Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 4 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 3-4 классов и направлена на развитие деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий:
– формирование социального опыта школьника;
осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 2 года, первый год обучения рассчитан на 34 часа(3-йкласс), второй год (4-й класс) - 34 часа.
Содержание программы в 4-м классе
1 раздел «Окружающий мир» - 11 ч.
Молчаливые соседи - 1
Пернатые друзья – 2
Мир хищников – 2
Подводный мир- 2
Цветочный мир- 1
О чём шепчут деревья…- 2
Загадки животного мира - 1
2раздел «Планета Земля» - 15 ч
2.1 Земля – планета солнечной системы – 1
2.2 Изучение и освоение космоса- 3 ч.
2.3 Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции -4
2.4 Многообразие стран и их достопримечательности – 7
3 раздел «Человек и его место на Земле» -8 ч.
3.1 Знакомство с охраняемыми растениями и животными –3
3.2 Поддержание порядка на нашей планете – 2
3.4 Глобальные экологические проблемы Земли – 3
Ожидаемые результаты реализации программы.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | 1 раздел «Окружающий мир» -11 ч. Молчаливые соседи | Расширить знания детей о многообразии животных, их классификации и среде обитания; прививать бережное отношение к ним | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям; - задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения | | |
2-3 | Пернатые друзья | Расширить знания о многообразии представителей пернатых, развивать познавательный интерес | Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие; | | |
4-5 | Мир хищников | Расширить знания о представителях хищников | Научатся различать их по внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | Формулировать и удерживать познавательную задачу; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям; - задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения | | |
6-7 | Подводный мир (Экскурсия в Океанариум) | Познакомить детей с многообразием представителей подводного мира, развивать познавательный интерес | Научатся наблюдать за обитателями подводного мира, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие | | |
8 | Цветочный мир | Расширить знания детей о многообразии цветов | Рассказывать о цветах, их роли в жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | |
9-10 | О чём шепчут деревья… | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология. | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | |
11 | Загадки животного мира (Викторина) | Расширить и углубить природоведческие знания детей; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, животному миру | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, обработка и передача информации различными способами; классификация по заданным критериям; - задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения | | |
12 | 2раздел «Планета Земля»-15 Земля – планета солнечной системы | Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес | Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | |
13-15 | Изучение и освоение космоса | Расширить знания детей о космосе и его изучении; помочь понять важность изучения и освоения космического пространства | Узнают об освоении космоса и значении исследования космического пространства для всего человечества | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | | |
16-17 | Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции | Расширить знание о народах, населяющих нашу планету; познакомить с их культурой и традициями | Узнают о народах, населяющих нашу планету, познакомятся с их культурой и традициями | Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам; | | |
18-19 | Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции (экскурсия) | Расширить знание о народах, населяющих нашу планету; познакомить с их культурой и традициями | Узнают о народах, населяющих нашу планету, познакомятся с их культурой и традициями | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | |
20-23 | Многообразие стран и их достопримечательности | Расширить знания детей о странах, их достопримечательностях; развивать познавательный интерес | Познакомятся с различными странами, их столицами, достопримечательностями; научатся находить их на карте | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | |
24-26 | Многообразие стран и их достопримечательности (проекты) | Подготовить проекты по выбору; презентовать перед аудиторией | Научатся самостоятельно выбирать тему проекта; отбирать нужную информацию из дополнительных источников; оформлять и представлять проект перед аудиторией; адекватно оценивать свои достижения | Сбор, обработка и передача информации различными способами; составлять план и последовательность действий; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам | | |
27-29 | 3 раздел «Человек и его место на Земле» -8 ч. Знакомство с охраняемыми растениями и животными | Познакомить с растениями и животными, которые находятся на грани исчезновения; со способами охраны природы; прививать навыки природоохранного поведения | Расширят знания об охраняемых растениях и животных; больше узнают о способах охраны природы | Определять общую цель и пути её достижения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок | | |
30-31 | Поддержание порядка на нашей планете | Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | | |
32-34 | Глобальные экологические проблемы Земли | Познакомить детей с глобальными экологическими проблемами Земли; обсудить причины этих проблем; постараться найти пути решения последствий | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний об экологических проблемах и обсуждать полученные сведения | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | |
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Атлас природоведение 3-5классы ФГУП «Картография» г.Омск 2013
2. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)
3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)
4. Печатные пособия.
5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
6. Плакаты по основным темам естествознания.
7. Географические карты
8. Иллюстративные материалы
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Ноутбуки учащихся
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
3. Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.