СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Минутное счастье Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит детям критически мыслить, анализировать, сравнивать действия повести с реальной жизнью. 

Просмотр содержимого документа
««Минутное счастье Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина».»

Тема урока «Минутное счастье Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина».

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства;

обобщить понятие «сентиментализм»;

проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма;

тренировать умения и навыки выборочного чтения, воспитывать у детей гармонию рассудка и чувства в любви, гуманное отношение к человеку.



Ход урока

1.Организационный момент.

2.Объявление темы, целей урока

3.Повторение изученного материала

Фронтальный опрос:

-Что такое сентиментализм? ( Литературное направление в литературе второй половины 18 века)

-Назовите черты сентиментализма? (Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал)

-Назовите представителей сентиментализма в литературе? (Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист

4.Обобщение и систематизация материала по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Организация исследовательской деятельности по проблематике, характеристике образов повести, выявлению позиции автора

Задания для класса:

(Детям раздаются карточки с вопросами в хаотичном порядке ).

Дети выбирают куратора группы и двух «художников». Дети располагают вопросы по логическо-тематической последовательности, распределяют докладчиков и начинают отвечать. Учитель фиксирует правильные ответы.)

Рождение великой любви

  1. Что послужило основой для создания повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?

  2. Когда Н.М.Карамзину пришла идея написания произведения?

  3. Назовите женские и мужские персонажи повести.

  4. Охарактеризуйте семью Лизы, найдите в тексте подтверждающую цитату.

  5. Как встречаются герои повести?

6.Приведите примеры цитат с повести, где показано любовь Лизы к Эрасту

(«И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека…Тут в глазах Лизы блеснула радость… Все Лизино сердце затрепетало… Но Лиза все еще сидела подгорюнившисьМечта!... Исчезла Лизина робость… Наконец, пришла она, но так невесела, что он испугался… Лиза побледнела и едва не упала в обморок… Она пришла в себя – и свет показался ей уныл и печален… С сего часа дни ее были днями тоски и горести… …могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым… Горе мне!... Сие воспоминание потрясло ее душу…»)

7.Что мы знаем о жизни Эраста? Подберите цитаты из текста.

(«доброе от природы сердце, но слабое и ветреное», «затем свое дело сделала среда», «рассеянная светская жизнь», «наполнен светскими забавами», «чтение романов»… В итоге – скука «он жаловался на судьбу свою». Отсюда жажда чистых чувств.)

8.Почему главный герой отказывается от света, светских развлечений при встрече с Лизой ?

(«Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», - думал он.)

9.Что представляет собой по сути для Эраста любовь Лизы?

(Это проверка его решения начать новую жизнь, проверка его чувств, испытание героя,.)

С одной стороны, это искренняя любовь. Он гордится их чистотой отношений, сравнивая их с прошлой жизнью. Заботится о спокойствии Лизы, умеет верно и надежно успокоить.

С другой стороны, мы видим, что отношение к любви у Эраста имеет игровую форму. Он, шутя, называет Лизу «пастушкою», говорит, что возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в дремучих лесах, как в раю.)

10.Каким выступает Эраст в конце красивой истории? (В итоге он изменяет своей клятве, в нем одерживают низкие чувства.)

11.Каково отношение автора в лице рассказчика к любви Эраста? Приведите примеры цитат с текста.

(«Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его», - говорит автор.)

12.Каковым есть поведение Эраста после гибели Лизы?

(«не мог утешиться и почитал себя убийцею», посещает ее могилу)

13.О чем это свидетельствует?

(Он приобрел способность к самооценке, раскаивается,)

14.Что открывают нам слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»? (Речь идет о душах Эраста и Лизы, которые воссоединились уже после смерти.)

15.Как вы думаете, при каком условии могло произойти примирение? (Только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений.)

Выводы по исследовательской деятельности (выступление куратора группы)

  1. Карамзин сумел показать глубину ее чувств Лизы. богатство ее души.

  2. Следствием «доброго сердца и пагубной окружающей среды есть некая двойственность Эраста в любовных отношениях.

  3. Карамзин убедительно показывает на примере жизни Эраста, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.

  4. ХУДОЖНИКИ ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЮЖЕТНЫЙ РИСУНОК НА ТЕМУ: «Тяжелый путь к воссоединению душ Эраста и Лизы»

Задания 2 группе:



  Быть или не быть счастью в любви?

(Детям раздаются карточки с вопросами в хаотичном порядке ).

Дети выбирают куратора группы и двух «художников». Дети располагают вопросы по логическо-тематической последовательности, распределяют докладчиков и начинают отвечать. Учитель фиксирует правильные ответы.)

1.Что такое, по- вашему, любовь? (Ответы учащихся)

Любовь- 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь.

Из Словаря русского языка С.И.Ожегова

2.Что такое счастье?

Счастье- 1.Чувство и состояние полного удовлетворения. 2.Успех, удача

Из Словаря русского языка С.И.Ожегова

3. Поддается ли счастье контролю? (Высказывания учащихся с приведением примеров цитат)

4. Какое счастье можно считать полным – бездумное или размеренное и мудрое?

1)Вспомним сцену счастья. Выборочное чтение эпизода полного счастья героев.

Необыкновенная дружба, которая живет только сегодняшним днем.Настоящим

2) Как вы понимаете фразу Карамзина: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». (Исполнились все желания Эраста, Лиза теперь не казалась ему непохожей на других) Что вы можете рассказать о жизни Эраста, как полюбившего и страстного юношу?

3)Должен ли присутствовать рассудок в любви?

4)Тема рассудка озвучена вначале повести. Где?

5) Эраст и Лиза жили рассудком или чувствами?

Выводы по исследовательской деятельности (выступление куратора группы)

  1. Сила всемогущей любви Лизы и Эраста в том, что они не побоялись испытать минутное счастье, ничего и никого не боясь. Чувства превозмогли все!!!!

  2.  Пример жизни Эраста предупреждает нас о том, что рассудок нужно иметь всегда!!!

3.Миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен, - это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.

4.ХУДОЖНИКИ ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЮЖЕТНЫЙ РИСУНОК НА ТЕМУ: «Рассудок и безумство любви Эраста и Лизы»

Задания 3 группе. ВОЛШЕБСТВО И СИЛА ЗАГАДОЧНОЙ ПРИРОДЫ

Исследовательская работа учителя с детьми.

Задача №1.

По словам Карамзина, в природе есть высшие силы, которые по своему наказывают главных героев: Лизу за то, полюбила бездумно, обрекла себя фактически на гибель. Эраста за то, что не сдержал слова клятвы, данные Лизе, уничтожил себя морально. В каком образе представлены высшие силы?

Слово учителя. Великая сила природы у Карамзина очень многогранна, по отношению к человеку: она может сочувствовать ему, может одобрять его или наказывать, способна предупредить его об опасности и вдруг стать врагом. Любой человек может жить в гармонии с Природой , но в один миг может превратиться в жертву злых сил.

-В одном из эпизодов Лиза держит в руках ландыши.Что это обозначает?

-Почему она бросает их в Москву-реку?

-Иногда Природа предупреждает юную героиню. Когда?

Зачитайте эти эпизоды.

-Природа разделяет радость вместе с Лизой. Лиза любит и любима. Подтвердите это цитатами.

-Природа вместе с Лизой в тот момент, когда она почувствовала беду». Где?

-Выборочное чтение эпизодов повести

-А шагает ли природа в ногу по жизни с Эрастом?

Подтвердите свой ответ цитатами.

Выводы по исследовательской деятельности:

Можем смело утверждать, что природа в повести всегда рядом с Лизой.

Ландыши, утро, солнце, гроза, молнии, дождь,— все принимает участие в радостях и печалях Лизы, все говорит о идеальных отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие и жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

Задание 4 группе

Образ Автора, его позиция.

Выборочное чтение начала повести

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада... Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну, туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою».

-Какое чувство вызывают у вас эти строки? Что чувствует автор?

-Каковым есть отношение автора к своим героям?

(Автор- человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой.

Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку).

Выводы по нравственной проблематике повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Какие нравственные уроки Карамзина достойны вашего внимания?

1. Все герои, стиль повести помогают нам понять отношение автора как высокогуманное. Создавая свою повесть, Карамзин соединил «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.

По обьему провесть Карамзина небольшая, но в ней автор смог воспеть любьовь, как чувство, которое способно научить летать человеческую душу, проверить испытанием и заново заставить родиться. Автор пропагандирует гармонию рассудка и чувств любви.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Выполнение задания опросника ДА -НЕТ по цитатам повести «Бедная Лиза»

Обобщение( АКТИВНАЯ РАБОТА УЧЕНИКОВ С УЧИТЕЛЕМ)

1.Какие черты сентиментализма проявляются в повести Н.М.Карамзина, живописи, музыке?(Дети отвечают цепочкой по принципу «продолжи предложение»)

2.Каким урокам нравственности учат нас произведения искусства?

(Дети отвечают цепочкой по принципу «продолжи предложение»)



Рефлексия

Чем мы занимались на уроке?

К каким выводам мы пришли, прочитав повесть Карамзина?

Что мы узнали нового о произведениях живописи, музыки?

Какие нравственные уроки для себя извлекли?

Проще работать в группе или индивидуально?

Кому было трудно на уроке? Почему?

Что нужно сделать, чтобы на уроке было комфортно каждому?

Оценивание учебной деятельности учащихся.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Кураторам групп задается задание нарисовать сюжет повести по методике ЭЙДОТЕХНИКИ, представить и защитить на следующем уроке, как повтор и обобщение.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!