СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель психолого- педагогического сопровождения актуализации компенсаторных возможностей для развития слухового восприятия первоклассников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из ведущих задач коррекционно - образовательного учреждения. Единая система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия на слух речи, музыки, неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающей в процессе работы слуховой функции.

Просмотр содержимого документа
«Модель психолого- педагогического сопровождения актуализации компенсаторных возможностей для развития слухового восприятия первоклассников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования.»

Модель психолого- педагогического сопровождения актуализации компенсаторных возможностей

для развития слухового восприятия первоклассников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования.

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из ведущих задач коррекционно - образовательного учреждения. Единая система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия на слух речи, музыки, неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающей в процессе работы слуховой функции. Полноценный слух ребёнка позволяет полностью воспринимать как устную речь, так и звуки окружающего мира (Л.П.Назарова).

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, неполноценное восприятие звуков окружающей среды обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность. Именно поэтому такое важное значение приобретает целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников в специальных коррекционно- образовательных учреждениях.

Цель данного проекта: Актуализация компенсаторных возможностей для развития слухового восприятия первоклассников с нарушением слуха.

Задачи:

  1. Вывить степень нарушения слуха, уровень слухового восприятия учащихся и общего развития учащихся.

  2. Активизировать формирование взаимосвязи мыслительной деятельности и речи слабослышащих учащихся в процессе работы.

  3. Развивать самостоятельность учащегося.

  4. Развивать познавательную активность учащихся.

  5. Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем.

  6. Повысить уровень психолого- педагогической компетенции родителей и учителей.




Система действий актуализации компенсаторных возможностей

для развития слухового восприятия первоклассников с нарушением слуха.


Направление деятельности


Задачи

Диагностика

Просвещение

Профилактика

Консультирование

Коррекция и развитие

Организационные методы

Выявить степень нарушения слуха, уровень слухового восприятия и общего развития учащихся.

ребенок

Обследование слуха( медицинский аспект)

Исследование слуха речью старших дошкольников/младших школьников – педагогическая методика, разработанная Е.П. Кузьмичевой

Исследование слуха речью старших дошкольников/младших школьников с нетяжелыми формами тугоухости. Используемые звуковые стимулы: списки слов, сбалансированных по частотным характеристикам (Л.В. Неймана, Э.И. Леонгард, И.Я. Темкиной)

Диагностики речи у детей с нарушениями слуха разработанные Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Л.С. Цветковой.

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений

В области тестирования детей и подростков с нарушениями слуха в нашей стране апробированы и хорошо зарекомендовали себя матрицы Дж. Равена (Т. В. Розанова), шкала Д. Векслера, ШТУР (М. К. Гуревич и др.).

-

-

-

-

Выбрать способ общения с ребенком и обязательно проверить, как задание понято.

родитель

Сбор информации со слов родителей

-

-

-

-

-

Учитель




-

-

-

-

-


-

Активизировать формирование взаимосвязи мыслительной деятельности и речи слабослышащих учащихся в процессе работы.


Ребенок

Провести диагностику мыслительной деятельности и речевого развития ребенка.

-

Создание условий для успешной адаптации ребенка к новым условиям в школе и новым видам деятельности.

Создания благоприятных условий на занятиях для формирование взаимосвязи развития мышления и речи.


-

Создания условий для успешного восприятия материала полученного от педагога


Дозировка слуховой нагрузки, объем речевого материала в соответствии со слухоречевыми возможностями школьников.


Родитель

-

Беседа о основных этапах развития мышления, и способы его развития в быту (внеучебное время). Беседа о взаимосвязи мышления и речи слабослышащего учащегося.

-

-

Провести беседу для родителей, чтобы дома родители использовали игры, для развитие мышления и речи.

Мастер- классы для родителей на тему «Дидактические игры для формирования взаимосвязи мышления и речи»

Психолого- педагогические консультации для родителей.


Учитель

-

-

Формирование механизмов взаимодействия мышления и речи на уроках. (использование специальных упражнений)

-

Дидактические игры

Проведение нетрадиционных уроков.

Использование занимательного материала, игровые ситуации на уроках.( ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки)

Развивать самостоятельность учащегося.


ребенок

Продиагностировать уровень самостоятельности школьников методом наблюдения

Определить круг обязанностей ученика.

Показать как правильно выполнять полученное задание.

Позитивное отношение к волнению задания.

Создание условий для проявления самостоятельности во время нахождения в школе.

Задавать наводящие вопросы, если у детей возникли сложности в той или иной ситуации

Формировать самостоятельность через просьбы и задания

Ролевые, сюжетно- ролевые игры формирующие самостоятельность учащихся

Индивидуальные работы(доклад, выступление)


родитель


Родительские встречи на тему «Самостоятельность ребенка дома».

Беседы с родителями на тему как мотивировать своего ребенка на самостоятельное изучение

Консультирование на тему успешное формирование самостоятельности ученика


Разработка рекомендаций по формированию самостоятельности детей.


учитель



Консультирование педагогов по вопросам формирования самостоятельности учащихся

Консультации педагогов по вопросам формирование самостоятельности ученика


. Разработка психологических рекомендаций для педагога по созданию благоприятных условий, позволяющие проявлять учащимся свою самостоятельность и ответственность

Развивать познавательную активность учащихся

ребенок

Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению Э.А. Баранова

Использование нестандартных средств для познания окружающего мира.

Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования познавательной активности

Развивать потребность и желание учиться для получения новых знаний.

Формирование познавательной активности учащихся.

Развивать самостоятельность в выполнении заданий

Развитие позитивного отношения к себе.

Использование различных игр для развития познавательной активности.

Разработка методических материалов, которые помогу распознать свои интересы.

Создать условия для активизации творческой деятельности.


родитель


-

Родительские собрания на тему как повысить познавательную активность своего ребенка

Консультации для родителей для успешно повысить познавательную активность ребенка.

Провести беседу для родителей на тему дополнительное образование ребенка (интересы ребенка вне школы)

Разработка рекомендаций для родителей по поддержке стремлений своего ребенка и поощрение его.


учитель


-

Консультации для педагогов на тему повышение познавательной активности учащихся

Консультации для педагогов на тему «Как успешно повысить познавательную активность школьника».

Поощрять успехи.

Разработка рекомендаций для педагога по созданию условий для успешного обучения детей.

Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем

ребенок

Диагностика речевого развития у детей с целью выявления недостатков требующих коррекции.

Наблюдение за детьми в разных видах деятельности.

Научить слышать учителя и одноклассников с использованием слухового аппарата.

Организация взаимодействия между детьми как предпосылка формирования навыков сотрудничества.

Создание благоприятных условий для знакомства учащихся.

Консультация для детей, имеющих сложности в установлении контакта.

Формировать эмоционально- положительное отношение учащихся к совместной деятельности с педагогом.

Создание установок на сотрудничество.

Развитие умений само регуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении

Ролевые,сюжетно- ролевые игры.

Нетрадиционные формы для сплочения коллектива.



родитель

-

-

-

-

Беседы для снятия тревожности у родителей.

Разработка упражнений для формирования коммуникативных навыков ребенка.


учитель

-

-

Семинары для педагогов на тему особенностей психологического развития школьников и взаимодействие с детским коллективом.

Консультация для педагогов по вопросам адаптации школьников.

Консультации педагогов по вопросам установления контакта с учащимися.


Беседы для снятие тревожности перед встречей с новыми учащимися

Разработка рекомендаций по созданию благоприятного климата в коллективе.


учителей

ребенок

-







родитель

Продиагностировать знания родителей, педагогов о современной сурдопедагогике, детской психологии, специальной психологии.

Круглые столы для родителей для возможности обсуждения актуальных вопросов обучения и воспитания ребенка.

-

-

Беседы, родительские собрания на тему особенности развития ребенка с нарушенным слухом.

Мастер- классы для родителей на тему игры и упражнения способствующие развитию слухового восприятия ребенка.


Родительские встречи, Мастер- классы.


учитель


-

-

Семинары на тему особенности развития психики ребенка с нарушенным слухом младшего школьного возраста.

Семинары, курсы повышения квалификации.






Основные направления работы специалистов:

Сурдопедагог:

  • развитие слухового восприятия;

  • преодоление недостатков произносительной стороны речи и ее грамматического оформления;

  • контроль за успеваемостью ребенка по общеобразовательным предметам;

  • оказание помощи при возникновении трудностей усвоения программы;

  • разработка содержания коррекционных занятий с опорой на тематическое планирование учителя;

  • Создание рекомендация для родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка.

Классный руководитель:

  • создания благоприятного климата внутри коллектива;

  • организация совместной деятельности во внеурочное время (спортивные мероприятия, праздники);

  • Создание условий для успешной коммуникации с детьми;

  • Диагностика школьной успеваемости;

  • Индивидуальный подход для ребенка с нарушенным слухом;

Социальный педагог:

  • Координация взаимоотношений между детьми;

  • Социальная адаптация учащихся;

  • Оказывать консультационную социально- педагогическую помощь педагогам, родителям, психологам;

  • Выступать посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и администрации;

Администрация:

  • Создание материальной среды для развития слухового восприятия слабослышащих школьников;

  • Поддержание высокого уровня педагогической компетенции персонала;

  • Создание доступности для каждого ребенка получение необходимой информации;

  • Поддержание взаимоотношений с родителями учащихся;

Учитель начальных классов:

  • ежедневная коррекционно- педагогическая поддержка для развития слухового восприятия и эффективного обучения учащихся;

  • адаптация методов и приемов обучения слышащих

школьников применительно к учащимся с нарушениями слуха;

Формы, методы и средства реализации модели комплексного сопровождения по субъектам:



Формы

Методы

Средства

Родители

Организационно-Методическая

Письменная форма, устная форма, плановая и экстренная, формы описания и анализа деятельности, форматы обсуждения

Заполнение отчетов, консультативная помощь, круглые столы, метод объединения, конференции, мастер- классы

Компьютер, анализ обобщённого опыта

Консультативная

По запросу, плановое, индивидуальное, групповое, вербальное, взаимодействие встречи

Методы прямого диалога, он-лайн консультации

Помещение, компьютер с доступом в интернет

Коррекционно-развивающее

По запросу

Беседы, компьютерные технологии

Наглядные материалы, фото, видео, кабинет, родительские дневники

Диагностика

Индивидуальная, по запросу

Тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение

Компьютер, программное обеспечение, канцелярия

Просвещение

Устная и письменная, плановая, групповая и индивидуальная, интерактивная

Выступление на родительских собраниях, беседы

Материалы современных исследований, электронные ресурсы

Профилактика

По запросу, плановая, групповая

Консультация, беседа

Наглядные материалы, мастер- классы

Педагоги

Организационно-Методическая

Письменная форма, устная форма, плановая и экстренная, формы описания и анализа деятельности, форматы обсуждения

Заполнение отчетов, консультативная помощь, круглые столы, метод объединения, конференции, мастер- классы

Компьютер, анализ обобщённого опыта

Консультативная

По запросу, плановое, индивидуальное, групповое, вербальное, взаимодействие встречи

Методы прямого диалога, он-лайн консультации

Помещение, компьютер с доступом в интернет

Коррекционно-развивающее

По запросу

Беседы, компьютерные технологии

Наглядные материалы, фото, видео, кабинет, родительские дневники


Диагностика

Индивидуальная, по запросу

Тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение

Компьютер, программное обеспечение, канцелярия

Просвещение

Устная и письменная, плановая, групповая и индивидуальная, интерактивная

Выступление на родительских собраниях, беседы

Материалы современных исследований, электронные ресурсы

Профилактика

По запросу, плановая, групповая

Консультация, беседа

Наглядные материалы, мастер- классы

Дети

Организационно-Методическая

Письменная форма, устная форма, плановая и экстренная, формы описания и анализа деятельности, форматы обсуждения

Заполнение отчетов, консультативная помощь, круглые столы, метод объединения, конференции, мастер- классы

Компьютер, анализ обобщённого опыта


Консультативная

По запросу, плановое, индивидуальное, групповое, вербальное, взаимодействие встречи

Методы прямого диалога, он-лайн консультации

Помещение, компьютер с доступом в интернет


Коррекционно-развивающее

По запросу

Беседы, компьютерные технологии

Наглядные материалы, фото, видео, кабинет, родительские дневники


Диагностика

Индивидуальная, по запросу

Тестирование, опрос, анкетирование, наблюдение

Компьютер, программное обеспечение, канцелярия


Просвещение

Устная и письменная, плановая, групповая и индивидуальная, интерактивная

Выступление на родительских собраниях, беседы

Материалы современных исследований, электронные ресурсы


Профилактика

По запросу, плановая, групповая

Консультация, беседа

Наглядные материалы, мастер- классы



Письменная форма, устная форма, плановая и экстренная, формы описания и анализа деятельности, форматы обсуждения

Заполнение отчетов, консультативная помощь, круглые столы, метод объединения, конференции, мастер- классы

Компьютер, анализ обобщённого опыта



План реализации проекта

Модель комплексного сопровождения для активизации компенсаторных возможностей для развития слухового восприятия первоклассников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования рассчитана на учебный год.


Ожидаемые результаты проекта


  1. Развитие слухового восприятия учащихся для успешного обучения детей с нарушенным слухом в условиях инклюзивного образования.

  2. Активизация формирования взаимосвязи мыслительной деятельности и речи слабослышащих учащихся в процессе работы.

  3. Развитие самостоятельности учащегося.

  4. Развитие познавательной активности учащихся.

  5. Формирование навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.

  6. Повышение уровня психолого- педагогической компетенции родителей и учителей.












































Список литературы

  1. Васильева, Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников [Текст] / Т.И. Васильева // Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 36- 38.

  2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

  3. Рукавицин М.С. Психолого- педагогическое сопровождения младшых школьников с минимальными нарушениями слуха. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. МГГУ им.М.А.Шолохова кафедра сурдопедагогики. М.2009.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!