Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
Структура мнемотехники
Мнемоквадраты
Мнемодорожки:
Мнемотаблицы – схемы, служащие дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов
Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать различные дидактические игры и пособия.
Цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Комплексы артикуляционной гимнастики:
Пересказ текста:
Основные задачи мнемотехники:
Развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической, обработка различных приёмов запоминания
Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать)
Развитие образного мышления
Решение общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией
Развитие смекалки, тренировка внимания
Развитие умения устанавливать причинно–следственные связи в событиях, рассказах
Мнемотехника и образовательная область Речевое развитие
При работе со скороговорками, пословицами, поговорками ребёнку нужно не только понять их, но и запомнить. С этой целью можно использовать мнемотехнику, то есть систему приёмов, облегчающих запоминание и увеличение памяти путём образования дополнительных ассоциаций Скороговорка: «Любит плавать Ваня в белом море - в ванне»
Загадка: «Без рук, без топорёнка, построена избёнка»
Заучивание стихотворения. Суть этого способа в следующем: ребёнок слушает стихотворение и соотносит его логические части с подходящими картинками – устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью «Осень, осень к нам пришла, всем подарки принесла, жёлтые листочки, вкусные грибочки, овощи и фрукты, хлебные продукты»
Литература:
Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи» // «Логопед», – 2008, № 4.с.102-115.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. С-Пб, «Детство-Пресс», 2010. С.61
Поташко И.А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — М. 2006. – №6.с. 18-22.
Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание», — 1990,— №10. С.16-21
Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. – №3.