СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир вокруг нас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для внеурочных  занятий.Составлена для учащихся 3-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Мир вокруг нас.»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 4 класс

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 3-4 классов и направлена на развитие деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Основная цель занятий:

– формирование социального опыта школьника;

осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;

воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 2 года, первый год обучения рассчитан на 34 часа(3-йкласс), второй год (4-й класс) - 34 часа.



Содержание программы в 4-м классе

1 раздел «Окружающий мир» - 11 ч.

    1. Молчаливые соседи - 1

    2. Пернатые друзья – 2

    3. Мир хищников – 2

    4. Подводный мир- 2

    5. Цветочный мир- 1

    6. О чём шепчут деревья…- 2

    7. Загадки животного мира - 1

2раздел «Планета Земля» - 15 ч

2.1 Земля – планета солнечной системы – 1

2.2 Изучение и освоение космоса- 3 ч.

2.3 Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции -4

2.4 Многообразие стран и их достопримечательности – 7

3 раздел «Человек и его место на Земле» -8 ч.

3.1 Знакомство с охраняемыми растениями и животными –3

3.2 Поддержание порядка на нашей планете – 2

3.4 Глобальные экологические проблемы Земли – 3





Ожидаемые результаты реализации программы.



В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;

- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ



Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Цели и задачи

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Дата по плану

Дата по факту

1

1 раздел «Окружающий мир» -11 ч.

Молчаливые соседи

Расширить знания детей о многообразии животных, их классификации и среде обитания; прививать бережное отношение к ним

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.


Формулировать и удерживать познавательную задачу;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения




2-3

Пернатые друзья

Расширить знания о многообразии представителей пернатых, развивать познавательный интерес

Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие;



4-5

Мир хищников

Расширить знания о представителях хищников

Научатся различать их по внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Формулировать и удерживать познавательную задачу;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения




6-7

Подводный мир (Экскурсия в Океанариум)

Познакомить детей с многообразием представителей подводного мира, развивать познавательный интерес

Научатся наблюдать за обитателями подводного мира, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие



8

Цветочный мир

Расширить знания детей о многообразии цветов

Рассказывать о цветах, их роли в жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.


Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности




9-10

О чём шепчут деревья…

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.

Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений?

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности



11

Загадки животного мира (Викторина)

Расширить и углубить природоведческие знания детей; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, животному миру

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Формулировать и удерживать познавательную задачу;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения




12

2раздел «Планета Земля»-15

Земля – планета солнечной системы

Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес

Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности



13-15

Изучение и освоение космоса

Расширить знания детей о космосе и его изучении; помочь понять важность изучения и освоения космического пространства

Узнают об освоении космоса и значении исследования космического пространства для всего человечества

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач



16-17

Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции

Расширить знание о народах, населяющих нашу планету; познакомить с их культурой и традициями

Узнают о народах, населяющих нашу планету, познакомятся с их культурой и традициями

Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;





18-19

Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции

(экскурсия)

Расширить знание о народах, населяющих нашу планету; познакомить с их культурой и традициями

Узнают о народах, населяющих нашу планету, познакомятся с их культурой и традициями

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности



20-23

Многообразие стран и их достопримечательности

Расширить знания детей о странах, их достопримечательностях; развивать познавательный интерес

Познакомятся с различными странами, их столицами, достопримечательностями; научатся находить их на карте

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности



24-26

Многообразие стран и их достопримечательности

(проекты)

Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией

Научатся самостоятельно выбирать тему проекта; отбирать нужную информацию из дополнительных источников; оформлять и представлять проект перед аудиторией; адекватно оценивать свои достижения

Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам




27-29

3 раздел «Человек и его место на Земле» -8 ч.

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

Познакомить с растениями и животными, которые находятся на грани исчезновения; со способами охраны природы; прививать навыки природоохранного поведения

Расширят знания об охраняемых растениях и животных; больше узнают о способах охраны природы

Определять общую цель и пути её достижения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок



30-31

Поддержание порядка на нашей планете

Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения.

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач



32-34

Глобальные экологические проблемы Земли

Познакомить детей с глобальными экологическими проблемами Земли; обсудить причины этих проблем; постараться найти пути решения последствий

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих



































Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Атлас природоведение 3-5классы ФГУП «Картография» г.Омск 2013



2. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)

3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)

4. Печатные пособия.

5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

6. Плакаты по основным темам естествознания.

7. Географические карты

8. Иллюстративные материалы

Интернет – ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru

2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru







Материально – техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Ноутбук учителя

- Многофункциональное оборудование

- Ноутбуки учащихся

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

-материалы: тетради, бумага писчая

3. Оборудование класса

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!