СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многоаспектный анализ слова в формате заданий ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы предназначены для ликвидации предметных дефицитов и позволяют вести целенаправленную подготовку к ОГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Многоаспектный анализ слова в формате заданий ОГЭ по русскому языку»

Многоаспектный анализ слова  в формате  заданий ОГЭ по русскому языку Модуль 1 «Русский язык», материалы к групповой консультации в рамках ИОМ. Составитель Жукова Н.Г.

Многоаспектный анализ слова в формате заданий ОГЭ по русскому языку

Модуль 1 «Русский язык»,

материалы

к групповой консультации

в рамках ИОМ.

Составитель Жукова Н.Г.

Проверяемые на огэ  аналитические умения Задание 2: синтаксический анализ (синтаксическая роль слова) Задание 4: синтаксический анализ (словообразование, словоизменение) Задание 5: орфографический анализ (с опорой на морфемный и морфологический анализ) Задание 7: анализ средств выразительности (изобразительно-выразительная роль слова) Задание 8: лексический анализ

Проверяемые на огэ аналитические умения

  • Задание 2: синтаксический анализ (синтаксическая роль слова)
  • Задание 4: синтаксический анализ (словообразование, словоизменение)
  • Задание 5: орфографический анализ (с опорой на морфемный и морфологический анализ)
  • Задание 7: анализ средств выразительности (изобразительно-выразительная роль слова)
  • Задание 8: лексический анализ
Задание 8.  лексический анализ Слово как единица лексикологии/лексики и его место в лексической системе языка  Лексическое значение слова (семантический анализ) Антонимы Синонимы Фразеологизмы

Задание 8. лексический анализ

Слово как единица лексикологии/лексики и его место в лексической системе языка

  • Лексическое значение слова (семантический анализ)
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Фразеологизмы
Ошибки учащихся  при нахождении синонимов неразличение синонимов и уточняющих членов предложения (обстоятельств): здесь, в комнате ; неразличение синонимов и однородных членов предложения: обняв и закрутив руки, силой и ловкостью ; неразличение синонимов и антонимов: оправдываться, обвинять; направо, налево ; неумение разграничивать синонимы и слова одной тематической группы, например, группы со значением «погодные явления»: холодно, слякотно ;  неумение различать синонимы и фразеологические сочетания, включающие в себя грамматически схожие лексемы, например, фразеологизм ни кола ни двора ); неразличение языковых и контекстных синонимов: шумную, весёлую .

Ошибки учащихся при нахождении синонимов

  • неразличение синонимов и уточняющих членов предложения (обстоятельств): здесь, в комнате ;
  • неразличение синонимов и однородных членов предложения: обняв и закрутив руки, силой и ловкостью ;
  • неразличение синонимов и антонимов: оправдываться, обвинять; направо, налево ;
  • неумение разграничивать синонимы и слова одной тематической группы, например, группы со значением «погодные явления»: холодно, слякотно ;
  • неумение различать синонимы и фразеологические сочетания, включающие в себя грамматически схожие лексемы, например, фразеологизм ни кола ни двора );
  • неразличение языковых и контекстных синонимов: шумную, весёлую .
Задание 8. В предложениях 20-30 найдите фразеологизм (20)До порта было ещё далеко. (21) Ветер дул с бессмысленной яростью. (22) Он наскакивал порывами, круто бросался в стороны, кружился и злорадно свистел в вёслах. (23)Волны с размаху били в нос, шлюпка взлетала в темноте, и я слышал, как море тяжёлыми бросками швыряет в неё вёдра воды.(24) Ноги у меня были уже по косточку в воде. (25) Надо было её отчерпать. (26) Я бросил вёсла и нащупал черпак. (27) Но волны тотчас повернули лодку бортом, меня закружило, и я понял, что первый же большой вал накроет шлюпку и перевернёт её. (28) Я схватил вёсла и снова начал грести из последних сил. (29) Мокрая рубаха прилипла к телу и очень мешала. (30) Руки жгло, должно быть, я сорвал на них кожу.

Задание 8. В предложениях 20-30 найдите фразеологизм

  • (20)До порта было ещё далеко. (21) Ветер дул с бессмысленной яростью. (22) Он наскакивал порывами, круто бросался в стороны, кружился и злорадно свистел в вёслах. (23)Волны с размаху били в нос, шлюпка взлетала в темноте, и я слышал, как море тяжёлыми бросками швыряет в неё вёдра воды.(24) Ноги у меня были уже по косточку в воде. (25) Надо было её отчерпать. (26) Я бросил вёсла и нащупал черпак. (27) Но волны тотчас повернули лодку бортом, меня закружило, и я понял, что первый же большой вал накроет шлюпку и перевернёт её. (28) Я схватил вёсла и снова начал грести из последних сил. (29) Мокрая рубаха прилипла к телу и очень мешала. (30) Руки жгло, должно быть, я сорвал на них кожу.
Признаки фразеологизма Воспроизводимость в речи Целостность значения Метафоричность (деактуализация – семантическое преобразование слов свободного употребления) из последних сил - идти, ползти, подняться и пр. = с трудом последние = заканчивающиеся, но первых нет; с новой силой (= воспрянув, но нет старых сил), в полную силу (=напряжённо, но нет частичной силы) и пр.

Признаки фразеологизма

  • Воспроизводимость в речи
  • Целостность значения
  • Метафоричность (деактуализация – семантическое преобразование слов свободного употребления)
  • из последних сил - идти, ползти, подняться и пр.
  • = с трудом
  • последние = заканчивающиеся, но первых нет; с новой силой (= воспрянув, но нет старых сил), в полную силу (=напряжённо, но нет частичной силы) и пр.
Задание 7:  «Краски слова»( Анализ средств выразительности) Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Олицетворение Сравнение Фразеологизм

Задание 7: «Краски слова»( Анализ средств выразительности)

  • Эпитет
  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Олицетворение
  • Сравнение
  • Фразеологизм
Метафора и метонимия как результат  переноса наименования В основе – перенос наименования: метафора - перенос по сходству (скрытое сравнение) : лента дороги; горло залива; море слёз; стена дождя; брачные оковы и т.п .  метонимия - перенос по смежности (явления, реально связанные друг с другом пространственно, ситуативно, логически получают одно наименование) : зал встал; носить золото , читать Чехова и т.п .  синекдоха - перенос наименования с части на целое : номер в гостинице, первая скрипка ; сто голов скота и пр .

Метафора и метонимия как результат переноса наименования

В основе – перенос наименования:

  • метафора - перенос по сходству (скрытое сравнение) :

лента дороги; горло залива; море слёз; стена дождя; брачные оковы и т.п .

  • метонимия - перенос по смежности (явления, реально связанные друг с другом пространственно, ситуативно, логически получают одно наименование) :

зал встал; носить золото , читать Чехова и т.п .

  • синекдоха - перенос наименования с части на целое :

номер в гостинице, первая скрипка ; сто голов скота и пр .

К заданию 5: Морфемика «нешкольная»терминология  Морфемы русского языка Корень Некорневые (аффиксы)  словообразующие формообразующие   префиксы (ПО-бежать) окончания  суффиксы (отц-ОВ, бег-∆) суффиксы  конфиксы (ПОД-окон-НИК) (пе-ТЬ,пе-Л)  постфиксы (умыть-СЯ, кто-ТО)  интерфиксы (сам-О-лёт, пят-И-этажный)

К заданию 5: Морфемика «нешкольная»терминология

  • Морфемы русского языка
  • Корень Некорневые (аффиксы)
  • словообразующие формообразующие

  • префиксы (ПО-бежать) окончания
  • суффиксы (отц-ОВ, бег-∆) суффиксы
  • конфиксы (ПОД-окон-НИК) (пе-ТЬ,пе-Л)
  • постфиксы (умыть-СЯ, кто-ТО)
  • интерфиксы (сам-О-лёт, пят-И-этажный)
К заданию 5: морфология  «Жизнь» знаменательного СЛОВА: Рождение (номинативность) – вопрос Развитие, расцвет (образование новых значений) «Усталость» (потеря значения – вопроса) «Уход» (переход в разряд неизменяемых/служебных частей речи)  сущ.  сущ. наречие УТРО – весенним утром – приду утром  сущ.  сущ. ВСТРЕЧА – иду на встречу с другом – иду наречие предлог  навстречу – иду навстречу другу

К заданию 5: морфология

«Жизнь» знаменательного СЛОВА:

  • Рождение (номинативность) – вопрос
  • Развитие, расцвет (образование новых значений)
  • «Усталость» (потеря значения – вопроса)
  • «Уход» (переход в разряд неизменяемых/служебных частей речи)

сущ. сущ. наречие

УТРО – весенним утром – приду утром

сущ. сущ.

ВСТРЕЧА – иду на встречу с другом – иду наречие предлог

навстречу – иду навстречу другу

К Заданию 2: синтаксическая роль слова  Инфинитив как член предложения: Жизнь прожить – не поле перейти . Оставаться в Богучарове становилось опасным. Снег продолжал падать . Ты не сможешь это забыть . Природа учит нас понимать прекрасное. Обычай ездить к соседям не нами выдуман. Мы зашли в кафе пообедать .

К Заданию 2: синтаксическая роль слова

Инфинитив как член предложения:

  • Жизнь прожить – не поле перейти .
  • Оставаться в Богучарове становилось опасным.
  • Снег продолжал падать .
  • Ты не сможешь это забыть .
  • Природа учит нас понимать прекрасное.
  • Обычай ездить к соседям не нами выдуман.
  • Мы зашли в кафе пообедать .
К заданию 2: отличие СГС от других членов предложения  Составное глагольное сказуемое =  вспомогательный компонент + инфинитив  фазисное значение ( начать, пуститься, продолжить, закончить, перестать и т.п. ) модальное значение ( мочь, хотеть, желать, любить, должен, рад и т.п.)

К заданию 2: отличие СГС от других членов предложения

Составное глагольное сказуемое =

вспомогательный компонент + инфинитив

фазисное значение

( начать, пуститься,

продолжить,

закончить, перестать и т.п. )

модальное значение

( мочь, хотеть, желать,

любить, должен, рад и т.п.)

К заданию 2: отличие СГС от других членов предложения Составное глагольное сказуемое характеризует действие субъекта СГС: Он любил читать книги . – он  любил  +  он  читал ПГС + дополнение: Он велел читать книгу. – он  велел , но читать будет не он

К заданию 2: отличие СГС от других членов предложения

Составное глагольное сказуемое характеризует действие субъекта

  • СГС: Он любил читать книги . – он любил + он читал
  • ПГС + дополнение: Он велел читать книгу. – он велел , но читать будет не он
Вопросы  итогового тестирования,  вызвавшие затруднение 14. Выберите слово с интерфиксом. а) безответный б) контратака в) сверходарённый г) двухэтажный   15. Выберите слово, которое может относиться только к одной части  речи. а) около б) навстречу  в) вдаль г) утром   16. Каким членом предложения является слово «петь» в предложении: Она испытывала непреодолимое желание петь . а) дополнение б) определение  в) часть составного сказуемого г) обстоятельство

Вопросы итогового тестирования, вызвавшие затруднение

  • 14. Выберите слово с интерфиксом.

а) безответный б) контратака

в) сверходарённый г) двухэтажный

  • 15. Выберите слово, которое может относиться только к одной части речи.

а) около б) навстречу в) вдаль г) утром

 

  • 16. Каким членом предложения является слово «петь» в предложении:

Она испытывала непреодолимое желание петь .

а) дополнение б) определение в) часть составного сказуемого г) обстоятельство


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!