманы имеют разную форму

У всех фартуков есть карманы

Фартуки различаются по цвету

У всех фартуков есть бретели

Отделка фартуков разная

У всех фартуков есть отделка

У фартуков различная форма нижней части


Подводит обучающихся к выводу о том, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой.

Говорит о способах моделирования:1)изменением формы отдельных частей фартука; 2)применением художественной отделки; 3)моделирование цветом.

Устанавливает осознанность ситуации.

Показ, рассказ

Вводит новые понятия «фасон», «модель» и «моделирование».

Фасон – внешние черты любого изделия, определяемые, определяемые формой деталей, линиями, их соотношениями, отделкой.

Модель — это образец для изготовления изделия. Моделирование — 1)создание художественного проекта, эскиза изделия;

2) творческий процесс изменения основы чертежа согласно эскизу.

Демонстрирует слайды

Обратите внимание, на экране показан ход изменения базовой модели в модель цельнокроеного фартука , фартука из комбинированных тканей с нагрудником и без него.


Предлагает установить соответствие моделей фартуков и их чертежей на интерактивной доске.

Анализирует ответы



Скажите, как называется профессия людей, которые занимаются моделированием.

Вот сейчас мы тоже сможем побывать в роли художников - модельеров, так как будем




Отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают мнения, рассуждают.

Формулируют гипотезу: Если изменить форму, цвет, использовать украшающие элементы, объединение и деление частей фартука, то можно получить огромное количество разнообразных моделей фартуков, удовлетворяющих самый широкий спрос населения.

Обсуждение демонстрационных материалов.




Заполнение таблицы:

Групповая работа. Сравнивают, сопоставляют.















Делают выводы, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой.



Записывают в тетрадь способы моделирования.







Записывают в тетрадь новые понятия.





Наблюдают за поэтапным процессом преобразования базовой модели в разнообразные модели фартуков.


Устанавливают соответствие моделей фартуков и их чертежей, осуществляют самоконтроль выполнения.


Отвечают на поставленный вопрос. (Художник-модельер)


Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: выдвижение предположения, понимание необходимости их проверки;

анализ объектов с целью выделения признаков; исследование практических ситуаций.

Рефлексивные:

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Коммуникативные: учебное сотрудничество со сверстниками; умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.


4

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов




































































http://fcior.edu.ru/card/20984/modelirovanie-fartuka-prakticheskaya-tvorcheskaya-rabota.html


http://fcior.edu.ru/card/26723/modelirovanie-zhenskogo-fartuka-dlya-nekotoryh-rabochih-specialnostey-prakticheskaya-tvorcheskaya-ra.html




Предлагает обучающимся вспомнить правила безопасной работы с ножницами и прочитать имеющуюся на столе карточку плана-действия (этапов моделирования.)


Этапы моделирования.

  1. Нарисовать эскиз модели.

  2. Описание модели.

  3. Внесение изменений в чертеж-основу.

  4. Изготовление выкройки.


Модель № 1

Эскиз фартука

1.Рассмотрим эскиз модели. На эскизе должна быть четко видна форма

деталей фартука и его отделка. Эскиз лучше выполнять в цвете.

2.Чем он отличается от базовой модели фартука? 3.Нанесение фасонных линий


Нанесение фасонных линий

Отдельные детали изделия должны сочетаться между собой: если нагрудник имеет верхний срез в виде угольника, то и карманы должны быть срезаны под углом, а не скруглены. Если за основу принимается округлая форма

детали, то надо округлять срезы нескольких деталей фартука.



4.Получаем выкройку.

Готовая выкройка.

Выкройка — это шаблон для раскроя ткани.

Давайте выполним моделирование в рабочей тетради.



Раздает карточки – задания.


А сейчас вы получаете карточку - задание на группу и должны смоделировать фартук по рассмотренному плану. Практическая работа

(соблюдение правил ТБ):

а) моделирование фартука с отрезным нагрудни­ком, карманы и нагрудник прямоугольной формы;

б) моделирование фартука с отрезным нагрудником, форма нижних частей кар­манов и изделия остроуголь­ной формы;

в) моделирование фартука с отрезным нагрудником, овальным верхним срезом нагрудника и карманом овальной формы;

г) моделирование передника с отрезным нагрудником, нижняя часть фартука и карманов в виде шести­угольника.


Организует деятельность по закреплению новых знаний. Активизирует знания учащихся.

Задание для группы.

Игра «Оденьте девочку в новый фартук»

Предлагается создать фартук перетаскиванием деталей фартука на модель (используйте известные вам способы.)


1) Фартуки парикмахера, продавца, официанта, горничной. Они отличаются по внешнему виду?

Перед вами на экране представители разных профессий, определите по одежде кто и кем является. Расставьте названия профессии под соответствующими фотографиями.

2)Перетаскивая предложенные детали на модель, создайте фартук для любой из следующих специальностей: официанта, парикмахера, продавца, горничной и нажмите кнопку готово.


Индивидуальное задание «Сам себе модельер»

Выполните моделирование деталей фартука (кармана, нагрудника, нижней части) для своего будущего фартука.

Материалы, инструменты и оборудование: эскизы базового и желаемого фартуков, учебные пособия, эскизы базовых деталей, ножницы, простой карандаш, ластик.

Наблюдает за работой, следит за правильным выполнением работы, контролирует и корректирует действия обучающихся.

Подводит обучающихся к выявлению причин и способов устранения возможных ошибок, привлекает к обсуждению.


Организует деятельность по закреплению новых знаний.

Вопросы для закрепления:

1.Какие способы моделирования вы знаете?

2. Какие этапы моделирования вы знаете?

3.Что такое фасон?

4. Что такое модель?

5.Что такое моделирование?

6.Как называется специальность человека, занимающегося моделированием одежды?

7. Задача моделирования?

Рассказывают правила безопасной работы с ножницами.

Изучают карточку

«Этапы моделирования»












Предполагаемый ответ (Нагрудник и карманы имеют верхний срез в виде угольника.)











Делают вывод, что измененные части изделия должны сочетаться между собой по форме.
















Выполняют моделирование в рабочей тетради.

Презентация

По очереди подходят к доске со своей смоделированной работой и рассказывают, что и как делали для получения новой модели.

Оценивают работу одноклассниц с помощью сигнальных карточек.

Групповая или парная деятельность.










По парам выходят к интерактивной доске и создают модель фартука. Советуются, объясняют выбор.

Групповая деятельность.




Отвечают на вопросы

По очереди выходят к интерактивной доске и переносят название профессии к подходящей (по их мнению) модели фартука.

Создают фартуки для указанных специальностей.

Индивидуальная деятельность.





Выполняют моделирование деталей фартука (кармана, нагрудника, нижней части).















Отвечают на вопросы, подтверждают гипотезу: если изменить форму, цвет, внешние черты изделия и использовать украшающие элементы, то можно получить огромное количество разнообразных моделей фартуков для разных категорий граждан и профессий.

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение соблюдать план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; исследование практических ситуаций; развитие пространственного художественного воображения и композиционного мышления;

умение обосновывать показатели качества операций.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; отражение в устной и практической форме результатов своей деятельности;

признание права другого человека на иное мнение.

Рефлексивные:

владение умениями совместной деятельности с другими её участниками.

5

Итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)

http://fcior.edu.ru/card/21125/modelirovanie-fartuka-chast-2.html

Демонстрирует наиболее удачные работы

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы обучающихся.

Сравнивает качество работы групп или пар.

Фиксирует оценки учащихся.

Анализ и подведение итогов.

Заключительный инструктаж

  • На завершающем этапе занятия демонстрирую наиболее удачные работы.

  • Предлагаю учащимся ответить, чему они научились и как полученные знания и умения могут быть ими использованы.

Вопросы для закрепления:

1. Какие способы моделирования вы знаете?

2. Какие этапы моделирования вы знаете?

3.Как называется рисунок изделия, выполненный от руки, с соблюдением всех пропорций?

4. Как называется специальность человека, занимающегося моделированием одежды?

  • Проводим анализ допущенных ошибок.

Сообщение отметок

Домашнее задание: повторить новые понятия, принести выкройку, ткань, рабочую коробку.


Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости и необходимости моделирования изделий. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении моделирования, отмечая возникшие при этом трудности, и объясняют их причины.

Заполняют лист самооценки (см. Приложение)

Фронтальная и индивидуальная деятельность.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: умение сформулировать алгоритм действия; построение логической цепочки рассуждений и доказательство правильности своего выбора.

Познавательные: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.

Рефлексивные:

самоконтроль и оценка результатов своей деятельности.















Приложение

Лист самооценки


На уроке я

Выполнила / не выполнила все задания

Соблюдала / не соблюдала правила безопасной работы

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Интересен / не интересен

Полезен / не полезен

Моя отметка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должна обратить внимание при использовании полученных знаний на практике





Сходные черты


различия

У каждого фартука есть нагрудник

Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии

У каждого фартука есть нижняя часть

Карманы имеют разную форму

У всех фартуков есть карманы


Фартуки различаются по цвету


У всех фартуков есть бретели

Отделка фартуков разная


У всех фартуков есть отделка

У фартуков различная форма нижней части









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!