Оценивание образовательных результатов ФГОС предметных областей «Русский язык и литература» и "Родной язык и литература"
По рассказу Б.Емельянова «Богатый человек»
В городе Петрограде, в тёмном и сыром подвале на Миллионной улице, бедно и трудно жил Павел Соколов вдвоём с больной матерью. То ли в горькую насмешку, то ли просто так, по названию улицы, соседи-товарищи прозвали Павла Пашкой-миллионщиком.
Пашка не возражал, но ему от такого богатого Прозвища жилось не легче. Были дни, когда у него с матерью не то что миллионов, а и копейки не было за душой.
Мокрая, холодная осень стояла в городе. В очереди за хлебом Пашка ходил в старой материной кацавейке и, если уж очень было холодно, надевал на босые ноги старые галоши. Уличные мальчишки узнавали его в таком одеянии за версту: «Вон он, смотрите, Пашка-миллионщик идёт!», «Эй, Пашка, здравствуй!»
Товарищи Пашку любили: он никогда не терял бодрости и ни от какой трудной жизни не приходил в уныние. Морской картуз, доставшийся ему по наследству от отца, он носил на затылке, гордо, как бескозырку, а свой последний кусок колючего чёрного хлеба старался как-нибудь незаметно подсунуть матери для поправки здоровья.
Однажды утром Пашку разбудила стрельба.
Пашка не испугался, услышав выстрелы. В городе Петрограде в суровые дни 1917 года люди успели привыкнуть к стрельбе. Стреляли в городе и в феврале, когда свергли царя, стреляли в июле, когда юнкера, меньшевики и эсеры расстреливали рабочую демонстрацию. Но уж очень часто, уж очень близко гремели сегодня выстрелы.
Пашка немедленно взобрался на подоконник. Что он мог увидеть из-под земли, из своего подвального окошка? Вот пробежали мимо крепкие хромовые сапоги с медными подковками на каблуках, вот побежали они обратно, а за ними следом затопали солдатские ботинки. Совсем недалеко ухнул разрыв гранаты. Стёкла звякнули, задрожали…
На колёсиках по тротуару прокатился пулемёт, и Пашка не выдержал. Как был, босиком, он петухом взвился на чердак. Отсюда из слухового окошка было видно и слышно далеко-далеко. По Дворцовой площади мчались броневики, из-за ограды Зимнего дворца трещали выстрелы. Чёрной железной колонной, ощетинясь винтовками, шли по Невскому проспекту матросы. Грузовики с солдатами торопились по направлению к Смольному, красные знамёна так и полоскались по ветру…
«Вся власть Советам!» — успел прочитать Пашка на кумачовом плакате. — «Долой правительство помещиков и капиталистов!»
— Ура! — закричал он радостно. — Долой!
Всё новые и новые толпы и отряды стремились к центру города. Впереди колонн и сбоку по тротуару бежали люди в кожаных рабочих куртках и чёрных бушлатах с красными повязками на рукавах.
— Большевики! — сказал Пашка с удовольствием. «Много наших, большевиков, — подумал он, спускаясь с чердака. — Был бы отец живой, ещё было бы больше».
В нетопленной с вечера комнате мать лежала, укрытая одеялом с головой; печка-буржуйка — так её тогда называли — стояла в углу без дела.
На дрова Пашка, недолго думая, расколол свой любимый самокат «тыщу вёрст в час», — в такое время не до игрушек, было бы только тепло человеку. Он затопил печь, поставил на огонь чайник, сел к столу и, по-отцовски подперев голову руками, задумался.
Вода в чайнике закипела и застучала крышкой; мать потихоньку приподнялась, посмотрела на сына и заплакала.
— Не плачь, — сказал Пашка ласково. — Не плачь. Слышишь, как гремит? Это, мамка, наверно, настоящая революция. Пей чай! У нас с тобой ещё восемь картошек есть в кошёлке. Мы с тобой, мамка, богатые.
— Миллионщики, — сказала мать тихо, вытирая слёзы.
К вечеру на другой день ни хлеба, ни восьми картошек в доме не стало. Мать лежала в жару и дышала тяжело.
Когда стемнело, Пашка вышел из дому. Ой, как холодно и неприветливо было на улицах! Друзья-товарищи на глаза не попадались. Хлебом в городе и не пахло. Пахло порохом.
Вспышки выстрелов сверкали совсем недалеко, на площади против дворца. На углу переулка горел костёр. У огня хлопотали молодые парни в матросских шинелях. На костре в ведёрке кипела вода.
— Это вы зачем её кипятите? — спросил Пашка из темноты. — Для сугрева?
Матросы вздрогнули и схватились за оружие: «Кто идёт?» — и сразу же увидели Пашку.
— Ты откуда? Кто такой? — сурово сказал самый старший, высокий матрос. — А ну, отвечай, как положено.
Пашка не знал, как положено отвечать в таких случаях.
— Я Пашка-миллионщик, — сказал он успокоительно. — Вы не бойтесь, меня тут все знают. Отец у меня тоже был матросом.
— Был… — проворчал высокий. — А теперь где он есть? Вот в чём главное.
— Отец у меня на «Смелом» потонул возле острова Гельголанда, — сказал Пашка с грустью и гордостью. — Он теперь на дне морском. Одни с мамкой живём.
— Хорошо, наверное, живёшь? — спросили матросы. — На свои миллионы?
— Плохо, — ответил Пашка доверчиво. — Картошка кончилась, а хлебные лавки не работают.
Ветер злобно дунул из-за угла, полы Пашкиной кацавейки разлетелись, и матросы увидели под ней голое и худое Пашкино тело.
— Видно, что богач! — сказал высокий. — На вот, поешь, милок, матросского пирога. — Он сунул Пашке в руки большой ломоть хлеба.
— Спасибо, дяденька, — сказал Пашка, засовывая хлеб за пазуху. — Я у вас сейчас щепок наберу и пойду. Спасибо.
— Собери, собери, — отозвались голоса из темноты. — Пирог-то матери, что ли, прячешь? Правильной. жизни парень. А ну, Семён, возьми там в мешке полбуханки хлеба да пару полен прихвати. Помоги миллионщику донести. Ишь ты, какой ветрище задувает! На, миллионщик, возьми ремень, подпояшься.
Семён-матрос сам затянул Пашку чёрным блестящим ремнём с золотым якорем на пряжке. Теперь ветер мог дуть как угодно. Пожалуйста, дуй сколько влезет!
Многоаспектный анализ текста
Какой прием (создания комического) использован в названии рассказа и в прозвище главного героя? Какое название для рассказа предложили бы вы? Почему?
К какому стилю речи относится текст? С какой целью автор использует разговорные конструкции?
Какие фразеологизмы использованы в тексте?
Проанализируйте сложные предложения.
Оценка планируемых результатов по русскому языку
Общеучебные УУД
Выпускник научится
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- научится основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Планируемые результаты.
- предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
- метапредметные результаты (Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ·определять тему и главную мысль текста; ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста и др.)
- личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)
Кодификатор
Спецификация заданий
Уровень сложности заданий: Б – базовый.
№ | Содержательный раздел | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
| Речь. Текст | Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность. | | | базовый | 2 |
| Лексика и фразеология | Лексическое значение слова. Фразеологические обороты. | | VI.4. VI.5 VI.6. | базовый | 2 |
| Речь. Нормы орфографии | Правописание приставок | | | базовый | 1 |
| Речь. Нормы пунктуации | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Средства связи предложений в тексте . | | V.15 | базовый | 3 |
| Речь. Языковые нормы | Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений | | V.17 | базовый | 2 |
| Речь. Выразительность русской речи | Функционально-смысловые типы речи | | V.16. | базовый | 1 |
| | | | | | 11 |
Всего заданий – 4; из них
по уровню сложности: Б – 4.
Максимальный балл –11