СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир русского крестьянина глазами художника

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир русского крестьянина глазами художника»

МИР РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКа          Илья Ефимович Репин Автор презентации : Наталья Саранцева

МИР РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА

ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКа

Илья Ефимович Репин

Автор презентации : Наталья Саранцева

Посреди Жигулевских гор расположено небольшое село Ширяево, чарующее путников своей красотой, воспетой в стихах русских поэтов и на полотнах великих живописцев.

Посреди Жигулевских гор расположено небольшое село Ширяево, чарующее путников своей красотой, воспетой в стихах русских поэтов и на полотнах великих живописцев.

 Но я хочу рассказать вам о роли этого красивого места на Волге в творчестве художника Ильи Ефимовича Репина, а источником моего рассказа будет книга воспоминаний самого художника

Но я хочу рассказать вам о роли этого красивого места на Волге в творчестве художника Ильи Ефимовича Репина, а источником моего рассказа будет книга воспоминаний самого художника "Далёкое близкое"...

Летом 1870 года Илья Репин отправился в Жигули специально для того, чтобы собирать материал к задуманной ранее картине

Летом 1870 года Илья Репин отправился в Жигули специально для того, чтобы собирать материал к задуманной ранее картине "Бурлаки на Волге". Спутниками И.Е. Репина в этом путешествии были его младший брат - музыкант Василий Ефимович Репин и художники Федор Александрович Васильев

Идея отправиться на Волгу была подсказана Васильевым, который резонно говорил И.Е. Репину, что настоящего русского бурлака на Неве не встретишь. Вызвавшийся сопровождать друга и взявший на себя решение всех организационных вопросов Федор Васильев выбрал именно Самарскую Луку и Жигулёвские горы, так как , с одной стороны, это был самый живописный район Волги, а, с другой стороны, Самарская Лука представляла собой оживленный перекресток великого Волжского пути, где издавна встречались и селились представители разных народов России.

Идея отправиться на Волгу была подсказана Васильевым, который резонно говорил И.Е. Репину, что настоящего русского бурлака на Неве не встретишь. Вызвавшийся сопровождать друга и взявший на себя решение всех организационных вопросов Федор Васильев выбрал именно Самарскую Луку и Жигулёвские горы, так как , с одной стороны, это был самый живописный район Волги, а, с другой стороны, Самарская Лука представляла собой оживленный перекресток великого Волжского пути, где издавна встречались и селились представители разных народов России.

Здесь сложился особый тип русского человека-волжанина - свободолюбивого, предприимчивого, выносливого и самодостаточного.

Здесь сложился особый тип русского человека-волжанина - свободолюбивого, предприимчивого, выносливого и самодостаточного.

Ознакомившись с первыми набросками картины И.Е. Репина , выполненными еще под Петербургом,Фёдор Васильев заметил:

Ознакомившись с первыми набросками картины И.Е. Репина , выполненными еще под Петербургом,Фёдор Васильев заметил:" Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно "прикомпоновываются" к картинке для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется - сама по себе...Бурлаки так бурлаки! Я бы на твоём месте поехал на Волгу - вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее".

Оказавшись в волжском селе, Илья Репин сразу же ощутил себя переместившемся в другой мир, где он и его спутники были чужими. Остановились друзья в крестьянском доме Ивана Алексеева.  В 1990 году в этом доме был открыт музей И.Е. Репина.

Оказавшись в волжском селе, Илья Репин сразу же ощутил себя переместившемся в другой мир, где он и его спутники были чужими. Остановились друзья в крестьянском доме Ивана Алексеева. В 1990 году в этом доме был открыт музей И.Е. Репина.

Уже внешний вид новоприбывших резко контрастировал с традиционной одеждой русского села. Художники были облачены в костюмы, сшитые столичными портными из дорогих тканей, старались всегда выглядеть аккуратно. Стремление сохранить столичный облик казалось нелепым и вызывало недоумение крестьян, ведь даже, выходя на пленер, каждое утро художники чистили до блеска ботинки и надевали белые рукавчики.

Уже внешний вид новоприбывших резко контрастировал с традиционной одеждой русского села. Художники были облачены в костюмы, сшитые столичными портными из дорогих тканей, старались всегда выглядеть аккуратно. Стремление сохранить столичный облик казалось нелепым и вызывало недоумение крестьян, ведь даже, выходя на пленер, каждое утро художники чистили до блеска ботинки и надевали белые рукавчики.

Ширяевские крестьяне не переставали удивляться и представлениям столичных гостей о гигиене тела. Их веселила забота о своевременном приобретении дорогостоящего мыла в губернском городе и особенно сам процесс мытья. На страницах своих воспоминаний Илья Ефимович писал:

Ширяевские крестьяне не переставали удивляться и представлениям столичных гостей о гигиене тела. Их веселила забота о своевременном приобретении дорогостоящего мыла в губернском городе и особенно сам процесс мытья. На страницах своих воспоминаний Илья Ефимович писал:"Во время нашего раздевания и купания, особенно если был праздник, кругом нас стояли и лежали любопытные целой гурьбой. Они обсуждали всех, всякую всячину нашего туалета и особенно дивились нашей трате хорошего пахучего мыла на мытьё тела.

Но я тогда читал им целую лекцию о том, что мытьё начисто всего тела необходимо и что много накожных болезней у людей - от нечистот. Тогда они слушали и понимали всё.

Но я тогда читал им целую лекцию о том, что мытьё начисто всего тела необходимо и что много накожных болезней у людей - от нечистот. Тогда они слушали и понимали всё." Не менее существенные различия характеризовали отношение художников и крестьян к кухне. Занятые с утра до вечера заботами о хозяйстве , сельские женщины не имели возможности уделять особое внимание качеству приготовления пищи, ограничиваясь лишь заботой о необходимом её количестве (это было закреплено многовековыми традициями).

Столичные художники и не подозревали о возможности такого явления. После того, как хозяйка разочаровала их в приготовлении заказанных блюд, они предложили ей иной вариант:

Столичные художники и не подозревали о возможности такого явления. После того, как хозяйка разочаровала их в приготовлении заказанных блюд, они предложили ей иной вариант:"Да ради Христа,ну свари, как варишь дома для себя, чего тут мудрить!" - просили мы. -Да ведь вы, барин, не станете есть нашей еды, ведь у нас еда простая, - отвечала баба. -Ну, хорошо, это-то нам и надо; вот мы и будем есть простую еду... Вышло невозможное: в рот ничего нельзя было взять." Лишь после того, как гости приступили к решению этого вопроса собственными силами, дело пошло на лад.

Гости из Северной столицы казались местным жителям диковинными, сказочно богатыми существами. Они не могли найти этому богатству иного объяснения, кроме продажи души дьяволу, так как занятия художников они никак не могли назвать трудом. С большими трудностями художникам удавалось найти натурщиков, поскольку крестьян пугала всякая форма участия в

Гости из Северной столицы казались местным жителям диковинными, сказочно богатыми существами. Они не могли найти этому богатству иного объяснения, кроме продажи души дьяволу, так как занятия художников они никак не могли назвать трудом. С большими трудностями художникам удавалось найти натурщиков, поскольку крестьян пугала всякая форма участия в "бесовских занятиях".

Крестьянский мир характеризовался не только своеобразными представлениями о труде , но и столь же самобытными представлениями об отдыхе.    Ширяевцы строго соблюдали церковные запреты на работу в праздничные дни. Православные праздники отмечались с особым усердием. Отличительной чертой праздненств являлось поголовное пьянство. В своей книге Репин поделился с читателями впечатлениями от празднования в Ширяеве дня почитания апостолов Петра и Павла:

Крестьянский мир характеризовался не только своеобразными представлениями о труде , но и столь же самобытными представлениями об отдыхе.

Ширяевцы строго соблюдали церковные запреты на работу в праздничные дни. Православные праздники отмечались с особым усердием. Отличительной чертой праздненств являлось поголовное пьянство. В своей книге Репин поделился с читателями впечатлениями от празднования в Ширяеве дня почитания апостолов Петра и Павла:" Вся улица была грязна и пьяна. Ватага мужиков или парней, взявшись за руки и растянувшись поперек всей широкой улицы, горланила во всю глотку, кто в лес, кто по дрова, какие-то песни...и бесстрашно шлёпала лаптями по глубоким лужам.

Личные вещи Ильи Ефимовича Репина и единственный экземпляр известной картины

Личные вещи Ильи Ефимовича Репина и единственный экземпляр известной картины "Шторм на Волге", хранящийся в музее в Ширяево. Илья Ефимович Репин внимательно приглядывался к каждому из ширяевцев и всем сердцем полюбил их... Ведь у каждого волжанина своя судьба и своя лепта в создании шедевра русской живописи - картины "Бурлаки на Волге".

 Илья Репин Бурлаки на Волге. 1870-1873 Холст, масло. 131,5/281см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илья Репин

Бурлаки на Волге. 1870-1873

Холст, масло. 131,5/281см.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!