ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ.
МИТОЗ.
Цели урока:
Образовательные:
Формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.
Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза.
Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии;
Развиваюшие:
Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, строить схему, таблицу.
Развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.
Воспитательные:
Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование:
На доске: таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз».
презентация, мультимедийный проектор.
На столах учащихся: Инструкция к лабораторной работе «Митоз в клетках корешка лука », учебники «Общая биология» 10-11 класс , листы формата А4, фломастеры.
Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Метод обучения:
- по источнику знаний: словесный, наглядный;
- по характеру деятельности учащихся: частично – поисковый;
- по характеру деятельности учителя: объяснительно – иллюстративный
(репродуктивный).
Форма организации: урок формирования новых знаний с применением ИКТ.
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа в группах.
ХОД УРОКА:
Организационный момент: приветствие учащихся, готовность к уроку.
Актуализация знаний: мотивация к изучению нового материала.
Учитель: Ребята мы сегодня начинаем изучать новый раздел «Общей биологии».
Посмотрите, пожалуйста , на слайды и скажите какое свойство живых организмов здесь изображено?
(Размножение или воспроизведение себе подобных).
- Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих)
- Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое)
- А вот что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки)
Верно , как сказал немецкий ученый Рудольф Вирхов ( он один из основоположников клеточной теории) : «Все клетки происходят только от другой клетки».
Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Деление клетки. Митоз.)
Формирование новых знаний.
Учитель: Все клетки организма можно разделить на де группы : соматические и половые. Для каждой из них характерен свой тип деления .
(Слайд 6) . Митоз, амитоз и мейёоз.
Амитоз – это…
Митоз – это…
Мейоз – это…(слайд 7)
Но жизнь клетки не может состоять только из одного деления. Различают 2 понятия :
Под жизненным (клеточным) циклом. понимают существование клетки от момента ее появления в результате деления до другого деления или до гибели клетки.
Митотический цикл — это жизнедеятельность клетки от деления до следующего деления.
Жизненный цикл может быть равен митотическому, но в отличие от него — это более широкое понятие и охватывает постмитотические популяции клеток, потерявших способность к делению с высокой степенью дифференциации.
Митотический цикл наблюдается у клеток, которые постоянно делятся, в этом случает цикл состоит из интерфазы и митоза.
Между митотическими циклами у многоклеточных организмов происходит может происходить гибель клетки
1) - апоптоз – генетически обусловленный процесс физиологической гибели клетки. («запрограммированная» клеточная смерть, это происходит потому что ДНК клетки содержат особые «Гены смерти», которые рано или поздно активируются, это приводит к синтезу особых белков, которые убивают эту клетку).
От своего рождения до апоптоза клетка проходит множество клеточных циклов (у бактерий он занимает 20 минут, у инфузории – туфельки от 10 до 20 часов)
Клетки тканей многоклеточного организма на разных стадиях его развития делятся очень часто, а затем клеточные циклы значительно удлиняются. (Например: 80 % головного мозга (клетки нейроны) формируются путем деления сразу после рождения животного. Однако большинство этих клеток теряют способность к делению, и часть из них доживает не делясь до естественной смерти животного от старости.)
2) некроз – случайная гибель клетки.
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите : здесь представлена схема … какого цикла? Жизненного или митотического?
Рассмотрим главный момент жизненного цикла клетки – митотический цикл .
Он состоит из фазы ложного покоя ИНТЕРФАЗЫ и процесса деления клетки МИТОЗА.
Митоз разделён на фазы в которые последовательно вступают сначала ядро клетки – кариокинез, а потом и сама клетка - цитокинез :
ПРОФАЗА
МИТОФАЗА
АНАФАЗА
ТЕЛОФАЗА
Продолжительность по времени митоза не велика ( как мы видит по схеме) составляет 1 – 2 часа, а подготовка клетки к делению – интерфаза, в клетках растений и животных может продолжаться от 10 - 20 часов до нескольких суток.
У вас на столах листы с названиями фаз митоза . Ваша задача: используя учебник разобрать процессы , протекающие в указанной фазе и сделать схематический рисунок стадии. (самостоятельная работа учащихся в микрогруппах со схемой ; по окончании работы от каждой группы выходят к доске учащиеся , крепят магнитами рисунок и описание, дают характеристику фазе).
Учащиеся : Интерфаза состоит из 3х периодов (демонстрация схемы на слайде 2)
а). Пресинтетический период (G1) – ( англ.gap (джэп) – интервал) – демонстрация схемы слайда, текст учебника стр. 109, п.28.
( П – число хромосом С – количество ДНК)
2п 2с
1.Образование рибосом
2. Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.
3. Синтез АТФ
4.Деление митохондрий
5.Синтез ферментов 6. Рост клетки
б) Синтетический период (S) – главное – удвоение ДНК – репликация или редупликация ДНК. (демонстрация схемы слайда, текст учебника стр. 110 п.28, демонстрация анимационного слайда «Репликация ДНК» из урока «Бесполое размножение»).
2п 4с
1.Удвоение (редупликация ДНК)
2.Синтез белков – гистонов
3. Сборка второй хроматиды
в). Постсинтетический период (G2) – смотри в учебнике и на слайде.
2п 4с
1.Синтез белка
2. Синтез АТФ
3.СинтезРНК
4. Удвоение массы цитоплазмы
Слайд с полным циклом.
Итак, подводим итог : …(объяснения учителя ещё раз процессов в фазах митоза с акцентом на формулы).
Слайд : «Биологическое значение митоза»
Учитель: Митоз – процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого :
1. образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.
2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.
3. Митоз лежит в основе роста.
4. Митоз лежит в основе бесполого размножения .
5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.
6. обеспечивает эмбриональное развитие
Закрепление изученного.
На столах возьмите бланки с инструкцией лабораторной работы . Внимательно прочитайте. Какова цель нашей работы? Что должно быть в выводе? В работе вы видите таблицу в которую вам осталось занести сведения о процессах каждой фазы. Информацию вы теперь можете брать не только из учебника, но из схем на доске. А я открываю вам наш виртуальный микропрепарат на экране. Приступайте.
Лабораторная работа
Тема: Митоз в клетках корешка лука.
Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток, выявить биологическую роль митоза.
Оборудование:
Презентация «Митоз в клетках корешков лука», учебник.
Ход работы
1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
2. Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
3. Заполните таблицу.
Стадия митотического цикла | Протекающие процессы | Количество клеток на препарате в данной фазе |
Интерфаза | | |
Профаза | | |
Метафаза | | |
Анафаза | | |
Телофаза | | |
4. В чем заключается биологическая роль митоза?
Сформулируйте вывод.
Вывод: Биологическое значение митоза состоит в строго одинаковом распределении хромосом между дочерними ядрами, что обеспечивает образование генетически идентичных дочерних клеток и сохраняет преемственность в ряду клеточных поколений. Митоз является важным средством поддержания постоянства хромосомного набора. В результате митоза осуществляется идентичное воспроизведение клетки. Следовательно, ключевая роль митоза — копирование генетической информации. Митоз позволяет размножать растения вегетативным органами (корни, листья, стебли) и за короткий промежуток времени воспроизвести его точную копию.
- Какой процесс лежит в основе роста и размножения организма? (деление клетки)
- Из каких процессов состоит жизненный цикл клетки? (из интерфазы и митоза)
- Какой главный процесс происходит в период интерфазы? (синтез веществ, удвоение хромосом (репликация))
- Какие клетки делятся путем митоза? (соматические)
- Перечислите по порядку из каких фаз состоит деление клетки – митоз? (профаза, метафаза, анафаза, телофаза)
- Назовите главную особенность митоза? (передача диплоидного набора хромосом от материнской дочерней клетки)
Итог урока:
Д/з: Читать п. 20,
Оценивание работы учащихся за урок.
Рефлексия:
- Вам понравился урок?
- Что узнали нового?
- В чем возникли трудности?
- Как с ними справились?