СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир энергосбережения

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник методических материалов по энергосбережению, отправила на областной конкурс. В сборнике и любимая мною иследовательская работа, и презентация "Теремок", и квест-игра, и факультативное занятие.

Просмотр содержимого документа
«Мир энергосбережения»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №8 г. Новополоцка»









Воспитание культуры энергосбережения

как основа повышения благосостояния

каждого человека



"Мир

энергосбережения"



Методические материалы

















Подготовила Ветвицкая В.Н.,

педагог-организатор
















Мир энергосбережения: сборник методических материалов/ автор: В.Н. Ветвицкая, педагог-организатор – Новополоцк: ГУО «Средняя школа № 8 г. Новополоцка», 2018. – 29 страниц



В данном сборнике собран ряд методических материалов из опыта работы по энергосбережению ГУО «Средняя школа № 8 г. Новополоцка».

Говорить о том, что в наше время необходима экономия во всем, это значит повторять прописные истины. Энергосбережение ресурсов сейчас можно поставить на первое место по значимости в экономике. Воспитать необходимость понимания энергетического сбережения у подрастающего поколения первостепенная задача педагогического коллектива нашего учреждения образования.

Сборник будет полезен педагогам-организаторам, классным руководителям.





Адрес: 211440, Витебская область, г. Новополоцк, ул. Дружбы, 1

Тел.: 8 (0214) 51-06-68

E-mail: [email protected], [email protected]





Содержание



Проект «Энергосбережение = экономика страны, благосостояние граждан» для учащихся 9-11 классов


4

Факультативное занятие «Энергосбережение для любознательных» для учащихся 3-4 классов


11

КВЕСТ – ИГРА «Энергосбережение - дело каждого» для учащихся 5-11 классов


13

Исследовательская работа «Вторичная переработка бумаги»

для учащихся 3-4 классов


14

Классное родительское собрание «Экономия и бережливость – главная задача каждого гражданина»


23

Игра-презентация «Теремок» по теме энергосбережения

для младших школьников

28







Проект «Энергосбережение = экономика страны, благосостояние граждан» для учащихся 9-11 классов


Цели проекта:

  • актуализировать знания учащихся по темам: «Традиционные и альтернативные источники энергии», «Энергосбережение в каждом доме», «Практический опыт энергосбережения в учебном учреждении и дома»;

  • развивать навыки поисковой деятельности, способность анализировать информацию;

  • развивать экологическую компетенцию учащихся;

  • формировать ответственное отношение к природе родного края, города

Задачи проекта:

  • ознакомление с традиционными и альтернативными источниками энергии;

  • привлечение молодёжи к учебно-практической деятельности по проблемам энергоэффективности и рационального использования ресурсов;

  • формирование экологической и экономической компетенции учащихся;

  • воспитание коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности.


Тип проекта: исследовательский.


Срок реализации проекта: 3 недели.


Актуальность проекта: Энергия - это движущая сила любого производства. В распоряжении человека оказалось большое количество дешевой энергии, что способствовало индустриализации и развитию общества. В настоящее время при огромной численности населения и производства, потребление энергии становится потенциально опасным. Вместе с локальными экологическими последствиями, сопровождающимися загрязнением воздуха и воды, эрозией почвы, существует опасность изменения мирового климата в результате действия парникового эффекта.

Человечество стоит перед дилеммой: с одной стороны, без энергии нельзя обеспечить благополучие людей, а с другой - сохранение существующих темпов ее производства и потребления может привести к разрушению окружающей среды, серьезному ущербу здоровью человека. Очевидно, что без тепловых и атомных электростанций на современном этапе человечество обойтись не в состоянии, и все же там, где можно, необходимо сократить энергозатраты или следует внедрять альтернативные источники энергии, чтобы смягчить неизбежный переход от традиционной энергетики к альтернативной. Они экологичные, возобновляемые, основой их служит энергия Солнца, ветра и Земли.

Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема умного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика и экология основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых исчерпываются и не возобновляются.


Тезисы проекта


Проект направлен на изучение энергосбережения. В ходе проекта изучаются вопросы электрификации, разные способы энергосбережения в учебном учреждении и дома, рассматриваются отдельные темы таких учебных предметов как физика, химия, экология, география, математика, информатика. В проекте собраны такие индивидуально – экспериментальные исследования: «Традиционные и альтернативные источники энергии», «Влияние энергетики на изменение климата», «Энергосбережение в каждом доме», «Практический опыт энергосбережения в учебном учреждении».

При изучении литературы, сделаны выводы о влиянии традиционных видов электростанций на состояние окружающей среды, перечислены основные факторы, которые изменяют климат и приводят к глобальным экологическим проблемам, таким как, парниковый эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, глобальное потепление.

Выполнено сравнение затрат электроэнергии в кабинетах с энергосберегающие лампами, лампами накаливания и LED-лампами.

Сравнивали температуру в классах, окна в которых подготовлены к отопительному сезону и используется теплоизоляционная фольга за радиаторами, которые частично подготовлены к отопительному сезону.

По результатам проекта созданы буклет, памятка о пользе энергосбережения, проведено анкетирование родителей и учащихся.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


п/п

Этап

Деятельность участников проекта

1

Подготовительный

  1. Ознакомление с целями и задачами проекта Составление плана действий для реализации проекта.

  2. Кооперирование учащихся в группы: «Энергетики», «Инфо-шок», «Рекламщики» и распределение обязанностей между членами творческих групп.

  3. Обсуждение перечня рекомендованных источников информации


2

Сбор и обработка информации

  1. Группа «Энергетики» занимается поиском научно-публицистической информации о традиционных и альтернативных источниках энергии, о влиянии их на экологическое состояние окружающей среды.

  2. Группа «Инфо-шок» занимается проведением экспериментов и обработкой результатов по сохранению энергоресурсов в стенах учебного заведения;

3. Группа «Рекламщики» занимается выпуском социальной рекламы в виде: буклета «Экономия в быту», памятки «Как можно экономить потребление энергоресурсов и воды. 7 простых советов», проводят анкетирование учащихся и родителей

3

Презентация результатов проекта

Участники презентуют результаты своей деятельности


Презентация проекта

«Энергосбережение = экономика страны, благосостояние граждан»


Доклад группы «Энергетики»


Учащийся 1: Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Существуют традиционные источники энергии: АЭС, ТЭС, ГЭС;

Рассмотрим плюсы и минусы таких источников энергии.

Тепловые электростанции (ТЭС) строятся быстро и дешево, но потребляют большое количество топлива, следовательно, затраты на добычу и перевозку топлива. Работают в постоянном режиме, но требуют длительной остановки при ремонтах. Угольные ТЭС выбрасывают много твердых отходов и вредных газов в атмосферу.

Атомные электростанции (АЭС) строятся долго и стоят дорого, но электроэнергия дешевле, чем на ТЭС. Используют уран, не зависят от топливных ресурсов. При работе без происшествий – воздействие на среду незначительно; требуется захоронение радиоактивных отходов.

Гидроэлектростанции (ГЭС) строятся дольше, стоят дороже всех типов электростанций. Используют энергию падающей воды, обслуживающий персонал невелик, себестоимость электроэнергии минимальна. Могут покрывать сильные нагрузки, легко включаясь в нужное время. Происходит затопление речных долин – особо ценных земель.

Такие электростанции используют в качестве источника энергии природные ресурсы, которые рано или поздно закончатся.

Кроме этого на состояние окружающей среды влияет урбанизация – увеличение городского населения, увеличение транспорта, бытовых отходов, строительство жилых домов, уменьшение территорий зеленых насаждений.

Из отраслей промышленности на первом месте по загрязнению окружающей среды первое место занимает химическая промышленность, далее - электроэнергетика, нефтеперабатывающая, лакокрасочная, машиностроение и т.д.

Также на состояние атмосферы влияет транспорт, работа тепловых двигателей. Отработанные газы автомобилей создают смог.

Учащийся 2: Необходимо использовать экологически чистые источники энергии.

Безопасные электростанции не должны загрязнять окружающую среду. Кроме того, в качестве источника энергии они должны использовать возобновляемые источники энергии, то есть такое топливо, которое постоянно образуется в природе и не может закончиться. Оказалось, такими источниками энергии могут служить солнечный свет, ветер, волны.

Например, ветровые электростанции используют силу ветра, который вращает винт. Винт приводит в действие электрогенератор, вырабатывающий электричество. Ветер – неограниченный ресурс для производства электроэнергии. Он есть везде, бесконечен, экологически чист.

Солнечные электростанции используют специальные солнечные батареи, которые перерабатывают солнечный свет в электричество.

Волновые электростанции используют энергию волн. Волны смещают друг относительно друга части специального электрогенератора, за счет чего и образуется электричество.

Мы сделали вывод, что самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды — беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию более разумно. Одним словом, это называется “энергосбережение”. Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности.

Итак, какие же можно предложить пути решения проблемы загрязнения окружающей среды?


Доклад группы «Инфо-шок»


Учащийся 3:

I эксперимент: сравнение затрат электроэнергии в классах с энергосберегающими лампами и лампами накаливания. Мы провели расчет затрат и сделали выводы, что энергосберегающие лампы использовать значительно выгоднее и это экономит средства. А альтернативой энергосберегающим лампам могут стать LED - лампы, что подтверждают данные в таблице


Лампа


Накаливания

Энергосберегающая

LED

Мощность, Вт


60 Вт

12 Вт

5-6 Вт

Срок службы


1000 ч

10000 ч

50000 ч

Электроэнергия потребления в год


131,4 кВт/ч

26,28 кВт/ч

11 кВт/ч

Стоимость в год

(1кВт/ч – 0,1433руб.)

18,82 руб.

3,76 руб.

1,57 руб.


II эксперимент: сравнение температуры: а) в классах, окна в которых подготовленные к отопительному сезону и используется теплоизоляционная фольга за радиаторами; б) в классах, которые частично подготовлены к отопительному сезону.

Сделали вывод, что в подготовленных к отопительному сезону кабинетах температура выше, энергия используется рационально и в полной мере.


Учащийся 4:

Опыт № 1. Проверка попадания в атмосферу остатков от горения. Взяли свечу, стекло. Держа стекло над горящей свечой, в результате на стекле появилась черное пятно копоти (сажи). То есть, продукт горения загрязняет атмосферу.

Опыт № 2. То же самое сделали, взяв сухое горючее (спиртовку). И тоже появилось темное пятно от сгорания. И этот опыт подтвердил, что все продукты горения выделяют загрязняющие атмосферу вещества.

Опыт № 3. Картон подставили под выхлопную трубу автомобиля. И там увидели черное пятно грязи.

То есть, можно сделать вывод, что атмосфера постоянно загрязняется. Во время работы теплоэлектростанций сжигается топливо, в результате чего образуются вредные газы. Такие газы могут приводить к глобальному потеплению.


Доклад группы «Рекламщики»


Учащийся 5:

Наша задача была разработать социальную рекламу и провести анкетирование учащихся и родителей по вопросам энергосбережения.

Мы выпустили буклеты «Экономия в быту», которые презентовали опрошенным в анкетировании людям.



Для использования в учреждении образования мы составили памятки по уменьшению потребления энергоресурсов и воды, которые в дальнейшем будут размещены на информационных стендах.


Как можно экономить потребление энергоресурсов и воды

7 простых советов

1. Выключать свет, когда он не нужен!

Звучит банально, но если бы все выключали…

Современные системы управления освещением работают от датчиков (движения, шума) и позволяют выключать свет, когда он не нужен;

2. Больше использовать естественное освещение.

Светлые шторы, светлые обои и потолок, чистые окна (запыленные стекла могут поглощать до 30% света!), умеренное количество цветов на подоконниках увеличат освещенность помещений и сократят использование светильников;

3. Устранить теплопотери через окна (либо просто тщательно заклеить их, либо установить современные стеклопакеты). Это позволит отказаться от дополнительного использования электрических радиаторов отопления в холодное время или снизить их использование;

4. Заменить лампы накаливания на «энергосберегающие». Компактные люминесцентные лампы «энергосберегающие», обеспечивают 4-5 кратную экономию электроэнергии (5-11 ватт вместо 60 ватт);

5. Кипятить в электрочайнике только необходимый объем воды, а не полный чайник. Включенный на 10 минут и полностью наполненный водой электрический чайник мощностью 1,5 кВт/ч увеличивает энергопотребление на 0,25 кВт/ч;

6. Не оставлять электронное оборудование в режиме ожидания. Телевизор с экраном среднего размера (с диагональю 20-21 дюймов) в режиме ожидания потребляет в месяц почти 9 кВт/ч, музыкальный центр – почти 8 кВт/ч. Зарядное устройство для мобильного телефона, включенное в розетку, даже без телефона потребляет электричество. Например, можно поставить сетевой фильтр перед группой расположенных рядом электробытовых устройств (телевизором, компьютером, музыкальным центром и т.п.) и отключать его, когда эти устройства не нужны.

7. Настроить компьютер на экономный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.)

Учащийся 6:

В ходе анкетирования учащихся и родителей были опрошены 117 человек. Результаты анкетирования следующие:


АНКЕТА


Вопрос


Да

Нет

  1. Стараетесь ли вы экономить энергию?


52%

48%

  1. Считаете ли вы, что производство любого вида электроэнергии наносит вред окружающей среде?

74%

26%

  1. Есть ли у Вас в доме энергосберегающие лампочки?

44%

56%

  1. Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из нее?

38%

62%

  1. Вы проветриваете комнату быстро и эффективно, всего несколько минут за час?

16%

84%

  1. Вы снижаете температуру в помещении ночью или когда уходите?

22%

78%

  1. Вы повторно используете стекло, бумагу и пластик?


41%

59%

  1. Вы ходите пешком или ездите на автобусе на работу, школу?

74%

26%

  1. У Вас установлены приборы учета воды, электроэнергии, тепла?

89%

11%

  1. Вы закрываете кран, когда чистите зубы?


21%

79%


Таким образом, можно сделать вывод, что далеко не все опрошенные стараются экономить энергоресурсы, а некоторые даже не задумываются над тем, каким образом можно это сделать. Поэтому всем опрошенным были розданы буклеты и памятки о том, как экономить энергоресурсы дома и в школе, чтобы улучшить экологическую ситуацию и повысить благосостояние граждан.


Факультативное занятие «Энергосбережение для любознательных» для учащихся 3-4 классов



Цели и задачи:

  1. Привлекать внимание учащихся к проблеме энергосбережения, воспитывать бережное отношение к природе и ее ресурсам

  2. Учить анализировать факты и обсуждать проблемы в форме диалога и методов позитивного мышления



Вступление

Энергия — это великая штука!

Недаром её изучает наука:

Машинами движет она и людьми,

Китами, и звёздами, и лошадьми.

Замрёт без энергии наша планета,

Не будет ни звука, ни цвета, ни света,

Погаснут созвездья в пустых небесах,

И время замрёт на всемирных часах.

Энергия движет рукою поэта.

Он мог бы писать бесконечно про это.

Но должен закончить начальную речь…

Поскольку ЭНЕРГИЮ НУЖНО БЕРЕЧЬ!



Где мы с вами используем электричество дома? (ответы)



Игра «Электроприборы» - хлопаем, если предметы связаны с электричеством. Встаем если не связаны.

Утюг, компьютер, бутерброд, чайник, ведро, зубная щетка, фен, газовая плита, лампа



Ролик 1 (ролики на YouTube по теме энергосбережения) https://www.youtube.com/watch?v=v2-cpqr9AU0

Обсуждение

Ролик 2 https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=CnfuqvYbytk

Обсуждение

Ролик 3 https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=9KCxIoGpQek

Обсуждение



Что нужно делать, чтобы экономить энергию? (ответы)



Физкультминутка «Солнышко»

Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Обратите внимание на дыхание, мы дышим легко, равномерно. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. На что похоже ваше настроение? На солнышко или темную тучку?

Задачи на расчет электроэнергии

1. В семье Сазоновых регулярно (1 раз в месяц) оплачивают расход электроэнергии. Показание счетчика 1 октября — 700 кВт/ч, а 1 ноября — 800 кВтч. Сколько электроэнергии истратила семья за месяц?

2. Один киловатт электроэнергии стоит 1,433 рублей. Семья Мальцевых тратит в день 5 кВт/ч электроэнергии. Какую сумму денег в день тратит семья Мальцевых на электроэнергию?

3. Семья Петровых тратит в месяц на электроэнергию 15 рублей. Сколько денег на электроэнергию истратит эта семья за 3 месяца?


Загадки для вас

Лохматый пес тепло принес,

Хозяина обнимает, от стужи укрывает. (Шуба)


Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)


Я — особенная печь.

Дров во мне не надо жечь,

Но зимой квартиру грею,

Называюсь… (батарея)


О чем эти загадки? (загадки о тепле)


Игра-рефлексия «Экономить или нет» – лампочка раскрашивается красным цветом, если не надо экономить энергоресурсы. Зеленым, оранжевым, желтым если надо экономить.

Окончание

Закончилось занятие. И что же в финале?

Чему научились мы? Что мы узнали?

Что свет и энергия — это богатства.

Их нужно беречь! Ну, хотя б попытаться!

Пока над планетою солнце лучится,

И детям, и взрослым придётся учиться:

Постичь все законы и тайны Вселенной,

Секреты науки узнать современной.

Пусть взрослые тоже садятся за парты:

Ведь если — а нас на Земле миллиарды! —

Мы сможем сберечь хоть по капельке света,

То станет прекраснее наша планета!

Что такое ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ?

Это к чужому труду УВАЖЕНИЕ!

КВЕСТ – ИГРА

Энергосбережение - дело каждого для учащихся 5-11 классов


Цели и задачи:

  1. Пропаганда энергосбережения среди учащихся, формирование энергосберегающего типа мышления;

  2. Развитие интереса учеников к энергосбережению и желания к созданию новых методов экономии энергии;

  3. Расширение осознания актуальности проблемы сохранения и экономии энергии и использование полученных знаний на практике



Ход игры



Учащиеся 5-11 классов последовательно проходят 5 станций.



Первая станция «Крокодил». Учащиеся должны отгадать, как их капитан показывает загаданное слово (Свеча).


Вторая станция «Загадочный остров» или «Отгадай, что в черном ящике».

Вопрос: Уже после изобретения электрогенератора, электромотора и лампочки распространение электричества в быту тормозилось, пока в 1890 году не было изобретено необходимое устройство. Какое?

Ответ: электросчетчик.


Третья станция «Школа умников».

Учащиеся должны решить задачи на тематику энергосбережения.


  1. Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 кВт/ч, а энергосберегающая лампа — 20 кВт/ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания?

  2. А теперь давайте посчитаем, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебных кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день?

1) Для начала сосчитаем количество учебных кабинетов.

2) Сколько ламп в каждом кабинете?

3) Продолжительность всех перемен

4) Мощность 1 лампы - 20 Вт. А мощность всех ламп?

5) Какова стоимость электроэнергии исходя из тарифа:



Четвертая – «Энергоград». На данной станции ребятам необходимо составить как можно больше слов из слова: ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.


Пятая станция «Рекламный причал». Ребятам нужно составить рекламу о энергосберегающей лампе (домашнее задание)


Подведение итогов. Награждение победителей.



Исследовательская работа

«Вторичная переработка бумаги»

для учащихся 3-4 классов


Актуальность проблемы


Каждый человек - это особый мир со своими чувствами, знаниями и представлениями. Жизненно важно для него уметь передать их другим людям, своим современникам и потомкам. Вся история человечества - это история общения людей. Универсальный инструмент общения - знак, обладающий особым смыслом. С помощью знаков передают и хранят информацию. Люди постоянно открывают новые способы передачи и хранения информации. За сотни и тысячи лет в этой области было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением письменности и бумаги!

Почему не сбылись прогнозы о том, что электроника заменит бумагу? Компания «International Paper» выдвинула такое предложение: «Люди желают, чтобы доступ к информации предоставлялся не только нескольким нажатием клавиш. Они ведь желают её ещё и потрогать. К тому же они привыкли держать в руках то, что читают. Им нравится прикасаться к страницам, загибать их, делать пометки».

В настоящее время в связи с развитием бумажного производства, увеличением применения бумаги во многих различных целях для изготовления бумаги уничтожаются огромные площади леса. Остаётся все меньше зеленого массива, наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу. Кроме того, очень остро стоит экологическая проблема утилизации бумажных отходов. Около 25 % мусора в мире – это бумага.

Данная работа посвящена изучению бумаги, ее истории, свойствам, видам, а также практическому созданию бумаги из вторичного сырья.


Объект исследования

История бумаги, ее свойства, виды, технология изготовления, в том числе и в домашних условиях.


Предмет исследования

Бумага, ее вторичная переработка как решение экологической проблемы утилизации бумажных отходов.


Цель работы

Изучение свойств бумаги, ее история, технология изготовления. Самостоятельное изготовление бумаги пригодной для вторичного использования.


Гипотеза

Использование вторичного сырья сохраняет и расширяет зеленый массив, бережет деревья. Кроме того вторичная бумага, сделанная своими руками не только экономит энергетические ресурсы, но и приносит творческое вдохновение.

Задачи исследования

1) проанализировать литературу и Интернет-источники по теме истории возникновения бумаги;

2) осуществить подбор методов исследования, позволяющих подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу;

3) осуществить практическую работу по изготовлению бумаги из вторичного сырья, обработать результаты, проанализировать и сделать выводы.


Методы исследования

1) работа с литературой и Интернет-источниками;

2) создание видеоролика «Это просто, делаем вместе!»;

3) создание буклета «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге;

4) выполнение практической работы «Делаем бумагу сами», создание коллекции.


1 Теоретическое обоснование темы.

1.1 История происхождения бумаги.


Время и место изобретения бумаги точно не известны. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во втором веке до нашей эры Цай Лунем.

До III века до н.э. в Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками наподобие жалюзи и свернутых в рулон. Есть сведения, что император Цинь Шихуан каждый день взвешивал на весах 1 дань (около 50 килограммов) документов и не ложился спать до тех пор, пока все не проработает. Потом в качестве писчего материала стали использовать шелк. Только он был слишком дорог, чтобы полностью заменить громоздкие бамбуковые планки.

Около 200 года до н.э. с изобретением Мэн Тянем волосяной кисточки появилось нечто подобное на бумаге. Эту «бумагу» изготавливали из конопляных очесов, она отличалась грубой фактурой и неровной поверхностью, поэтому была мало пригодна для письма и в основном употреблялась в качестве оберточного материала. В 105 году чиновнику, ответственному за поставку к императорскому двору предметов обихода, Цай Луню, удалось усовершенствовать технологию бумагоделания. При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье, конопляные очесы и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов – он стал божественным покровителем бумажного производства – и возвели его честь храмы.

Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней благодарностью императора.

Древнейший известный образец бумажной книги – буддистская сутра «Пиюй цзин» - датируется серединой III века. К IV веку бумага в Китае стала главным материалом для письма. Техника бумагоделания была перенесена из Китая в соседнюю Корею, затем во Вьетнам, Японию и Индию. В VIII веке с ней познакомились арабы. В конце XII века крестоносцы принесли секрет ее изготовления в Германию, откуда она разошлась по всей Европе.

С X века в Китае стали изготавливать писчую бумагу из бамбука. Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Появились и изысканные сорта бумаги – например, ароматная бумага из сандаловой коры.

Уже в VIII веке китайцы пользовались туалетной бумагой. Одновременно с этим китайцы изобрели бумажные деньги.

История производства бумаги делится на два периода: производство шероховатой, мягкой, рыхлой, мохнатой бумаги, так называемой бомбицины, и производство гладкой, твердой, плотной бумаги из льняного тряпья, собственно писчей бумаги.

В XVII и XVIII вв. производство бумаги в Европе достигло значительных размеров. В Венеции, Франции и других государствах издавались декреты, запрещающие вывозить тряпье и старую бумагу. В качестве заменителей тряпья, которое стало очень дорогим, стала использоваться солома, ржи, пшеницы, овса. В Италии на одной из фабрик применялась солома конопли, в Будапеште выделывалась в большом количестве бумага высших сортов исключительно из волокон крапивы. Предлагалось также в качестве сырья для производства бумаги использовать торф, листья, мох, водоросли, рогожи, иглы сосны, ели, кедра и многое другое. В конце концов, все вытеснила целлюлоза.

Появление писчей бумаги в России относят ко времени княжения Ивана Калиты. Первая бумажная фабрика была построена в XVI веке.

В наше время большую часть бумаги делают из древесной массы и целлюлозы. Практически всем нам, так или иначе, приходится сталкиваться со сбором макулатуры. Хорошее дело придумано с целью сохранить наше зеленое богатство – лес. Не успокаиваются и ученые. Так, чтобы наши потомки смогли испытать радость общения с книгой, создаются специальные сорта бумаги, способные донести Слово через века. Подыскиваются заменители древесной массы, используя опыт прошлого. Если когда-то писали на пальмовых листьях, то почему из них нельзя сделать бумагу? Иранские инженеры решили эту проблему и выпускают бумагу из листьев финиковой пальмы. Итальянские специалисты предлагают бумагу из пластмассы. Существуют отдельные экземпляры книг, страницы которых из… морского песка. Нет предела человеческой мысли!


1.2 Что такое бумага.

Бумага – волокнистый материал, состоящий в основном из слоя специально обработанных растительных волокон, тесно переплетённых между собой и соединённых силами сцепления, возникающими между волокнами при их обработке. Бумага вырабатывается или из одних растительных волокон, или с добавлением в бумажную массу минеральных веществ (каолина, мела и др.), проклеивающих материалов (делающих бумагу мало проницаемой для чернил), красителей и других веществ, в зависимости от названия бумаги. Бумаге могут быть приданы различная механическая прочность, гладкость, любой цвет, способность впитывать воду, печатные краски и разные жидкости, водонепроницаемость и жиронепроницаемость, та или иная степень прозрачности и различные специальные свойства. По форме бумага выпускается в виде отдельных листов и непрерывной ленты (широкими рулонами или узкими бобинами).


1.3 Предназначение и виды бумаги.

Первоначально бумага предназначалась исключительно для письма и, по мере своего распространения, постепенно вытеснила применявшиеся для этой цели разнообразные материалы: древесную кору, пальмовые листья, деревянные и глиняные дощечки и др., а также пергамент и папирус, представлявшие собой до изобретения бумаги наиболее удобный и распространённый материал для письма. С развитием бумажного производства бумага стала применяться и для других целей, в первую очередь для завёртывания товаров. Кроме того, толстая бумага нашла применение и как строительный материал. Макулатура является заменителем таких видов первичного сырья и полуфабрикатов, как целлюлоза, древесная масса, бумажная масса. Используется для производства: туалетной бумаги, картонной тары, писчей бумаги, теплоизоляционного материала типа «Эковата»; бугорчатых прокладок и формованных изделий; волокнистых плит, полимернобумажных плит, теплоизоляционных плит. Волокнистые плиты из макулатуры используются для облицовки стен, потолков, перегородок жилых, производственных и складских помещений для изготовления тары, подкладки под линолеум, задней стенки мебели. В настоящее время из бумаги изготовляются различные виды тары, предметы домашнего обихода (салфетки, скатерти, занавески и пр.), детали машин, ленты для самопишущих приборов и т. д. Но основным видом применения бумаги в массовом масштабе является книгопечатание, письмо, черчение и различного рода изоляция.

Разновидности бумаги. Бумага различается по своему внешнему виду и по своим физико-механическим свойствам. Общее число выпускаемых видов бумаг, в соответствии с многообразием предъявляемых к ним требований. Такое разнообразие достигается надлежащим выбором исходных материалов и изменением условий производства, позволяющими в широких пределах менять основные показатели бумаги. В широких пределах могут колебаться и такие показатели, как гладкость, цвет, впитывающая способность, прозрачность, зольность, воздухопроницаемость и т. д.

Отдельным видам бумаги придаются специальные свойства: жиронепроницаемость, высокая пробивная напряженность, фильтрующая способность, водопрочность и др. При этом, в зависимости от требуемой механической прочности и стойкости по отношению ко всяким внешним факторам, применяются различные марки целлюлозы. Древесная масса применяется только в тех случаях, когда от бумаги не требуется высоких механических свойств, и она не предназначается для длительного пользования или хранения. Для производства бумаги широко используется также макулатура, т. е. бумага, использованная по своему назначению и возвращаемая обратно бумажной промышленности для переработки. Сюда же относятся обрезки и отходы от переработки бумаги. На фабриках по производству бумаги выпускают разные виды и состав бумаг. Вот некоторые виды бумаги, с которой мы встречаемся более часто:

  • Бумаги для печати.

  • Книжно-журнальные и репродукционные.

  • Картографические.

  • Билетная и афишная.

  • Обойные.

  • Для письма.

  • Чертёжно-рисовальные.

  • Переводные.

  • Обёрточные.

  • Предметы домашнего обихода.

  • Картонные тары.


1.4 Свойства бумаги.

Бумага материал созданный человеком. Как и любой другой материал, она имеет определённые свойства. Их нужно знать, чтобы использовать при изготовлении различных изделий. Из опыта с листом бумаги мы можем понять, какие свойства имеет бумага.

  • Бумага легко рвётся, она не прочная.

  • Бумага легко мнётся и сгибается вдоль и поперёк.

  • Мятая бумага ещё менее прочная, чем гладкая.

  • Намочив бумагу, можно убедиться, что она имеет волокнистое строение. Волокна в ней располагаются в разных направлениях.

  • При увлажнении бумаги удлиняется в поперечном направлении больше, а в продольном меньше.

  • Влажная бумага становится ещё более непрочной.


1.5 Изготовление бумаги.

Технологический процесс получения бумаги и картона складывается из механической, тепловой и химической обработки растительных волокон. Исходным материалом для производства бумаги является тряпьё – в виде старой, ношеной одежды, обрезков со швейных производств, целлюлоза, древесная масса, соломенная масса и бумажная макулатура. Целлюлоза и древесная масса поступают на бумажную фабрику с целлюлозных и древесномассивных заводов в сухом виде – в листах, в сыром – в валиках и пачках, и в жидком – с содержанием фабрик, отбросов первичной обработки льна и пеньки, старых канатов, веревок, сетей.

Производство бумаги состоит из нескольких последовательных процессов.

Приготовление бумажной массы, включающее:

а) Размол волокнистых полуфабрикатов, древесную массу обычно не размалывают, а получают необходимую степень помола;

б) Проклейку, наполнение и окраску бумажной массы с приготовлением суспензий и растворов проклеивающих веществ, наполнителей и красителей;

в) Переработку оборотного брака и макулатуры.

Перечисленные работы выполняет обычно подготовительный цех или отдел фабрики, в состав которого входят два основных отделения – рольное и минерально-клейное.

Отлив бумаги, включающий:

а) образование бумажного полотна;

б) мокрое прессование;

в) сушка;

г) первичная отделка.

Все эти процессы выполняются непрерывно и последовательно.


2 Практические исследования.

2.1 Описание практической работы: «Делаем бумагу сами».


Нам понадобится: белая писчая бумага б/у (можно использовать старые газеты), стиральный порошок, клей ПВА, миксер, кусочки разноцветной бумаги, фольги, шерстяных ниток, мелкие сухие растения, дуршлаг, миска, хлопчатобумажная ткань, доска, груз, губка, любые водорастворимые краски (гуашь, акварельные или акриловые).

Технология:

  1. Рвем бумагу на мелкие кусочки, сложим её в большую миску с водой. В воду добавим чуть-чуть стирального порошка и немного клея ПВА. Оставим всё это намокать, по меньшей мере, на 3 часа, а ещё лучше на сутки.

  2. Теперь намокшую бумажную массу нужно измельчить. Сделать это можно с помощью миксера. Стакан миксера заполняем на треть водой и дополняем его отжатой бумажной массой. Перемешиваем короткими включениями на небольших оборотах в течение 2-3 минут.

  3. Если нет миксера, перетираем массу пальцами так, чтобы получилась густая каша.

  4. В готовую массу можно добавить маленькие кусочки цветной бумаги, фольги, шерстяных ниток, сухие растения и прочее. Перелаживаем массу над раковиной в дуршлаг и даем воде стечь. Вылаживаем массу в миску и добавляем немного клея ПВА.

  5. На полу в ванной ложем большой кусок полиэтилена, на него – стопку старых газет, а на них хлопчатобумажную ткань. На ткань кладем комок бумажной массы.

  6. Разровняем массу пальцами так, чтобы она лежала ровным тонким слоем. Чем ровнее и тоньше мы её разложим, тем лучше будет бумага. Затем хлопаем по поверхности ладонью или немного покатаем скалкой.

  7. Завернем ткань так, чтобы она полностью прикрыла слой бумажной массы. Сверху положим ещё один кусок ткани и повторяем всю операцию. И так до тех пор, пока у нас не кончится масса.

  8. Получившуюся стопку (газеты, слои бумажной массы, ткань) накрываем сверху доской и ложем на неё груз. Выступившую воду собираем губкой.

  9. Всё это оставляем сушиться на ночь. Утром разворачиваем наш «бутерброд» и осторожно перекладываем готовые листочки самодельной бумаги на сухую поверхность. Подождем, пока бумага высохнет окончательно. Края бумаги ровно обрезаем.


2.2 Буклет «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге».


1. Самое большое количество бумаги производят страны: США, Канада, Финляндия, Япония, Швеция. Это логично, так как 20% населения, проживающего в наиболее индустриально развитых странах, потребляют более 85% мирового объема бумажной продукции (пресса, упаковка).

2. Исследования показывают, что бумажная промышленность находится на 4-м месте по выделению газов, вызывающих глобальное потепление.

3. Если бы в США уменьшили потребление бумаги на 10%, это сократило бы выброс парниковых газов на 1,6 миллиона тонн. Такой же эффект дало бы уменьшение автомобильного парка на 280 тысяч автомобилей.

4. Около четверти всего мусора на планете (около 25%) является бумажными отходами и бумажной продукцией.

5. Американцы получают по почте ежегодно 4 миллиона тонн различной бумаги – это более десяти килограмм макулатуры на каждого американца, включая стариков и детей. Если бы все перешли на электронные письма, это спасло бы 150 тысяч деревьев ежегодно.

6. При повторной переработке тонны бумаги сохраняется 17 деревьев.

7. Китай и Индия быстро увеличивают потребность в бумаге, но им еще далеко до промышленно развитых стран. К примеру, средний европеец потребляет ежегодно около четверти тонны бумаги, а австралиец – 130 килограмм.

8. Средняя британская семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для ее изготовления пришлось вырубить 6 деревьев.

9. Производство бумаги – сложный процесс, состоящий из семи или восьми различных технологических операций.

10. Если вторично переработать тонну бумаги, можно сэкономить 17 взрослых деревьев, 26 тысяч литров воды, 3 кубометра плодоносной земли, 240 литров горючего, 4000 киловатт-часов электричества. Только этой электроэнергии достаточно, чтобы в течение года питать среднюю семью.

11. Для вторичной переработки бумаги требуется почти в два раза меньше энергии, чем для ее первичного производства из дерева, при этом вредные выбросы уменьшаются более чем на 70%.

12. Миллион тонн бумаги занимают 14.000 железнодорожных вагонов.

13. За последние 20 лет мировое потребление бумаги увеличилось с 92 до 208 миллионов тонн в год – рост составил 126%! Появление компьютеров, различных систем электронного документооборота и прочих современных технологий эту тенденцию не изменило.

14. 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево.

15. Из тонны макулатуры можно изготовить 25 000 тетрадей.


Заключение

Если мы будем использовать вторичное сырьё для изготовления бумаги, то сохранится и расширится в природе зелёный массив. Уменьшатся площади, занятые свалками. Рециркуляция бумаги предотвратит загрязнение грунтовых вод токсичной типографской краской, остающейся после биологического разложения бумаги на свалках.

В результате проведенного исследования, мы узнали историю возникновения бумаги и её видов. Научились сами получать разные виды бумаги. Собрали коллекцию.

Все сделанное своими руками заставляет не только потрудиться, но и приносит удовлетворение от результата.

Делайте бумагу сами, и мир станет чище!



Классное родительское собрание

«Экономия и бережливость – главная задача

каждого гражданина»


Цель: привлечение внимания родителей к проблеме энергосбережения.

Задачи: формировать экономическое мышление современного человека в масштабах семьи, школы;

- доказать необходимость сбережения энергоресурсов каждым гражданином страны;

- создать памятку по энергосбережению


Оформление: выставка рисунков по теме «Береги энергию!»


Ход собрания.


Организационный момент

Приветствие родителей, создание благоприятной психологической обстановки, мотивация предстоящей деятельности.


Цитаты на доске:


Природу мы сохраним только тогда, когда эта идея овладеет умами и душами всех и каждого без исключения.

М. С. Гиляров


Рационально использовать природу – это не значит брать от неё поменьше. Это значит использовать без отбросов взятое, не брать лишнего и воспроизвести то, что можно воспроизвести…

А. А. Трофимук


Имея право разумно пользоваться дарами природы, мы не имеем права их неразумно расточать…

Д. Н. Кайгородов


Блиц-опрос по теме энергосбережения с его последующим анализом.

Родителям предлагается кратко ответить на вопросы:

1) Что такое энергосбережение?

2) Как Вы считаете, можно ли экономить дома?

3) Что Вы знаете о методах энергосбережения?


Проведение беседы по теме собрания.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о энергосбережении. В словаре дано такое определение бережливости: «Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности». Это определение непосредственным образом относится к теме нашего разговора. Что же мы понимаем под энергосбережением? Это - рациональное использование энергии. С каждым годом на бытовые нужды расходуется всё больше электроэнергии, газа, тепла, воды; в огромных масштабах растёт применение бытовой техники. Из всей потребляемой в быту энергии львиная доля - 79% идет на отопление помещений, 15% энергии расходуется на тепловые процессы (нагрев воды, приготовление пищи и т.д.), 5% энергии потребляет бытовая техника и 1% энергии расходуется на освещение.

В больших городах, десятки тонн топлива в день тратится напрасно, только из-за того, что ежедневно у нас забывают выключать десятки, тысячи осветительных приборов. То же самое происходит и с водопотреблением. Незакрытые или текущие краны, увы, не редкость. А между тем, за тепло и свет мы платим не только деньгами (что в быту, конечно, забывается), но и парниковыми газами, которые выделяются в атмосферу и оказывают влияние на климат. Энергосбережение в доме, энергосбережение в быту, в конечном итоге зависит от нас с Вами. Начнем изучение этого вопроса с самого энергоемкого оборудования – электрического отопления. Использование электроэнергии с целью отопления само по себе нерационально с учетом большой её стоимости.

Если рассмотреть тепловой баланс жилища, станет ясно, что большая часть тепловой энергии отопительной системы идет на то, чтобы перекрыть потери тепла. Они в жилище с центральным отоплением и водоснабжением выглядят так: потери из-за не утепленных окон и дверей – 40%; потери через оконные стекла – 15%; потери через стены - 15%; потери через потолки и полы – 7%. Очевидно, что использование пластиковых окон позволит значительно снизить потери. Своевременно утепляйте и обычные окна. Электроплиты стоят на втором месте по энергопотреблению, годовое потребление электроэнергии ими составляет 1200-1400 кВт.

Холодильник должен находиться в самом прохладном месте кухни подальше от батареи и плиты, желательно возле наружной стены, но ни вплотную к ней.

Настройте свой домашний компьютер на экономичный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.).

Не пренебрегайте естественным освещением: светлые занавески светлая отделка стен и потолка, чистые окна, умеренные посадки на подоконниках увеличат освещенность вашего дома.

Наиболее экономичным является принцип зонального освещения и использование ламп направленного света, настольных ламп, торшеров, бра. Обычные лампы накаливания, используемые в наших жилищах, много энергии тратят на отопление, а не на освещение. В настоящее время существует огромный выбор более совершенных источников света. Лучше использовать компактные люминесцентные энергосберегающие лампы как сравнительно недорогие и эффективные. По сравнению с лампами накаливания они имеют в 5-6 раз большую светоотдачу и в 10 раз больший срок службы – окупают свою стоимость. Привычка экономить электроэнергию – это признак разумного и современного потребителя. Энергосберегающие технологии доступны ныне каждому, используйте и получайте удовлетворение от данного процесса с минимальным расходом энергии.

Ознакомление с таблицей


Лампа


Накаливания

Энергосберегающая

LED

Мощность, Вт


60 Вт

12 Вт

5-6 Вт

Срок службы


1000 ч

10000 ч

50000 ч

Электроэнергия потребления в год


131,4 кВт/ч

26,28 кВт/ч

11 кВт/ч

Стоимость в год

(1кВт/ч – 0,1433руб.)

18,82 руб.

3,76 руб.

1,57 руб.


Ознакомление родителей с выдержками из Директивы № 3 от 14 июня 2007 г.


Всегда помните о том, что лучшее богатство—бережливость!


Читают дети:

1. Энергосбережение - проблема актуальная,

В быту, на предприятиях всегда она реальная.

И чтобы сэкономить, нам надо столько знать,

Что это не один год придется изучать!

2. Вот основные принципы энергосбережения:

Сначала оцените Вы объёмы потребления!

В период сложный, зимний, в безветренные дни

Заклей бумагой рамы оконные свои!

Почаще мой ты окна, чтоб солнышку светить –

Часть электроэнергии поможешь сохранить!

3. И в холодильник больше продуктов добавляй –

Компрессор будет реже включаться, так и знай!

Чтоб воду экономить - на счетчики смотри,

Закрой получше краны, потом спокойно спи!

4. Здесь выгода заметна со всех, с любых сторон,

Энергосбережение - это ведь закон.

Тем более возможности для этого все есть:

Энергосберегающих систем не перечесть –

Вода, тепло и топливо, электроэнергетика –

Все надо экономить. Такая арифметика!


Совместная работа детей и родителей (все присутствующие делятся на 3 команды):

- А теперь нам предстоит поработать над проектом «Мудрые советы». Каждая группа разрабатывает правила экономии:


1 группа: Экономия тепла.

2 группа: Экономия электрической энергии.

3 группа: Экономия воды


Экономия тепла. Мудрые советы (памятка)

1. Плотно закрывайте двери, чтобы дети не болели!

2. Вы откройте батареи – будет суше и теплее!

3. Экономь своё тепло: ты одень балкон в стекло. Оживут цветы под солнцем у такого вот оконца!

4. Как ещё тепло хранить? Вентиляцию прикрыть!

5. Чем шире подоконник, тем меньше тепла уходит наружу через окно. Поэтому, если вы делаете капитальный ремонт в вашей квартире, подумайте о замене подоконников.

6. Если вам позволяют финансовые возможности, заменяйте обычные окна окнами, устойчивыми к любым погодным условиям, - стеклопакетами.

7. Не оставляйте долго открытыми форточки.


Экономия электрической энергии. Мудрые советы (памятка)

1. Уходишь из дому – погаси свет!

2. Уходишь из дому – проверь, выключены ли электроприборы!

3. Чаще протирай лампочки и плафоны.

4. Устанавливайте, где возможно, энергосберегающие лампы.

5. На окнах не должно находиться много предметов, препятствующих проникновению света в помещение.

6. Если идёшь в другую комнату, выключай за собой свет.

7. Включайте компьютер тогда, когда действительно собираетесь работать.


Экономия воды. Мудрые советы (памятка)

1. Закрывай воду в кранах.

2. Не разливай воду.

3. Закрывай кран, пока ты чистишь зубы.

4. Принимай короткий душ вместо ванны.

5. Наливай в стакан воды столько, сколько выпьешь.

6. Стирай свои личные вещи не под струёй воды, а в тазике. В стиральной машине включай экономичный режим с экономией энергоресурсов при стирке.

7. Плотно закрывай кран, но не прилагай лишних усилий.


Бережное отношение человека к природе – признак высокой культуры общества.


Создание буклета «Мудрые советы. Простые правила экономии»

Собрание заканчивается просмотром детских рисунков на тему: «Береги энергию!»


Приложение 1


Как можно экономить потребление энергоресурсов и воды

7 простых советов

1. Выключать свет, когда он не нужен!

Звучит банально, но если бы все выключали…

Современные системы управления освещением работают от датчиков (движения, шума) и позволяют выключать свет, когда он не нужен;

2. Больше использовать естественное освещение.

Светлые шторы, светлые обои и потолок, чистые окна (запыленные стекла могут поглощать до 30% света!), умеренное количество цветов на подоконниках увеличат освещенность помещений и сократят использование светильников;

3. Устранить теплопотери через окна (тщательно заклеить их, либо установить современные стеклопакеты). Это позволит отказаться от дополнительного использования электрических радиаторов отопления в холодное время или снизить их использование;

4. Заменить лампы накаливания на «энергосберегающие». Компактные люминесцентные лампы («энергосберегающие») обеспечивают 4-5 кратную экономию электроэнергии (5-11 ватт вместо 60 ватт);

5. Кипятить в электрочайнике только необходимый объем воды, а не полный чайник. Включенный на 10 минут и полностью наполненный водой электрический чайник мощностью 1,5 кВт/ч увеличивает энергопотребление на 0,25 кВт/ч;

6. Не оставлять электронное оборудование в режиме ожидания. Телевизор с экраном среднего размера (с диагональю 32-40 дюймов) в режиме ожидания потребляет в месяц почти 9 кВт/ч, музыкальный центр – почти 8 кВт/ч. Зарядное устройство для мобильного телефона, включенное в розетку, даже без телефона потребляет электричество. пользуйтесь сетевыми фильтрами и отключайте их, когда устройства не нужны.

7. Настроить компьютер на экономный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.)



Игра-презентация «Теремок»

для младших школьников









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!