СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многоклеточные организмы. Многообразие и значение грибов. Раздел: Разнообразие живого.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -изучение нового материала.Экология

Тема: Многоклетичные организмы.Многообразие  и значение грибов.

Просмотр содержимого документа
«Многоклеточные организмы. Многообразие и значение грибов. Раздел: Разнообразие живого.»

Урок: Многоклеточные организмы. Многообразие и значение грибов. Раздел «Разнообразие живого»

Технологическая карта урока (предмет, класс, дата проведения) природоведение 5 «Б» класс 2.03.2018 год.


Тема урока, место в общей теме.

Многоклеточные организмы. Многообразие и значение грибов.

Раздел: Разнообразие живого.


Цель урока


  • Изучение особенностей многоклеточных организмов, знакомство с их значением в жизни человека

Задачи урока

для учителя:

  • Продолжать учить работать с учебником, дополнительной литературой. (Расширить знания о грибах, их строении, многообразии и значении.)

  • Развивать: познавательные интересы и учебную мотивацию, умение работать в группе. развивать память, внимание, логическое и пространственное мышление, воображение, развивать умение работать самостоятельно пользуясь различными источниками дополнительной информации.

  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, организованность, продолжить экологическое воспитание

для учащихся:

  • Извлекать материал из прочитанного текста.

  • Анализировать и синтезировать прочитанный текст.

  • Умение оценивать себя.

Планируемые результаты данного урока

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.


«царства»», «грибница» или «мицерий», «шляпа», «ножка», «приводить примеры живых организмов каждого царства». 

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Будут знать:

  • на основе знаний будут иметь представление об особенностях многоклеточных организмов, значении их в жизни человека

  • давать общую характеристику царства грибов,

  • будут знать о многообразии грибов, строение грибов

  • рассмотрят значение их в природе, для человека. 

Пользоваться компьютером, дополнительной литературой, находить информацию, отбирать её.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении к природе, в частности к грибам

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения наиболее распространенных в данной местности разных видов грибов; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.


Организация урока

Межпредметные связи:


география, биология, экология.

Формы работы на уроке:



  • Групповая, в парах

  • Индивидуальная самостоятельная работа.

Применение оборудования и инструментария:

(ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.)


ИКТ, дополнительный материал.



Создание проблемной ситуации и пути её решения.


Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.

Формы контроля усвоения темы:


Защита проектной работы. Практическая часть. По ходу урока заполнить схемо-конспект урока.

Дом.задание

1. Составить памятку грибника и красиво ее оформить.

2. Рассказать друзьям и близким о значении грибов.

Оценка результатов деятельности ученика:

(какие результаты деятельности подлежат оценке в соответствии с планируемыми)


Метапредметные – умение согласовывать действия, умение слушать и слышать друг друга, умение договариваться.

Уважать партнёра.

Умение планировать, оценивать, корректировать свои действия.

Умение оценивать себя, товарища в группе.

Умение заполнять листы самооценки.

Самооценка учителя по уроку (рефлексия).



Информационная карта урока по географии.

Содержание учебно-познавательной деятельности

Методический инструментарий

I. Мотивационно- целевой

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Его тему подсказал нам один сказочный герой – домовенок Кузя, которому срочно нужна наша помощь.

Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать?

Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.

Так какая тема будет сегодня на уроке? (грибы).

Целеполагание: вместе с учителем

Я уверена, что вы подготовились к уроку и все вместе мы поможем домовенку справиться с его затруднениями. Для работы у нас было создано 4 творческие группы, и каждая группа уже поработала над своим вопросом, который актуален не только для домовенка, но и для каждого из нас. Но прежде, чем мы будем говорить о грибах давайте познакомимся с листом самооценки. И проверим знания полученные о царствах на прошлом уроке.

ӀӀ. Организационно-деятельный

Знакомство с листом самооценки.

Проверка дом. работы

  • Перечислите царства живой природы

  • Чем отличаются бактерии от простейших?

  • Чем отличаются одноклеточные от многоклеточных?

  • На какие группы делят животных по типу питания?

  • На какие группы делят царство растений?

  • К какому царству они относятся: Амеба, акула, одуванчик, подберёзовик,

Заполните листы самооценки -1 графа

Самооценка:

+ могу, умею, знаю

- не получается, нуждаюсь в помощи

? сомневаюсь, затрудняюсь


Сейчас каждой группе будет предоставлена возможность выступить по своему вопросу. Время выступления – 7 минут. Остальные группы, внимательно слушая, будут отвечать на проблемные вопросы.

План работы:

1.группа - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБЫ:

  • Признаки сходства с растениями

  • Признаки сходства с животными

  • Признаки, характерные только для грибов

  • Размножение

  • Питание

- Грибы это растения или животные?

Тезисы ответов 1 группы.

- Грибы – своеобразные организмы, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

  • Признаки сходства с растениями

  • растут всю жизнь;

  • могут размножаться спорами;

  • имеют клеточную стенку.

  • Признаки сходства с животными

  • питаются готовыми веществами;

  • в состав их клеточной стенки входит вещество – хитин.

  • не имеют хлорофилла.

  • Признаки, характерные только для грибов

Отличительными признаком грибов является наличие грибницы – тела гриба, состоящего из белых паутинистых нитей.

Размножение:

  • Питание:

Продолжительность жизни:

Вывод: Грибы – не растения и не животные, их выделяют в отдельное царство

2. группа-МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ:

  • Одноклеточные и микроскопические грибы

  • Многоклеточные грибы 

  • Строение шляпочных грибов



- Как выглядят грибы?

Тезисы ответов 2 группы.

- Всего известно около 100 тыс. видов грибов.

- Грибы могут быть одноклеточными, микроскопическими и многоклеточными. Многоклеточные грибы делятся на плесневые и шляпочные.

- Шляпочные грибы кроме грибницы имеют плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки.

- Грибы могут быть сапрофитами и паразитами. Некоторые грибы вступают в симбиоз с корнями растений, образуя микоризу (грибокорень).

- Встречаются грибы повсюду, где есть для них пища (органические вещества). (Даются пояснения терминов, приводятся примеры).

Вывод - Грибы участники биологического круговорота веществ.

  • 3 группа. - ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ:

В природе

  • В жизни человека

- Все ли грибы пригодны для супа? 3 группа.

Тезисы ответов 3 группы

- Грибы использует человек в виноделии, изготовлении некоторых сортов сыра, хлебопечении, в лекарственных целях, в пищу.

- В пищу используются съедобные шляпочные грибы.

- У некоторых видов съедобных грибов есть виды-двойники (примеры).

4 группа - ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ

- Как правильно собирать грибы?

Тезисы ответов 4 группы.

- Собирать следует только известные вам грибы.

- Нельзя собирать грибы старые, растущие вблизи дорог.

- Грибы следует осторожно выворачивать из грибницы.

(Даются пояснения к правилам)

ӀV. Контрольно-регулировочный этап

Самооценка:

+ могу, умею, знаю

- не получается, нуждаюсь в помощи

? сомневаюсь, затрудняюсь

Грибы паразиты

Заполните таблицу

На пищевых продуктах

На культурных растениях

На деревьях

На животных

мукор

фитофтора

чага

дерматофиты

пеницилл

спорынья

трутовик

возбудитель лишая






Практическое значение грибов


В пищевой промышленности

В медицине

техническое










Заполните таблицу

Игра «Грибы для домовенка». Из предложенного набора грибов (картинки) ребята должны выбрать съедобные грибы и положить их в корзинку домовенка, а несъедобные выбросить в мусорную корзину

V. Оценочно-результативный этап

отвечают на вопросы домовенка.

Что такое грибы?

Как они выглядят?

Где и как их собирать?

Учащиеся заполняют листы-самооценки

Учитель собирает листы самооценки. Выставляет общую отметку.

VII Домашнее задание

Объявляются результаты работы групп, дается домашнее задание.

1. Составить памятку грибника и красиво ее оформить.

2. Рассказать друзьям и близким о значении грибов.











Приложение № 1


Лист самооценки


фамилия, имя__________________________________________класс________

Работа на уроке

Критерии:


Работа в парах

(ответы на вопросы)


Работа в группе



Составление

Схемы-конспекта


Практическая

Часть №1


Практическая

Часть №2


игра «Грибы для домовенка».



За что бы вы себя могли похвалить?


Отметка учителя



Критерии:

+ могу умею знаю

- не получается, нуждаюсь в помощи?

?- сомневаюсь, затрудняюсь





Приложение № 2

Схема-конспект

Тема: Многоклеточные организмы. Многообразие и значение грибов. Раздел: разнообразие живого.

1. группа ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБЫ:


  • Признаки сходства с растениями________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Признаки сходства с животными_____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Признаки, характерные только для грибов_____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Размножение_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Питание_________________________________________________________________________


Продолжительность жизни_________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


плодовое тело

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. группа - МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ:



  • Одноклеточные грибы___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Многоклеточные грибы____________________________________________________________

  • _________________________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________________________ 

  • Строение шляпочных грибов.




Вывод - Грибы участники биологического круговорота веществ?

3.группа-ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ:

  • В природе

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • В жизни человека __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4 группа - ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ

- Как правильно собирать грибы?

- Собирать следует только известные вам грибы.

- Нельзя собирать грибы старые, растущие вблизи дорог.

- Грибы следует осторожно выворачивать из грибницы.

- ……………………………………………………

- ……………………………………………………

- ……………………………………………………

- ………………………………………………….

- …………………………………………………….

(Даются пояснения к правилам)


Практическая часть №1

Положительные


В пищевой промышленности

В медицине

техническое













Отрицательные______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Все ли грибы пригодны для супа?

Тезисы ответов

- Грибы использует человек в виноделии, изготовлении некоторых сортов сыра, хлебопечении, в лекарственных целях, в пищу.

- В пищу используются съедобные шляпочные грибы.

- У некоторых видов съедобных грибов есть виды-двойники (примеры).



Практическая часть №2

Заполните таблицу

Грибы паразиты

На пищевых продуктах

На культурных растениях

На деревьях

На животных

















работа в парах















-Психологический настрой;

Целеполагание (совместно с учителем)











Изучение нового материала с использованием слайдов.


Работа в группах

Выступления учащихся

































































Практическая часть
































































Практическая часть









рефлексия



возбудитель лишая трутовик дермато фиты


спорынья мукор фитофтора







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!