I. Мотивационно- целевой Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Его тему подсказал нам один сказочный герой – домовенок Кузя, которому срочно нужна наша помощь. Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа. Так какая тема будет сегодня на уроке? (грибы). Целеполагание: вместе с учителем Я уверена, что вы подготовились к уроку и все вместе мы поможем домовенку справиться с его затруднениями. Для работы у нас было создано 4 творческие группы, и каждая группа уже поработала над своим вопросом, который актуален не только для домовенка, но и для каждого из нас. Но прежде, чем мы будем говорить о грибах давайте познакомимся с листом самооценки. И проверим знания полученные о царствах на прошлом уроке. ӀӀ. Организационно-деятельный Знакомство с листом самооценки. Проверка дом. работы Перечислите царства живой природы Чем отличаются бактерии от простейших? Чем отличаются одноклеточные от многоклеточных? На какие группы делят животных по типу питания? На какие группы делят царство растений? К какому царству они относятся: Амеба, акула, одуванчик, подберёзовик, Заполните листы самооценки -1 графа Самооценка: + могу, умею, знаю - не получается, нуждаюсь в помощи ? сомневаюсь, затрудняюсь Сейчас каждой группе будет предоставлена возможность выступить по своему вопросу. Время выступления – 7 минут. Остальные группы, внимательно слушая, будут отвечать на проблемные вопросы. План работы: 1.группа - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБЫ: Признаки сходства с растениями Признаки сходства с животными Признаки, характерные только для грибов Размножение Питание - Грибы это растения или животные? Тезисы ответов 1 группы. - Грибы – своеобразные организмы, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Признаки сходства с растениями растут всю жизнь; могут размножаться спорами; имеют клеточную стенку. Признаки сходства с животными питаются готовыми веществами; в состав их клеточной стенки входит вещество – хитин. не имеют хлорофилла. Признаки, характерные только для грибов Отличительными признаком грибов является наличие грибницы – тела гриба, состоящего из белых паутинистых нитей. Размножение: Продолжительность жизни: Вывод: Грибы – не растения и не животные, их выделяют в отдельное царство 2. группа-МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ: Одноклеточные и микроскопические грибы Многоклеточные грибы Строение шляпочных грибов - Как выглядят грибы? Тезисы ответов 2 группы. - Всего известно около 100 тыс. видов грибов. - Грибы могут быть одноклеточными, микроскопическими и многоклеточными. Многоклеточные грибы делятся на плесневые и шляпочные. - Шляпочные грибы кроме грибницы имеют плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки. - Грибы могут быть сапрофитами и паразитами. Некоторые грибы вступают в симбиоз с корнями растений, образуя микоризу (грибокорень). - Встречаются грибы повсюду, где есть для них пища (органические вещества). (Даются пояснения терминов, приводятся примеры). Вывод - Грибы участники биологического круговорота веществ. В природе - Все ли грибы пригодны для супа? 3 группа. Тезисы ответов 3 группы - Грибы использует человек в виноделии, изготовлении некоторых сортов сыра, хлебопечении, в лекарственных целях, в пищу. - В пищу используются съедобные шляпочные грибы. - У некоторых видов съедобных грибов есть виды-двойники (примеры). 4 группа - ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ - Как правильно собирать грибы? Тезисы ответов 4 группы. - Собирать следует только известные вам грибы. - Нельзя собирать грибы старые, растущие вблизи дорог. - Грибы следует осторожно выворачивать из грибницы. (Даются пояснения к правилам) ӀV. Контрольно-регулировочный этап Самооценка: + могу, умею, знаю - не получается, нуждаюсь в помощи ? сомневаюсь, затрудняюсь Грибы паразиты Заполните таблицу На пищевых продуктах | На культурных растениях | На деревьях | На животных | мукор | фитофтора | чага | дерматофиты | пеницилл | спорынья | трутовик | возбудитель лишая | | | | | Практическое значение грибов В пищевой промышленности | В медицине | техническое | | | | | | | | | | Заполните таблицу Игра «Грибы для домовенка». Из предложенного набора грибов (картинки) ребята должны выбрать съедобные грибы и положить их в корзинку домовенка, а несъедобные выбросить в мусорную корзину V. Оценочно-результативный этап отвечают на вопросы домовенка. Что такое грибы? Как они выглядят? Где и как их собирать? Учащиеся заполняют листы-самооценки Учитель собирает листы самооценки. Выставляет общую отметку. VII Домашнее задание Объявляются результаты работы групп, дается домашнее задание. 1. Составить памятку грибника и красиво ее оформить. 2. Рассказать друзьям и близким о значении грибов. Приложение № 1 Лист самооценки фамилия, имя__________________________________________класс________ Работа на уроке | Критерии: | Работа в парах (ответы на вопросы) | | Работа в группе | | Составление Схемы-конспекта | | Практическая Часть №1 | | Практическая Часть №2 | | игра «Грибы для домовенка». | | За что бы вы себя могли похвалить? | | Отметка учителя | | Критерии: + могу умею знаю - не получается, нуждаюсь в помощи? ?- сомневаюсь, затрудняюсь Приложение № 2 Схема-конспект Тема: Многоклеточные организмы. Многообразие и значение грибов. Раздел: разнообразие живого. 1. группа ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБЫ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Признаки, характерные только для грибов_____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Продолжительность жизни_________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ плодовое тело Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. группа - МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ: _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Многоклеточные грибы____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Строение шляпочных грибов. Вывод - Грибы участники биологического круговорота веществ? 3.группа-ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4 группа - ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ - Как правильно собирать грибы? - Собирать следует только известные вам грибы. - Нельзя собирать грибы старые, растущие вблизи дорог. - Грибы следует осторожно выворачивать из грибницы. - …………………………………………………… - …………………………………………………… - …………………………………………………… - …………………………………………………. - ……………………………………………………. (Даются пояснения к правилам) Практическая часть №1 Положительные В пищевой промышленности | В медицине | техническое | | | | | | | | | | | | | Отрицательные______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Все ли грибы пригодны для супа? Тезисы ответов - Грибы использует человек в виноделии, изготовлении некоторых сортов сыра, хлебопечении, в лекарственных целях, в пищу. - В пищу используются съедобные шляпочные грибы. - У некоторых видов съедобных грибов есть виды-двойники (примеры). Практическая часть №2 Заполните таблицу Грибы паразиты На пищевых продуктах | На культурных растениях | На деревьях | На животных | | | | | | | | | | | | | |