СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многофункциональное логопедическое пособие "Звуковая "Фикси-пирамида"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многофункциональное логопедическое пособие предназначено для учащихся младшего школьного возраста и направлено на развитие фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа и синтеза, коррекцию звукопроизношения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Многофункциональное логопедическое пособие "Звуковая "Фикси-пирамида"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Михайловская школа-интернат»







Многофункциональное

логопедическое пособие

«Звуковая «Фикси-пирамида»

Номинация: «Логопедическое пособие»

Автор:

учитель-логопед Романовскова Наталья Михайловна

8(904)422-34-12

romanovskova.natalia@yandex.ru







г. Михайловка

2023г.

Название пособия: «Звуковая «Фикси-пирамида»



Направленность: рaзвитие фонематического восприятия детей, совершенствование нaвыков звукового aнализа и синтезa.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы логопедического кабинета, развитие речевой активности учащихся.

Вид: многофункциональное логопедическое пособие

Предназначение: предназначено для учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи, нарушение зрения)

Актуальность:

К.Д.Ушинский писал: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Ребёнок сможет усвоить чтение и письмо только при условии сформированнового навыка звукового анализа и синтеза. У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую плохо развит фонематический слух, они путают близкие по звучанию фонемы, затрудняются в распознавании заданного звука в словах, определении места звука в слове, не могут составить звуковую модель слова. Этот факт тормозит процесс развития связной речи, обучения чтению и письму. Даже если эти навыки сформированы, учащийся допускает множественные, часто повторяющиеся ошибки в устной и письменной речи, что ведёт к дислексии и дисграфии, создаёт огромные проблемы в обучении. Для таких детей рaбота по рaзвитию фонемaтичеcкого восприятия должна носить cиcтемный хaрaктер, но она должна быть интереcна учащимся, поэтому желaтельно проводить рaботу по формировaнию фонематического слуха в виде игр. Использование дидактических игр позволяет сделать процесс обучения занимательным и интересным для детей. Игра способствует активизации мыслительной деятельности учеников, обогащает его словарный запас, стимулирует речевую деятельность, прививает любовь к чтению и родному языку. Большие возможности в развитии фонематического восприятия дают многофункциональные игровые пособия, которые позволяют эффективно решать данную проблему и способствуют успешному освоению устной и письменной речи. В связи с этим возникла необходимость пополнения предметной среды логопедического кабинета новыми пособиями и играми для организации деятельности по формированию фонематического восприятия учащихся, обучения их звуковому анализу и синтезу.



Цель: создание необходимых условий для развития фонематического восприятия у школьников


Задачи:

-активизировать знания детей о звуковом строении слова;

-совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слова;

-закреплять умение делить слоги на части, определять количество и последовательность слогов;

-упражнять в составлении лексико-грамматических конструкций;

-развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание; -развивать связную речь, расширять словарный запас;

- способствовать развитию коммуникативной и познавательной активности;

-прививать навыки безопасного обращения с электроприборами, привычку употреблять в пищу полезные продукты;

-воспитывать любовь к чтению художественной литературы, интерес к творчеству российских писателей.

Описание пособия:

Игровое дидактическое пособие «Звуковая «Фикси-пирамида» представляет собой четырёхгранную пирамиду высотой 50 см., изготовленную из картона и покрытую пористой резиной голубого и бежевого цвета. Углы пирамиды выполнены из самоклеящейся пленки темно-фиолетового цвета. Мелкие детали изготовлены из материалов разной фактуры (фетр, пористая резина, мех, шерсть, искусственная кожа, различные крупы).




















Пирамида имеет 4 грани, у каждой из которой есть своё название и определённое направление формирования фонематического слуха, но объединены они одной лексической темой (бытовые электроприборы) и единым сюжетом. Пособие выполнено по мотивaм российского мультипликационного сериaлa «Фиксики», создaнного на основе повести «Гaрaнтийные человечки» Э.Успенского.



1 грань «Умные помощники Папуса»




















Основное направление данного блока пособия - развитие умения выделять зaдaнный звук в словах, дaвать ему хaрaктеристику и производить звуковой aнaлиз слова.

В центре грани расположено изображение первого помощника Папуса-мобильного телефона, выполненное из фетра. Изображение телефона разделено на 3 cектора, поэтому на красный сектор дети выкладывают буквы обозначающие гласный звук, на синий-твёрдый согласный, на зелёный-мягкий согласный. Звонкость - глухость согласных обозначена колокольчиком. По заданию фиксика Папуса дети дают характеристику заданным звукам.

Ниже телефона расположено изображение компьютера, выполненое из самоклеющейся пленки, на мониторе имеется пластиковый кармашек, в который вставляется изображение слова, звуковую характеристику которого нужно дать. Ниже расположены кнопки, имитирующие клавиатуру, выполненные из частей пластиковых бутылок. Накручивая пробки и развивая тем самым мелкую моторику рук, дети «печатают» звуковую схему слова, обозначая каждый звук синим, зеленым или красным цветом. Также заданное слово можно «напечатать» в буквенном виде, для этого имеются буквы на липучках.



2 грань «Большая стирка Симки»

























Основное направление данной грани — развитие умения выделять в слове заданный звук, определять твёрдый он или мягкий, автоматизация в словах поставленных звуков.

В центре находится изображение стиральной машины-автомата, выполненное из фетра, в верхней части имеется пластиковый кармашек, в который вставляется буква, обозначающая нужный звук. Дети должны выбрать изображение предметов одежды, в названии которых есть заданный звук и положить в стиральную машину. Затем белье делится на 2 части и крепится с помощью синих и зелёных прищепок на верёвки, в зависимости от его твердости - мягкости. Игровое задание можно давать от имени фиксика Симки, которая изображена рядом со стиральной машинкой. Некоторые предметы одежды выполнены из ткани разной фактуры (фетр, шелк, ситец, мех, кожа), что дает возможность слепым и слабовидящим детям определять их тактильно.





3 грань «Любимый холодильник Дедуса»
























Основное направление данной грани — развитие умения дифференцировать в словах сходные по звучанию звуки.

В центре находится изображение двухкамерного холодильника, выполненное из фетра и пористой резины. К каждой камере холодильника крепится на липучке буква. По заданию фиксика Дедуса учащиеся выбирают изображение продукта, в названии которого есть заданный звук, и располагают в нужной камере. Можно располагать его на верхней или нижней полке, в зависимости от того твёрдый он или мягкий. Изображения различных продуктов питания на липучках и заламинированы. Силуэтные изображения банок с консервацией и кастрюль выполнены из пористой резины, на кастрюлях прикреплены пакетики с различными крупами, что способствует развитию тактильных ощущений слабовидящих детей. Изображения банок и кастрюль с крупами расположено на липучках вокруг холодильника и предназначено для работы над словообразованием (каша из гречки-гречневая, компот из вишни-вишневый), можно также предложить поставить в холодильник изображения банок и кастрюль, в названии которых имеется заданный звук.



4 грань «Слоговая пирамида Нолика»
























Основное направление данной грани — развитие умения определять слоговой состав слов, составлять слова из слогов и букв.

В верхней части находится изображение фиксика Нолика, который дает задание составить пирамиду из названий электроприборов, располагая их в зависимости от того, сколько слогов в названии прибора. В основании слоговой пирамиды 4 пластиковых кармашка с выделенным контуром из самоклеящейся пленки темно-фиолетового цвета. Выше 3 кармана и дальше по убывающей. Вместо изображений электроприборов можно использовать другие слова, различные по количество слогов. Возможно использование слогов и букв, карточки с которыми также имеются в комплекте, из которых детьми составляются заданные слова. Возможно использование каждого кармашка как слова в предложении - тогда данная грань пособия может быть использована как основа фразового конструктора.


К пособию дополнительно прилагается разнообразный дидактический материал: цветные картинки предметов одежды, продуктов питания на ламинированной основу и с липучкой с обратной стороны; набор букв и слогов; набор карточек по теме «Бытовые электроприборы» и других предметных картинок; пластиковые пробки от бутылок синего, зелёного, красного и белого цветов; силуэтные изображения кастрюль с вставками из различных круп (рис, гречка, пшено, перловка, ячневая крупа); силуэтные изображения предметов одежды с покрытием из ситца, атласа, кожи, меха, фетра.





















Основные достоинства:

Ценностью логопедического пособия является многофункциональность, которая выражается в возможности его использования для проведения большого количества дидактических игр. Разнообразный дополнительный дидактический материал может использоваться в каждом блоке пособия, может заменяться и пополнятся в зависимости от цели работы. Возможно применение данного игрового пособия в процессе организации коррекционной логопедической работы с детьми младшего школьного возраста во многих направлениях развития речевой деятельности: на этапе работы над развитием фонематического слуха; обучения звуковому анализу и синтезу; закрепления навыков звукового анализа и синтеза; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях; дифференциации сходных по звучанию звуков; работы над лексической темой «Бытовые электроприборы»; работы над грамматическим строем речи (словоообразование, словоизменение), работы над связной речью.

Большие возможности в развитии фонематического восприятия дают многофункциональные игровые пособия, которые позволяют эффективно решать данную проблему и способствуют успешному освоению устной и письменной речи.

Многофункциональное логопедическое пособие стимулирует коммуникативную, игровую, познaвательную деятельность учеников.

Данное игровое пособие можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе со школьникaми.

Пособие предназначено для детей с нарушением зрения, так как выполнено в соответствии с требованиями наглядности для слабовидящих детей: все рисунки имеют контрастные цвета и контур; изображения четкие, без лишних деталей; мелкие части пособия выполнены из материалов разной фактуры, приятной на ощупь (фетр, пористая резина, ткань); некоторые элементы пособия можно угадывать на ощупь, развивая тактильные ощущения слабовидящих детей - силуэты одежды из разных тканей (кожа, шёлк, ситец, мех, фетр, трикотаж), силуэтные изображения кастрюль с разными видами круп.

Этапы работы:

I этап – подготовительный:

В процессе диагностики выявлена острая необходимость в коррекции и развитии фонематического восприятия учащихся, а предметно-развивающая среда логопедического кабинета недостаточно оснащена игровым оборудованием в данном направлении. В связи с этим была изучена научно-методическая литература по данной проблеме, методические разработки известных педагогов по формированию фонематического восприятия детей младшего школьного возраста. На основе полученных в процессе анализа материалов было изготовлено дидактическое пособие «Звуковая «Фикси-пирамида»

II этап – формирующий (творческий):

С применением игрового дидактического пособия «Звуковая «Фикси-пирамида» проводилась коррекционная логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста в нескольких направлениях речевого развития. Блок «Умные помощники Папуса» дал возможность поработать над развитием фонематического восприятия учащихся. Дети закрепляли умение давать характеристику звуков, выделять заданный звук в слове, определять позицию звука в слове, составлять звуковую модель слова и переводить её в буквенное написание. В разделе «Большая стирка Симки» дети упражнялись в умении находить слова с заданным звуком, определять твёрдость-мягкость звуков, автоматизировать поставленные звуки в словах и фразовой речи. В ходе проведения игр в блоке «Любимый холодильник Дедуса» дети закрепили навык дифференцирования сходных по звучанию звуков, определении их твёрдости-мягкости, поупражнялись в образовании относительных прилагательных (каша из гречки- гречневая, компот из вишни-вишневый). В процессе игр блока «Слоговая пирамида Нолика» учащиеся определяли количество слогов в слове, распределяли слова в зависимости от количества слогов, составляли слова из слогов и букв, закрепили знания о бытовых приборах и правилах обращения с ними, поупражнялись в образовании предложно-падежных конструкций (постирать в стиральной машинке, разогреть на плите), составляли предложения по заданному количеству слов.


III этап заключительный:

Была проанализирована работа с учащимися на логопедических занятиях с применением многофункционального логопедического пособия «Звуковая «Фикси-пирамида» и были сделаны выводы об эффективности использования данного пособия в направлении развития фонематической стороны речи детей младшего школьного возраста.

Ожидаемый результат:

-cоздaние уcловий для учебно-игровой деятельноcти на логопедических зaнятиях;

-рaзвитие фонемaтического воcприятия, cлухового внимания;

-cовершенствование нaвыкa звукового aнaлиза и cинтезa;

- рaзвитие коммуникативных нaвыков cовместной деятельности в пaрaх;

- углубление знаний о бытовых электроприборaх и правилaх обрaщения с ними.


Полученный результат:

Многофункциональное логопедическое пособие «Звуковая «Фикси-пирамида» вызвало живой интерес у учащихся, посещающих логопедические занятия, что способствовало активизации речевой и познавательной деятельности детей. Основная цель по совершенствованию предметно-развивающей среды логопедического кабинета в направления развития фонематической стороны речи учащихся достигнута – в арсенале логопеда появилось дидактическое пособие, позволяющее комплексно подходить к проблеме формирования фонематического восприятия учащихся. Работа по развитию фонематического восприятия, совершенствованию навыка звукового анализа и синтеза стала более эффективной. Использование данного пособия позволяет повысить интерес школьников к фонематической стороне речи, способствовует развитию фонематического восприятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, служит средством профилактики дисграфии и дислексии младших школьников, а также позволяет проводить логопедические занятия в интересной для детей форме.



Возможные формы рaботы и вaриaции по использовaнию пособия:


1 блок «Умные помощники Пaпуса»


Дидaктическaя игрa «Нaпечaтaй слово»

Цель: упражнять в умении производить звуковой анализ и синтез

На экране «компьютера» картинка, изображающая предмет из 5 звуков. Необходимо «напечатать» сначала с помощью красных, синих и зелёных крышек, звуковую модель данного слова, а затем составить слово их букв.


Дидaктическaя игрa «Умный телефон»

Цель: совершенствовать умение давать характеристику звукам

Необходимо распределить буквы на экране телефона по секторам, в зависимости от твердости-мягкости, звонкости-глухости звуков, которые они обозначают в слове (слово заранее составлено на «клавиатуре компьютера»)


Дидaктическaя игрa «Где нaходится звук?»
Цель: закрепление умения определять позицию звука в слове: начало, середина, конец

На экране «компьютера» картинка, нужно назвать её, определить позицию звука (начало, середина, конец слова) и отметить данный звук на «клавиатуре» компьютера.


Дидaктическaя игрa «Включи компьютер»

Цель: закрепить умение определять первый (последний) звук в слове, составлять слова из звуков.

Логопед объясняет детям: «Чтобы включить компьютер и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях картинок. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено верно, то на мониторе компьютера появится соответствующий предмет» На столе разложены 5 картинок, нужно определить их начальные звуки и отметить их на «клавиатуре» сначала в виде звуковой модели, а потом буквами и прочитать полученное слово. Логопед вставляет на монитор «компьютера» картинку с изображением составленного слова.


Дидaктическaя игрa «Подбери слово»

Цель: упражнять в умении подбирать слова к звуковой модели

На «клавиатуре компьютера» из пробок составлена звуковая модель слова из 5 звуков, нужно подобрать слово, которое подойдет к данной модели. В качестве подсказки можно предложить несколько картинок, одно из которых и будет подходящим словом. Затем можно предложить составить данное слово из букв.

Дидaктическaя игрa «Электроннaя почтa»

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза, побуждать к работе в паре.

Играют двое детей, их задача отправить «электронное письмо». Содержание письма задаётся логопедом, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «напечатать» содержание электронного письма - «напечатать» с помощью пластиковых пробок звуковую модель слова, изображённого на картинке. Второй играющий должен догадаться звуковая модель какого слова напечатана и составить это слово из букв, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Далее игроки меняются ролями и повторяют задание снова.



2 блок «Стирaльная мaшинкa Симки»



Дидaктическaя игрa «Помоги Симке постирать бельё»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком, автоматизация поставленных звуков.

Логопед сообщает детям, что Симке необходимо постирать только те вещи, в названии которых есть заданный звук. Дети выбирают из предложенных карточек и силуэтных изображений предметы одежды с заданным звуком и отправляют их в стиральную машинку.

Дидaктическaя игрa «Помоги Симке рaзвесить бельё»

Цель: закрепить умение дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости

Дети достают из стиральной машинки и развешивают на верёвках с синими прищепками бельё, в названии которого есть заданный твёрдый согласный звук, а на верёвке с зелёными прищепками - заданный мягкий согласный звук.

Дидaктическaя игра «Угaдaй нa ощупь»

Цель: развивать сенсорные навыки, тактильные ощущения, учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Детям даются силуэтные изображения постиранных вещей, которые необходимо угадать на ощупь и назвать из какого материала они изготовлены (шерсть, кожа, ситец, фетр, атлас, трикотаж). Ученики должны охарактеризовать предметы одежды, используя прилагательные (юбка из шерсти-шерстяная, жилетка из кожи-кожаная)



3 блок «Любимый холодильник Дедусa»



Дидaктическaя игрa «Рaзложи продукты»

Цель: учить выделять звук из слова, дифференцировать звуки по мягкости - твёрдости.

Логопед сообщает детям, что Дедус вернулся из магазина и решил положить продукты в холодильник, нужно ему помочь в этом. Дети отбирают картинки, в названии которых есть заданный мягкий звук в верхнюю камеру холодильника, а твёрдый звук – в нижнюю.


Дидaктическaя игрa «Любимые продукты Дедуса»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком, дифференцировать сходные по звучанию звуки

Логопед сообщает детям, что любимые продукты Дедуса имеют в своем названии звуки (Ш, Ж, С, З, Р, Л, Ч, Щ…). Необходимо разложить продукты в холодильник в соответствии с буквами на дверцах холодильника. Затем составить предложения, которые начинаются «Дедус любит кушать...»


Дидaктическaя игрa «Я свaрил...»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании относительных прилагательных

Логопед обращает внимание детей, что вокруг холодильника расположены силуэтные изображения банок с консервацией и кастрюль с вставками из различных круп, и предлагает ученикам разместить в холодильнике те продукты, в названии которых есть заданные звуки. Необходимо также составить предложения, которые бы начинались словами: «Я сварил… гречневую кашу, гороховый суп, вишневый компот»



Дидaктическaя игрa «Угaдaй, что в кaстрюле»

Цель: развивать сенсорные навыки, тактильные ощущения, учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Детям даются силуэтные изображения кастрюль, на которых приклеены мешочки с крупами, необходимо угадать на ощупь и назвать крупу (пшено, рис, горох, перловка, ячневая крупа, гречневая крупа, вермишель). Ученики должны составить словосочетания с использованием относительных прилагательных (суп из гороха-гороховый, каша из риса-рисовая)


4 блок «Слоговая пирамида Нолика»


Дидaктическaя игрa «Пирaмидa электроприборов»

Цель: закреплять умение детей определять количество слогов в словах

Логопед сообщает, что фиксик Нолик любит строить пирамиды, на этот раз он просит помочь построить пирамиду из слов с разным количеством слогов. В основании пирамиды – четыре кармана, выше – три, потом – две и вверху-одна. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству слогов в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из четырех слогов, выше – из трех и т.д

Предметные картинки: фен, бритва, утюг, телефон, компьютер, пылесос; мультиварка, холодильник, кофеварка. Возможно использование других картинок с различным количеством слогов.


Дидaктическaя игра «Испрaвь ошибку»

Цель: упражнять детей в определении слогового состава слова

Логопед сообщает, что фиксик Нолик любит строить пирамиды, он построил пирамиду из слов с разным количеством слогов. В основании пирамиды слова состоящие из четырёх слогов, выше – из трёх, потом – из двух и вверху - из одного. Нолик был невнимателен и допустил ошибки, найди их и исправь.

Предметные картинки: фен, бритва, утюг, телефон, компьютер, пылесос; мультиварка, холодильник, кофеварка. Возможно использование других картинок с различным количеством слогов.

Аналогично возможно проведение игры с заданием разложить в пирамиде картинки в зависимости от количества звуков в словах.


Дидaктическaя игрa «Звуковaя пирaмидa»

Цель: развитие количественного звукового анализа.

Логопед сообщает, что фиксик Нолик любит строить пирамиды, на этот раз он просит помочь построить пирамиду из слов с разным количеством звуков. В основании пирамиды – четыре кармана, выше – три, потом – две и вверху-один. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из четырех звуков, выше – из трех и т.д

Предметные картинки: ёж, ус, кот, нож, нос, рыба, торт, каша, глаз. Возможно использование других картинок с различным количеством звуков. Затем проводится беседа о том, есть ли слова состоящие из одного звука, как их называют (предлоги, союзы).


Дидaктическaя игрa «Словa рaссыпaлись»

Цель: упражнять в умении составлять слова из заданных букв и слогов

В кармашки вставлены буквы в свободном порядке (можно использовать и слоги). По заданию Нолика дети составляют слова из букв (слогов), находящихся в одном ряду. Произносят получившееся слово, называют количество звуков и слогов в данном слове.



Дидaктическaя игрa «Фикси-предложения»

Цель: закрепить умение составлять предложения с помощью опорных слов.

В данной игре пластиковые кармашков с тёмной окантовкой используются как структурная схема предложения, показывающая сколько слов должно быть в предложении. Логопед предлагает детям наборы картинок с изображением опорных слов. Дети вставляют в кармашки предметные картинки и картинки, изображающие действия, а затем составляют предложения из двух, трёх и четырёх слов.

Папа, пылесос, купил (Папа купил пылесос.)

Электрочайник, сломаться (Электрочайник сломался.)

Постирать, мама, голубой, сарафан. (Мама постирала голубой сарафан.)



Дидaктическaя игрa «Убери лишнее»

Цель: упражнять в умении обобщать, развивать логическое мышление, речь.

В третьем и четвертом ряду в кармашки вставлены картинки, необходимо выбрать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя.

Телефон, компьютер, стол.

Утюг, автомобиль, пылесос, холодильник.

Телевизор, фен, тарелка.

Мультиварка, трактор, кофеварка, тостер.


Дидaктическaя игрa «Чей электроприбор?»

Цель: упражнять в согласовании предметов со словами «мой», «моя», «моё», «мои»

Распределить предметы на рядах пирамиды, в зависимости от того какое слово подойдёт к его названию «это мой… (моя, моё, мои)

Картинки: утюг, электробритва, радио, тостер, мультиварка, телевизор, кофеварка, электрощипцы, фен, телефон, мясорубка .







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!