СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Модели сестринского дела», «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу», «Модель сестринского дела В. Хендерсон»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы по теме: «Модели сестринского дела», «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу»,  «Модель сестринского дела В. Хендерсон»

Просмотр содержимого документа
««Модели сестринского дела», «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу», «Модель сестринского дела В. Хендерсон»»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

по теме: «Модели сестринского дела», «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу», «Модель сестринского дела В. Хендерсон»



1.Основные концепции теории А. Маслоу

  • человек постоянно ощущает какие-то потребности;

  • человек испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в определенные группы;

  • группы потребностей иерархически расположены по отношению друг к другу;

  • потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

  • если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность;

  • обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, комплексно взаимодействующих между собой;

  • потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения; потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня;

  • потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

Потребность - переживаемые, осознаваемые и неосознаваемые человеком нужды, которые необходимы для жизнедеятельности организма и развития личности.

Различают потребности:

      1 группа - витальные (потребность жить и обеспечивать свою жизнь).

      2 группа - социальные (потребность занять определенное место в обществе)

      3 группа - познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

      Американский психофизиолог А.Маслоу, русского происхождения в 1943 году проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей поведения человека, классифицировал потребности по иерархической системе – от физиологических (низший уровень) до потребностей самовыражения (высший уровень), изобразил уровни потребностей в виде пирамиды, выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти уровням.


Удовлетворение потребностей человека зависит от внешних и внутренних факторов.
       К внешним факторам, от которых зависит степень удовлетворения потребностей, относятся условия окружающей человека среды.
       К факторам которые изменить нельзя, относятся возраст, пол человека, наследственность.
       Факторы риска, влияющие на образ жизни человека могут привести к нарушению удовлетворения потребностей. К ним относятся: экология, гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки, стрессовые ситуации и другие, которые можно сгруппировать следующим образом:

Сферы

Значение для здоровья, %

Группы факторов

1.Образ жизни

49-53%

Курение, употребление алкоголя

Потребление наркотиков

Злоупотребление лекарствами

Отказ от приема лекарственных средств

Вредные условия труда
   Стрессовые ситуации
   Несбалансированное питание
   Адинамия гиподинамия
   Плохие материально-бытовые
   условия
   Неполная семья
   Одиночество
   Низкий образовательный и
   культурный уровень
   Чрезмерно высокий уровень урбанизации

2. Генетика, биология
человека

18-22%

Предрасположенность к наследственным болезням
   Предрасположенность к дегенеративным болезням

3.Внешняя среда,
природно-климатические
условия

17-20%

Загрязнение воздуха
   Загрязнение воды
   Загрязнение почвы
   Резкие смены атмосферных явлений

4.Здравоохранение

8-10%

Неэффективность профилактических мероприятий
   Низкое качество медицинской помощи
   Несвоевременность медицинской помощи.























Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

5 уровень

1 уровень - физиологические потребности (воздух, вода, пища, выделение, сон, движение)

2 уровень - безопасность (надёжность, защита, одежда, помощь)

3 уровень - социальные потребности (одобрение, понимание, любовь, семья, друзья)

4 уровень – самоуважение и уважение окружающих (уважение, успех, поощрение)

5 уровень - самовыражение (достижение, самостоятельность)

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности:

  • соблюдать здоровый образ жизни;

  • жить в гармонии с социальным и культурным окружением, самим собой;

  • повышать материальные и духовные ценности.

Медицинская сестра должна побуждать пациента и членов его семьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помогать сохранить самостоятельность и независимость.

Модель сестринского дела - это образец, по которому действуем, реализация концепции сестринского дела, средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.

Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.
Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Модели сестринского ухода называют концептуальными т.к. они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.

Ядро каждой модели различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.


В сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода.


Компонентами модели сестринского дела являются:


  • пациент как объект деятельности сестринского персонала;

  • источник проблем пациента;

  • цели и задачи ухода;

  • роль медицинской сестры;

  • направленность сестринской помощи;

  • способы оказания сестринской помощи;

  • оценка качества и результатов ухода.

Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.



Примеры моделей сестринского дела

Автор модели

Основные положения модели

Источник проблем пациента

Направленность Сестринского вмешательства

Роль медицинской сестры

Модель Джонсон-направленная на изменение поведения пациента

Джонсон Д.

Пациент - это индивид имеющий набор взаимосвязанных систем поведения человека, причем каждая из них стремиться к балансу и равновесию внутри себя.

Болезнь, изменение образа жизни, могут разбалансировать подсистемы поведения человека

Необходимо оценить состояние пациента относительно каждой подсистемы.
   Эту оценку осуществляют в два этапа:
   - определяют, позволяет ли поведение пациента предположить нарушение равновесия в какой-либо из подсистем;
   - определяют причину этого нарушения.

Роль медицинской сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее.
   Медицинской сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического или физического кризиса.



Примеры моделей сестринского дела

  Автор модели

Основные положения модели

Источник проблем пациента

Направленность Сестринского вмешательства

Роль медицинской сестры

К.Рой-адаптационная модель

К. Рой

Пациент - это индивид, имеющий набор взаимосвязанных биологической, психологической, и социальной систем, влияющих на поведение.

Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации

При обследовании пациента следует установить эффективные способы адаптации в тех случаях, когда его поведение дает повод для беспокойства. Сестра определяет степень влияния этого раздражителя на поведение пациента.

Роль медицинской сестры - способствовать адаптации человека в период здоровья и болезни: благодаря воздействию на очаговые раздражители они попадают в зону того или иного способа адаптации.









Примеры моделей сестринского дела

Автор модели


Основные положения модели

Источник проблем пациента

Направленность Сестринского вмешательства

Роль медицинской сестры

Роупер Н.
Логан В.

Человек -
как объект
сестринской
деятельности

5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:
 - инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций;
 - патологические и дегенеративные изменениях в тканях;
 - несчастный случай;
 - инфекционное заболевание:
 - последствие влияния физических, психологических
и социальных факторов
окружающей среды

Сестра совместно с пациентом
оценивает его возможности
в удовлетворении нарушенных
потребностей, устанавливая
действительные потенциальные
проблемы пациента.

Авторы данной модели видят роль медицинской сестры как независимую, зависимую, взаимозависимую. Независимая роль - заключается в оценке состояния здоровья пациента, совместно с пациентом.
   Зависимая роль - это выполнение назначений врача. Взаимозависимая роль - это работа в бригаде с другими специалистами.



Модель Д. Орем (модель дефицита самоухода)


   Модель предложенная Д.Орэм в 1971году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.  

Сестринскому вмешательству уделяется большое значение в профилактике заболеваний травм и обучению пациента и его родственников.


   В модели выделены три группы потребностей в самоуходе:

  1. Универсальные:

  • достаточное потребление воздуха;

  • достаточное потребление жидкости,

  • достаточное потребление пищи,

  • достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

  • сохранение баланса между активностью и отдыхом;

  • предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

  • стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями.

  • время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей. Уровень удовлетворения каждой из восьми потребностей для каждого человека индивидуален.


Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадии развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности.


  1. Потребности, связанные со стадией развития:

  • Эти потребности удовлетворяются всеми взрослыми людьми (пациентом, его родственниками) поддающимися обучению и воспитанию.


  1. Потребности, связанные с нарушением здоровья:

В этой группе выделено три вида нарушений:

  • анатомические изменения (отеки, ожоги, раны и т.д.);

  • функциональные физиологические изменения (одышка, тугоподвижность состава);

  • изменение поведения или повседневных жизненных привычек (чувство безразличия, бессонница, внезапные изменения настроения)







Врачебная модель


Модель ранее была ориентирована при подготовке сестринского персонала в нашей стране. Пациент представляет собой набор органов и физиологических систем.

Источник проблем пациента-человек рассматривается как пассивный носитель болезни. Сестринское дело при этой модели связано с физиологическими потребностями человека, уход направлен на поддержание функции, а не на восстановление здоровья человека в целом.

Направленность сестринского вмешательства определяется врачом, а не сестрой и зависит от нарушения деятельности органов и систем(одышка, кашель и т.д.). Итоговая оценка качества и результатов ухода во врачебной модели не обязательна.


Основные положения модели сестринского дела В.Хендерсон

( добавочно-дополняющая модель)


Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу.

Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.


В.Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.


  1. Нормально дышать.

  2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

  3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

  4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

  5. Спать, отдыхать.

  6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

  7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

  8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

  9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

  10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

  11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

  12. Заниматься любимой работой.

  13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

  14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Модель сестринского дела В.Хендерсон (добавочно-дополняющая модель)

Автор модели

Основные положения модели

Источник проблем пациента

Направленность сестринского вмешательства

Роль медицинской сестры

В.Хендерсон

Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей.
Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений.

Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

При обследовании пациента медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи.

Роль сестры в модели представлена двояко:
- это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения и выполняющий те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым;
- это помощник врача, выполняющий его назначения.

Сравнительная характеристика основных положений модели Д.Орэм и В. Хендерсон


Автор модели

Основные положения модели

Источник проблем пациента

Направленность Сестринского вмешательства

Роль медицинской сестры

Д.Орем

Пациент - единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу.

Если пациент не может сохранить равновесие между своими возможностями
и потребностями
в самоуходе, а потребности
самоухода превышают
возможности самого пациента - возникает необходимость
в сестринской помощи.
Помощь осуществляется
при активном участии
пациента и его родственников.

Направлено на выявление дефицита самоухода и его причины:
   Причинами дефицита могут быть:
 - отсутствие знаний;
 - неумение выполнять отдельные действия по самоуходу; непонимание важности самоухода.
   Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна:
 -определить уровень требований самого пациента к самоуходу;
  -оценить возможности пациента удовлетворить эти требования;
-оценить возможности пациента безопасно осуществлять самоуход;
-оценить возможности восстановления самоухода в будущем.

Медицинская сестра помогает, обучает пациента осуществлять
самоуход.
Помогает пациенту сохранить здоровье,
справиться с последствиями
травмы или болезни.


Сравнительная характеристика основных положений модели Д.Орэм и В. Хендерсон


Автор модели

Основные положения модели

Источник проблем пациента

Направленность Сестринского вмешательства

Роль медицинской сестры

В.Хендерсон

Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей.
Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений.

Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

При обследовании пациента медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи.

Роль сестры в модели представлена двояко:
- это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения и выполняющий те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым;
- это помощник врача, выполняющий его назначения.

Выводы по теме: «Модели сестринского дела», «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу», «Модель сестринского дела В. Хендерсон».

  1. В мировой психологической науке существуют различные теории потребностей. В теории и практике сестринского дела чаще используют иерархическую теорию потребностей А. Маслоу.

  2. А. Маслоу считает, что человек ощущает потребность в уважении только, тогда он удовлетворил потребности более низких уровней: в пище, сне, безопасности, общении и пр.

  3. Общество может как способствовать, так и мешать самоактуализации личности.

  4. Авторы различных теорий расходятся во мнении относительно количества основных жизненно-важных потребностей человека.

  5. В рамках потребностного подхода к организации сестринской помощи пациента можно рассматривать как человека, который не может самостоятельно удовлетворить одну и более 14 основных потребностей.

  6. К 14 основным жизненно важным потребностям относятся следующие: потребности в кислороде; еде; питье; выведении из организма продуктов жизнедеятельности; сне; отдыхе; поддержании чистоты; одевании; раздевании; поддержание температуры; в сексе: избежании опасности; движении; в общении; уважении и самоуважении; самоактуализации.































































Вопросы для самоконтроля по теме:

«Модели сестринского дела», «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу», «Модель сестринского дела В. Хендерсон»



  1. Что такое потребность?

  2. Каковы основные группы потребностей согласно теории А. Маслоу?

  3. Каким образом общество способствует самоактуализации человека?

  4. Что может мешать самоактуализации человека?

  5. Почему разные авторы называют разное количество жизненно – важных потребностей?

  6. Каким образом теория потребностей А. Маслоу может быть использована в сестринской практике?

  7. Подумайте, какие их 14 основных жизненно-важных потребностей могут быть нарушены при таких заболеваниях, как грипп, воспаление легких, аппендицит, аднексит?





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!