Исследовательские проекты учащихся – популярный сегодня прием освоения и закрепления учебного материала. Плюсами такого вида деятельности являются: познавательная активность школьников, расширение арсенала исследовательских приемов, развитие творческих способностей. Но внеурочные исследовательские проекты имеют и ряд минусов:
- они увеличивают время выполнения домашнего задания, что является нарушением всех санитарных норм (проекты по разным предметам обрушиваются на голову ребенка как из «рога изобилия», ведь каждый учитель хочет быть современным и «продвинутым»);
- трудно определить насколько это самостоятельный труд школьника, а не «домашнее задание» родителей (которые из жалости бросаются помогать своим чадам);
- не получив опыт исследовательской работы на уроке, ученик часто допускает ошибки при поиске и обработке информации.
Разрешить эти проблемы могут микро-проекты на уроке. Они способствуют усвоению арсенала исследовательских приемов под руководством учителя, экономят время и помогают детям работать в команде. Осуществлять микро-проекты в пятом классе лучше через деловую игру, имитирующую реальную рабочую обстановку.
Универсальные учебные действия это набор знаний, умений и навыков, которые учащиеся могут применять не только при изучении всех учебных предметов, но и во взрослой жизни. Умение работать в команде, находить общее решение, планировать свою деятельность – все это универсальные, жизненно необходимые умения.
Отсутствие связи учебных занятий с повседневной жизнью – главный упрек, который бросало общество старой системе образования. Преодолеть эту «пропасть» помогают игровые уроки, где учащиеся могут попробовать себя в роли избирателей, журналистов, рекламных агентов, учителей и т.д.
Я хочу предложить вашему вниманию урок «Редакция газеты». Весь класс издает газету на тему «Древняя Ассирия», «Школа в древнем мире», «Религия Древней Греции» и т.д. Учащиеся делятся по группам, и каждая группа создает свой листок этой газеты. В конце урока листы сшиваются и получается готовый продукт, который можно передать в параллельный класс в качестве учебного пособия. Учащиеся учатся выполнять редакционные задания, сортировать информацию.
При такой организации урока развиваются следующие УУД. Метапредметные УУД:
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде проекта – газетной статьи.
Коммуникативные – работать в команде, распределять обязанности, излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
Предметные УУД – ознакомление с материалом по истории Ассирийской державы, усвоение основных понятий темы.
Личностные УУД - уважение к прошлому, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.
Межпредметные связи: анализ письменных источников (+ литература), работа с картой (+география), создание иллюстраций, дизайн статьи (+ изобразительное искусство).
Создание на уроке иллюзии «рабочего места» помогает повысить мотивацию школьников, помочь им увидеть, что нет бесполезных знаний, все они пригодятся во взрослой жизни.
Просмотр содержимого документа
«Микро-проекты на уроках истории в 5 классе в рамках реализации ФГОС.»
Микро-проекты на уроках истории в 5 классе в рамках реализации ФГОС.
Жданова Т.В.
учитель ВВК
истории и обществознания
МБОУ гимназии № 7
им. Воронцова В.М.
Исследовательские проекты учащихся – популярный сегодня прием освоения и закрепления учебного материала. Плюсами такого вида деятельности являются: познавательная активность школьников, расширение арсенала исследовательских приемов, развитие творческих способностей. Но внеурочные исследовательские проекты имеют и ряд минусов:
- они увеличивают время выполнения домашнего задания, что является нарушением всех санитарных норм (проекты по разным предметам обрушиваются на голову ребенка как из «рога изобилия», ведь каждый учитель хочет быть современным и «продвинутым»);
- трудно определить насколько это самостоятельный труд школьника, а не «домашнее задание» родителей (которые из жалости бросаются помогать своим чадам);
- не получив опыт исследовательской работы на уроке, ученик часто допускает ошибки при поиске и обработке информации.
Разрешить эти проблемы могут микро-проекты на уроке. Они способствуют усвоению арсенала исследовательских приемов под руководством учителя, экономят время и помогают детям работать в команде. Осуществлять микро-проекты в пятом классе лучше через деловую игру, имитирующую реальную рабочую обстановку.
Универсальные учебные действия это набор знаний, умений и навыков, которые учащиеся могут применять не только при изучении всех учебных предметов, но и во взрослой жизни. Умение работать в команде, находить общее решение, планировать свою деятельность – все это универсальные, жизненно необходимые умения.
Отсутствие связи учебных занятий с повседневной жизнью – главный упрек, который бросало общество старой системе образования. Преодолеть эту «пропасть» помогают игровые уроки, где учащиеся могут попробовать себя в роли избирателей, журналистов, рекламных агентов, учителей и т.д.
Я хочу предложить вашему вниманию урок «Редакция газеты». Весь класс издает газету на тему «Древняя Ассирия», «Школа в древнем мире», «Религия Древней Греции» и т.д. Учащиеся делятся по группам, и каждая группа создает свой листок этой газеты. В конце урока листы сшиваются и получается готовый продукт, который можно передать в параллельный класс в качестве учебного пособия. Учащиеся учатся выполнять редакционные задания, сортировать информацию.
При такой организации урока развиваются следующие УУД. Метапредметные УУД:
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде проекта – газетной статьи.
Коммуникативные – работать в команде, распределять обязанности, излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
Предметные УУД – ознакомление с материалом по истории Ассирийской державы, усвоение основных понятий темы.
Личностные УУД - уважение к прошлому, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.
Межпредметные связи: анализ письменных источников (+ литература), работа с картой (+география), создание иллюстраций, дизайн статьи (+ изобразительное искусство).
Создание на уроке иллюзии «рабочего места» помогает повысить мотивацию школьников, помочь им увидеть, что нет бесполезных знаний, все они пригодятся во взрослой жизни.