Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из ведущих задач коррекционно - образовательного учреждения. Единая система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия на слух речи, музыки, неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающей в процессе работы слуховой функции. Полноценный слух ребёнка позволяет полностью воспринимать как устную речь, так и звуки окружающего мира (Л.П.Назарова).
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, неполноценное восприятие звуков окружающей среды обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность. Именно поэтому такое важное значение приобретает целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников в специальных коррекционно- образовательных учреждениях.
Направление деятельности Задачи | Диагностика | Просвещение | Профилактика | Консультирование | Коррекция и развитие | Организационные методы |
Выявить степень нарушения слуха, уровень слухового восприятия и общего развития учащихся. | ребенок | Обследование слуха( медицинский аспект) Исследование слуха речью старших дошкольников/младших школьников – педагогическая методика, разработанная Е.П. Кузьмичевой Исследование слуха речью старших дошкольников/младших школьников с нетяжелыми формами тугоухости. Используемые звуковые стимулы: списки слов, сбалансированных по частотным характеристикам (Л.В. Неймана, Э.И. Леонгард, И.Я. Темкиной) Диагностики речи у детей с нарушениями слуха разработанные Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Л.С. Цветковой. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В области тестирования детей и подростков с нарушениями слуха в нашей стране апробированы и хорошо зарекомендовали себя матрицы Дж. Равена (Т. В. Розанова), шкала Д. Векслера, ШТУР (М. К. Гуревич и др.). | - | - | - | - | Выбрать способ общения с ребенком и обязательно проверить, как задание понято. |
родитель | Сбор информации со слов родителей | - | - | - | - | - |
Учитель | - | - | - | - | - | - |
Активизировать формирование взаимосвязи мыслительной деятельности и речи слабослышащих учащихся в процессе работы. | Ребенок | Провести диагностику мыслительной деятельности и речевого развития ребенка. | - | Создание условий для успешной адаптации ребенка к новым условиям в школе и новым видам деятельности. Создания благоприятных условий на занятиях для формирование взаимосвязи развития мышления и речи. | - | Создания условий для успешного восприятия материала полученного от педагога | Дозировка слуховой нагрузки, объем речевого материала в соответствии со слухоречевыми возможностями школьников. |
| Родитель | - | Беседа о основных этапах развития мышления, и способы его развития в быту (внеучебное время). Беседа о взаимосвязи мышления и речи слабослышащего учащегося. | - | - | Провести беседу для родителей, чтобы дома родители использовали игры, для развитие мышления и речи. | Мастер- классы для родителей на тему «Дидактические игры для формирования взаимосвязи мышления и речи» Психолого- педагогические консультации для родителей. |
| Учитель | - | - | Формирование механизмов взаимодействия мышления и речи на уроках. (использование специальных упражнений) | - | Дидактические игры | Проведение нетрадиционных уроков. Использование занимательного материала, игровые ситуации на уроках.( ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки) |
Развивать самостоятельность учащегося. | ребенок | Продиагностировать уровень самостоятельности школьников методом наблюдения | Определить круг обязанностей ученика. Показать как правильно выполнять полученное задание. | Позитивное отношение к волнению задания. Создание условий для проявления самостоятельности во время нахождения в школе. | Задавать наводящие вопросы, если у детей возникли сложности в той или иной ситуации | Формировать самостоятельность через просьбы и задания Ролевые, сюжетно- ролевые игры формирующие самостоятельность учащихся | Индивидуальные работы(доклад, выступление) |
| родитель | | Родительские встречи на тему «Самостоятельность ребенка дома». | Беседы с родителями на тему как мотивировать своего ребенка на самостоятельное изучение | Консультирование на тему успешное формирование самостоятельности ученика | | Разработка рекомендаций по формированию самостоятельности детей. |
| учитель | | | Консультирование педагогов по вопросам формирования самостоятельности учащихся | Консультации педагогов по вопросам формирование самостоятельности ученика | | . Разработка психологических рекомендаций для педагога по созданию благоприятных условий, позволяющие проявлять учащимся свою самостоятельность и ответственность |
Развивать познавательную активность учащихся | ребенок | Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению Э.А. Баранова | Использование нестандартных средств для познания окружающего мира. | Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования познавательной активности | Развивать потребность и желание учиться для получения новых знаний. | Формирование познавательной активности учащихся. Развивать самостоятельность в выполнении заданий Развитие позитивного отношения к себе. Использование различных игр для развития познавательной активности. | Разработка методических материалов, которые помогу распознать свои интересы. Создать условия для активизации творческой деятельности. |
| родитель | | - | Родительские собрания на тему как повысить познавательную активность своего ребенка | Консультации для родителей для успешно повысить познавательную активность ребенка. | Провести беседу для родителей на тему дополнительное образование ребенка (интересы ребенка вне школы) | Разработка рекомендаций для родителей по поддержке стремлений своего ребенка и поощрение его. |
| учитель | | - | Консультации для педагогов на тему повышение познавательной активности учащихся | Консультации для педагогов на тему «Как успешно повысить познавательную активность школьника». | Поощрять успехи. | Разработка рекомендаций для педагога по созданию условий для успешного обучения детей. |
Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем | ребенок | Диагностика речевого развития у детей с целью выявления недостатков требующих коррекции. Наблюдение за детьми в разных видах деятельности. | Научить слышать учителя и одноклассников с использованием слухового аппарата. | Организация взаимодействия между детьми как предпосылка формирования навыков сотрудничества. Создание благоприятных условий для знакомства учащихся. | Консультация для детей, имеющих сложности в установлении контакта. | Формировать эмоционально- положительное отношение учащихся к совместной деятельности с педагогом. Создание установок на сотрудничество. Развитие умений само регуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении Ролевые,сюжетно- ролевые игры. Нетрадиционные формы для сплочения коллектива. | |
| родитель | - | - | - | - | Беседы для снятия тревожности у родителей. | Разработка упражнений для формирования коммуникативных навыков ребенка. |
| учитель | - | - | Семинары для педагогов на тему особенностей психологического развития школьников и взаимодействие с детским коллективом. Консультация для педагогов по вопросам адаптации школьников. | Консультации педагогов по вопросам установления контакта с учащимися. | Беседы для снятие тревожности перед встречей с новыми учащимися | Разработка рекомендаций по созданию благоприятного климата в коллективе. |
учителей | ребенок | - | | | | | |
| родитель | Продиагностировать знания родителей, педагогов о современной сурдопедагогике, детской психологии, специальной психологии. | Круглые столы для родителей для возможности обсуждения актуальных вопросов обучения и воспитания ребенка. | - | - | Беседы, родительские собрания на тему особенности развития ребенка с нарушенным слухом. Мастер- классы для родителей на тему игры и упражнения способствующие развитию слухового восприятия ребенка. | Родительские встречи, Мастер- классы. |
| учитель | | - | - | Семинары на тему особенности развития психики ребенка с нарушенным слухом младшего школьного возраста. | Семинары, курсы повышения квалификации. |
| | Формы | Методы | Средства |
Родители | Организационно-Методическая | Письменная форма, устная форма, плановая и экстренная, формы описания и анализа деятельности, форматы обсуждения | Заполнение отчетов, консультативная помощь, круглые столы, метод объединения, конференции, мастер- классы | Компьютер, анализ обобщённого опыта |
Консультативная | По запросу, плановое, индивидуальное, групповое, вербальное, взаимодействие встречи | Методы прямого диалога, он-лайн консультации | Помещение, компьютер с доступом в интернет |
Коррекционно-развивающее | По запросу | Беседы, компьютерные технологии | Наглядные материалы, фото, видео, кабинет, родительские дневники |
Диагностика | Индивидуальная, по запросу | Тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение | Компьютер, программное обеспечение, канцелярия |
Просвещение | Устная и письменная, плановая, групповая и индивидуальная, интерактивная | Выступление на родительских собраниях, беседы | Материалы современных исследований, электронные ресурсы |
Профилактика | По запросу, плановая, групповая | Консультация, беседа | Наглядные материалы, мастер- классы |
Педагоги | Организационно-Методическая | Письменная форма, устная форма, плановая и экстренная, формы описания и анализа деятельности, форматы обсуждения | Заполнение отчетов, консультативная помощь, круглые столы, метод объединения, конференции, мастер- классы | Компьютер, анализ обобщённого опыта |
Консультативная | По запросу, плановое, индивидуальное, групповое, вербальное, взаимодействие встречи | Методы прямого диалога, он-лайн консультации | Помещение, компьютер с доступом в интернет |
Коррекционно-развивающее | По запросу | Беседы, компьютерные технологии | Наглядные материалы, фото, видео, кабинет, родительские дневники |
| Диагностика | Индивидуальная, по запросу | Тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение | Компьютер, программное обеспечение, канцелярия |
Просвещение | Устная и письменная, плановая, групповая и индивидуальная, интерактивная | Выступление на родительских собраниях, беседы | Материалы современных исследований, электронные ресурсы |
Профилактика | По запросу, плановая, групповая | Консультация, беседа | Наглядные материалы, мастер- классы |
Дети | Организационно-Методическая | Письменная форма, устная форма, плановая и экстренная, формы описания и анализа деятельности, форматы обсуждения | Заполнение отчетов, консультативная помощь, круглые столы, метод объединения, конференции, мастер- классы | Компьютер, анализ обобщённого опыта |
| Консультативная | По запросу, плановое, индивидуальное, групповое, вербальное, взаимодействие встречи | Методы прямого диалога, он-лайн консультации | Помещение, компьютер с доступом в интернет |
| Коррекционно-развивающее | По запросу | Беседы, компьютерные технологии | Наглядные материалы, фото, видео, кабинет, родительские дневники |
| Диагностика | Индивидуальная, по запросу | Тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение | Компьютер, программное обеспечение, канцелярия |
| Просвещение | Устная и письменная, плановая, групповая и индивидуальная, интерактивная | Выступление на родительских собраниях, беседы | Материалы современных исследований, электронные ресурсы |
| Профилактика | По запросу, плановая, групповая | Консультация, беседа | Наглядные материалы, мастер- классы |
| | Письменная форма, устная форма, плановая и экстренная, формы описания и анализа деятельности, форматы обсуждения | Заполнение отчетов, консультативная помощь, круглые столы, метод объединения, конференции, мастер- классы | Компьютер, анализ обобщённого опыта |
Модель комплексного сопровождения для активизации компенсаторных возможностей для развития слухового восприятия первоклассников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования рассчитана на учебный год.